Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования
презентация к уроку по теме
Системно - деятельностный подход как главное условие реализации современных целей образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Б. Шоу Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность
«Человек достигнет результата, только делая что – то сам…»
Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.
Еще Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Точно также деятельностные способности обучающихся формируются лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новые задания, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Инструментом учителя может стать деятельностный метод обучения.
Что же означает деятельностный метод? Деятельностный подход к обучению предполагает : • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Системно-деятельностный подход , как педагогическая технология, может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли , а не памяти .
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
По мнению А.Г. Асмолова ( российский психолог, политик и учёный ), «процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «системно - деятельностный » подход в образовании!».
Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности обучающихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки.
Обучающиеся : работают с источниками информации; критически осмысляют актуальную социальную информацию; решают познавательные и практические задачи; анализируют современные общественные явления и события; аргументируют защиту своей позиции; выполняют творческие работы и исследовательские проекты…
Системно- деятельностный подход- это … • учебный процесс, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника • ????????????????????????
Приём “Необъявленная тема” ( не записана тема урока) Позволяет: привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя восприятия новыми и (или) непонятными терминами . Приемы работы в русле СДП : Приём « Да-Нет » Формирует : умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Приём «До-После» ( для актуализации знаний, может также использоваться на этапе рефлексии) Формирует: умение прогнозировать события; умение соотносить известные и неизвестные факты; умение выражать свои мысли; умение сравнивать и делать вывод. Приём “Лови ошибку” ( Универсальныйприём,активизирующий внимание учащихся) Формирует : умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию .
Приём “Диаграмма Венна” ( Это один из приемов технологии Развития критического мышления - РКМ) Описание: Доска (лист) делится на три части. В одной колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиями, а в двух других – отличительные особенности каждого.. Прием «Телеграмма» (приём актуализации полученного субъективного опыта , очень краткая запись) Кратко написать самое важное, что уяснил с урока и отправить соседу. (обменяться). Написать в телеграмме пожелание, совет …..герою произведения; написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Принципы «Хорошо организованного урока в русле СДП»: 1. Принцип Свободы внутреннего выбора (СВВ): нужно обеспечивать учащегося, где только это возможно, правом выбора, ограниченным его ответственностью за свой выбор! 2. Принцип Открытости (ОТКР): нужно обеспечить учащегося знанием и пониманием границ его знаний посредством предоставления возможности решения открытых задач ! 3. Принцип Деятельности (ДЕЯТ): нужно обеспечивать применение учениками полученных ими знаний, умений, навыков, смыслов, организовывая этот процесс преимущественно в форме деятельности ! 4. Принцип Обратной связи (ОБСВ): учитель несет ответственность за процесс обучения, контролируя его с помощью развитой системы обратной связи (настроение, степень заинтересованности, уровень понимания учеников и т.д .)! 5. Принцип Идеальности (высокого КПД): максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью: минимум затрат – максимум результат в процессе образования!
Синквейн . 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Синквейн « Системно-деятельностный подход» Деятельностный подход, интригующий, трудоемкий. Озадачить, взаимодействовать, воплощать. Изменяет мое отношение к ученикам. Сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС НОО (материал конференции молодых специалистов)
Истоки системно-деятельностного метода, его характерные черты и способы внедрения на уроках в начальной школе....
Статья "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в целях формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Вторые областные пед чтнения. Направление - формы и методы реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка....
Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования.
В докладе рассматривается системно-деятельностный подход на уроках в свете ФГОС....
Системно – деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС II поколения
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать...
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."
« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...
Деятельностный подход как главное условие реализации ФГОС
Презентация по выбранной теме...
Системно-деятельностный подход в обучении как средство реализации современных целей образования.
В статье определены особенности реалиации системно-деятельностного подхода , его цель, принципы и выявлены основные результаты обучения и воспитания по ФГОС НОО....