Технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников при обучении на дому детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему
Применение инновационных педагогических технологий особенно актуально при обучении детей, получающих образование в форме надомного обучения. Технология целенаправленного развития познавательных стратегий школьников позволяет раскрыть глубинные возможности каждого ребёнка. И вселить веру в успех.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_tsrps.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Среди ряда современных интерактивных педагогических технологий я выделила технологию «Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников» ( ЦРПС). На территории Владимирской области внедряется с 2008года. Представляет собой авторскую модель личностно-ориентированного образования. Автор концепции доктор психологических наук А.А.Плигин наглядно показывает как данная технология позволяет развить у школьников познавательные способности, управленческие и рефлексивные умения, умение учиться и обучаемость, интеллектуальные операции, предметные компетенции. Учащиеся выдвигают цель и критерии её реализации, учатся выбирать средства деятельности и планировать ход её осуществления, обеспечивать корректировку и многоуровневую рефлексию, получая индивидуальный результат учебной деятельности. Методологически концепция ЦРПС исходит из принципа развития психических явлений «внешнее через внутреннее» С.Л.Рубинштейна.
Познавательная стратегия - это индивидуальная взаимосвязь (чаще – последовательность) мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в учебной деятельности. Структура:
- цель и мотивация;
- критерии достижения цели;
- действия и операции, их согласованность;
- контроль и коррекция,
- фиксация результата деятельности.
Разработана довольно полная классификация познавательных стратегий школьников. Среди видов познавательных стратегий можно выделить индивидуальные, состоящие только их элементов, характерных только для конкретного человека, и универсальные, состоящие их элементов, свойственных большинству людей. В данной статье мы рассматриваем индивидуальные стратегии учеников надомного обучения с ОВЗ. Их можно разделить на общеучебные, играющие роль при изучении любых школьных предметов, и специальные, относящиеся к какой-то определённой конкретной области знаний.
Познавательная стратегия является реализацией динамических взаимосвязей в познавательной деятельности между следующими составляющими:
- представление цели;
- мотивация;
- критерии достижения цели;
- основные операции и действия, направленные на реализацию цели;
- согласованность операций и действий;
- контроль за исполнением операций и получение промежуточного результата;
- коррекция операций или представление цели;
- критерии прекращения процесса деятельности;
- фиксация результата деятельности.
Компоненты модели Т.О.Т.Е. в технологии ЦРПС:
- мотивационно-ориентировочный,
- исполнительский,
- рефлексивно-корректировочный,
- результат-фиксирующий.
Т – тест 1 «точка запуска» - то, с чего мы начинаем что-либо делать, установка цели;
О – операции – действия, направленные на достижение нужного результата;
Т – тест2 – проверка, правильно ли всё делается, в нужном ли направлении развивается процесс. Достигается ли именно та цель, которая была установлена;
Е – выход, завершение процесса. Понимание того, что цель достигнута.
Со структурной точки зрения стратегия раскрывает взаимосвязи между:
- репрезентацией цели и критерием её достижения,
- операциями по достижению результата,
- коррекцией процесса деятельности,
- фиксацией получаемого результата.
Если к каждому компоненту модели Т.О.Т.Е. сформулировать вопросы, раскрывающий его поэлементный состав, то получится вопросник, помогающий ученику и учителю глубоко осмыслить структуру индивидуальной познавательной стратегии, реализующейся в ходе учебной деятельности.
Классический вопросник для выявления стратегии на основе модели Т.О.Т.Е.:
Т 1
Как ты решаешь, что будешь делать Х?
Вспомни опыт Х до его начала и реши. Что послужило причиной его возникновения? Что тебя мотивирует?
Какие критерии важны для получения результата?
О
Из скольких шагов состоит процесс Х?
Какие шаги наиболее важны?
Что ты делаешь во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.?
Какова последовательность действий?
Т 2
Как ты понимаешь, что движешься в правильном направлении?
Как ты понимаешь, что это правильно?
Как ты понимаешь, что у тебя получается?
Что ты делаешь, если что-либо не получается?
Е
Какой шаг служит завершением процесса?
Как ты понимаешь, что достиг цели?
Какой последний шаг ты сделал?
Если вместо Х подставить какой-либо вид учебно-познавательной деятельности, то получится вопросник для исследования конкретной познавательной стратегии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по коррекции познавательных способностей в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья. "Костотряс".
Закрепление решения задач изученных видов.Урок комплексного применения знаний....
Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....
Использование современных игровых технологий для развития познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из наиболее актуальных проблем, так как недостаточная ее сформированность влияет на весь ход психо...
Статья "Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих образование детей с ограниченными возможностями здоровья"
В процессе развития профессиональных компетенций, педагогам необходимо получать сведения о воспитании в семье различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), их особых образова...
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на базе МАОУ «СОШ № 1 с УИОП»
Проект "Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «М...
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проекта «Мандало-терапия, простые стратегии развития речи» на
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение уровня мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи при помощи развития мелкой моторики через реализацию проект...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Эффективные технологии в коррекционно- образовательной работе с различными категориями детей с ограниченными возможностями здоровья и семьями Губкинский 2021
Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом,особенности и проблемы которой определяются не тольколичностными особенностями всех членов и характеромвзаимоотношений между ними, но и б...