Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Якимчук Олеся Викторовна

Развёрнутое календарно-тематическое планирование по системе Занкова, с видами деятельности, элементами содержания, предметными и метапредметными результатами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturka_1_klass.docx77.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Тематическое планирование

                                                                    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

                                                                                        1 класс

Тема урока

Элементы содержания

Виды деятельности

Предметные результаты

Метапредметные результаты

                                                                                            Глава 1. Книги - твои друзья (6 часов)

1(1)

Что такое книга. Книга в нашей жизни.

Стр. 3-5.

Знакомство с учебником, авторами учебника. Первичное представление о различии прозы и поэзии, о рифме. Чтение стихотворений  С. Морозова,

С. Маршака.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп.

Характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). Анализировать иллюстрации

(при помощи учителя). Создавать устное сочинение по иллюстрации. Озаглавливать иллюстрации.

Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения).

Личностные УУД

положительное отношение к уроку литературы;

эмоциональное восприятие поступков героев

литературных произведений доступных жанров и

форм.

Регулятивные УУД

принимать позиции слушателя, читателя

в соответствии с учебной задачей.

Познавательные УУД

ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

пользоваться словарными пояснениями учебника.

Коммуникативные УУД

воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

использовать доступные речевые средства для

передачи своего впечатления.

2(2)

Кто в книгах

живет. Герои,

созданные

фантазией и

воображением

писателя.

Стр. 6-7.

Первичное представление о писателе, герое литературного произведения. Чтение отрывка из рассказа Д. Биссета «Под ковром».

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Читать по ролям. Создавать устно небольшой текст продолжение истории.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения.

3(3)

Особенности поэтического

текста. Работа

с понятиями:

«рифма»,«поэзия», «проза». Портрет

поэта.

 Стр. 8-9.

Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии, персонаже. Чтение  стихотворений     Д. Хармса

«Я проснусь…»,

К. Чуковского

«Мойдодыр»

(отрывок).

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение.

Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Характеризовать и сравнивать книги, приготовленные учителем или учащимися (одного автора, одно произведение разного издания и т.п.).

Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом (различение устаревших слов), использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский или Д. Хармс).

4(4)

Связь книги

с самыми разными

сторонами

человеческой жизни.

Разница между

читателем,

слушателем,

зрителем.

История рождения

книги.

Стр. 10-11.

Ориентация во времени создания книги, того или иного литературного произведения.

Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя. Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Ориентироваться по ленте времени, располагать на ней события.

Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения.

5(5)

Ориентация

в структуре книги.

Стр. 12-14.

Ориентирование в структуре книги. Чтение стихотворения      В. Берестова «Читалочка»

Характеризовать книги: анализировать обложку, содержание, иллюстрации. Распознавать название, автора. Презентовать любимые книги. Строить короткое монологическое высказывание: отзыв о любимой книге. Различать прозаические и поэтические произведения. Видеть структуру текста: деление его на абзацы. Пользоваться словарем учебника. Выразительно читать стихотворения, анализируя использование разной интонации, паузы, темп. Ориентироваться в библиотеке.

Овладение умением предполагать, представлять содержание книги по ее обложке, названию, иллюстрациям, оглавлению (содержанию). Ориентирование в словаре. Осознанное восприятие и оценка содержания стихотворного текста. Уточнение значения слов, их уместности в конкретной ситуации. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения.

6(6)

Фантазия

и воображение

в фольклорных

и авторских

текстах.

Проверь себя.

Стр. 15-17.

Сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Чтение стихотворения

В. Лунина «Я

видела чудо».  Подведение итогов первой главы.

Восстанавливать загадки по рифмам и угадывать их. Выразительно читать стихотворение, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение.

Овладение навыками осознанного,

правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практическое сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определенный период учебного времени.

                                                                          Глава 2. Путешествие в мир Литературы (5 часов)

7(1)

Чтение

и литература.

Разница

бытового чтения

и художественной литературы.

Стр. 18-21.

Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слова, научных терминов и художественных образов) Чтение

задач Г. Остера, сказки

Г. Остера «Это я  ползу»

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания. Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения, используя текст, ориентируясь в специфике научного и художественного текстов. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства.

Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, учебное задание). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о литературе, литературном чтении. 

Ориентирование в специфике учебного текста. Представление о пословице.

Личностные УУД

положительное отношение к уроку литературы;

эмоциональное восприятие поступков героев

литературных произведений доступных жанров и форм;

способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений.

Регулятивные УУД

принимать позиции слушателя, читателя

в соответствии с учебной задачей;

осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

Познавательные УУД

ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

понимать фактическое содержание текста;

пользоваться словарными пояснениями учебника.

Коммуникативные УУД

воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

использовать доступные речевые средства для

передачи своего впечатления;

принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

8(2)

Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора:

загадка, скороговорка,

считалка, пословица,

поговорка.

Стр. 22-24.

Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Чтение стихотворений

Б. Заходера

«Пошел Сережа

в первый класс...»,

Г. Виеру «Сколько

звезд…»,

скороговорок,

загадок народных

и авторских.

Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Читать по ролям. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности сказки, скороговорки, пословицы, загадки, особенности народных и авторских произведений. Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, пословица). Коллективное создание текстов заданного жанра. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста (что делает текст похожим на скороговорку, небылицу, считалку).

9(3)

Литературный герой, его имя, характер.

Стр. 25-27.

Определение принадлежности текста к определённому жанру. Работа со словом. Чтение отрывка из повести А.Милна

«Винни Пух и все-

все-все», стихотворения

К. Чуковского

«Барабек».

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать жанровые особенности текста, находить в нем доказательства такой принадлежности. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (продолжение истории, рассказ о своих предпочтениях).

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его

употребления). Устное сочинение. Инсценирование. Оценка и самооценка инсценирования.

10(4)

Различение научного и

художественного

текстов.

Художественное

и научное описание.

Стр. 28-31.

Первичное представление о монологе. Чтение  произведений: Е. Чеповецкий

«Непоседа, Мякиш

и Нетак»,

С. Махотин

«Плохая привычка»,

Н. Сладков

«Свиристели».

Характеризовать и сравнивать книги (как знакомые, так и незнакомые). Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (забавную азбуку). Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением

особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной

интонации, паузы, темпа. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства.

Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного

и выразительного чтения. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту и точности, краткости научного текста), ориентирование в специфике учебного текста.

11(5)

Различение научного и

художественного

текстов.

Проверь себя.

Стр. 32-33.

Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. Чтение стихотворения

М. Яснова

«Радость». Подведение итогов второй  главы.

Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученной главе, ориентироваться по ленте времени).

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

                                                                                        Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов)

12(1)

Первичные

представления

о рассказе как

о литературном

жанре. Персонажи

рассказа и

главный герой.

Стр. 34-35.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Чтение рассказа

Л. Толстого

«Косточка».

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор автором заглавия произведения. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Личностные УУД

положительное отношение к уроку литературы;

эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

первоначальные представления о нравственных  понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность),

отраженных в литературных текстах;

способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений.

Регулятивные УУД

принимать позиции слушателя, читателя в

соответствии с учебной задачей;

принимать и понимать алгоритм выполнения

заданий.

Познавательные УУД

ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

пользоваться словарными пояснениями учебника;

понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД

воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

использовать доступные речевые средства для

передачи своего впечатления;

принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

13(2)

Понятие о сюжете

рассказа: завязка,

кульминация,

развязка. Автор

и его герой.

Стр. 36-40.

Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Первичное представление  о характере героя литературного произведения. Чтение произведений:

Г. Остер «Середина

сосиски», «Хорошо

спрятанная котлета»,

Е. Чарушин «Томка

испугался».

Характеризовать сюжет рассказа: находить завязку, кульминацию и развязку. Создавать иллюстрацию к тексту. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных в учебнике слов.

Пересказывать текст по картинному плану.

Использование простейших приемов анализа текстов. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Е. Чарушина, особенностями этих произведений.  Представление о путях и способах поиска информации.

14(3)

Различение

фольклора и авторской

литературы.

Малые жанры

фольклора.

Средства

выражения

авторского

отношения к

герою. Стр. 41-44.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Тренировка умения видеть отличие

позиции автора

от позиции героя.

Первичное представление о малых фольклорных формах (побасенки, прибаутки) Чтение произведений:

Н. Ламм «Червяк»,

Н. Рубцов

«Воробей»,

М. Горький

«Воробьишко».

Сравнивать авторские и фольклорные произведения, обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер. Анализировать средства, используемые автором для подчеркивания

особенностей изображаемого, в том числе, форму произведения. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных учебником слов. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать тексты, анализируя

использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, характера), отношения автора к герою.

15(4)

Художественное

описание. Средства

выражения

авторского

отношения

к описываемому.

Стр. 44-47.

Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту. Чтение произведений:

Ю. Коваль

«Воробьиное

озеро», В. Лунин

«Стеклышко»,

И. Пивоварова

«Секретики».

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или

художественный). Объяснять выбор слов, используемых в произведении.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения).

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения.

16(5)

Средства

выражения

авторского

отношения к

герою. Отличие

позиции автора

от позиции героя.

Стр. 48-51.

Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Чтение произведений:

А. Барто «Я одна

ничья сестра…»,

В. Орлов «Кто кого

обидел первый…»,

В. Берестов «Гляжу

с высоты…»,

Л. Фадеева «Мне

понравилось

стоять». Подведение итогов третьей главы.

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Читать по ролям, участвовать в инсценировании. Ориентироваться на ленте времени.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Ориентирование в учебнике, его содержании. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

                                                                          Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов)

17(1)

Поэзия как

особый взгляд на

мир. Поэтические

тайны: шуточная

и взрослая.

Стр. 52-54.

 Осознанное восприятие содержания текстов, работа со словом, темпом чтения. Распознавание особенностей поэтического текста. Чтение произведений:

И. Пивоварова

«Тайна»,

Л. Друскин «Беру

я вещи в руки

осторожно…».

Читать вслух стихотворение И.Пивоваровой, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Воспринимать стихотворение Л. Друскина: определять отношение автора к изображаемому. Создавать текст по заданным свойствам.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом  чтения. Декламация стихотворения. Первичное представление об олицетворении (без введения термина).

Личностные УУД

положительное отношение к уроку литературы;

интерес к чтению; внутренняя мотивация

обращения к книге;

эмоциональное восприятие поступков героев

литературных произведений доступных жанров и форм;

первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность),

отраженных в литературных текстах;

способность откликаться на добрые чувства при

восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

доброжелательность, доверие, внимательность,

готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

любовь к природе родного края;

основы для эмоционального переживания художественного текста;

основы для развития творческого воображения.

Регулятивные УУД

принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные УУД

работать с учебником, ориентироваться в нем по

содержанию (оглавлению) и с помощью значков;

ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

выполнять логические действия (анализ, сравнение);

пользоваться словарными пояснениями учебника;

понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД

воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

использовать доступные речевые средства для

передачи своего впечатления;

принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

18(2)

Поэзия как

особый взгляд на

мир. Выявление

характера героя

рассказа.

Стр. 55-58.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера,  характера героя рассказа. Чтение рассказа

В. Драгунского

«Друг детства».

Воспринимать произведение на слух. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов их порядка, повторов, используемых в произведении. Сравнивать произведение с ранее прочитанными. Ориентироваться в содержании учебника.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Коллективное обсуждение главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

19(3)

Определение

эмоционального настроя

стихотворения.

Поэтические

сюрпризы.

Стр. 59-62.

Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «рифма». Чтение произведений:

М. Яснов «Горести- печалести»,

А. Барто «Вот так

защитник»,

«Мишка», «Думают ли звери»,Б. Заходер

«Я, на все махнув

рукой…»,

Е. Серова «Надо к

пятнице Егорке…».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения,

различение позиции автора и позиции героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения.

Расширение представления или знакомство с произведениями А. Барто, их особенностями. Представление об особенностях поэтического текста.

20(4)

Признаки

художественного

текста.

Олицетворение

как художеств.

прием.

Стр. 63-65.

Представление об особенностях поэтического текста. Первичное представление об олицетворении. Чтение произведений:

В. Инбер

«Оттепель,

оттепель…»,

Н. Орлова

«Дерево-жираф»,

Л. Друскин «Там

ива, опираясь на

костыль…».

Читать вслух плавно, целыми словами с

Интонационным  выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического  ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст, доказывать, что данный текст – художественный (формулируя цель и тему текста, анализируя выбор языковых средств). Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения).

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». 

21(5)

Прием

олицетворения

в сказке.

Стр. 66-69.

Углубление представлений об олицетворении, использование этого приема в сказке и в своем творчестве. Чтение отрывка из повести

Дж. Родари

«Приключения

Чиполлино»,

загадок.

Презентовать сочинение слушателям. Воспринимать на слух и анализировать

составленные дома сочинения. Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого общения. Воспринимать художественное произведение в исполнении учителя или при самостоятельном чтении. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героев

(внешность и характер). Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп.

Сравнивать авторские и фольклорные  произведения. Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения).

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Использование приема олицетворения и сравнения в загадках.

22(6)

Прием

олицетворения

в авторской

поэзии.

Стр. 70-71.

Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор»,

«рифма», «ритм». Чтение произведений:

А. Пушкин

«Унылая пора!»,

К. Бальмонт

«Осень».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя

и обосновывая использование разной

интонации, паузы, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора.

Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участие в диалоге при обсуждении

прослушанного/прочитанного произведения.  Представление об особенностях поэтического текста.

Представление об олицетворении.

23(7)

Прием

сравнения в

загадке.

Стр. 72-74.

Представление о загадке, использовании приема сравнения в ней. Чтение произведений:

Загадки. Е. Серова

«Если мы растем

на ели…», Р. Сеф

«На свете всё на

всё похоже…».

Сравнивать авторские и фольклорные

произведения. Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого. Выразительно читать текст

стихотворения, анализируя сходство предметов, подмеченное автором. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, назначения).

24(8)

Характер

литературного

героя.

Проверь себя.

Стр. 75-79.

Использование простейших приемов анализа текстов. Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Чтение отрывков  В. Пановой «Трудности

существования»,

 «Кто

такой Сережа…». Подведение итогов четвертой главы.

Читать вслух плавно, целыми словами с

интонационным  выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического  ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая прием сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и проверять каждую, обращаясь к тексту. Характеризовать текст, анализируя выбор автором язык. средств для создания мягкого юмора текста, его лиричности.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

                                                                      Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов)

25(1)

Сказки

народные и

авторские.

Русские

народные сказки,

законы сказок.

Стр. 80-83.

Представление о русской народной сказке. Чтение произведений:

Л. Друскин «Какие

незнакомые

предметы!»,

М. Лермонтов

«Спи, младенец

мой

прекрасный…».

Сравнивать авторские и фольклорные  произведения по настроению, тональности.

Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического  ударения.

Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Выявление этих особенностей (особая интонация сказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции).

Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык.

Личностные УУД

положительное отношение к уроку литературы;

положительное отношение к школе, чувство необходимости учения;

интерес к новому, собственно школьному

содержанию занятий;

эмоциональное восприятие поступков героев

литературных  произведений доступных жанров и форм;

первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;

способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений;

доброжелательность, доверие, внимательность,

готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи.

Регулятивные УУД

принимать позиции слушателя, читателя

в соответствии с учебной задачей;

осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные УУД

работать с учебником, ориентироваться в нем по

содержанию (оглавлению) и с помощью значков;

ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

выполнять логические действия (анализ, сравнение);

пользоваться словарными пояснениями учебника;

понимать фактическое содержание текста.

Коммуникативные УУД

воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

использовать доступные речевые средства для

передачи своего впечатления;

принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

26(2)

Сказки

о животных.

Русская

народная сказка.

Стр. 84-87.

Выделение типов книг:  книга-сборник,  книга-

произведение. Чтение русских народных сказок

«Лисичка-

сестричка и Волк»,

«Кот и Лиса».

Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям.

Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи). Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

27(3)

Сказки

о животных.

Обобщение

читательского

опыта.

Стр. 88-89.

Умение выбирать книгу заданной тематики с опорой на название, иллюстрации.

Выход в библиотеку или

работа с

выставкой книг.

Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Ориентироваться в структуре книги. Анализировать принадлежность произведения к жанру сказки. Выделять особенности русской народной сказки о животных.

Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Презентация одноклассникам любимой фольклорной сказки. Различение фольклорной и авторской сказки. Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере читательского опыта: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Выделение типов книг: книга-сборник, книга-произведение. 

28(4)

Особенности народных

текстов в

сравнении

с авторскими.

Скороговорка.

Пословицы.

Сказочная

область на карте

Литературы.

Стр. 90-93.

Сравнение потешек и авторских

стихотворений.

Представление о звукописи в авторских

и фольклорных произведениях. Чтение  отрывка из сказки

Э. Успенского

«Про Веру и

Анфису».

Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. Анализировать средства, используемые в сказках и других фольклорных произведениях для подчеркивания их особенностей (в скороговорке -звукопись; в потешке повтор слов, ритм, настрой). Выразительно читать стихотворные

произведения, используя интонации, паузы, темп. Сравнивать фольклорные и авторские произведения. Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором. Расширение представления или знакомство с авторскими произведениями для детского чтения (творчество Э. Успенского).

29(5)

Поэтические приемы в

стихотворении.

Стр. 94-95.

Представление об использовании цвета в сказке и авторском произведении. Чтение стихотворения

И. Бунина

«Листопад».

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор»,

«рифма», «ритм», «особенностях

поэтического текста».

30(6)

Законы

волшебной

сказки.

Стр. 96-99.

Представление о вариативности народных сказок в связи с особенностями ее бытования; об устном народном творчестве. Чтение

русской народной

сказки «Гуси-

лебеди».

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра.

Отвечать на вопросы по содержанию

прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Рассказывать сказку с опорой на схему.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей (традиционный сюжет волшебной сказки, где дети остаются одни и попадают в лес; традиционная композиция – троекратный повтор, испытание героя; наличие волшебных помощников). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения.

31(7)

Народные

и авторские

сказки. Сказки

разных народов.

Стр. 100-103.

Выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам.

Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями. Чтение сказки

«Красная

шапочка»

в пересказе

Ш. Перро.

Сравнивать фольклорные произведения

разных народов.  Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки разных народов (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему.

Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Углубление представления об этих особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Расширение представления или знакомство со сказками народов мира, сказками народов России. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык.

32(8)

Сравнение

авторского и

народного

текстов.

Авторское

стихотворение

и частушка.

Проверь себя.

Стр. 104-107.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. Чтение стихотворения

С. Михалкова

«Прививка»,

частушек.

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения.  Декламация стихотворения.

Сравнивать и анализировать тексты, народные и авторские. Характеризовать текст, анализируя  языковые средства, используемые для создания юмора текста.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Расширение представления или знакомство со стихотворениями С. Михалкова.

                                                                     Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов)

33(1)

Характер

героя в поэзии

и в фольклоре.

Стр. 108-113.

Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение», «авторское произведение», «характер литературного  героя». Автор-герой-читатель. Чтение произведений:

В. Берестов «Заяц-

барабанщик»,

Н. Ламм «Заячья

любовь»,

Е. Чарушин

«Волчишко»,

К. Ушинский

«Лиса

Патрикеевна».

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения.  Анализировать текст, различая характер героя авторского произведения, сопоставляя с традиционным характером героя фольклорного произведения. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Анализировать текст, находя черты

сходства и различия авторского текста и фольклорного. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Сопоставление авторского текста с

фольклорными произведениями: «сказочный сюжет» в рассказе Е.Чарушина, «язык сказки» в рассказе К. Ушинского.

Личностные УУД

положительное отношение к уроку литературы;

эмоциональное восприятие поступков героев

литературного  произведения доступных жанров и форм;

способность откликаться на добрые чувства при

восприятии образов героев сказок, рассказов, других произведений;

первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность),

отраженных в литературных текстах;

доброжелательность, доверие, внимательность,

готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье;

любовь к природе родного края;

основы для эмоционального переживания художественного текста;

основы для развития творческого воображения.

Регулятивные УУД

осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

принимать и понимать алгоритм выполнения заданий.

Познавательные УУД

работать с учебником, ориентироваться в нем по

содержанию (оглавлению) и с помощью значков;

выбирать книгу в библиотеке;

ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;

понимать фактическое содержание текста;

выделять события, видеть их последовательность в произведении;

выделять в тексте основные части;

выполнять логические действия (анализ, сравнение);

пользоваться словарными  пояснениями учебника.

Коммуникативные УУД

воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;

использовать доступные речевые средства для

передачи своего впечатления;

принимать участие в обсуждении прочитанного

содержания.

34(2)

Различение художественного (сказочного) и

научного текста.

Научно-популярная

литература.

Стр. 114-117.

Сопоставление художественного (сказочного) и научного текста. Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. Представление о научно-популярной литературе. Чтение произведений:

К. Ушинский

«Утренние лучи»,

С. Пшеничных

«Рассветает»,

«Прощание»,

Д. Родари «Откуда

берутся день и

ночь», В. Берестов

«Ботаника»,

Н. Ламм «Зеленый

репейник с собою

возьму…».

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора, находя поэтические сравнения, способы олицетворения. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты.

Конструировать монологическое

высказывание на заданную тему.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Углубление представления о приеме сравнения, олицетворении, звукописи. 

35(3)

Поэзия

в рассказе и

стихотворениях.

Стр. 118-121.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Подбор рифм и эпитетов. Чтение произведений:

М. Пришвин

«Золотой луг»,

В. Торчинский

«Непослушный

одуванчик»,

А. Пушкин

«Цветок»,

А. Толстой

«Колокольчики

мои…».

Воспринимать на слух художественное

произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении.

Сравнивать фольклорные и авторские произведения.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых). Расширение читательского опыта.

36(4)

Ненаучное

объяснение

явлений. Ложь и

фантазия.

Стр. 122-125.

Углубление представления о понятиях: «художественный текст», «научный

текст», «олицетворение». Подбор заголовка к рассказу. Чтение произведений:

В. Берестов

«Весенняя

сказка»,

С. Пшеничных

«И летом и

зимою», П. Неруда

«Книга вопросов»,

тексты из «Азбуки»

Л.Н. Толстого.

Читать вслух плавно, целыми словами

с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать выбор автором языковых средств для описания предметов, создания поэтических образов. Выбирать заголовки к рассказам Л.Н. Толстого, точно передающим главную мысль рассказов.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения.  Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. 

37(5)

Характер

героя в

юмористическом

рассказе и

стихотворении.

Стр. 126-129.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Чтение произведений:

В. Драгунский

«Тайное всегда

становится

явным», Р. Сеф

«Если ты ужасно

гордый…».

Воспринимать на слух художественное

произведение в исполнении учителя или

подготовленное заранее учениками. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации,

паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Описывать особенности поведения и характера героев.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Обсуждение главной мысли произведения. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении

прослушанного/прочитанного произведения.

38(6)

Фантазия

в авторском

произведении.

Стр. 130-133.

Осознание юмористического характера

рассказа. Чтение произведений:      Н. Носов

«Затейники»,

Н. Друк «Сказка».

Воспринимать на слух художественное

произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Понимать общее содержание произведения, описывать особенности поведения героев, анализировать

особенности авторских выразительных средств. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Инсценировать художественное произведение (его часть).

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с

произведениями Н. Носова.

39(7)

Изобразительные

возможности

поэтического

произведения.

Стр. 134-136.

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Чтение произведений:

Ю. Мориц «Это

да! Это нет!»,

Н. Рыленков «Все

богатства русского

пейзажа…».

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Описывать особенности поведения и характера героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации,

паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Инсценировать стихотворение.

Участие в диалоге при обсуждении

прослушанного/прочитанного произведения. Выявление в стихотворении приемов, характерных для фольклорных произведений: кумулятивная цепочка сказки, перевертыши, небылицы, гиперболы, парная рифма. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Ю. Мориц.

40(8)

Проверь

себя.

Что читать летом.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени.

Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам.

Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени.

Расширение представления или знакомство с литературой, рекомендуемой для чтения летом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова)

Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова)...

Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс по учебнику Свиридова В.Ю, система РО ЗанковаЛ.В.

Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандар...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс (к учебнику О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол)

Календарно – тематическое планирование  по литературному чтению  во 2 классе. ( к учебнику О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол).№п/пПлан.датаДата (факт.)Кол-вочасовТема урокаПланируемые результаты (в ...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

тематическое планирование по литературному чтению 2 класс к учебнику В.Ю.Свиридовой

Пояснительная записка к КТП 2 класс учебник В.Ю.Свиридовой.Тематическое планирование по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой 2 класс...