Программы внеурочной деятельности «Марафон знаний», «Я – исследователь».
календарно-тематическое планирование по теме

Таминдарова Линиза Мадисовна

программы внеурочной деятельности «Марафон знаний», «Я – исследователь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marafon_znaniy.doc86.5 КБ
Файл programma_vneurochki_.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

     

Программа внеурочной деятельности 

 «Марафон знаний»

                                                                   


                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по предметам. Организация курса «Марафон знаний» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.

Вся работа по данной программе направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:

- позитивной мотивации к учению;

- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;

- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.

Реализация программы осуществляется через дистанционные олимпиады, творческие конкурсы и приведёт к решению самых актуальных проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию навыка саморазвития, самовоспитания личности.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

способствовать созданию условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребёнка, преобразование ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к учебным предметам.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к учебным предметам;

- расширение кругозора учащихся в различных областях;

-  обучение приемам логического мышления;

- развитие внимания, мышления, воображения, памяти;

- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ,  обеспечивающими реализацию программы, являются:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

- создание условий для успешности каждого ребёнка;

- доброжелательный психологический климат на занятиях;

- деятельный подход к организации учебно-воспитательного  процесса;

- подбор методов целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

- доступность;

- оптимальное сочетание форм деятельности;

- практическая направленность.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Методической особенностью организации внеклассной деятельности учащихся по  курсу «Марафон знаний» является новая современная образовательная технология. Эта технология представляет собой  совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.

Всё действие в процессе работы проходит в диалоге: « учитель – ученик». Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.

Характерной особенностью данной программы является занимательность изложения материала по содержанию и по форме.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

         - эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

-викторина;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа;

- самостоятельная работа;

-  турниры, олимпиады.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Использование современных образовательных  технологий  позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.                                   Занятия проводятся на добровольных началах с учётом склонностей ребят, их возможностей и интересов.

Курс рассчитан на 33 ч, 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий от 20 до 35 минут, что обусловлено психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение ориентироваться в пространстве;
  • умение самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи различного уровня сложности;
  • умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
  • умение последовательно рассуждать, доказывать;
  • успешное выступление на олимпиадах, в играх, конкурсах;
  • успешное усвоение учебного материала на уроках.

            ОЦЕНКА  УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ  на занятиях должна отличаться от привычной системы оценивания на уроке. Можно выделить следующие формы контроля:

- различные упражнения в устной и письменной форме;

- соревнования;

- дистанционные олимпиады олимпиады;

- тестирование;

- рефлексия;

- самоконтроль, используя схему

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       

       Содержание курса обеспечивает преемственность с программой по предметам учебного курса УМК « Начальная школа 21 век», ведущая целевая установка которой – обеспечение современным образованием младших школьников в контексте требований ФГОС, одновременно включая новые элементы, материал занимательного и творческого характера.

      Содержание курса представлено 3 предметными областями: русский язык, математика и литературное чтение.

      Итоговое занятие проводится в форме «марафона» знаний, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название мероприятия

Сроки

Участники

Адрес

1-я четверть

Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Быстрый раунд.

1-4 класс

http://cerm.ru

Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Умный раунд.

1-4 класс

http://cerm.ru

Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Смелый раунд.

1-4 класс

http://cerm.ru

«Познание и творчество»  Осенний тур

Сентябрь - ноябрь

1-4 класс

http://www. future4you.ru

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Математика. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Русский язык. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Окружающий мир. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Чтение. 1-й тур.

Октябрь – ноябрь

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/

«Первые шаги» (метапредметная олимпиада для 1 классов)

9-14 октября

1 класс

http://www.nic-snail.ru/

 «Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 2-4 классов)

15-18 октября

2-4 класс

http://www.nic-snail.ru/

2-я четверть

Международный дистанционный конкурс «Эму – специалист» (по предметам расписать)

Прием заявок – декабрь 2014г.

1-4 класс

http://cerm.ru

«Познание и творчество»  зимний тур

Декабрь – февраль

1-4 класс

http://www. future4you.ru

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 2-й тур.

декабрь – февраль

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/

Предметные олимпиады центра «Снейл» (2-й тур)

13-18 ноября  - математика

19-22 ноября  - ОБЖ

28 ноября – 15 декабря – русский язык

24-28 декабря «Мое генеалогическое дерево»

1-4 класс

http://www.nic-snail.ru/

3-я четверть

Международный дистанционный конкурс «Эму – специалист»

Проведение: февраль – март 2014г.  

1-4 класс

http://cerm.ru

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта.   3-й тур

Март

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/

 «Первые шаги» (метапредметная олимпиада для 1 классов)

22-28 января

1 класс

http://www.nic-snail.ru/

Предметные олимпиады центра «Снейл» (3-й тур)

27 января – 2 февраля - русский язык

27 января – 2 февраля  - логика

10-16 февраля  - природоведение

1- 4 класс

http://www.nic-snail.ru/

4-я четверть

«Познание и творчество»  весенний тур

Март – май

1-4 класс

http://www. future4you.ru

Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 4-й тур.

Апрель

1-4 класс

http://vot-zadachka.ru/

Всероссийская олимпиада «Культура речи»

8-14 апреля  

1- 4 класс

http://www.nic-snail.ru/

Всероссийский интеллектуальный метапредметный турнир 1-классников, 2-классников, 3-классников, 4-класссников

14-20 апреля

1- 4 класс

http://www.nic-snail.ru/

«Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 1-4 классов)

22-25 апреля

1- 4 класс

http://www.nic-snail.ru/

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • расширение возможностей для творческого развития личности учащегося,  реализация его интересов;
  • рост личностных достижений;
  • создание атмосферы успеха;
  • установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;
  • накопление опыта творческой деятельности;
  • участие в олимпиадах по русскому языку, математике, чтению.
  • активное участие в предметных неделях .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
  2. Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
  3. Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Академия Холдинг, 2000.
  4. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики. Волгоград: Учитель. 2003.
  5. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в начальной школе. – М.:Илекса, 2002.
  6. Сухин И.Р. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
  7. Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – М.: Владос, 2000.
  8. Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.


Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Я - исследователь»   для учащихся 1-4 классов (в условиях реализации ФГОС).

Выполнила:

Таминдарова Линиза Мадисовна

учитель начальных классов

МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска

Пояснительная записка

        Внеурочная деятельность является составной частью образовательного  процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

        Программа соответствует основным требования ФГОС в части организации внеурочной деятельности,  учитывает содержание нормативно-правовых документов федерального уровня:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);  
  • Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст России
    от 04 февраля 2011 г. N 19707).
  • Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст России
    от 12 декабря 2011 г.     N 22540).
  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июля 2011г. №85 (зарегистрированы министерством юстиции РФ 15 декабря 2011г., регистрационный номер №22637);
  • Программа развития воспитательной компоненты (письмо Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года №ИП – 352/09)
  • Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования".  «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» (приложение к письму №03-296).

        Программа разработана с учетом основных задач образования в ХМАО-Югре, изложенных в следующих нормативных документах:

  • Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 года №68-оз.
  • Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
  • Концепция  развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
  • Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  • Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
  • Письмо ДОиМП ХМАО- Югры от 22  августа 2014 г. № 10-Исх-7869 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях  ХМАО– Югры в 2014-2015 учебном году».

        Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 29.08.2014 года № 407, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы.  Содержание дополнительной образовательной программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями. Специфика кадетской школы отражена в реализации социальных практик, в презентации индивидуальных проектов на базе школьного историко-краеведческого музея, в участии в региональных и всероссийских конкурсах исследовательских работ проектов(очные и дистанционные).

Программа педагогически целесообразна, так как предоставляет учащимся условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, познавательной активности школьников, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, создает условия для реализации индивидуальных и коллективных, социальных и творческих проектов и исследовательских работ младшими школьниками, формирует основные социальные, нравственные и культурные ценности.

Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения эффективности обучения, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. Современный ученик должен сегодня не только уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание [1] От того, как школьник может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Именно исследовательские работы и проектная деятельность  позволяют воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивают творческие начала и умственные способности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской  и проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.

         Проектная деятельность создает условия для работы с семьёй, общения детей и взрослых, их самовыражения, развития творческих способностей.

        Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы.

Цель и задачи программы внеурочной деятельности:

Цель: создание условий для освоения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы духовно-нравственных ценностей, создание условий для успешного освоения основ исследовательской и проектной деятельности младшими школьниками.

Задачи:

  1. Формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
  2. Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
  3. Реализация социальных практик совместно с социальными партнерами: детский сад «Дюймовочка», реабилитационный центр «Детство».
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
  5. Развитие позитивного отношения к базовым общечеловеческим  ценностям – человек, семья, Отечество, природа, мир, культура, искусство.

В основу программы проектной деятельности были положены следующие принципы:

  • принцип системности – реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;
  • принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
  • принцип увлекательности – является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
  • принцип успешности – степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру; если ученик будет видеть. Что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активе и успешен;
  • принцип междисциплинарной интеграции (литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир);
  • принцип совместной деятельности детей и взрослых – привлечение родителей и детей на всех этапах проектной деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей младших школьников.

В соответствии с особенностями младшего школьного возраста, а также с целью учета требований ФГОС в основу программы положен системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» предназначена для учащихся начальной школы и направлена на формирование способностей осознания целей исследовательской и проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение. Исследовательская и проектная деятельности в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы исследовательской проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • способность к самоорганизации деятельности по решению учебных задач;
  • умение строить последовательность своих действий;
  •  способность проверки адекватности совершённых действий требованиям задачи.

Использование современных образовательных технологий.

Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» основана на ведущей технологии – проблемно-поисковой технологии  (метод проектов). Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования) В качестве ведущих методов обучения также используются проблемные, исследовательские , эвристические методы.

Программа предусматривает использование следующих современных форм проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Программа предусматривает использование современных учебных материалов:

  • Журналы «Знание и сила», «Наука и жизнь», «Наука в фокусе», «Юный натуралист».
  • Словари (Академия наук), энциклопедии.
  • Сайты «Волшебный сундучок», «Академия Хана», «Лига Нано»

Современные оценочные средства:

  • Диагностика (предварительная, итоговая).
  • Мониторинг.
  • Анкетирование.
  • Конкурс проектов (очные и дистанционные).
  • Дидактические игры.

Социальные партнеры:

  • МБУК «Городская библиотека»  (подбор репертуара, виртуальные экскурсии).
  • Дом детского творчества (совместное творчество)
  • Детский сад «Дюймовочка»
  • Реабилитационный центр «Детство»

Место дополнительной образовательной программы «Я - исследователь» в плане внеурочной деятельности МБОУ «СОКШ №4» (образовательная программа школы).

Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю.

1 год обучения – 33 часа

2 год обучения – 34 часа

3 год обучения – 34 часа

4 год обучения – 34 часа

Итого – 135 часов. Из них 34 часа – теоретические занятия, 93 часа – практические занятия, 8 часов – контроля и диагностики.

Программа рассчитана на детей 7-11 лет.

Содержание программы внеурочной деятельности «Я - исследователь».

1 год обучения

Самостоятельная исследовательская практика  в первом классе не предусмотрена. Выполняются коллективные творческие дела под руководством педагога. Привлекаются родители для выполнения мини- проектов. Экскурсии в библиотеку и в музей как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Коллективные игры – исследования. Выставки творческих работ.

2 год обучения

Учимся задавать вопросы; пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль. Учимся составлять план для выполнения задания (алгоритм). Задания для развития исследовательских способностей. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей. Знакомство с понятием «проблема».

3 год обучения

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Практические занятия «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное». Учимся отбирать необходимые знания из большого объёма информации; формулировать простые выводы на основе двух-трех опытов. Индивидуальные консультации для родителей.

4 год обучения

Решаем самостоятельно творческие задания, усложняя их. Разработка творческих и исследовательских проектов на интересующие темы по алгоритму. Проекты выполняются при помощи педагога и родителей. Учимся составлять презентацию к проекту. Выступления с проектом перед одноклассниками, перед учащимися школы.

Тематический план программы внеурочной деятельности  для учащихся 4 класса

№ п\п

Тема

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Диагностика знаний по исследовательской проектной деятельности

1

Сообщения о летних самостоятельных исследованиях и наблюдениях.

Планирование индивидуальной исследовательской работы

2

Ведение «Дневника юного исследователя».

Организация коллективной исследовательской работы  

1

Анкетирование

Постановка темы, проблемы, цели и планирование задач самостоятельного исследования.

2

Упражнения в формулировке темы, проблемы, цели, задач.

Выдвижение гипотез. Логические выводы.

1

Дидактические игры.

Поиск информации.

2

Отбор необходимой научной литературы.

Индивидуальные консультации.

3

Работа по подготовке собственного проекта.

Создание социально ориентированного проекта

4

Посещение детского сада «Дюймовочка», реабилитационного центра «Детство»

Создание творческого проекта

2

Праздничные открытки, новогодние игрушки

Создание проекта «Коренные жители нашего округа»

3

Виртуальная экскурсия.

Создание социально-ориентированного проекта «День Победы»

2

Участие в школьном проекте «Рассвет победы». Поздравление ветеранов.

Анализ коллективной исследовательской работы

2

Подготовка к защите учебно -  исследовательской работы

Публичное представление проектов

2

Защита  коллективного проекта

Публичное представление проектов

4

Защита индивидуальных самостоятельных проектов

Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

2

Итоговая диагностика

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Я - исследователь»

Основной результат – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Личностные:

1.Формирование  основ  государственной идентичности,  чувства  гордости  за  свою  Родину,  многонациональный  народ.

2.Формирование целостного,  социально ориентированного  взгляда на  мир в  его  

органичном  единстве и  разнообразии  природы.

3.Формирование  уважительного  отношения  к  мнению  взрослых  и  сверстников

и  навыков  сотрудничества.

4.Осознание роли исследований в познании окружающего мира .

5.Развитие  самостоятельности  и    личной    ответственности  за    выполнение  

начатого  дела,  пользуясь  различными  источниками  информации

6.Формирование  установки  на  безопасный  здоровый  образ  жизни,  наличие  

мотивов  к  творческому  труду,  работе  на  результат,  бережному  отношению  

к    окружающему  миру,  стремления    использовать    полученные  

исследовательские  способы в  основном  учебном процессе  и  повседневной  

практике взаимодействия  с окружающим  миром

Метапредметные :

1.Овладение  способностью    принимать  и    сохранять    цели    и  задачи  

исследовательской  деятельности,  поиска  средств  её  осуществления

2.Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера

3.Формирование    умения    планировать,    контролировать    и    оценивать    в  

соответствии  с  поставленной  целью и условиями  её  реализации,  определять  

наиболее  эффективные  приёмы.

4.Использовать    знаково-символические  средства    представления  информации,  

модели,  графики.

5.Овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа,  синтеза,  обобщения,  

классификации    по    родовидовым    признакам,    установления    причинно-

следственных  связей  и  аналогий,  построения  рассуждений при  проверке гипотез и формулировке  выводов, соотнесения  с  известными  понятиями.

Предметные:

1.Понимание  особой  роли  исследований  в  учебной  и  практической  деятельности.

2.Осознание  целостности  окружающего  мира,  освоение  основ  экологической  

грамотности  и норм  поведения  в  природной  и  социальной  среде.

3.Освоение доступных  способов  изучения  природы  и  общества (наблюдение,  

запись,  измерение,  опыт,  сравнение,  классификация и др.)

4.Принятие  и  осознание  правил юного исследователя

Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся через взаимодействие в малых группах, игры драматизиции, этюды-драматизации и активную шефскую деятельность (подготовка и проведение спектаклей, композиций и игр для младших школьников и дошкольников).

Реализация программы способствует созданию развивающей образовательной среды школы – ее игровой и творческой составляющей.

Список использованной литературы:

  1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – Москва: «Просвещение», 2011.
  2. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –Самара: Учебная литература, 2011.
  3. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. –М.: Академия, 2005.
  4.  Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. –Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010.
  6. Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011.

Электронные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия  для детей.[Электронный ресурс]          http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
  2. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  3. А.Ликум - Детская энциклопедия.  [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
  4. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  5. Большая Детская энциклопедия. Русский язык.  [Электронный  ресурс] http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
  6. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  7. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
  8. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Я-исследователь"

Данный материал содержит пояснительную записку к  программе "Я-исследователь", созданной на основе методики А.И.Савенкова, учебно-тематический план для каждого класса 1-4, УУД, ожидаемые результа...

Программа внеурочной деятельности познавательного направления «Мы – исследователи»

Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.Задачи:● создавать условия для развития ребёнка;● формировать ценностные от...

рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)

Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...

Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп знаний

Данная программа позволит расширить знания учащихся по русскому языку и  математике, обобщить полученные знания и применять их в практической ситуации....

Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь»

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.        Задачи программы:ü формировать представление об исслед...

Программа внеурочной деятельности «Младший школьник - юный исследователь»

Программа внеурочной деятельности «Младший школьник - юный исследователь» с методическими рекомендациями 1-4 классы, для внеурочной деятельности Используется во внеурочной деятельности с 1...

Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской "Я - исследователь" для 2 класса

Данная программа разработана для работы по учебному пособию Т.А. Корневой и О.А. Корнева "Проектная мастерская" издательства "Просвещение", 2020г....