Программы внеурочной деятельности «Марафон знаний», «Я – исследователь».
календарно-тематическое планирование по теме
программы внеурочной деятельности «Марафон знаний», «Я – исследователь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marafon_znaniy.doc | 86.5 КБ |
programma_vneurochki_.docx | 46.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности
«Марафон знаний»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. Это ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Для начальной школы на данном этапе развития общества приоритетным является формирование мотивации учения, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании. Развитие любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроке, так и во внеклассной работе по предметам. Организация курса «Марафон знаний» – это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности.
Вся работа по данной программе направлена на формирование личностных познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий:
- позитивной мотивации к учению;
- умений определять цели и составлять планы выполнения заданий;
- умений слушать и понимать речь друг друга и т.д.
Реализация программы осуществляется через дистанционные олимпиады, творческие конкурсы и приведёт к решению самых актуальных проблем образования: вовлечение обучаемых в серьёзную самостоятельную деятельность, которая будет способствовать формированию навыка саморазвития, самовоспитания личности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
способствовать созданию условий для поддержки и развития творческой индивидуальности, интеллектуальной и исследовательской активности ребёнка, преобразование ее в особую познавательную модель отношения к миру знаний, проявляющуюся в стойких личностных интересах к учебным предметам.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к учебным предметам;
- расширение кругозора учащихся в различных областях;
- обучение приемам логического мышления;
- развитие внимания, мышления, воображения, памяти;
- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.
ОСНОВНЫМИ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ, обеспечивающими реализацию программы, являются:
- учёт возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- создание условий для успешности каждого ребёнка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- доступность;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- практическая направленность.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребёнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методической особенностью организации внеклассной деятельности учащихся по курсу «Марафон знаний» является новая современная образовательная технология. Эта технология представляет собой совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.
Всё действие в процессе работы проходит в диалоге: « учитель – ученик». Учитель выступает в качестве информатора, инструктора, организатора, аналитика, советника, консультанта, равноправного участника, наблюдателя.
Характерной особенностью данной программы является занимательность изложения материала по содержанию и по форме.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:
- эвристическая беседа;
- интеллектуальная игра;
-викторина;
- практикум по решению задач повышенной сложности;
- творческая работа;
- самостоятельная работа;
- турниры, олимпиады.
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.
Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Занятия проводятся на добровольных началах с учётом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Курс рассчитан на 33 ч, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий от 20 до 35 минут, что обусловлено психофизиологическими особенностями младшего школьного возраста.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- умение ориентироваться в пространстве;
- умение самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи различного уровня сложности;
- умение проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки;
- умение последовательно рассуждать, доказывать;
- успешное выступление на олимпиадах, в играх, конкурсах;
- успешное усвоение учебного материала на уроках.
ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ на занятиях должна отличаться от привычной системы оценивания на уроке. Можно выделить следующие формы контроля:
- различные упражнения в устной и письменной форме;
- соревнования;
- дистанционные олимпиады олимпиады;
- тестирование;
- рефлексия;
- самоконтроль, используя схему
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание курса обеспечивает преемственность с программой по предметам учебного курса УМК « Начальная школа 21 век», ведущая целевая установка которой – обеспечение современным образованием младших школьников в контексте требований ФГОС, одновременно включая новые элементы, материал занимательного и творческого характера.
Содержание курса представлено 3 предметными областями: русский язык, математика и литературное чтение.
Итоговое занятие проводится в форме «марафона» знаний, который поможет проверить знания и умения детей, покажет, как дети умеют рассуждать и доказывать.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название мероприятия | Сроки | Участники | Адрес | ||
1-я четверть | ||||||
Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Быстрый раунд. | 1-4 класс | |||||
Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Умный раунд. | 1-4 класс | |||||
Международный дистанционный конкурс «Эму – эрудит». Смелый раунд. | 1-4 класс | |||||
«Познание и творчество» Осенний тур | Сентябрь - ноябрь | 1-4 класс | http://www. future4you.ru | |||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Математика. 1-й тур. | Октябрь – ноябрь | 1-4 класс | ||||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Русский язык. 1-й тур. | Октябрь – ноябрь | 1-4 класс | ||||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Окружающий мир. 1-й тур. | Октябрь – ноябрь | 1-4 класс | ||||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. Чтение. 1-й тур. | Октябрь – ноябрь | 1-4 класс | ||||
«Первые шаги» (метапредметная олимпиада для 1 классов) | 9-14 октября | 1 класс | ||||
«Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 2-4 классов) | 15-18 октября | 2-4 класс | ||||
2-я четверть | ||||||
Международный дистанционный конкурс «Эму – специалист» (по предметам расписать) | Прием заявок – декабрь 2014г. | 1-4 класс | ||||
«Познание и творчество» зимний тур | Декабрь – февраль | 1-4 класс | http://www. future4you.ru | |||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 2-й тур. | декабрь – февраль | 1-4 класс | ||||
Предметные олимпиады центра «Снейл» (2-й тур) | 13-18 ноября - математика 19-22 ноября - ОБЖ 28 ноября – 15 декабря – русский язык 24-28 декабря «Мое генеалогическое дерево» | 1-4 класс | ||||
3-я четверть | ||||||
Международный дистанционный конкурс «Эму – специалист» | Проведение: февраль – март 2014г. | 1-4 класс | ||||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 3-й тур | Март | 1-4 класс | ||||
«Первые шаги» (метапредметная олимпиада для 1 классов) | 22-28 января | 1 класс | ||||
Предметные олимпиады центра «Снейл» (3-й тур) | 27 января – 2 февраля - русский язык 27 января – 2 февраля - логика 10-16 февраля - природоведение | 1- 4 класс | ||||
4-я четверть | ||||||
«Познание и творчество» весенний тур | Март – май | 1-4 класс | http://www. future4you.ru | |||
Предметные олимпиады и творческие конкурсы Центра развития мышления и интеллекта. 4-й тур. | Апрель | 1-4 класс | ||||
Всероссийская олимпиада «Культура речи» | 8-14 апреля | 1- 4 класс | ||||
Всероссийский интеллектуальный метапредметный турнир 1-классников, 2-классников, 3-классников, 4-класссников | 14-20 апреля | 1- 4 класс | ||||
«Вундеркинд» (метапредметная олимпиада для 1-4 классов) | 22-25 апреля | 1- 4 класс |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов;
- рост личностных достижений;
- создание атмосферы успеха;
- установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества;
- накопление опыта творческой деятельности;
- участие в олимпиадах по русскому языку, математике, чтению.
- активное участие в предметных неделях .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Издательство “Первое сентября” - 2004 г.
- Дьячкова Г.Т. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград. Издательство “Учитель”, 2007 г.
- Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, Академия Холдинг, 2000.
- Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики. Волгоград: Учитель. 2003.
- Левитас Г.Г. Нестандартные задачи на уроках математики в начальной школе. – М.:Илекса, 2002.
- Сухин И.Р. Занимательные материалы: Начальная школа – М.: ВАКО, 2004.
- Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. – М.: Владос, 2000.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии.- М., 1991.
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности социально-педагогической направленности «Я - исследователь» для учащихся 1-4 классов (в условиях реализации ФГОС).
Выполнила:
Таминдарова Линиза Мадисовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью образовательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Программа соответствует основным требования ФГОС в части организации внеурочной деятельности, учитывает содержание нормативно-правовых документов федерального уровня:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);
- Приказ Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст России
от 04 февраля 2011 г. N 19707). - Приказ Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюст России
от 12 декабря 2011 г. N 22540). - СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 июля 2011г. №85 (зарегистрированы министерством юстиции РФ 15 декабря 2011г., регистрационный номер №22637);
- Программа развития воспитательной компоненты (письмо Министерства образования и науки от 13 мая 2013 года №ИП – 352/09)
- Методическое письмо МО РФ № 03-296 от 12 мая 2011 года "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования". «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» (приложение к письму №03-296).
Программа разработана с учетом основных задач образования в ХМАО-Югре, изложенных в следующих нормативных документах:
- Закон ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 года №68-оз.
- Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
- Концепция развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.
- Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 30.06.2010 №481 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
- Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06. 2012 №4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
- Письмо ДОиМП ХМАО- Югры от 22 августа 2014 г. № 10-Исх-7869 «Об организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях ХМАО– Югры в 2014-2015 учебном году».
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с основной образовательной программой МБОУ «СОКШ №4», утвержденной приказом от 29.08.2014 года № 407, учитывает основные требования данной программы, отражает специфику кадетской школы. Содержание дополнительной образовательной программы отвечает миссии МБОУ «СОКШ №4»: наряду с обеспечением реализации федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных особенностей, обеспечить формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, чувством патриотизма и ключевыми компетентностями. Специфика кадетской школы отражена в реализации социальных практик, в презентации индивидуальных проектов на базе школьного историко-краеведческого музея, в участии в региональных и всероссийских конкурсах исследовательских работ проектов(очные и дистанционные).
Программа педагогически целесообразна, так как предоставляет учащимся условия для проявления и развития индивидуальных творческих способностей, познавательной активности школьников, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, создает условия для реализации индивидуальных и коллективных, социальных и творческих проектов и исследовательских работ младшими школьниками, формирует основные социальные, нравственные и культурные ценности.
Актуальность программы обусловлена необходимостью повышения эффективности обучения, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний. Современный ученик должен сегодня не только уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание [1] От того, как школьник может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей. Именно исследовательские работы и проектная деятельность позволяют воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивают творческие начала и умственные способности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской и проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах и т.д.
Проектная деятельность создает условия для работы с семьёй, общения детей и взрослых, их самовыражения, развития творческих способностей.
Программа «Я – исследователь» - интеллектуальной направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности:
Цель: создание условий для освоения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования системы духовно-нравственных ценностей, создание условий для успешного освоения основ исследовательской и проектной деятельности младшими школьниками.
Задачи:
- Формирование представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
- Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
- Реализация социальных практик совместно с социальными партнерами: детский сад «Дюймовочка», реабилитационный центр «Детство».
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Развитие позитивного отношения к базовым общечеловеческим ценностям – человек, семья, Отечество, природа, мир, культура, искусство.
В основу программы проектной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности – является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип успешности – степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру; если ученик будет видеть. Что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активе и успешен;
- принцип междисциплинарной интеграции (литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир);
- принцип совместной деятельности детей и взрослых – привлечение родителей и детей на всех этапах проектной деятельности: планировании, обсуждении, проведении.
Программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей младших школьников.
В соответствии с особенностями младшего школьного возраста, а также с целью учета требований ФГОС в основу программы положен системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» предназначена для учащихся начальной школы и направлена на формирование способностей осознания целей исследовательской и проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение. Исследовательская и проектная деятельности в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы исследовательской проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- способность к самоорганизации деятельности по решению учебных задач;
- умение строить последовательность своих действий;
- способность проверки адекватности совершённых действий требованиям задачи.
Использование современных образовательных технологий.
Программа внеурочной деятельности «Я - исследователь» основана на ведущей технологии – проблемно-поисковой технологии (метод проектов). Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования) В качестве ведущих методов обучения также используются проблемные, исследовательские , эвристические методы.
Программа предусматривает использование следующих современных форм проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Программа предусматривает использование современных учебных материалов:
- Журналы «Знание и сила», «Наука и жизнь», «Наука в фокусе», «Юный натуралист».
- Словари (Академия наук), энциклопедии.
- Сайты «Волшебный сундучок», «Академия Хана», «Лига Нано»
Современные оценочные средства:
- Диагностика (предварительная, итоговая).
- Мониторинг.
- Анкетирование.
- Конкурс проектов (очные и дистанционные).
- Дидактические игры.
Социальные партнеры:
- МБУК «Городская библиотека» (подбор репертуара, виртуальные экскурсии).
- Дом детского творчества (совместное творчество)
- Детский сад «Дюймовочка»
- Реабилитационный центр «Детство»
Место дополнительной образовательной программы «Я - исследователь» в плане внеурочной деятельности МБОУ «СОКШ №4» (образовательная программа школы).
Программа рассчитана на 4 года обучения, 1 час в неделю.
1 год обучения – 33 часа
2 год обучения – 34 часа
3 год обучения – 34 часа
4 год обучения – 34 часа
Итого – 135 часов. Из них 34 часа – теоретические занятия, 93 часа – практические занятия, 8 часов – контроля и диагностики.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Содержание программы внеурочной деятельности «Я - исследователь».
1 год обучения
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена. Выполняются коллективные творческие дела под руководством педагога. Привлекаются родители для выполнения мини- проектов. Экскурсии в библиотеку и в музей как средство стимулирования исследовательской деятельности детей. Коллективные игры – исследования. Выставки творческих работ.
2 год обучения
Учимся задавать вопросы; пересказывать подробно и выборочно; выделять главную мысль. Учимся составлять план для выполнения задания (алгоритм). Задания для развития исследовательских способностей. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей. Знакомство с понятием «проблема».
3 год обучения
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Практические занятия «Учимся анализировать», «Учимся выделять главное». Учимся отбирать необходимые знания из большого объёма информации; формулировать простые выводы на основе двух-трех опытов. Индивидуальные консультации для родителей.
4 год обучения
Решаем самостоятельно творческие задания, усложняя их. Разработка творческих и исследовательских проектов на интересующие темы по алгоритму. Проекты выполняются при помощи педагога и родителей. Учимся составлять презентацию к проекту. Выступления с проектом перед одноклассниками, перед учащимися школы.
Тематический план программы внеурочной деятельности для учащихся 4 класса
№ п\п | Тема | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Диагностика знаний по исследовательской проектной деятельности | 1 | Сообщения о летних самостоятельных исследованиях и наблюдениях. | |
Планирование индивидуальной исследовательской работы | 2 | Ведение «Дневника юного исследователя». | |
Организация коллективной исследовательской работы | 1 | Анкетирование | |
Постановка темы, проблемы, цели и планирование задач самостоятельного исследования. | 2 | Упражнения в формулировке темы, проблемы, цели, задач. | |
Выдвижение гипотез. Логические выводы. | 1 | Дидактические игры. | |
Поиск информации. | 2 | Отбор необходимой научной литературы. | |
Индивидуальные консультации. | 3 | Работа по подготовке собственного проекта. | |
Создание социально ориентированного проекта | 4 | Посещение детского сада «Дюймовочка», реабилитационного центра «Детство» | |
Создание творческого проекта | 2 | Праздничные открытки, новогодние игрушки | |
Создание проекта «Коренные жители нашего округа» | 3 | Виртуальная экскурсия. | |
Создание социально-ориентированного проекта «День Победы» | 2 | Участие в школьном проекте «Рассвет победы». Поздравление ветеранов. | |
Анализ коллективной исследовательской работы | 2 | Подготовка к защите учебно - исследовательской работы | |
Публичное представление проектов | 2 | Защита коллективного проекта | |
Публичное представление проектов | 4 | Защита индивидуальных самостоятельных проектов | |
Подведение итогов проектно-исследовательской деятельности в начальной школе | 2 | Итоговая диагностика |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Я - исследователь»
Основной результат – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Личностные:
1.Формирование основ государственной идентичности, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ.
2.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы.
3.Формирование уважительного отношения к мнению взрослых и сверстников
и навыков сотрудничества.
4.Осознание роли исследований в познании окружающего мира .
5.Развитие самостоятельности и личной ответственности за выполнение
начатого дела, пользуясь различными источниками информации
6.Формирование установки на безопасный здоровый образ жизни, наличие
мотивов к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к окружающему миру, стремления использовать полученные
исследовательские способы в основном учебном процессе и повседневной
практике взаимодействия с окружающим миром
Метапредметные :
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать в
соответствии с поставленной целью и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные приёмы.
4.Использовать знаково-символические средства представления информации,
модели, графики.
5.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-
следственных связей и аналогий, построения рассуждений при проверке гипотез и формулировке выводов, соотнесения с известными понятиями.
Предметные:
1.Понимание особой роли исследований в учебной и практической деятельности.
2.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности и норм поведения в природной и социальной среде.
3.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)
4.Принятие и осознание правил юного исследователя
Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся через взаимодействие в малых группах, игры драматизиции, этюды-драматизации и активную шефскую деятельность (подготовка и проведение спектаклей, композиций и игр для младших школьников и дошкольников).
Реализация программы способствует созданию развивающей образовательной среды школы – ее игровой и творческой составляющей.
Список использованной литературы:
- Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – Москва: «Просвещение», 2011.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –Самара: Учебная литература, 2011.
- Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. –М.: Академия, 2005.
- Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. –Волгоград: Учитель, 2008.
- Савенков А.И. Развитие логического мышления. 6-7 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2010.
- Савенков А.И. Развитие творческого мышления. 7-8 лет. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011.
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия для детей.[Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/ (09.03.11)
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5_ (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
- Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников "Я-исследователь"
Данный материал содержит пояснительную записку к программе "Я-исследователь", созданной на основе методики А.И.Савенкова, учебно-тематический план для каждого класса 1-4, УУД, ожидаемые результа...
Программа внеурочной деятельности познавательного направления «Мы – исследователи»
Цель программы: овладение такими ценностями как сотрудничество, развитие личности ребёнка через включение его в деятельность.Задачи:● создавать условия для развития ребёнка;● формировать ценностные от...
рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь" (проектная деятельность)
Рабочая программа внеурочной деятельности "я - исследователь".Тематическая направленность программы - страноведение. Великобритания...
Программа внеурочной деятельности "Калейдоскоп знаний
Данная программа позволит расширить знания учащихся по русскому языку и математике, обобщить полученные знания и применять их в практической ситуации....
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Юный исследователь»
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Задачи программы:ü формировать представление об исслед...
Программа внеурочной деятельности «Младший школьник - юный исследователь»
Программа внеурочной деятельности «Младший школьник - юный исследователь» с методическими рекомендациями 1-4 классы, для внеурочной деятельности Используется во внеурочной деятельности с 1...
Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской "Я - исследователь" для 2 класса
Данная программа разработана для работы по учебному пособию Т.А. Корневой и О.А. Корнева "Проектная мастерская" издательства "Просвещение", 2020г....