Технология создания ситуации успеха
статья на тему

Липаева Антонина Павловна

Каждый ребёнок талантлив по-своему. Учителю необходимо  создать условия для пробуждения и развития собственных  творческих способностей ребёнка, атмосферу сотворчества взрослого и ребёнка. Решать на практике эту задачу мне помогает педагогическая формула К.И. Чуковского: «Игра-творчество-развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_sozdaniya_situatsii_uspeha_ispravl.docx950.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технология создания ситуации успеха

 «Кто уроки учит – ключик Золотой получит»

                                                              Автор - составитель:

                                                                               Липаева Антонина Павловна,

                                                                             учитель начальных классов

                                                          высшей категории

                                                             МБОУ Школа № 175        

                                                г.о. Самара

Самара, 2016 г.

Технология создания ситуации успеха

 «Кто уроки учит – ключик Золотой получит!»

Работаю в школе  30 лет. Хочу внести в педагогический кладезь небольшую частичку своего труда, поделиться советами с учителями-коллегами.

Я не «открою Америки», если скажу, что ни к чему не способных детей нет. Каждый ребёнок талантлив по-своему. Учителю необходимо  создать условия для пробуждения и развития собственных  творческих способностей ребёнка, атмосферу сотворчества взрослого и ребёнка. Решать на практике эту задачу мне помогает педагогическая формула К.И. Чуковского: «Игра-творчество-развитие».

Ребёнок ждёт всегда на уроке чего-то интересного, необычного, волшебного, непонятного, загадочного. Наша задача – создать этот волшебный, загадочный мир, заинтересовать ребёнка, вместе с ним отправиться в путешествие в Страну Чисел, Страну Грамматики на ракете, самокате или вместе с  Буратино.

Поэтому я на  уроках использую  сказку, игру, фантазию – животворный источник детского мышления, благородных  чувств и стремлений. За основу своей технологии  я взяла элементы сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Сказка всегда являлась для детей вековым педагогическим материалом. Именно сказка усваивается ребёнком прежде всего и крепче всего. Через сказочные образы дети легче воспринимают новый материал. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живёт в мире сказочных образов.

Для более успешного применения методов педагогической работы я использую игру. Через игру ребёнок  познаёт мир. Исполняя определённую роль, он усваивает многие положительные качества. Благодаря образному мышлению в игре также воссоздаются действия героя, роль которого берёт на себя участник действия. А главное, через развитие образного мышления ребёнок более подготовлен к игровой деятельности. В процессе игры у ребёнка развивается память, мышление, внимание и, конечно, творческие способности. Л.С. Выготский отмечал, что в школьном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность школьников. Я сумела организовать обучение так, что игра стала способом обучения и формой организации деятельности детей.

Уроки мои – постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, радостный творческий подъём. Успешно организовывать учебно-воспитательный процесс мне помогает  моя педагогическая находка, девиз которой звучит так: «Кто уроки учит – ключик Золотой получит! ». Свою технологию использую в первых классах, когда безотметочная система преподавания.

Целью моей педагогической технологии является развитие познавательной активности, универсальных учебных действий, творческих способностей, самостоятельности, интереса к предметам и  сплочение коллектива.

Применение разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения подчинено главной задаче –  формированию желания учиться, добывать новые знания, поддержанию у учащихся высокой работоспособности на уроках.

Свою работу строю в 3 этапа.

Этап № 1 (начальный)

Эмоциональный настрой

На первом этапе происходит эмоциональный настрой детей. Не один десяток лет работаю в школе и ни один раз не забыла улыбнуться. Улыбка – моё приветствие, моё первое общение с детьми, пришедшими за знаниями. Она сближает нас, вселяет в них уверенность. Окидываю взглядом класс и сразу вижу, кого сегодня надо подбодрить, кому сказать ласковое слово. Мы улыбаемся друг другу – дети успокаиваются, можно начинать занятие.

Итак, на первом классном часе знакомлю учащихся с технологией учебно-воспитательного процесса. На каждый урок к нам  в гости будет приходить  любимый Буратино – наш друг и помощник в учёбе.  Он даёт мне возможность  активировать внимание детей, дать эмоциональный настрой не только на один урок, а на весь учебный день. В качестве Буратино использую музыкальную игрушку в образе этого сказочного героя, который в начале урока  исполняет своё приветствие. За хорошую работу на уроке Буратино раздаёт золотые ключики. На стене в классе оборудован стенд с красочно оформленным девизом «Кто уроки учит - ключик Золотой получит!», на котором размещены фотографии учащихся. Ниже располагаются  специальные кармашки. В  конце учебного дня ученики кладут в них заработанные ключики.

Из личного опыта скажу, что детям очень нравится  эта работа. Она их не утомляет. Ребята с удовольствием приходят в школу и интересуются, остались ли ещё ключики.

Для выполнения здоровьесберегающих технологий на своих  уроках  использую  физкультминутки. Вот одна из них, посвящённая именно Буратино:

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Три нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать!

Этап № 2 ( основной )

Деятельностный

В конце каждой недели ведётся подсчёт ключиков  у каждого ученика. С этой целью класс делится на группы. Из сформированных групп  выбираются помощники учителя, выполняющие указанную работу. Если учащийся набрал 10 и более ключиков, то учебный сектор (помощники учителя) приклеивает ему на стенд звёздочку. Далее помощники собирают у всех детей  ключики и складывают их в шкатулку Буратино. В течение года в роли помощника учителя успевает побывать каждый ребёнок, что, в свою очередь, имеет немаловажное значение.

На еженедельных классных часах учебные секторы подводят итоги, а учащиеся анализируют свою работу и делают выводы : что получилось, что не получилось, на что необходимо обратить внимание.

Данная работа является хорошим стимулом для учеников. Они стремятся заработать как можно больше ключиков. Конкуренция «подпитывает» их интерес к учёбе.

Этап № 3 ( заключительный)

Рефлексия

 В завершение учебного года на празднике «Прощай, 1-й класс!» учитель подводит итог проделанной работе.  Все учащиеся класса получают  грамоты и медали в разных номинациях: «Лучший грамотей» , «Лучший чтец», «Самый аккуратный», «Самый любознательный», «Лучшая тетрадь», «Лучший дежурный», «Самый внимательный» и т.д. Главный приз – это вымпел «Лучший ученик». Приз достаётся тому, кто наберёт  больше всего  звёздочек. Все награды вручаются под музыку,  в торжественной обстановке.

Таким образом, детям становится интересен каждый урок. Они сами требуют новых знаний, т.е. у них вырабатывается потребность в учении. Ученики  учатся выдвигать проблемы, ставят  цели,включаются в поиски нового знания, а в конце подводят итоги и рассуждают о достижении поставленных целей и задач.

Результаты, полученные по работе с технологией «Кто уроки учит – ключик золотой получит!», позволили сделать следующие выводы. Во-первых, использование описанной формы организации учения школьников несомненно повышает степень их  интереса и активности, во-вторых, формирует познавательную потребность, обеспечивает  овладение интеллектуальными и универсальными учебными действиями. Всё это свидетельствует об эффективности  используемых методов и приёмов по активизации учебной деятельности учащихся общеобразовательных школ  средствами технологии создания ситуации успеха.

K:\тоня\2.jpg

K:\тоня\1.jpg

K:\тоня\2б.jpg

K:\тоня\2а.jpg

K:\тоня\3а.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя: Красных Алевтины Аркадьевны По теме «Технология создания ситуации успеха на уроке» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Энергию для преодо...

Технология создания ситуации успеха

Ситуация успеха, реализуя учебные и воспитательные задачи, на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предс­тоящей деятельности, на организационном – обеспечивает ...

Технология создания ситуации успеха в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

В статье раскрывается значение использования технологии создание ситуации успеха в работе с детьми, имеющими трудности в обучении....

Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках посредством педагогики сотрудничества

Инновационные технологии: создание ситуации успеха на уроках  посредством педагогики сотрудничества...

Тема по самообраозованию учителя начальных классов МБОУ СОШ № 14 Ивановой Е.В. «Технология создания ситуации успеха для учеников во внеурочное время»

Тема по самообраозованиюучителя начальных классовМБОУ СОШ № 14Ивановой Е.В.«Технология создания ситуации успеха дляучеников во внеурочное время»...

Технология создания ситуации успеха

Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого педагог организует ему ситуацию успеха. Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личн...