Коррекционный курс «Социально-коммуникативное развитие»
методическая разработка на тему
Материалы описывают вопросы социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ в соответствии с требованиями Ф
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno-kommunikativnoe_razvitie.doc | 624.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционный курс
«Социально-коммуникативное развитие»
Коррекционный курс «Социально-коммуникативное развитие» направлен на:
- развитие интереса к речи окружающих, формирование потребности слушать человеческую речь;
- обучение пониманию и использованию невербальной коммуникации, устного языка, альтернативных форм коммуникации;
- овладение опытом простейших вербальных и невербальных коммуникаций с близким социумом;
- овладение умением проявлять эмоциональную отзывчивость;
- формирование потребности в деятельности, в общении;
- овладение общими представлениями о социальных ролях, об основах социального взаимодействия.
При разработке курса учитывался контингент учащихся от 7-8 лет с диагнозом F-72 с сочетанной патологией (множественные нарушения развития, сенсорные и двигательные нарушения); учитывались: структура дефекта, прогноз актуального и ближайшего развития каждого обучающегося.
Данный контингент учащихся имеет:
- ограниченную способность справляться с жизнью в обществе, обнаруженную в раннем детстве;
- задержку языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, разрыв между пониманием речи и способностью к выражению;
- низкие объем и скорость обработки впечатлений и ответных реакций;
- низкий уровень языковой и коммуникативной компетенции;
- ограниченную возможность к взаимодействию.
При разработке данной программы учитывалось понимание того, что в условиях специального обучения, в специально созданной коррекционно-развивающей среде и в доступных пределах когнитивного развития, учащиеся данной нозологической группы обучаемы и способны овладеть элементарными знаниями, умениями и навыками. Обучение осуществляется в доступных, мотивированных, интересных для детей данного уровня развития видах деятельности. Поскольку учащиеся могут овладеть элементарными навыками в минимальной степени, и зависимы от взрослого, вся работа с этими детьми строится на постоянной помощи, поддержке со стороны педагога, а также требует ухода и сопровождения.
Цель учебно-воспитательного процесса: обеспечить системный подход к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
Основные задачи:
- способствовать установлению контакта доступным способом;
- учить управлять вниманием других людей и инициировать совместное внимание;
- учить инициировать контакт любыми средствами и способами;
- способствовать уточнению и активизации словарного запаса на основе обогащения представлений об окружающем мире;
- формировать умение соотносить предметы, их изображения с ситуацией;
- формировать умение соотносить символические средства с ситуацией;
- формировать навыки ведения диалога.
Коррекционные задачи:
- развивать органы артикуляции;
- развивать зрительное, слуховое восприятие и внимание, моторику;
- развить коммуникативную функцию речи.
Коррекционно-педагогическая работа предполагает непреднамеренное обучение использованию средств альтернативной коммуникации, в специально созданных ситуациях. Обучение учащихся пониманию жестовых, предметных или графических символов и отвечать или выполнять действия, показывающие, что он понял.
Стратегия обучения. На основе систематической интерпретации способов поведения как коммуникативных, то есть выражающих интересы, намерения, потребности и предпочтения, помочь учащимся приобрести некоторую степень контроля над средой. Обеспечить возможность выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов), обучать следованию за направлением внимания других и управлению вниманием других.
Форма организации учебного процесса:
Формами обучения являются занятия по формированию коммуникативных навыков по подгруппам численностью до 5-ти человек 1 раз в неделю, 34 часа в год. Продолжительность занятия 35 минут.
Форма проведения занятий:
- традиционные (ознакомление с новым материалом; закрепление изученного материала; проверка знаний, умений, навыков);
- нетрадиционные (экскурсии и наблюдения).
Формы работы на занятии:
- фронтальная работа;
- работа в микрогруппе;
- индивидуальная работа.
Продолжительность учебной недели — 5 дней.
Начало учебного года — 1 сентября. Учебный год строится по полугодиям.
Методы и приёмы обучения:
Словесные методы: рассказ (словесная установка), объяснение, беседа.
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрации.
Практические методы: упражнения подражательно-исполнительского характера, практические работы, дидактические игры с использованием слухового, вкусового, тактильного анализаторов, экскурсии.
Технологии обучения:
- коммуникативные
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- личностно-ориентированные.
Виды деятельности учащихся на уроке:
- игровая;
- предметно-практическая;
- трудовая;
- элементарная учебная.
Форма подведения итогов реализации программы. Завершает уровень обучения раздел «Предполагаемые достижения детей», который представляет собой анализ того, как ребенок продуцирует речь (жесты, символы…); как ребенок понимает и использует жесты, символы, которые не предполагались взрослым; тип и объем помощи, которая необходима ребенку, чтобы выполнить коммуникативный акт; оценка использования языка в не связанных с обучением местах, спонтанное использование альтернативных форм коммуникации.
Учебно-тематический план
коррекционного курса
«Социально-коммуникативное развитие»
(34 часа)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
Обучение организации совместного внимания | 3 | |
Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | 4 | |
Обучение соотнесению командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий. | 4 | |
Обучение использованию жестовых, предметных и графических символов при обращении к другим. | 4 | |
Обучение пониманию жестов | 4 | |
Обучение пониманию символов | 4 | |
Формирование умения обращаться к взрослому | 5 | |
Обучение употреблению слов/жестов | 4 | |
Диагностика результатов обучения | 2 | |
Итого | 34 |
Содержание программы
(всего 34 часа, 1 час в неделю)
Обучение организации совместного внимания.
Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции.
Учим ребенка отзываться на свое имя (поворачиваться к собеседнику), реагировать на запреты и понимать похвалу. Все речевые побуждения (просьбы, ответы на высказывания ребенка, исполнение его желаний) педагог начинает с обращения к ребенку по имени. Окликая ребенка по имени, привлекаем его внимание, излагая просьбу.
Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями. Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. Учим выражать свое отношение: да (согласен, хорошо), нет (не согласен, плохо) — в соответствии с потребностями ребенка. Учим реагировать на обращенный к ребенку жест (например: прекращать что-либо делать, успокаиваться, поворачивать голову, приподниматься и т. д.
Обучение соотнесению командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий. Различие и выполнение противоположных действий (на — дай, открой— закрой, встань — сядь, стой — иди). Учим выполнять поручения: показать что-либо (Покажи мне вот это ...); найти что-либо (Где ... ?); принеси! Покажи! Дай!
Обучение использованию жестовых, предметных и графических символов при обращении к другим.
Обучение соотнесению названия игрушки с символом и действием (шар летит, кукла спит), выполнение и комментарий одного и того же действия с разными игрушками (покормим куклу, мишку, зайку). Расширение представления о словах, обозначающих ежедневно выполняемые действия (будем, играть, рисовать, спать, одеваться, гулять на улице, пить), соотнесение их с определенной жизненной ситуацией.
Обучение пониманию жестов. Учим ребенка озвучиванию действий (хлоп — если что-то лопается, би-би — если сигналит машина, у-у — если дует ветер, топ-топ — если кто-то шагает); произнесению отдельных звуков или их серий (бим-бом, бим-бим, тик-так); подражанию звукам животных (гав-гав, мяу, му); имитации смеха, фыркания, чмокания, воркования, жужжания, пощелкивания пальцами; словесному обозначению повторяющихся действий (приветствие, прощание, еда).
Обучение пониманию символов. Формируем представление о том, что каждый предмет и каждая часть тела имеет свое название, символ. (Демонстрацию сопровождаем вопросами, например: Что это? Это — палец. Где тарелка? Вот тарелка).
Формирование умения обращаться к взрослому.
Закрепление умения выполнять поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни.
Обучение употреблению слов/жестов
Знакомство с игрушками, предметами быта, соотнесение их символом. Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию.
Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки).
Учебно-методический комплект
- «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск, 2012.
- Баль, Н. Н. Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи / Н. Н. Баль // Организация образовательной среды: учеб.-метод. пособие. — Минск, 2006. — С. 30—42.
- Воспитание и обучение детей в условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И.К. Боровская, М.В. Былино, Ю.Н. Кислякова, Е.М. Калинина, И.В. Ковалец, Т.Л.Лещинская, Т.В. Лисовская. – Национальный институт образования. – Минск, 2007
- Нормализация жизни в закрытых учреждениях для людей с интеллектуальными и другими функциональными нарушениями: Теоретические основы и практический опыт / пер. со шведск. А. Львовского; ред. и автор предисл. К. Грюневальд. — СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003. — 144 с.
- Ньюмен, С. Игры и занятия с особым ребенком: руководство для родителей / С. Ньюмен; пер. Н. Л. Холмогоровой. — М.: Теревинф, 2004. — 240 с.
- Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / С. Е.Гайдукевич, В. Гайслер, Ф. Готан [и др.]; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Минск: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. — 144 с.
- Программа для специальных дошкольных учреждений: воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью / Редактор Л.А. Тимофеева - Мн.: Народная асвета; Министерство образования Республики Беларусь, 2007
- Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф, 2011.
Материально-техническое оснащение
Помещение:
- учебный класс, оформленный в соответствии с основными требованиями к средствам общения и оборудованная в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и детей, доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
- бумага разного формата (А4, A3, А2) и разной плотности;
- карандаши;
Инструменты и приспособления:
- атрибуты для игры-драматизации;
- детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.);
- детские бытовые приборы-игрушки;
- доски: магнитная, ковролиновая;
- игрушки мелкие;
- игрушки музыкальные;
- иллюстративный материал отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей и др.;
- картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые учащиеся используют в своих играх-занятиях;
- корзины разной величины плетеные и пластмассовые;
- куклы;
- кукольная мебель;
- кукольная одежда;
- магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических комплексов для гимнастики;
- муляжи овощей и фруктов;
- мягкие и деревянные игрушки (крупногабаритные);
- мячи разного размера и цвета;
- настенное зеркало;
- настенные кармашки для контурных изображений;
- настенная доска для рисования мелом, расположенная на доступной детям высоте от пола;
- напольная ширма;
- предметы личной гигиены (мыло, специальные щеточки для рук, жидкое мыло в удобной упаковке с дозатором;
- принадлежности для мытья куклы (ванночка, кувшин, мыло, губка, полотенце и др.);
- тележки, машины;
- телефоны (стационарный, игрушечные мобильные);
- часы (будильники, настенные, наручные и т. п.);
Дидактическое обеспечение курса
- альбомы, стойки с фотографиями каждого ребенка группы, сотрудников, родителей;
- «да/нет»-системы;
- календарь активности;
- карточки с символами;
- коммуникативная доска;
- набор картинок с изображением знакомых детям объектов;
- наборы картинок, пиктограмм, символизирующие место хранения предметов гигиены, бытовых предметов и т. п.;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Диагностика коммуникативных способностей детей
с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Диагностика начинается с выяснения исходных положений: оценки коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных и моторных способностей ребенка - потенциального пользователя поддерживающей коммуникации. Полученные данные будут служить обоснованием необходимости обучения поддерживающей коммуникации с учетом актуальных и потенциальных коммуникативных потребностей. Необходимо различать, будет используемая коммуникативная система дополнительной (например, являться поддержкой устной речи) или альтернативной (полностью заменит отсутствующую речь). В первом случае следует также определить срок применения дополнительной коммуникации: временно или на протяжении всей жизни. Использование такой коммуникативной помощи приводит к уменьшению недоразумений, повышению активности при ведении диалога и способствует развитию речи.
Сбор информации о состоянии коммуникации ребенка рекомендуется осуществлять с помощью системы наблюдений, представленной в таблице.
Наблюдение проводится ближайшим окружением в течение длительного времени, как в естественных, повторяющихся, знакомых ситуациях (прием пищи дома, деятельность в учреждении), так и в незнакомых (рассматривание картинок в книге, пение). Полученная информация протоколируется. Обобщенные и систематизированные данные соотносят с соответствующим этапом развития коммуникативного поведения по Х. Севенингу (Sevening), чтобы в каждом конкретном случае сформулировать рекомендации относительно возможных вариантов обучения.
Предпосылкой для успешного применения поддерживающей коммуникации является качественная начальная диагностика, которая включает следующие блоки информации:
- какие моторные и когнитивные возможности (предпосылки) есть у человека?
- как общался человек до настоящего момента?
- насколько сильна у него заинтересованность в коммуникации?
- какие условия, влияющие на коммуникацию человека, существуют в его семье, школе?
Ниже приведены аспекты диагностики, которые можно использовать при более тщательном исследовании возможностей (предпосылок) для коммуникации.
Общие вопросы | Примечания / примеры |
С кем контактирует данный ребенок? | |
С кем он / она любит общаться в настоящее время? | |
Как проходит коммуникация: один на один или в групповых ситуациях? | |
Как он / она ведет себя с малознакомыми людьми? | |
Какие ему / ей преимущественно задаются вопросы: предполагающие ответы «да» / «нет» или альтернативные? | |
Как проходит коммуникация с родственниками? | |
Существует ли сильное расхождение между тем, что он / она понимает и тем, что он / она может выразить? | |
В каких ситуациях существуют самые большие проблемы в коммуникации? | |
Может ли он / она в не совсем понятных ситуациях прибегать к альтернативным формам коммуникации? | |
Как реагирует он / она в ситуации недоразумения? |
Мониторинг освоения коррекционного курса
«Социально-коммуникативное развитие»
Актуальная система коммуникации | ФИО: | класс | Дата рождения: | ||||||
Диагноз: | |||||||||
Уровень и степень усвоения материала: | |||||||||
20 - 20 уч.г. | 20 - 20 уч.г. | 20 - 20 уч.г. | |||||||
Умения Актуальная система коммуникации | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
Использует ли он / она свойственные человеку коммуникативные формы (мимика, движения глаз, жесты, звуки, устная речь)? | |||||||||
Использует ли он / она неэлектронные виды коммуникативной помощи (коммуникативные таблички / книги, символы / надписи и т.д.)? | |||||||||
Комбинируются ли эти средства? | |||||||||
Может ли он / она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими? | |||||||||
Может ли он / она выражать свои повседневные потребности? | |||||||||
Может ли он / она выражать свои чувства? | |||||||||
Может ли он / она называть знакомых людей? | |||||||||
Может ли он / она называть или описывать объекты, ситуации или места? | |||||||||
Может ли он / она выражать взаимоотношения между людьми и действиями? (Например, мама спит) | |||||||||
Может ли он / она выражать взаимоотношения между объектом и действием? (Например, поезд едет) | |||||||||
Может ли он / она спрашивать интересующую информацию? | |||||||||
Может ли он / она отвечать на простые вопросы? (Например: Где мама? Хочешь пить?) | |||||||||
Может ли он / она отвечать на более сложные вопросы (Например: Что вы будете делать завтра, когда придет бабушка?) | |||||||||
Издает ли он / она звуки? | |||||||||
Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением: - реакция на обращение - просьба о внимании, предмете или - протест, радость - комментарий, объяснение | |||||||||
Может ли он / она зафиксировать взгляд на одном из множества объектов, предложенных для выбора? | |||||||||
Использует ли он / она мимику в качестве средства выражения? | |||||||||
Может ли он / она сознательно контролировать свою мимику? | |||||||||
Может ли он / она при помощи мимики понятно выражать чувства? (Например, радость, удивление, грусть, ярость, страх) | |||||||||
Реагирует ли он / она мимикой на вопросы или ситуацию высказывания? | |||||||||
Общается ли он / она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации? | |||||||||
Есть ли неясности при интерпретировании его / ее выражения лица? | |||||||||
Появляется ли у него / нее выражение лица спонтанно? | |||||||||
Использует ли он / она жестикуляцию как средство выражения? | |||||||||
Демонстрирует ли он / она целенаправленные движения в отношении объектов, людей, в какой-либо ситуации? | |||||||||
Использует ли он / она жесты, чтобы обратить на себя внимание? | |||||||||
Разработал ли он / она для определенных сообщений собственные жесты? (Например, для выражения основных потребностей) | |||||||||
Связаны ли жесты с другими формами коммуникации? (Например, с символами) | |||||||||
Использует ли он / она определенную манеру поведения? | |||||||||
Кто из социального окружения знаком с данной манерой (системой выражения)? |
Задачи, содержание и методы диагностической процедуры изучения языковых и коммуникативных аспектов.
Задачи:
- выявить особенности коммуникативного поведения лица, нуждающегося в поддерживающей коммуникации;
- соотнести выявленные особенности с этапами развития коммуникативного поведения по Х. Севенингу (Sevening);
- определить функциональное назначение коммуникации для данного лица (выражение чувств, предпочтений, желаний, потребностей, комментариев).
Языковые и коммуникативные аспекты | ФИО: | № гр. | Дата рождения: | |||||
Диагноз: | ||||||||
Уровень и степень усвоения материала: | ||||||||
20 - 20 уч.г. | 20 - 20 уч.г. | 20 - 20 уч.г. | ||||||
Умения | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
Наблюдает ли он / она за окружающими предметами и людьми? | ||||||||
Проявляет ли он / она интерес к другим? | ||||||||
Обращает ли он / она внимание других на себя? | ||||||||
Может ли он / она устанавливать зрительный контакт и удерживать его? | ||||||||
Есть ли различие в визуальном поведении по отношению к хорошо знакомым и незнакомым людям? | ||||||||
Отводит ли он / она сознательно взгляд, избегает ли он / она сознательно зрительного контакта? | ||||||||
Может ли он / она распознать и соотнести шумы окружающей среды? | ||||||||
Выражает ли он / она протест и несогласие? | ||||||||
Продолжает ли он / она преследовать свою цель, если в первый раз он / она потерпел(а) неудачу? (Разочарование, небольшое время для удержания внимания, малый интерес) | ||||||||
Знает ли он / она общеупотребительные существительные, глаголы? | ||||||||
Может ли он / она понимать простые требования? | ||||||||
Реагирует ли он / она на коммуникацию, инициированную другими? | ||||||||
Проявляет ли он / она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника? | ||||||||
Может ли он / она отвечать на альтернативные вопросы, показывая «да» или «нет»? | ||||||||
Может ли он / она адекватно отвечать на вопросы? | ||||||||
Просит ли он / она о помощи? | ||||||||
Инициирует ли он / она совместное действие или контакт? | ||||||||
Задает ли он / она вопросы? | ||||||||
Выражает ли он / она потребности, желания, чувства, настроения? | ||||||||
Может ли он / она сообщать свои переживания? | ||||||||
Может ли он / она давать достаточно информации для того, чтобы быть понятым(ой)? | ||||||||
Отвечает ли он / она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях для снятия недоразумений? |
Уровни развития коммуникативного поведения по Х. Севенингу (Sevening)
Уровень 1 - ребенок проявляет: действия и реакции на вегетативной основе (учащаются пульс и дыхание); отсутствие видимого понимания речи и как следствие - невозможность порождения собственных коммуникативных вербальных или невербальных сигналов; нарушения сенсомоторного развития (отсутствие или недостаточность зрительного контакта, реакции на звуки, трудности при питье, глотании, неправильное положение головы).
Цель коммуникативного развития: улучшить ощущения и восприятие различных раздражителей; вызвать интерес к окружающей среде, любопытство; научить распознавать простые причинно-следственные связи, выражать согласие и отрицание.
Примерное содержание обучения:
В процессе обучения необходимо руководствоваться следующими правилами:
1) во взаимодействии сосредоточивать внимание на руках обучаемого или на определенном тактильно воспринимаемом (руками, лицом) материале;
2) всегда организовывать одну и ту же последовательность для часто повторяемых ситуаций с целью обеспечения их узнавания;
3) предоставлять варианты для коммуникации, например, когда касаются материала и ощущают его, дать на это время и ожидать реакции - принятие (что-то приятно) или отклонение (что-то неприятно) или сигнала «продолжать» или «больше».
Уровень 2 - ребенок проявляет: распознаваемое понимание речи; первые, хотя еще не очень отчетливые (не)вербальные коммуникативные реакции и сигналы; едва присущее самостоятельное инициирование коммуникации; неудовлетворительное коммуникативное взаимодействие; простые ответы «Да»/«Нет» либо выражение согласия/ отклонения на высказывания и вопросы предвосхищающего характера («Ложимся спать»? «Давай что-нибудь покушаем?»).
Цель коммуникативного развития: формировать более ясную, дифференцированную и понятную для посторонних форму коммуникации с включением различных коммуникативных возможностей, обеспечивать развитие реакций «Да»/«Нет».
Примерное содержание обучения:
- расширять свойственные телу формы выражения: сигналы для «Да»/согласия и «Нет»/отклонения, для «Больше» …; в случае необходимости применять жесты; обучать умению привлекать к себе внимание;
- вводить отдельные фотографии и/или коммуникативные таблички (например, тематические таблички с фотографиями для еды или игр); составлять и использовать «Я-книги» (книги с фотографиями и сведениями о данном человеке, его семье и других хорошо знакомых ему людях, предпочитаемых вещах, занятиях);
• целенаправленно вводить в коммуникацию ситуации, требующие принятия решения или постановки вопроса: прерывать знакомые последовательности и ожидать реакции; формулировать альтернативные вопросы («Ты хочешь играть с куклой или посмотрим книгу?»); время от времени провоцировать взаимодействие с ребенком простыми недоразумениями, дополнительными высказываниями.
Уровень 3 - ребенок проявляет: частично самостоятельно инициируемые коммуникативные сигналы (может показать на предмет в комнате); начинает самостоятельно выражать желания.
Цель коммуникативного развития: уточнить состояние когнитивных способностей; выбрать средства поддерживающей коммуникации (предметы, фотографии, жесты); инициировать поводы для коммуникации.
Примерное содержание обучения:
- расширять свойственные телу формы выражения (жесты, мимика, вокализации); продумать содержание сообщений (какую важную информацию нужно сообщить быстро) и средства их передачи (жесты, пиктограммы);
- развивать понимание символов путем выполнения упражнений на соотнесение (предмет - предмет, фотография - фотография, символ - символ, предмет - фотография, предмет - символ и т.д.);
- вводить и расширять коммуникативные таблицы и книги: обогащать лексику, обеспечивать ее словами и выражениями, позволяющими общаться на разные темы, рассказывать о себе, задавать вопросы; обеспечивать эффективное ведение и поддержание беседы с помощью актуализации соответствующих реплик, комментариев, указаний;
- оказывать различные виды коммуникативной помощи в ситуациях игры, просмотра телевизора, прогулки, похода за покупками, приема пищи, рассматривания картинок в книге и др.;
- минимизировать помощь, путем предоставления возможности выражения собственных потребностей с применением коммуникативных средств:
1) обучающий выступает в роли образца и параллельно с обучаемым использует вспомогательные средства (коммуникативную таблицу);
2) показывает на поля коммуникативной таблицы и говорит: «Ты тоже можешь что-то сообщить»;
- ограничивается репликой: «Ты тоже можешь что-то сообщить»; показывает только на коммуникативную таблицу, если обучаемый не использует повод для коммуникации.
Задачи, содержание и методы диагностической процедуры изучения когнитивных способностей и понимания речи.
Задачи:
• выявить особенности восприятия и понимания взаимосвязей в окружающей действительности и на их основе определить эффективный способ обучения коммуникации;
• выявить особенности понимания речи.
Большинство людей проявляют свои способности в естественной, привычной обстановке. Поэтому наблюдение за человеком в повседневных (не)знакомых ситуациях его жизнедеятельности (например, в игре с правилами) позволяет изучить когнитивное развитие и понимание речи. В различных ситуациях ребенку предоставляют возможность выбора и наблюдают за реакцией. Отмечают: может ли он при знакомых последовательностях предвосхищать последующее действие. С помощью упражнений на соотнесение определяют: может ли ребенок соотносить предметы и их изображения. В ходе беседы на различные темы устанавливают характер понимания различных сложных высказываний.
Полученные данные соотносят с этапами развития по Ж. Пиаже (Piaget), используя стандартизированную шкалу развития.
Когнитивные способности и понимание речи | ФИО: | № гр. | Дата рождения: | |||
Диагноз: | ||||||
Уровень и степень усвоения материала: | ||||||
20 - 20 уч.г. | 20 - 20 уч.г. | 20 - 20 уч.г. | ||||
Умения | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Производит ли он / она бодрое впечатление? | ||||||
Узнаются ли знакомые лица? | ||||||
Наблюдается ли удержание внимания в течение определенного времени? | ||||||
Может ли он / она находить спрятанные от его / ее глаз предметы (Например, под платок)? | ||||||
Понимает ли он / она причинно-следственные связи? | ||||||
Может ли он / она предугадывать действия? (Например, после чего-то он / она проявляет радость, зная или понимая, что скоро будет что-то приятное) | ||||||
Понимает ли он / она в определенных ситуациях требование? (Например, при надевании ботинок: покажи мне свою ногу) | ||||||
Понимает ли он / она часто употребляемые слова? (Например, собственное имя, мама, спать и др.) | ||||||
Понимает ли он / она вопросы, касающиеся повседневных вещей? | ||||||
Может ли он / она выбирать из нескольких предметов один известный? | ||||||
Понимает ли он / она два элемента ситуативного высказывания? (Например, покорми куклу при помощи ложки) | ||||||
Понимает ли он / она отдельные слова при отсутствии обозначающих их людей / объектов? (Например, название любимой игрушки) | ||||||
Оказывает ли он / она однозначно понятное сопротивление, если у него / нее что-то забирают? | ||||||
Наблюдаются ли простые способности к решению проблем? (Что-то убрать в сторону для того, чтобы достать желаемый объект) | ||||||
Комментирует ли он / она свои собственные действия? | ||||||
Понимает ли он / она регулярный распорядок дня (школьный автобус, школа, утренний цикл, завтрак)? | ||||||
Наблюдается ли планирование действия? (Например, при одевании, построении пирамиды, совершении покупки) | ||||||
Может ли он / она сортировать предметы по определенным критериям? (Например, машины по размерам или цвету) | ||||||
Может ли он / она соотнести реальные объекты с фотографиями, изображениями, символами? | ||||||
Воспринимает ли он / она фотографии и изображения как носителей информации? (Например, книжка с изображениями, фотоальбом) | ||||||
Может ли он / она использовать фотографии / символы как ответ на вопрос? | ||||||
Может ли он / она использовать символы для того, чтобы что-нибудь потребовать? | ||||||
Понимает ли он / она два элемента неситуативного высказывания? (Например, сходи в ванную, принеси полотенце) | ||||||
Переспрашивает ли он / она при необходимости выполнить неситуативные требования? | ||||||
Понимает ли он / она абсурдные требования? (Причеши куклу ложкой) | ||||||
Понимает ли он / она сложные предложения? (Например, возьми куклу и положи на красную подушку, предложения со словами «если», «то» и т.д.) | ||||||
Понимает ли он / она родовые понятия? | ||||||
Понимает ли он / она небольшие рассказы с четкой последовательностью? | ||||||
Может ли он / она играть символически? | ||||||
Понимает ли он / она предложения со страдательным залогом? (Например, поезд управляется машинистом) | ||||||
Понимает ли он / она предложения с конструкцией «прежде чем»? (Прежде чем ты выйдешь из дома, надень куртку) | ||||||
Понимает ли он / она переносное значение и многозначность символов / рисунков: свеча - церковь, праздник, день рождения; солнце - тепло, лето, прекрасная погода | ||||||
Понимает ли он / она иронию? | ||||||
Может ли он / она одновременно воспринимать несколько измерений? | ||||||
(Например, куда войдет больше: в толстый маленький или в тонкий высокий стакан?) | ||||||
Играет ли он / она в игры с правилами? | ||||||
Может ли он / она теоретически (на уровне абстракции) отражать взаимосвязи? Логическое мышление | ||||||
Умеет ли он / она воспринимать гипотезы? (Например, представь, что вода из моря течет через гору и впадает в озеро, что произойдет с озером?) | ||||||
Может ли он / она обсуждать собственное будущее? | ||||||
Понимает ли он / она метафоры или устойчивые словосочетания? (Например, папа - глава семьи; освободить место; водить за нос, два сапога и оба левых и т.п.) |
Сенсомоторный этап (0 - 2 года). Дети узнают о постоянстве объекта и могут понимать слова, если они употребляются в конкретной ситуации.
Предоперативный этап (2 - 7 лет). Речь на данном этапе особенно важна, так как ребенок пытается общаться с окружающими. Он усваивает новые слова и много говорит. Его речь эгоцентрична. Ребенок только комментирует собственные действия, «размышляя вслух», и не вступает в коммуникацию с другими людьми. Постепенно комментарии сокращаются, и осуществляется переход к коммуникативной речи. Ребенок начинает обращаться к взрослым с просьбами, например, что он хочет игрушку.
Конкретный этап (7 - 11 лет). Дети узнают, что объекты обладают несколькими свойствами. Они дают более дифференцированные определения понятиям, усваивают родовидовые отношения между понятиями и категориями, проявляют большее понимание в наблюдении за окружающими людьми.
Формальный этап (с 12 лет). На этом этапе развития возможно выдвижение гипотез и понимание абстрактных задач.
Задачи, содержание и методы диагностической процедуры изучения двигательные способностей.
Задачи:
- определить возможности и ограничения для применения жестов;
- определить возможности при пользовании вспомогательными средствами;
• определить положение при сидении (рефлексоблокирующее, расслабляющее) и возможные виды коммуникативной помощи.
В результате опроса ближайшего окружения и собственных наблюдений (например, как ребенок что-то изображает, берет в руки и передает предметы, рисует, пишет, пользуется «коммуникативной кнопкой») можно определить вероятные формы направления движений (сканирование, прямой выбор), а также удобные положения тела (сидя, лежа) и затем апробировать их. Особое значение приобретает информация от близких ребенку людей, так как они лучше могут оценить возможность осуществления движений в течение длительного времени, степень их сложности, случайность выполнения.
Двигательные способности | Примечание / примеры |
Каково его/ее общее моторное развитие? | |
Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)? | |
Какая часть его/ее тела в большей степени способна к выполнению произвольных движений? | |
Каков минимум движений, выполняемых уверенно и точно? | |
Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показать на что-то? | |
Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени? | |
Как долго он/она может выполнять определенный вид деятельности и не уставать? | |
Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»? |
Задачи, содержание и методы диагностической процедуры изучения
сенсорных аспектов
Задачи:
- выявить особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия;
- адаптировать средства графических систем коммуникации (размер фотографий, рисунков, расстояние между ними) к имеющимся особенностям зрительного восприятия и двигательной сферы;
- определить характер зрительного прослеживания и ощупывания для поиска и нахождения полей (например, при использовании техники сканирования).
Имеющиеся ограничения зрительного восприятия иногда могут быть выявлены в ходе наблюдения, но возможность детальной оценки их влияния на коммуникативные способности затруднена. Более полные сведения о нарушениях зрительного восприятия можно получить из беседы с ближайшим окружением; при проведении специальных методик непосредственного изучения коммуникативного аспекта поведения. Точное описание особенностей зрительного восприятия важно при планировании обучения, выборе тех или иных средств коммуникации. Так, например, использование коммуникативной доски неэффективно, если человек не распознает ее поля.
Сенсорные аспекты | Примечание / примеры |
Хорошее ли у него / нее зрение? | |
Может ли он / она следить за (двигающимися) объектами и людьми и фиксировать на них взгляд? | |
Отмечаются ли какие-либо нарушения в функционировании поля зрения? | |
Возможно ли сканирование и соответственно визуальное слежение за движущимися точками света? | |
Хороший ли у него / нее слух? | |
Может ли он / она локализовать шумы окружения или речь? | |
Оцениваете ли вы его / ее обработку услышанного как хорошую? | |
Оцениваете ли вы его аудитивное восприятие «фигура-причина» как хорошее? (Например, отделить речь / голоса от побочных шумов) | |
Обладает ли он / она повышенной тактильной чувствительностью (низкий порог раздражения)? (Например, рот, губы) | |
Обладает ли он / она пониженной тактильной чувствительностью (высокий порог раздражения)? |
Эмоциональные и психосоциальные аспекты.
Задачи:
- выявить коммуникативные потребности и опыт коммуникации;
- выявить наличие коммуникативной фрустрации и отношение к ней;
- определить круг интересных и высокомотивированных тем.
Наряду с наблюдением значительную роль играет опрос близких ребенку людей. Поскольку такая информация может быть очень важной для его развития, то здесь нельзя делать поспешных выводов (например, отдельные звуки могут быть также проявлением интереса). Сведения об эмоциональной и психосоциальной ситуации ребенка указывают на его развитие. Например, он уже испытывал разочарования в коммуникации, но продолжает интересоваться определенными темами. Естественно, это должно учитываться в процессе обучения. Кроме того, информация о степени фрустрации, полученная в результате включения в игру различных ситуаций (кукла плачет или ее ругают, авария в игре с машинками) свидетельствует о необходимости создания быстрого достижения успеха при стимулировании развития человека с помощью поддерживающей коммуникации.
Эмоциональные и психосоциальные аспекты | ФИО: | № гр. | Дата рождения: | |||
Диагноз: | ||||||
Уровень и степень усвоения материала: | ||||||
20 - 20 уч.г. | 20 - 20 уч.г. | 20 - 20 уч.г. | ||||
Умения | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май |
Чувствует ли он / она в настоящее время сильную потребность в коммуникации? | ||||||
Есть ли впечатление, что он / она воспринимает коммуникацию как что-то осмысленное? | ||||||
Проявляет ли он / она особый интерес к определенным темам, действиям, объектам? | ||||||
Проявляет ли он / она интерес к фотографиям и изображениям? | ||||||
Использует ли он / она все имеющиеся у него / нее возможности для реализации себя в окружающем мире? | ||||||
Отказывается ли он / она быстро от задуманного, если его / ее не понимают? | ||||||
Знает ли он / она о своем ограничении в коммуникации? | ||||||
Выражает ли он / она разочарование при неудавшейся коммуникации? | ||||||
Есть ли у него / нее особенности в поведении? | ||||||
Устанавливает ли он / она контакт с незнакомыми людьми, если что-нибудь хочет спросить или сообщить? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта наблюдения за динамикой мотивации ребенка за ____ учебный год
Ф.И.О.________________________________ Дата рождения _______________
Преобладающие уровни мотивации: отношение к процессу коммуникации | ||||
Год, месяц | резко отрицательное | отрицательное | равнодушное | положительное |
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Примерный список формируемых жестов
В указательных жестах (п. 10—18) можно использовать палец руки или ладонь (по индивидуальным двигательным возможностям детей).
- Жест «я» — указательный жест рукой на себя (меня зовут ... (личное имя)).
- Жест «приветствие» — поднятая рука (желательно правая), согнутая в локте, совершает движения из стороны в сторону (здравствуйте, добрый день (утро, вечер), привет).
- Жест «прощание» — махательные движения кистью руки вперед-назад (до свидания, пока, до встречи, до завтра).
- Жест, выражающий просьбу, — «дай» — рука вытянута вперед ладонью вверх, пальцами руки выполняются сгибательно-разгибательные движения к себе.
- Жест «на», «возьми» — рука вытянута вперед ладонью вверх.
- Жест «хорошо», «отлично», «прекрасно», «здорово» и т. д. — рука сжата в кулак, большой палец указывает вверх.
- Жест «плохо», «ужасно», «не красиво» и т. д. — рука сжата в кулак, большой палец указывает вниз.
- Жест «да», «хочу», «буду», «надо», «возьму», «могу» и т. д. — движения головой, кивок, обозначающие согласие.
- Жест «нет», «не хочу», «не буду», «не надо», «не возьму», «не могу» и т. д. — движения головой слева направо, обозначающие отрицание.
- Жест «голова» — пальцем руки дотронуться до головы.
- Жест «нога» — пальцем руки дотронуться до ноги.
- Жест «рука» — пальцем руки дотронуться до руки.
- Жест «живот» — пальцем руки дотронуться до живота.
- Жест «спина» — пальцем руки дотронуться (по индивидуальным возможностям) до спины.
- Жест «глаза» — пальцем руки дотронуться до глаза.
- Жест «рот» — пальцем руки дотронуться до рта.
- Жест «нос» — пальцем руки дотронуться до носа.
- Жест «уши» — пальцем руки дотронуться до уха.
- Жест «хочу в туалет» — приспускание брюк, юбки двумя руками.
- Жест «пить» — имитационные движения, обозначающие питье из кружки: рука, согнутая в локте, имитирует держание кружки, подносимой ко рту.
- Жест «мыть руки» — имитационные движения, обозначающие мытье рук: ладони рук совершают потирающие движения вперед-назад.
- Жест «чистить зубы» — имитационные движения, обозначающие чистку зубов: указательным пальцем руки коснуться губ и совершать движения вправо-влево.
- Жест «расчесываться, причесаться» — имитационные движения, обозначающие причесывание: одна рука как будто сжимает расческу и проводит по волосам по направлению ото лба назад.
- Жест «спать» — имитационные движения, обозначающие желание поспать: две ладошки сложены вместе и прижаты к уху, голова немного наклонена.
- Жест «кушать» — имитационные движения, как будто зачерпнули суп и поднесли ладонь ко рту.
- Жест «достаточно», «окончание», «конец» какого-либо производимого действия — отталкивающие движения от себя одной или двумя руками.
- Жест «вытираться» — движения рук ото лба к подбородку и обратно.
- Жест «птица» — имитационные движения, обозначающие взмахи крыльев.
- Жест «большой» — обе руки развести в стороны.
- Жест «маленький» — вытянуть указательный и большой палец одной руки, расположив их на небольшом расстоянии друг от друга.
- Жест «тихо», «тишина» — указательный палец руки приложен к сомкнутым губам.
- Жест «дом» — сомкнутыми ладонями обеих рук показать треугольник, имитируя крышу.
- Жест «одеваться» — имитационные движения руками, как будто запахиваем на себе одежду.
- Жест «чистый» — ладонью одной руки погладить ладонь другой руки.
- Жест «грязный» — ладонями обеих рук произвести стряхивающие движения.
- Жест «один» — показываем один указательный палец.
- Жест «много» — показываем пальцы обеих рук.
- Жест «два» — показываем два пальца: указательный и средний.
- Жест «бутерброд» — ладонью одной руки проводить по ладони другой руки, как будто размазывая масло ножом.
- Жест «нож» — ребром ладони одной руки проводить по ладони другой руки, как будто отрезая что-то ножом.
- Жест «корова» — поднести указательные пальцы ко лбу, по направлению вперед, имитируя рога.
- Жест «холодно» — руки обнимают трясущееся тело.
- Жест «жарко» — перед лицом двумя руками выполняются действия обмахивания.
- Жест «рисовать», «писать» — имитационные движения рукой, как при выполнении штрихования.
- Жест «ножницы» — двумя пальцами одной руки изображать движение ножниц.
- Жест «книга», «газета» — имитационные движения ладонями рук, как будто раскрыли книгу.
- Жест «лестница» — показать одной рукой поступательные движения вверх, как будто поднимаемся по ступенькам.
- Жест «деньги» — потереть большой палец об указательный той же руки.
- Жест «высокий» — ладонь одной руки вытянуть и расположить параллельно полу на уровне своего роста.
- Жест «низкий» — ладонь одной руки вытянуть и расположить параллельно полу на уровне своего пояса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Примерный лексический минимум для понимания слов и понятий детьми
Члены семьи
Имена детей группы, имена взрослых, имена близких родственников.
Выражения, регулирующие поведение
Да, нет; нельзя, все (больше нет, конец), где, нет (отсутствие), нет (не хочу), сели на стульчики, занятие окончено, можно встать, слушаем внимательно, смотрим внимательно, вытирай(-те) рот, мой(-те) руки, вытирай(-те) руки; я, ты, тихо, громко, быстро, медленно.
Одежда и обувь
Ботинки, носки, шапка, брюки, рубашка (футболка), свитер, кроссовки, платье, пуговица, молния, пальто, кнопка, липучка, юбка, куртка, сапоги, сандалии, пижама, халат, трусы, майка, джинсы, фартук, рукав, воротник.
Еда
Молоко, печенье, сок, яблоко, апельсин, банан, сосиска, морковка, каша, сахар, сыр, картошка, груша, виноград, соль, перец, масло, варенье, торт, мясо, котлета, суп, макароны, рис, вода, горошек, запеканка, яйца, колбаса, блины, вафли, какао, бутерброд, булка, хлеб.
Части тела
Голова, шея, руки, ноги, глаза, волосы, рот, нос, уши, живот, спина, локти, ступни, ладони, колени, пальцы, брови, щеки, шея, зубы.
Дом и общественные места
дом, школа, детский дом, церковь.
Транспорт
Машина, грузовик, автобус, самолет, поезд.
Домашняя утварь
Ложка, вилка, салфетка, скатерть, чашка, тарелка, бутылка, подушка, одеяло, простыни, покрывало.
Мебель, бытовая техника
Стул, диван, стол, видеомагнитофон, видеокассеты, кино, шкаф, магнитофон, картины, лампа, полка, компьютер, телевизор, телефон, холодильник, плита, умывальник, стиральная машина, микроволновая печь, туалет, ванна, душ.
Игрушки, игровое и спортивное оборудование
Кукла, мяч, машина, мишка, зайка, книга, велосипед, кукольная коляска, самолет, горка, лесенка, качели, качалка, санки.
Животные
Собака, кошка, корова, свинья, лошадь, петух, курица, цыпленок, гусь, рыбка.
Музыкальные инструменты
Колокольчик, бубен, барабан, гармошка, дудочка.
Квартира или дом
Столовая, кухня, ванная комната, туалет, спальня, ковер, шторы, этаж, веранда, лестница, пол, потолок, игровая комната.
Школа
Класс, группа, физкультурный зал, спортивный зал, игровая площадка, музыкальный зал, кабинет логопеда, медицинский кабинет (кабинет врача), туалет.
Учебные принадлежности и технические средства
Ручка, карандаш, пластилин, фломастер, ножницы, линейка, бумага, клей, мелки, краски, доска, мел.
Здоровье и быт
Мыло, губка, полотенце, зубная щетка, зубная паста, расческа, шампунь, носовые платки, простуда, кашель, вода, жарко, холодно.
Цвета
Красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
Глаголы
Дай, на, смотреть, здравствуй, прощай (до свидания, пока), играть, качать, спать, стучать, показать, бросать, видеть, топать, поднимать, опускать, открывать, закрывать, летать, кушать, пить, упасть, причесать, танцевать, целовать, обнимать, плакать, идти, надевать, убирать, брать, делать, прятать, щекотать, прыгать, махать, улыбаться, смеяться, кричать, бить, ложиться, сидеть, стоять, ловить, ходить, бегать, тянуть, толкать, трогать, мыть, говорить, дуть, чистить, гладить, резать, наклеивать, сгибать, писать, считать, ломать, звонить (алло), варить, чистить зубы, вытирать, писать (туалет), вставать, кататься, резать, варить, сыпать (солить, крошить, кормить птичек).
Прилагательные
Большой, маленький, красивый, высокий, низкий, чистый, грязный; грустный, веселый, мокрый, сухой, больной, здоровый, плохой, хороший.
Числа и количественные характеристики
Один, много, все, ничего, больше, меньше, длинный, короткий.
Предлоги и представления о положении в пространстве
Верх, низ, в, из, над, под, через, перед, за (позади), к, от, на, с, такой же, другой, направо, налево, вперед, назад, высоко, низко, начало, конец.
Календарно-тематическое планирование
коррекционного курса
«Социально-коммуникативное развитие»
№ п\п | Направление работы/Тема | Количество часов |
Обучение организации совместного внимания | ||
Игра: «Кто нас крепко любит». | 1 | |
Игра «А что у вас?». | 1 | |
Тема: «Что нам надо для умывания?» | 1 | |
Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями. | ||
Тема: «Мои помощники друзья, мыло, полотенце, крем для рук». | 1 | |
Тема: Д/И «Найди предмет» | 1 | |
Подвижная игра «Кто быстрее» | 1 | |
Тема: «Можно и нельзя» | 1 | |
Обучение соотнесению командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий | ||
Игровое упражнение “Собираемся на прогулку”. | 1 | |
Тема: «Вот какие игрушки» | 1 | |
Подвижная игра «Пойдем в гости к кукле, лошадке, собачке» | 1 | |
Игра «Кто у меня в гостях». | 1 | |
Обучение использованию жестовых, предметных и графических символов при обращении к другим. | ||
Игра «Утро куклы Ляли» | 1 | |
Игра: «Умой куклу». | 1 | |
Игра «Наша новая посуда» | 1 | |
Дидактическая игра «Поможем кукле Ане». | 1 | |
Обучение пониманию жестов | ||
Дидактическая игра «Поручения». | 2 | |
Чтение стихов А.Барто «Игрушки». | 1 | |
Игра «Встречаем гостей» | 1 | |
Обучение пониманию символов | ||
Игра «Что нам нужно для прогулки» | 2 | |
Игра «Купание куклы Ляли» | 1 | |
Игра «Наша школа» | 1 | |
Формирование умения обращаться к взрослому. | ||
Путешествие по комнате. «Кто есть в нашем классе?». | 2 | |
Игра «Найди и покажи» | 1 | |
Игра «Мы идем в магазин» | 2 | |
Обучение употреблению слов/жестов | ||
Дидактическая игра «Кто у нас во дворе…» | 1 | |
Дидактическая игра «Кошкин дом» | 1 | |
Игра «Найди любимую игрушку» | 1 | |
Дидактическая игра «Колечки» | 1 |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ № 1»
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КОЛЕЧКИ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: |
ФОМЕНКО ОКСАНА ПЕТРОВНА |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 11.03.11 |
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Тема: «Колечки»
Форма проведения: подгрупповое занятие по предметно-практической деятельности
Цель:
- Учить детей собирать и нанизывать колечки на палочку, действуя рядом со сверстниками. Продолжать формировать представления о себе и предметной игрушке.
- Развивать умение реагировать на простые инструкции взрослого и давать ответные двигательные и звуковые реакции.
Оборудование: Кукла Петрушка, чудесный мешочек, колечки, стержень,
театр
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный момент: Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие). Игра «Иди ко мне» Основная часть: Сюрпризный момент: Объявление цели игры: Игра "Колечки" Итог: | Здравствуйте, мальчики! Воспитатель приветствует детей в процессе игры: зовет детей к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя, фото) пришел». Диалог: «Кто пришел, покажи» - Посмотрите, мальчики, какие у (имя) ….(подчеркивать особенности внешности каждого ребенка) Стук. (Из-за ширмы появляется Петрушка). Воспитатель обращается к кукле: - Как тебя зовут? - Я – Петрушка! А вы кто? - А это наши мальчики. - Поздоровайся Петрушка с (имя). (Кукла подходит к каждому ребенку.) Петрушка принес «Чудесный мешочек».(Детям предъявляется мешочек) Будем с Петрушкой играть. Демонстрация символа «Играть» - «Что там в мешочке?» (просит рукой ощупать предметы внутри мешочка) - Это колечки.
Я беру палочку и надеваю на нее колечки, вот так (детям демонстрируется процесс сбора колечек). - Иди ко мне…(имя). Что ты хочешь делать? - Посмотрите, как (имя) надевает колечки: вот так. - Молодец. Хорошо (жест). Садись. - Иди ко мне (имя). Возьми палочку. Надень колечки. Молодец. «Хорошо». Садись. (Звучит музыка). Воспитатель поет песню и нанизывает колечки на стержень: «Ты, колечко, покружись, Нашим деткам покажись! Так, так, и вот так, Не поймать тебя никак!» С окончанием пения, разбрасывает колечки и предлагает детям: - Возьмите колечки. (подходит к каждому ребенку и помогает надеть на палочку). Игра повторяется. - Молодцы, мальчики! («Хорошо»).Собрали колечки. (Петрушка хвалит каждого индивидуально.) Кладите колечки в мешочек. - Спасибо тебе, Петрушка! - До свидания, мальчики! | Дети сидят на мягком модуле «Радуга». Выполнение действий в соответствии с содержанием игры. Дети обращают внимание друг на друга, указывают на фото, находят друг друга. Дети рассматривают куклу, трогают ее. Дети достают из мешочка колечки и стержень, рассматривают, трясут, вращают, надевают на руки, на ладонь. Дети наблюдают за сбором колечек. Отвечает с помощью символа Ребенок показывает жест. «Хорошо» (Ребенок собирает колечки с воспитателем) Дети собирают колечки и нанизывают их на палочку. Дети собирают колечки в мешочек. Прощаются жестом с Петрушкой. |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ № 1»
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КОШКИН ДОМ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: |
ФОМЕНКО ОКСАНА ПЕТРОВНА |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 11.03.11 |
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Тема: «Кошкин дом».
Форма проведения: подгрупповое занятие по развитию речи.
Цель:
- формирование у детей необходимых для жизни социально значимых навыков,
- развитие коммуникативной компетентности детей,
- формирование культуры поведения и общения.
Задачи:
- Формировать умение выполнять действия по подражанию внеречевыми средствами общения. Учить детей использовать информацию, извлеченную из картинок, жестов, символов.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении. Расширять пассивный словарь.
- Создавать ситуации практического применения навыков поддерживающей коммуникации. Воспитывать мотивацию к общению.
Материал и оборудование:
Предметы и иллюстрации, фото детей, книга О.Корнеевой «Кошкин дом».
Наглядно-дидактический материал:
Модули.
Ход занятия:
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Организационный момент: Встреча с детьми (психологический настрой на занятие, приветствие). Приветствие: Игра «Кто у нас хороший» Цель: формировать умения реагировать, откликаться на свое имя, используя указательный жест. Артикуляционно-двигательное упражнение: Основная часть: Объявление цели занятия: Сюрпризный момент: Дыхательно-голосовая гимнастика Физкультминутка. Игра «Найди и покажи» Рассказывание потешки. Задачи:
Заключительный этап: Оценка деятельности детей: | Воспитатель проходит с детьми в группу и приветствует гостей.
На улице зима, холодно. Посмотрите в окно: Вот на улице мороз! Ну-ка все потрите нос! Не к чему нам бить баклуши! Ну-ка все взялись за уши! Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели! По коленкам постучали, по плечам похлопали! Ножками затопали! Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку «Кошкин дом»
Петушок, петушок, (жест)
Идет козел рогатый, (жест) (Как козел говорит?)
Ходит бочком! (жест) Ушки торчком! Хвостик крючком! Нос пятачком! (Как свинья говорит?)
Кто мяукнул у дверей? (жест) Открывайте поскорей Очень холодно зимой! Кто к нам просится домой? (Как кошка говорит?)
Мы ладонь к глазам приставим, И посмотрим, где же кошка? (свинья, козел, петух). Педагог рассказывает потешку, демонстрируя игрушку, устанавливая ее на место в домике. В 5 утра проснулась кошка, cела кошка у порожка. - Заходите в гости звери, ведь для вас открыты двери! День рожденья у меня! В 6 часов стучит свинья! Ты звал, кума на чай, стол скорее накрывай! Ровно в 7 петух пришел. Через полчаса козел. Ну а в 8-45 стали гости танцевать. Траля - ля гармошка! В пляс пустилась кошка: Целый час плясала. Так гостей встречала. Потешка повторяется. Педагог предлагает рассмотреть картинку:
Педагог подводит итог: Мы рассказывали потешку про кошку и ее гостей: петуха, козла, свинья. Молодцы, хорошо занимались.
Вот …! До свидания! | Дети проходят в группу, приветствуют гостей жестом по подражанию. Дети указывают на себя, фото, находят фото других детей используя указательный жест. Дети показывают жест «холодно» по подражанию. Дети занимают место у окна. Рассматривают зимний пейзаж за окном. Дети повторяют движения в сопровождении потешки. Дети рассматривают домик. Каждый ребенок находит игрушку по называнию педагога. Дети подражают голосу. Дети подражают голосу козла Дети находят свинку и подражают ее голосу Дети находят кошку и подражают ее голосу. Дети ищут спрятанную игрушку, сопоставляют ее с фотографией реального предмета. Дети подбирают фото зверей в соответствии с называнием и указыванием на предмет по ходу потешки. Дети рассматривают картинку, находят на ней животных, сопоставляют их с реальными предметами. Дети выполняют действия при поддержке педагога. Дети отвечают жестом прощания. |
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В УМСТВЕННОМ РАЗВИТИИ № 1»
КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ТЕМА: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«УТРО КУКЛЫ ЛЯЛИ»
ВОСПИТАТЕЛЬ: |
ФОМЕНКО ОКСАНА ПЕТРОВНА |
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ 24.10.12. |
Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Тема: | «Утро куклы Ляли» | ||
Форма проведения: | подгрупповое занятие по развитию речи | ||
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
Организационный момент: Встреча с детьми (Организация совместного внимания. Психологический настрой на занятие, приветствие). Основная часть: Сюрпризный момент: Дыхательно-голосовая гимнастика Итог: | Воспитатель проходит с детьми в группу и приветствует гостей. Здравствуйте! Утро настало, солнышко встало.
Мы пойдем в гости к кукле Ляле. Чтоб быстрее нам дойти, Ну-ка, музыка, звучи! (Звучит весёлая музыка). – Вот шагают наши ножки Прямо к Ляле по дорожке. Раз, два, три! К дому Лялечки пришли!
(Звучит «Колыбельная»). Воспитатель обращает внимание детей: – Что за музыка звучит? (открывается ширма)
Пусть еще поспит. Споем ей песенку: «А-а-а-а-а!» Что же делать, как нам быть, Как нам Лялю разбудить? Давайте разбудим Лялю.
Воспитатель, обращаясь к кукле, говорит:
Воспитатель:
(Воспитатель одевает куклу)
(Воспитатель одевает куклу)
(Воспитатель обувает куклу)
(Воспитатель одевает куклу)
Молодцы, ребята, улыбались Солнышку, пели Ляле песенку, помогли одеться Ляле!
Садись Ляля в круг! (куклу усаживают в центр круга на стул). А теперь пора прощаться. (Воспитатель увозит куклу из группы). | Дети проходят в группу, приветствуют гостей, подходят к окну и рассматривают солнышко. Дети идут по дорожке. Дети занимают место на модуле «радуга». Дети стучат в домик. Дети поют звук [a]. Дети по очереди будят куклу Лялю с помощью педагога, гладя по головке и трогая за руку. Дети рассматривают куклу. Каждый ребенок по очереди подходит к столу, на котором лежит одежда, берет предмет, несет его кукле. Дети танцуют хоровод с обручем. Дети прощаются с куклой. Дети сажают куклу в коляску, воспитатель увозит куклу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе. Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте»
Конспект занятия в подготовительной группе.Тема: «Вся семья вместе, так и душа на месте»...
Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста
Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста...
Профессиональное самоопределение, как структурный элемент социально-коммуникативного развития старших дошкольников и младших школьников в свете требований ФГОС НОО.
Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности ...
Конспект ООД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему «Дорожные знаки» подготовительная к школе группа.
Закреплять знания детей о предупреждающих, запрещающих, предписывающих, информационно-указательных дорожных знаках и знаках сервиса. Совершенствовать навыки ориентировки в многообразии дорожных знаков...
Лэпбук по развитию творческих способностей в социально-коммуникативном развитии по теме «Дикие и домашние животные»
Лэпбук по развитию творческих способностей в социально-коммуникативном развитии по теме «Дикие и домашние животные» предназначен для детей младшего дошкольного возрас...
Комплексное занятие по развитию речи, социально-коммуникативному развитию и изобразительному искусству для детей с ТМНР Тема: «Аппликация из ватных дисков «Панда»
Цель: вызвать у ребёнка эмоциональный отклик и желание участвовать в сценарии занятия...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4)
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекция и развитие познавательных процессов» для обучающихся 4 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата ТМНР (6.4) Рабочая программа пред...