Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.
статья по теме
Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востребованных в современном обществе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников. (слайд1)
Литература:
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для уч./ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.
- Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2012. – 80с.
- Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации – М., 2004 – 18с.
- http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/boyakova_07_03_2011.pdf
- http://sedova.ucoz.net/publ/na_zametku/osobennosti_raboty_nad_proektom_v_nachalnoj_shkole/3-1-0-35
- http://www.school2100.ru/uroki/extra/projects.php
Подготовила:
Кривошеина Ольга Ивановна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 7
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели образования
Задача учителя – показать младшему школьнику путь к познанию, научить его учиться. «Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили» Альберт Эйнштейн
Технология проектного обучения Джон Дьюи Уильям Килпатрик Надежда Крупская
Технология проектного обучения Ценность - в увязке теоретических знаний с практической деятельностью. Результат - конкретные практические творческие дела учащихся. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни ".
Основные идеи Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; Деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию; активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Работа над проектами - как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.
Работа над проектами позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.
Двухкомпонентная организация проектной деятельности: Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.)
Этапы проектной деятельности 1. Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой. выбрать тему; подумать; спросить у другого человека; получить информацию из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору; провести эксперимент; обсудить в группе; подведение итогов, оформление результатов; представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта ; презентация проекта
2 . Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса .
3. Поиск информации по выбранным детьми темам.
4. Завершение работы над темой – оформление найденных сведений. Для этого, чтобы зафиксировать полученный результат, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.
5. Выбор учениками проектов.
6. Работа над выбранными проектами. Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы. Рефлексия
Стадии работы над проектом
Роль учителя Увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах.
Результаты выполненных проектов Мероприятия: Новогоднее представление на английском языке. Поделки: Выставка поделок «Зимняя сказка» Информационные проекты: «Новогодние традиции» Исследования: «Дед Мороз и Санта Клаус» Решения проблем: «Как украсить праздничный стол».
7. Презентации проектов. Требования, которые учитываются при подготовке устной презентации ребёнка: Текст презентации должен быть ограничен для ребёнка данной возрастной группы.
Рефлексия ребёнка. В ходе работы над проектом …
В ходе презентации должен быть осуществлён действенный показ продукта деятельности. Изделие Лабораторный опыт Практическое умение
Использование мультимедийных средств в ходе презентации допустимо, но не является обязательным атрибутом устной презентации школьника.
Использование в презентации формы театрализации производит яркое впечатление на всех присутствующих
Уважаемые коллеги! Участвуйте в исследовательской деятельности! Побеждайте! Удивляйтесь! Сохраняйте оптимизм и наслаждайтесь радостными минутами интеллектуального творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"
Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...
Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.
В докладе рассматривается системно-деятельностный подход на уроках в свете ФГОС....
Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»
Необходимость организации групповых проектов младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...
Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»
В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продукти...
«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»
В современных условиях все чаще обсуждается вопрос о необходимости изменения парадигмы образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится развитие продукти...
Системно-деятельностный подход в обучении как средство реализации современных целей образования.
В статье определены особенности реалиации системно-деятельностного подхода , его цель, принципы и выявлены основные результаты обучения и воспитания по ФГОС НОО....