Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников.
статья по теме

Включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востребованных в современном обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность учащихся  как средство реализации современных целей образования младших школьников. (слайд1)

Современные дети  - это уже не те, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, и даже не те дети, которые воспитывались в последнее десятилетие ХХ века. В настоящее время они растут и развиваются в условиях постиндустриального информационного общества. С самого рождения они сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Они очень хорошо информированы. Они рассуждают на «взрослые» темы, смотрят сериалы, разбираются в хитросплетениях человеческих отношений.  Но при этом они  теряют способность и желание чем-то занять себя. Они  прилагают гораздо меньше усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. А зачем, ведь можно  нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Поэтому в педагогике изменились и главные цели образования: от передачи ученикам суммы готовых знаний к развитию их «креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций и способности к самообучению». В современных условиях задача учителя – показать младшему школьнику путь к познанию, научить его учиться. «Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили», – писал А. Эйнштейн. Поэтому приоритетным направлением новых образовательных стандартов является задача формирования не только предметных теоретических знаний, но и «обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования».

В связи с этим на смену отдельным формам и методам активного обучения приходят целостные образовательные технологии. Остановлюсь на одной из них. Это технология проектного обучения.

В основе технологии проблемного обучения лежит метод проектов, который зародился в 20-е годы прошлого столетия в США.  Авторами данного метода считаются Джон Дьюи и его ученик Уильям  Килпатрик.  В России сторонницей   идеи проектного обучения была Н.К. Крупская

Ценность данной технологии - в увязке теоретических знаний с практической деятельностью.

Результат -  конкретные практические творческие дела учащихся.

Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни".

Основные идеи:

  1. Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс;
  2. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим;
  3. Деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей;
  4. Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

 

Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

Если в младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию; активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты), то в более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Знакомство учеников с работой над проектами предполагается проводить во внеурочное время. Поэтому в рамках внеурочной деятельности  в нашей школе появился новый курс «Проектная деятельность». В освоении данного курса нам помогает  пособие по проектной деятельности в начальной школе «Всё узнаю, всё смогу», разработанной авторским коллективом развивающей Образовательной системы «Школа 2100» под руководством Горячева А.В. Пособие предназначено для учеников начальной школы (1–4 классы), их учителей и родителей, направлено на освоение работы над проектами в начальной школе и ориентировано на формирование универсальных учебных действий  школьников.

Популярно изложенные и проиллюстрированные истории из жизни одного класса, связанные с работой над проектами, позволяют объединить представления учеников, их учителей и родителей о проектах и организовать в классе работу над ними.

Работу над проектами мы, прежде всего, рассматриваем как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):

  1. организационных (регулятивных),
  2. интеллектуальных (познавательных),
  3. оценочных (личностных),
  4. коммуникативных.

Кроме того, работа над проектами позволяет:

  1. обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
  2. научиться применять полученные знания,
  3. организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?

Двухкомпонентная организация проектной деятельности:

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме.  По завершению представляют готовые проекты.

Этапы проектной деятельности

  1. Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.
           
    На первом этапе  учитель находит повод для знакомства школьников с заранее задуманной темой и привлекает внимание к ней.
              Для проведения тренировочных занятий уместно использовать карточки с символичными изображениями этапов:

-        выбрать тему;

-        подумать;

-        спросить у другого человека;

-        получить информацию из книг;

-        понаблюдать;

-        посмотреть по телевизору;

-        провести эксперимент;

-        обсудить в группе;

-        подведение итогов, оформление результатов;

-       представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта;

-        презентация проекта

Класс можно разделить на  группы. Каждая группа располагается за общим столом, где в центре - карточки с этапами и темами проекта. После этого объявляется, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются.                      Например, нацеливаю детей на общую тему «Новый год»

  1. Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.

С помощью «мозгового штурма» дети предлагают свои подтемы «Новогодние каникулы», «Дед Мороз и Санта Клаус», «Зимние забавы», «Оформление новогоднего стола», «Снежные скульптуры», «Неожиданный концерт», «Традиции новогодних праздников»,

  1. Поиск информации по выбранным детьми темам.

Дальше, юным учёным объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта» и «презентация проекта».

Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.

Далее в каждой группе  идёт сбор информации, а учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере необходимости. План работы на карточках надо прикрепить на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.

Для ученика начальной школы очень сложно обобщить полученные знания. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного.

  1. Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.

Для этого, чтобы зафиксировать полученный результат, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.

  1. Выбор учениками проектов.
  1. Начинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования)
  2. Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа
  3. Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтра
  4. Если проект групповой, то определяются группы участников
  5. Результат: выбранные детьми проекты
  1. Работа над выбранными проектами.

Любой проект состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.
  6. Рефлексия

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Стадии работы над проектом - это — это «пять П»: Проблема — Проектирование (планирование) —Поиск информации — Продукт — Презентация.  Шестое «П» проекта — его Портфолио, -  папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.

Роль учителя. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
       
Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома.

Например, вот что у нас получилось в результате общей темы «Новый год»

Мероприятия: Новогоднее представление на английском языке.

Поделки: Выставка поделок «Зимняя сказка»

Информационные проекты: «Новогодние традиции»

Исследования: «Дед Мороз и Санта Клаус»

Решения проблем: «Как украсить праздничный стол».

  1. Презентации проектов.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Наличие презентации в цикле проектной деятельности несёт две важные функции. С одной стороны, это демонстрация значимой для школьника аудитории результатов проделанной работы. С другой стороны, участие в мероприятии одноклассников-зрителей, которые по ряду причин не приняли участие в работе над проектами, но после удачных, интересных по сути и по форме выступлений своих товарищей будут мощно мотивированы на участие в проектной деятельности в дальнейшем.

Требования, которые учитываются при подготовке устной презентации ребёнка:

  1. Текст  презентации должен быть ограничен для ребёнка данной возрастной группы.
  2. Обязательной частью выступления должна быть рефлексия ребёнка на получение знаний и практических умений во время работы над проектом, которая завершает презентацию и выражается в следующей формулировке: «В ходе работы над проектом я узнал…, меня удивило…, а также я научился…»
  3. В ходе презентации должен быть осуществлён действенный показ продукта деятельности, которым может быть: изделие, лабораторный опыт, практическое умение.
  4. Использование мультимедийных средств в ходе презентации допустимо, но не является обязательным атрибутом устной презентации школьника. При  этом, слайд-шоу не должно быть мелькающим фоном за спиной у ребёнка, а выполнять функцию иллюстрации, подтверждающей слова выступающего.
  5. Использование в презентации формы театрализации является очень сложным не только по организационным соображениям, но и в содержательном плане. Вместе с тем большой объём работы по поиску такого материала, написание сценария, режиссёрское оформление окупаются сторицей. Театрализация производит яркое впечатление на всех присутствующих, несомненно, она украшает мероприятие по защите проектов и даёт возможность детям с актёрскими данными проявить их на школьной сцене.
           Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.
            Таким образом, включение школьников в учебные исследования создаёт благоприятные условия для преобразования внутренних потенций в реальное интеллектуальное творчество, приобретения исследовательских навыков, востребованных в современном обществе. В результате у школьников не только формируется и развивается способность к самоопределению, но и повышается степень готовности к самореализации, появляется возможность перехода на более высокий уровень самоутверждения.

(слайд2)

(слайд3)

(слайд4)

(слайд5)

(слайд6)

(слайд7)

(слайд8)

(слайд9)

(слайд10)

(слайд11)

(слайд12)

(слайд13)

(слайд14)

(слайд15)

(слайд16)

(слайд17)

(слайд18)

(слайд19)

(слайд20)

(слайд21)

(слайд22)

(слайд23)

(слайд24)

(слайд25)

(слайд26)

(слайд27)

Литература:

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для уч./ А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151с.
  2. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2012. – 80с.
  3. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образования в Российской Федерации  – М., 2004 – 18с.
  4. http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/boyakova_07_03_2011.pdf
  5. http://sedova.ucoz.net/publ/na_zametku/osobennosti_raboty_nad_proektom_v_nachalnoj_shkole/3-1-0-35
  6. http://www.school2100.ru/uroki/extra/projects.php

Подготовила:

Кривошеина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 7


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектно-исследовательская деятельность учащихся как средство реализации современных целей образования младших школьников. Подготовила: Кривошеина Ольга Ивановна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 7 г. Стрежевого

Слайд 3

Цели образования

Слайд 4

Задача учителя – показать младшему школьнику путь к познанию, научить его учиться. «Образование есть то, что остаётся после того, когда забывается всё, чему нас учили» Альберт Эйнштейн

Слайд 5

Технология проектного обучения Джон Дьюи Уильям Килпатрик Надежда Крупская

Слайд 6

Технология проектного обучения Ценность - в увязке теоретических знаний с практической деятельностью. Результат - конкретные практические творческие дела учащихся. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни ".

Слайд 7

Основные идеи Использование окружающей жизни как лаборатории, в которой и происходит процесс. С большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим; Деятельность строится не в русле учебного предмета, а опирается на увлечения детей; Истинное обучение никогда не бывает односторонним, важны и побочные сведения.

Слайд 8

Задачи проектно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) таковыми являются вхождение детей в проблемную игровую ситуацию; активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации; формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы; формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Слайд 10

Работа над проектами - как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий): организационных (регулятивных), интеллектуальных (познавательных), оценочных (личностных), коммуникативных.

Слайд 11

Работа над проектами позволяет: обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения, научиться применять полученные знания, организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

Слайд 12

Двухкомпонентная организация проектной деятельности: Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.)

Слайд 13

Этапы проектной деятельности 1. Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой. выбрать тему; подумать; спросить у другого человека; получить информацию из книг; понаблюдать; посмотреть по телевизору; провести эксперимент; обсудить в группе; подведение итогов, оформление результатов; представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта ; презентация проекта

Слайд 14

2 . Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса .

Слайд 15

3. Поиск информации по выбранным детьми темам.

Слайд 16

4. Завершение работы над темой – оформление найденных сведений. Для этого, чтобы зафиксировать полученный результат, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.

Слайд 17

5. Выбор учениками проектов.

Слайд 18

6. Работа над выбранными проектами. Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы. Рефлексия

Слайд 19

Стадии работы над проектом

Слайд 20

Роль учителя Увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах.

Слайд 21

Результаты выполненных проектов Мероприятия: Новогоднее представление на английском языке. Поделки: Выставка поделок «Зимняя сказка» Информационные проекты: «Новогодние традиции» Исследования: «Дед Мороз и Санта Клаус» Решения проблем: «Как украсить праздничный стол».

Слайд 22

7. Презентации проектов. Требования, которые учитываются при подготовке устной презентации ребёнка: Текст презентации должен быть ограничен для ребёнка данной возрастной группы.

Слайд 23

Рефлексия ребёнка. В ходе работы над проектом …

Слайд 24

В ходе презентации должен быть осуществлён действенный показ продукта деятельности. Изделие Лабораторный опыт Практическое умение

Слайд 25

Использование мультимедийных средств в ходе презентации допустимо, но не является обязательным атрибутом устной презентации школьника.

Слайд 26

Использование в презентации формы театрализации производит яркое впечатление на всех присутствующих

Слайд 27

Уважаемые коллеги! Участвуйте в исследовательской деятельности! Побеждайте! Удивляйтесь! Сохраняйте оптимизм и наслаждайтесь радостными минутами интеллектуального творчества!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"

Доклад "Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования"...

Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.

В докладе рассматривается системно-деятельностный подход  на уроках в свете ФГОС....

Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»

Необходимость организации групповых проектов  младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...

«Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации современных целей образования младшего школьника»

В современных условиях все чаще обсуждается вопрос  о необходимости  изменения  парадигмы  образования. Актуальной задачей сегодняшнего дня становится  развитие  продукти...

Системно-деятельностный подход в обучении как средство реализации современных целей образования.

В статье определены особенности реалиации системно-деятельностного подхода , его цель, принципы и выявлены основные результаты обучения и воспитания по ФГОС НОО....