Технология создания ситуации успеха
статья на тему
Каждый ребёнок талантлив по-своему. Учителю необходимо создать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей ребёнка, атмосферу сотворчества взрослого и ребёнка. Решать на практике эту задачу мне помогает педагогическая формула К.И. Чуковского: «Игра-творчество-развитие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_sozdaniya_situatsii_uspeha_ispravl.docx | 950.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология создания ситуации успеха
«Кто уроки учит – ключик Золотой получит»
Автор - составитель:
Липаева Антонина Павловна,
учитель начальных классов
высшей категории
МБОУ Школа № 175
г.о. Самара
Самара, 2016 г.
Технология создания ситуации успеха
«Кто уроки учит – ключик Золотой получит!»
Работаю в школе 30 лет. Хочу внести в педагогический кладезь небольшую частичку своего труда, поделиться советами с учителями-коллегами.
Я не «открою Америки», если скажу, что ни к чему не способных детей нет. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Учителю необходимо создать условия для пробуждения и развития собственных творческих способностей ребёнка, атмосферу сотворчества взрослого и ребёнка. Решать на практике эту задачу мне помогает педагогическая формула К.И. Чуковского: «Игра-творчество-развитие».
Ребёнок ждёт всегда на уроке чего-то интересного, необычного, волшебного, непонятного, загадочного. Наша задача – создать этот волшебный, загадочный мир, заинтересовать ребёнка, вместе с ним отправиться в путешествие в Страну Чисел, Страну Грамматики на ракете, самокате или вместе с Буратино.
Поэтому я на уроках использую сказку, игру, фантазию – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. За основу своей технологии я взяла элементы сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Сказка всегда являлась для детей вековым педагогическим материалом. Именно сказка усваивается ребёнком прежде всего и крепче всего. Через сказочные образы дети легче воспринимают новый материал. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов.
Для более успешного применения методов педагогической работы я использую игру. Через игру ребёнок познаёт мир. Исполняя определённую роль, он усваивает многие положительные качества. Благодаря образному мышлению в игре также воссоздаются действия героя, роль которого берёт на себя участник действия. А главное, через развитие образного мышления ребёнок более подготовлен к игровой деятельности. В процессе игры у ребёнка развивается память, мышление, внимание и, конечно, творческие способности. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Я сумела организовать обучение так, что игра стала способом обучения и формой организации деятельности детей.
Уроки мои – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, радостный творческий подъём. Успешно организовывать учебно-воспитательный процесс мне помогает моя педагогическая находка, девиз которой звучит так: «Кто уроки учит – ключик Золотой получит! ». Свою технологию использую в первых классах, когда безотметочная система преподавания.
Целью моей педагогической технологии является развитие познавательной активности, универсальных учебных действий, творческих способностей, самостоятельности, интереса к предметам и сплочение коллектива.
Применение разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения подчинено главной задаче – формированию желания учиться, добывать новые знания, поддержанию у учащихся высокой работоспособности на уроках.
Свою работу строю в 3 этапа.
Этап № 1 (начальный)
Эмоциональный настрой
На первом этапе происходит эмоциональный настрой детей. Не один десяток лет работаю в школе и ни один раз не забыла улыбнуться. Улыбка – моё приветствие, моё первое общение с детьми, пришедшими за знаниями. Она сближает нас, вселяет в них уверенность. Окидываю взглядом класс и сразу вижу, кого сегодня надо подбодрить, кому сказать ласковое слово. Мы улыбаемся друг другу – дети успокаиваются, можно начинать занятие.
Итак, на первом классном часе знакомлю учащихся с технологией учебно-воспитательного процесса. На каждый урок к нам в гости будет приходить любимый Буратино – наш друг и помощник в учёбе. Он даёт мне возможность активировать внимание детей, дать эмоциональный настрой не только на один урок, а на весь учебный день. В качестве Буратино использую музыкальную игрушку в образе этого сказочного героя, который в начале урока исполняет своё приветствие. За хорошую работу на уроке Буратино раздаёт золотые ключики. На стене в классе оборудован стенд с красочно оформленным девизом «Кто уроки учит - ключик Золотой получит!», на котором размещены фотографии учащихся. Ниже располагаются специальные кармашки. В конце учебного дня ученики кладут в них заработанные ключики.
Из личного опыта скажу, что детям очень нравится эта работа. Она их не утомляет. Ребята с удовольствием приходят в школу и интересуются, остались ли ещё ключики.
Для выполнения здоровьесберегающих технологий на своих уроках использую физкультминутки. Вот одна из них, посвящённая именно Буратино:
Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!
Этап № 2 ( основной )
Деятельностный
В конце каждой недели ведётся подсчёт ключиков у каждого ученика. С этой целью класс делится на группы. Из сформированных групп выбираются помощники учителя, выполняющие указанную работу. Если учащийся набрал 10 и более ключиков, то учебный сектор (помощники учителя) приклеивает ему на стенд звёздочку. Далее помощники собирают у всех детей ключики и складывают их в шкатулку Буратино. В течение года в роли помощника учителя успевает побывать каждый ребёнок, что, в свою очередь, имеет немаловажное значение.
На еженедельных классных часах учебные секторы подводят итоги, а учащиеся анализируют свою работу и делают выводы : что получилось, что не получилось, на что необходимо обратить внимание.
Данная работа является хорошим стимулом для учеников. Они стремятся заработать как можно больше ключиков. Конкуренция «подпитывает» их интерес к учёбе.
Этап № 3 ( заключительный)
Рефлексия
В завершение учебного года на празднике «Прощай, 1-й класс!» учитель подводит итог проделанной работе. Все учащиеся класса получают грамоты и медали в разных номинациях: «Лучший грамотей» , «Лучший чтец», «Самый аккуратный», «Самый любознательный», «Лучшая тетрадь», «Лучший дежурный», «Самый внимательный» и т.д. Главный приз – это вымпел «Лучший ученик». Приз достаётся тому, кто наберёт больше всего звёздочек. Все награды вручаются под музыку, в торжественной обстановке.
Таким образом, детям становится интересен каждый урок. Они сами требуют новых знаний, т.е. у них вырабатывается потребность в учении. Ученики учатся выдвигать проблемы, ставят цели,включаются в поиски нового знания, а в конце подводят итоги и рассуждают о достижении поставленных целей и задач.
Результаты, полученные по работе с технологией «Кто уроки учит – ключик золотой получит!», позволили сделать следующие выводы. Во-первых, использование описанной формы организации учения школьников несомненно повышает степень их интереса и активности, во-вторых, формирует познавательную потребность, обеспечивает овладение интеллектуальными и универсальными учебными действиями. Всё это свидетельствует об эффективности используемых методов и приёмов по активизации учебной деятельности учащихся общеобразовательных школ средствами технологии создания ситуации успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...
Технология создания ситуации успеха
Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности, на организационном – обеспечивает ...
Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.
В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....
Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества
Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества...
Тема по самообраозованию учителя начальных классов МБОУ СОШ № 14 Ивановой Е.В. «Технология создания ситуации успеха для учеников во внеурочное время»
Тема по самообраозованиюучителя начальных классовМБОУ СОШ № 14Ивановой Е.В.«Технология создания ситуации успеха дляучеников во внеурочное время»...
Технология создания ситуации успеха
Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личн...
Технология создания ситуации успеха на занятии.
Успех это главное для ребенка....