«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»
статья (4 класс) на тему
В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продуктивных технологий в сфере образования как части процесса модернизации. Возможности пути развития образования, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объёма знаний, которыми владеет человек, исчерпаны. В настоящее время образованность осознается обществом как владение технологией работы с информацией, совершенствование навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_rmo.docx | 28.6 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени С. И. Подгайнова г. Калининска Саратовской области»
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника».
Подготовила: учитель высшей
квалификационной категории
Голондарева И. В.
2016г.
Многому я научился у своих наставников,
еще большему – у своих товарищей,
но больше всего – у своих учеников.
В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продуктивных технологий в сфере образования как части процесса модернизации. Возможности пути развития образования, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объёма знаний, которыми владеет человек, исчерпаны. В настоящее время образованность осознается обществом как владение технологией работы с информацией, совершенствование навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.
Также происходящие в современном обществе изменения обусловливают необходимость модернизации школьного образования в направлении развития личности учащегося, раскрытия его внутреннего потенциала, подготовки к активной жизненной позиции. В основе личностно ориентированного образования лежит подход, когда учитель обращается к ученику как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Эта педагогическая задача определяет приоритет разработки методов обучения, помогающих учащимся не только ориентироваться в сложном мире, но и владеть методами самостоятельного извлечения новых знаний. Ведь основным способом существования человека в информационном обществе признается самостоятельный исследовательский поиск и творчество. В общественно-педагогическом сознании наблюдается актуализация идей гуманистического воспитания: изучение ученика как неповторимой индивидуальности; создание условий для его становления как субъекта деятельности, жизнедеятельности, создание условий для индивидуально-творческого развития, саморазвития ребенка; развитие у ученика личностно-смысловой сферы. В настоящий момент требованиями ФГОС второго поколения усиливается актуальность формирования исследовательских навыков: формирования у школьника эмоционально-ценностного отношения к познанию и познаваемому, развития у него способностей к самостоятельному поиску знаний, умений творчески подойти к решению проблем, созданию личностно значимых продуктов деятельности.
Задача формирования исследовательской компетентности в настоящее время остро поставлена как перед педагогической наукой, так и перед практикой образования. В социологических, психологических, педагогических исследованиях заложены теоретические предпосылки для становления исследовательской компетентности учащихся в образовательном процессе. Развитию мышления и исследовательских способностей посвящены работы В.В. Давыдова, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других ученых. Психолого-педагогические основы эвристического обучения рассматривают диалогические методы обучения как основные составляющие в дидактической системе эвристического обучения. На необходимость развития умений учащихся самостоятельно добывать знания указывали основатели природосообразной педагогики такие как
Г. Песталоцци, А. Дистверг, Я. Коменский, К.Д. Ушинский и др.).
Принцип природосообразности требует такого изменения диалогических методов обучения, которое повышает эффективность познавательного процесса, превращает учебный диалог из метода передачи учебной информации в метод ее самостоятельного получения, с помощью которого ученик усиливал бы свои познавательные возможности и творческие способности. Другими словами, не только учитель, но и ученик. Проблемно-диалоговое обучение как способ формирования исследовательской компетентности школьников должен сам задавать вопросы учителю для приобретения знаний, то есть быть инициатором вопрошающей деятельности в диалоге. Выделяют три основных метода постановки учебной проблемы:
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
2. Подводящий к теме диалог.
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Данное обучение позволяет и предполагает организацию исследовательской деятельности. Проблемно-диалоговое обучение – это процесс обучения, в который включена система проблемных ситуаций и который обеспечивает усвоение знаний и способов действий посредством диалога субъектов образовательного процесса. Основная особенность ПДО заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Учащиеся « открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу, осуществляют исследовательский поиск. Основным понятием ПДО является проблемная ситуация, представляющая собой интеллектуальное затруднение школьника, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что побуждает его искать новый способ объяснения или способ действия. Правильно выстроенное проблемно-диалоговое обучение позволяет учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска, тем самым формировать исследовательскую компетентность.
Вот некоторые из них.
- Развитие умений видеть проблемы.
Цель: формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Задания:
“Посмотри на мир чужими глазами”;
“Тема одна – сюжетов много”;
“Позиция автора рассказа”.
- Развитие умений выдвигать гипотезы.
Цель: формирование способности предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное.
Задания:
“Давайте вместе подумаем”;
«Упражнения на обстоятельства»;
“Найди возможную причину события”.
- Развитие умения задавать вопросы.
Цель: развитие умения задавать вопросы уточняющие (верно ли, что; надо ли; должен ли) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).
Задания:
«Найди ключевое слово»;
Игра«Угадай, о чем спросили».
4) Развитие умения подбирать литературу по заданной теме.
5) Развивать умение ориентироваться в словаре, справочной литературе.
6) Развивать умение работать с текстом, выделять его микротемы.
- Раздели текст на абзацы, выделяя ключевые слова и формулируя микротемы.
7) Развивать умение находить ответы на вопросы к тексту.
- Прочитай статью. Определи тему статьи.
- Ответь на вопрос одним предложением.
Подобные задания нам встретились во ВПР:
- Определи тему и главную мысль текста.
-Раздели тексты на смысловые части, составь план текста.
Обучение строю на научно-творческой основе, работаю по образовательной системе «Школа 2100». Компетентность в решении проблем формирую через проблемно-диалогический метод преподавания, заменяя урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. Открытие знаний происходит на всех этапах урока.
Например, фрагмент урока русского языка – тема «Имя прилагательное».
1. Повторение изученного:
– Сегодня мы отправляемся в новое путешествие по городу Прилагательное. Но для этого нам необходимо получить карту, ответив на следующие вопросы:
-На какие группы делятся морфологические признаки самостоятельных частей речи? (постоянные и непостоянные);
-Почему они так называются?
-Назовите морфологические признаки существительного, прилагательного? (род, число, падеж) .
-Эти морфологические признаки прилагательного являются постоянными или непостоянными?
Во время беседы на доску крепятся ответы, таким образом, выстраивается алгоритм.
–Чего мы еще не знаем? (есть ли другие непостоянные морфологические признаки)
–Какая перед нами будет стоять задача? (формулируется задача)
2. Изучение нового материала:
–С сегодняшнего дня мы переселяемся в город «Имя Прилагательное»
долго-долго будем путешествовать по его улицам, переулкам и площадям.
- Каким представляется прилагательное? Мне кажется, что это очень крупный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что
количеству жителей (употребляемых слов) он занимает 3 место после
Существительного и Глагола, которые тоже живут государстве «Морфология», работают в соседнем Синтаксисе.
–А каким вы представляете Прилагательное?
–Почему у него такое странное имя? К чему оно «прилагается»? Кто верный спутник?
–Каково лексическое значение имени существительного? (по ходу работы оформляется фонтан лексических значений).
Фрагмент урока «Умножение на двузначное число». Фрагмент урока по теме «Площадь прямоугольника».
Использование учителем ПДО результативно и при формировании умений и навыков проектно-исследовательской деятельности. В рамках данного направления на подготовительном (инициирующем) этапе учитель формулирует проблему, ситуацию, цель, задачи исследовательской работы, формирует интерес к данной теме. При этом учащиеся вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач. На втором (основополагающем) этапе учащиеся анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов. При этом роль учителя заключается в том, чтобы помочь организовать группы, распределить в группах роли, спланировать их деятельность. Познакомить с различными формами презентации результатов. На третьем (прагматическом) этапе учитель консультирует, ненавязчиво контролирует работу учащихся, выполненную самостоятельно и сообща. При этом учащиеся консультируются, собирают информацию, “добывают” недостающие знания, готовят презентацию результатов под руководством учителя. На четвертом (заключительном) этапе работы учитель обобщает результаты, подводит итоги, оценивает умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат, оценивает потенциал продолжения работы по выбранному направлению. На этом же этапе проходит защита проекта, учащиеся проводят рефлексию деятельности, дают оценку ее результативности. На пятом (итоговом) этапе проходит представление готового продукта, рефлексия выполненной работы. На всех этапах работы важно иметь в виду, что главный из ожидаемых результатов – это приобретение и развитие учащимися новых проектно-исследовательских умений и навыков.
Учитель должен помнить и знать, что:
- Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
- Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
- Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
- Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
- Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
- Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
- Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
- На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Таким образом, мы считаем, что проблемно-диалоговое обучение дает возможность:
- - научить школьников мыслить логично, научно, творчески;
- - формировать не просто знания, а знания-убеждения;
- - содействует формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти;
- - воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности;
- - формировать и развивать интерес к учению;
- - формировать навыки поисковой и исследовательской деятельности.
В результате использования диалогических методов постановки проблемы при обучении младших школьников ученики научатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, преобразовывать практическую задачу в познавательную, что будет способствовать достижению планируемых результатов начального общего образования.
Поэтому мы считаем, что проблемно-диалоговое обучение можно рассматривать как способ формирования исследовательской компетентности учащихся и в организации учебной деятельности следует отдать предпочтение именно этому способу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"
Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.
Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востреб...
Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.
В докладе рассматривается системно-деятельностный подход на уроках в свете ФГОС....
Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования
Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования...
Стажёрская площадка «Современные средства обучения как средство реализации ФГОС общего образования».
Это программа стажёрской площадки, которую я вела в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ СОШ №14. г.о. Железнодорожный. В ней представлен опыт обучения других учителей средствам информационных технолог...
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»
В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продукти...
Системно-деятельностный подход в обучении как средство реализации современных целей образования.
В статье определены особенности реалиации системно-деятельностного подхода , его цель, принципы и выявлены основные результаты обучения и воспитания по ФГОС НОО....