Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 1 классе по учебнику В.Ю. Свиридовой.
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по системе Занкова, с видами деятельности, элементами содержания, предметными и метапредметными результатами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturka_1_klass.docx | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
1 класс
№ | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Глава 1. Книги - твои друзья (6 часов) | |||||
1(1) | Что такое книга. Книга в нашей жизни. Стр. 3-5. | Знакомство с учебником, авторами учебника. Первичное представление о различии прозы и поэзии, о рифме. Чтение стихотворений С. Морозова, С. Маршака. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп. Характеризовать книгу (учебник): анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации). Анализировать иллюстрации (при помощи учителя). Создавать устное сочинение по иллюстрации. Озаглавливать иллюстрации. | Осознание значимости чтения для личного развития; осознанное восприятие и оценка содержания; актуализация правил обращения с книгой. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). | Личностные УУД – положительное отношение к уроку литературы; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм. Регулятивные УУД – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Познавательные УУД – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – пользоваться словарными пояснениями учебника. Коммуникативные УУД – воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления. |
2(2) | Кто в книгах живет. Герои, созданные фантазией и воображением писателя. Стр. 6-7. | Первичное представление о писателе, герое литературного произведения. Чтение отрывка из рассказа Д. Биссета «Под ковром». | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Читать по ролям. Создавать устно небольшой текст продолжение истории. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста; характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. | |
3(3) | Особенности поэтического текста. Работа с понятиями: «рифма»,«поэзия», «проза». Портрет поэта. Стр. 8-9. | Распознавание особенностей поэтического текста. Первичное представление о рифме, поэзии, персонаже. Чтение стихотворений Д. Хармса «Я проснусь…», К. Чуковского «Мойдодыр» (отрывок). | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания. Выразительно читать стихотворения, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Характеризовать и сравнивать книги, приготовленные учителем или учащимися (одного автора, одно произведение разного издания и т.п.). | Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом (различение устаревших слов), использование словаря учебника. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения (К. Чуковский или Д. Хармс). | |
4(4) | Связь книги с самыми разными сторонами человеческой жизни. Разница между читателем, слушателем, зрителем. История рождения книги. Стр. 10-11. | Ориентация во времени создания книги, того или иного литературного произведения. | Сравнивать роль читателя, слушателя и зрителя. Воспринимать на слух учебный текст с опорой на иллюстрации. Ориентироваться по ленте времени, располагать на ней события. | Участие в обсуждении учебной проблемы с выдвижением своей идеи, аргументированным доказательством высказываемой точки зрения и проявлением внимания и уважения к чужой точке зрения. | |
5(5) | Ориентация в структуре книги. Стр. 12-14. | Ориентирование в структуре книги. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка» | Характеризовать книги: анализировать обложку, содержание, иллюстрации. Распознавать название, автора. Презентовать любимые книги. Строить короткое монологическое высказывание: отзыв о любимой книге. Различать прозаические и поэтические произведения. Видеть структуру текста: деление его на абзацы. Пользоваться словарем учебника. Выразительно читать стихотворения, анализируя использование разной интонации, паузы, темп. Ориентироваться в библиотеке. | Овладение умением предполагать, представлять содержание книги по ее обложке, названию, иллюстрациям, оглавлению (содержанию). Ориентирование в словаре. Осознанное восприятие и оценка содержания стихотворного текста. Уточнение значения слов, их уместности в конкретной ситуации. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями для детского чтения. | |
6(6) | Фантазия и воображение в фольклорных и авторских текстах. Проверь себя. Стр. 15-17. | Сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Чтение стихотворения В. Лунина «Я видела чудо». Подведение итогов первой главы. | Восстанавливать загадки по рифмам и угадывать их. Выразительно читать стихотворение, используя интонации, паузы, темп, передавая настроение. Характеризовать текст: определять главную мысль, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать произведения: проза или поэзия, общее настроение. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста; практическое сравнение разных текстов: загадок и авторского стихотворения. Рефлексия, оценка своих знаний, полученных за определенный период учебного времени. | |
Глава 2. Путешествие в мир Литературы (5 часов) | |||||
7(1) | Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Стр. 18-21. | Работа со словом (распознавание прямого и переносного значения слова, научных терминов и художественных образов) Чтение задач Г. Остера, сказки Г. Остера «Это я ползу» | Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания. Выдвигать гипотезу, аргументировать свою точку зрения, используя текст, ориентируясь в специфике научного и художественного текстов. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений, учебное задание). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Представление о литературе, литературном чтении. Ориентирование в специфике учебного текста. Представление о пословице. | Личностные УУД – положительное отношение к уроку литературы; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; – способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений. Регулятивные УУД – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – осуществлять действие по образцу и заданному правилу. Познавательные УУД – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – понимать фактическое содержание текста; – пользоваться словарными пояснениями учебника. Коммуникативные УУД – воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. |
8(2) | Автор, герой, персонаж. Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка. Стр. 22-24. | Практическое сравнение текстов разных фольклорных форм, авторских и народных текстов. Чтение стихотворений Б. Заходера «Пошел Сережа в первый класс...», Г. Виеру «Сколько звезд…», скороговорок, загадок народных и авторских. | Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Читать по ролям. Сравнивать произведения разных жанров, выделяя особенности сказки, скороговорки, пословицы, загадки, особенности народных и авторских произведений. Находить рифмы, толковать слова, объяснять выбор того или иного слова в зависимости от принадлежности к разным текстам. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Выразительное чтение стихотворных произведений. Определение принадлежности текста к определенному жанру (загадка, сказка, скороговорка, пословица). Коллективное создание текстов заданного жанра. Осознанное восприятие содержания текстов, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом и особенностями текста (что делает текст похожим на скороговорку, небылицу, считалку). | |
9(3) | Литературный герой, его имя, характер. Стр. 25-27. | Определение принадлежности текста к определённому жанру. Работа со словом. Чтение отрывка из повести А.Милна «Винни Пух и все- все-все», стихотворения К. Чуковского «Барабек». | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать жанровые особенности текста, находить в нем доказательства такой принадлежности. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (продолжение истории, рассказ о своих предпочтениях). | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Работа со словом (уточнение значения слова, уместности его употребления). Устное сочинение. Инсценирование. Оценка и самооценка инсценирования. | |
10(4) | Различение научного и художественного текстов. Художественное и научное описание. Стр. 28-31. | Первичное представление о монологе. Чтение произведений: Е. Чеповецкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Махотин «Плохая привычка», Н. Сладков «Свиристели». | Характеризовать и сравнивать книги (как знакомые, так и незнакомые). Давать характеристику героям прочитанных ранее произведений. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (забавную азбуку). Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Сравнивать и характеризовать тексты (учебный и художественный), выделять особенности, образные средства. | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Расширение представления или знакомство с героями произведений для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов; эмоциональности, обилия подробностей, рифмованности, свойственных художественному тексту и точности, краткости научного текста), ориентирование в специфике учебного текста. | |
11(5) | Различение научного и художественного текстов. Проверь себя. Стр. 32-33. | Понимание цели чтения и передача настроения стихотворения с помощью декламации. Чтение стихотворения М. Яснова «Радость». Подведение итогов второй главы. | Читать текст с интонационным выделением знаков препинания, используя интонации, паузы, темп, передавая разное настроение. Характеризовать особенности текста, находить в тексте доказательства и передавать настроение героя стихотворения. Отвечать на вопросы, оценивать свои знания и умения (ориентироваться в структуре учебника, в изученной главе, ориентироваться по ленте времени). | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | |
Глава 3. Долина рассказов: тайна за тайной (5 часов) | |||||
12(1) | Первичные представления о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа и главный герой. Стр. 34-35. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Чтение рассказа Л. Толстого «Косточка». | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор автором заглавия произведения. Объяснять смысл пословиц, соотносить их содержание с главной мыслью прочитанного произведения. | Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | Личностные УУД – положительное отношение к уроку литературы; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; – первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; – способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений. Регулятивные УУД – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Познавательные УУД – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – пользоваться словарными пояснениями учебника; – понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные УУД – воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. |
13(2) | Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Автор и его герой. Стр. 36-40. | Выделение в тексте частей: завязки, кульминации, развязки. Первичное представление о характере героя литературного произведения. Чтение произведений: Г. Остер «Середина сосиски», «Хорошо спрятанная котлета», Е. Чарушин «Томка испугался». | Характеризовать сюжет рассказа: находить завязку, кульминацию и развязку. Создавать иллюстрацию к тексту. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных в учебнике слов. Пересказывать текст по картинному плану. | Использование простейших приемов анализа текстов. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Е. Чарушина, особенностями этих произведений. Представление о путях и способах поиска информации. | |
14(3) | Различение фольклора и авторской литературы. Малые жанры фольклора. Средства выражения авторского отношения к герою. Стр. 41-44. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Тренировка умения видеть отличие позиции автора от позиции героя. Первичное представление о малых фольклорных формах (побасенки, прибаутки) Чтение произведений: Н. Ламм «Червяк», Н. Рубцов «Воробей», М. Горький «Воробьишко». | Сравнивать авторские и фольклорные произведения, обнаруживать, что те и другие могут быть написаны в стихах или прозе, носить шуточный характер. Анализировать средства, используемые автором для подчеркивания особенностей изображаемого, в том числе, форму произведения. Характеризовать героя произведения с использованием предложенных учебником слов. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, паузы, темпа. Объяснять выбор автором заглавия произведения. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, характера), отношения автора к герою. | |
15(4) | Художественное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому. Стр. 44-47. | Ориентирование в структуре рассказа (по абзацам). Создание иллюстрации к тексту. Чтение произведений: Ю. Коваль «Воробьиное озеро», В. Лунин «Стеклышко», И. Пивоварова «Секретики». | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать текст, определяя его принадлежность (научный или художественный). Объяснять выбор слов, используемых в произведении. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера (красота художественного описания, настроение стихотворения). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. | |
16(5) | Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Стр. 48-51. | Анализ языковых средств для выражения отношения автора к герою. Чтение произведений: А. Барто «Я одна ничья сестра…», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В. Берестов «Гляжу с высоты…», Л. Фадеева «Мне понравилось стоять». Подведение итогов третьей главы. | Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Читать по ролям, участвовать в инсценировании. Ориентироваться на ленте времени. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Характеристика героя произведения. Использование простейших приемов анализа текстов. Ориентирование в учебнике, его содержании. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | |
Глава 4. Сады поэзии: из чего растут стихи (8 часов) | |||||
17(1) | Поэзия как особый взгляд на мир. Поэтические тайны: шуточная и взрослая. Стр. 52-54. | Осознанное восприятие содержания текстов, работа со словом, темпом чтения. Распознавание особенностей поэтического текста. Чтение произведений: И. Пивоварова «Тайна», Л. Друскин «Беру я вещи в руки осторожно…». | Читать вслух стихотворение И.Пивоваровой, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов, используемых в произведении. Воспринимать стихотворение Л. Друскина: определять отношение автора к изображаемому. Создавать текст по заданным свойствам. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения, участие в диалоге при обсуждении прочитанного, работа со словом, темпом чтения. Декламация стихотворения. Первичное представление об олицетворении (без введения термина). | Личностные УУД – положительное отношение к уроку литературы; – интерес к чтению; внутренняя мотивация обращения к книге; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; – первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; – способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; – доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; – любовь к природе родного края; – основы для эмоционального переживания художественного текста; – основы для развития творческого воображения. Регулятивные УУД – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Познавательные УУД – работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – пользоваться словарными пояснениями учебника; – понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные УУД – воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. |
18(2) | Поэзия как особый взгляд на мир. Выявление характера героя рассказа. Стр. 55-58. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя рассказа. Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». | Воспринимать произведение на слух. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Объяснять выбор слов их порядка, повторов, используемых в произведении. Сравнивать произведение с ранее прочитанными. Ориентироваться в содержании учебника. | Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Коллективное обсуждение главной мысли произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | |
19(3) | Определение эмоционального настроя стихотворения. Поэтические сюрпризы. Стр. 59-62. | Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «рифма». Чтение произведений: М. Яснов «Горести- печалести», А. Барто «Вот так защитник», «Мишка», «Думают ли звери»,Б. Заходер «Я, на все махнув рукой…», Е. Серова «Надо к пятнице Егорке…». | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, его название. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст: находить рифмующиеся слова. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения, различение позиции автора и позиции героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями А. Барто, их особенностями. Представление об особенностях поэтического текста. | |
20(4) | Признаки художественного текста. Олицетворение как художеств. прием. Стр. 63-65. | Представление об особенностях поэтического текста. Первичное представление об олицетворении. Чтение произведений: В. Инбер «Оттепель, оттепель…», Н. Орлова «Дерево-жираф», Л. Друскин «Там ива, опираясь на костыль…». | Читать вслух плавно, целыми словами с Интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора и героя произведения. Характеризовать текст, доказывать, что данный текст – художественный (формулируя цель и тему текста, анализируя выбор языковых средств). Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения). | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя стихотворения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «характер героя», «литература», «поэзия», «автор», «сюжет», «персонажи», «рифма», «ритм». | |
21(5) | Прием олицетворения в сказке. Стр. 66-69. | Углубление представлений об олицетворении, использование этого приема в сказке и в своем творчестве. Чтение отрывка из повести Дж. Родари «Приключения Чиполлино», загадок. | Презентовать сочинение слушателям. Воспринимать на слух и анализировать составленные дома сочинения. Участвовать в диалоге, соблюдая правила речевого общения. Воспринимать художественное произведение в исполнении учителя или при самостоятельном чтении. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героев (внешность и характер). Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать вслух, используя интонации, паузы, темп. Сравнивать авторские и фольклорные произведения. Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого. Создавать устно небольшой текст с заданными параметрами (используя прием олицетворения). | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Использование приема олицетворения и сравнения в загадках. | |
22(6) | Прием олицетворения в авторской поэзии. Стр. 70-71. | Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм». Чтение произведений: А. Пушкин «Унылая пора!», К. Бальмонт «Осень». | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Характеризовать текст, анализируя выбор автором языковых средств. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Представление об особенностях поэтического текста. Представление об олицетворении. | |
23(7) | Прием сравнения в загадке. Стр. 72-74. | Представление о загадке, использовании приема сравнения в ней. Чтение произведений: Загадки. Е. Серова «Если мы растем на ели…», Р. Сеф «На свете всё на всё похоже…». | Сравнивать авторские и фольклорные произведения. Анализировать прием сравнения, используемый для подчеркивания особенностей изображаемого. Выразительно читать текст стихотворения, анализируя сходство предметов, подмеченное автором. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Анализ языковых средств и построения фольклорного произведения для отражения особенностей героя (внешнего вида, движений, назначения). | |
24(8) | Характер литературного героя. Проверь себя. Стр. 75-79. | Использование простейших приемов анализа текстов. Различение приема сравнения в прозаическом произведении. Чтение отрывков В. Пановой «Трудности существования», «Кто такой Сережа…». Подведение итогов четвертой главы. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая прием сравнения, высказывая как можно больше версий, о ком говориться, и проверять каждую, обращаясь к тексту. Характеризовать текст, анализируя выбор автором язык. средств для создания мягкого юмора текста, его лиричности. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | |
Глава 5. Сказочные дорожки: твой путеводитель (8 часов) | |||||
25(1) | Сказки народные и авторские. Русские народные сказки, законы сказок. Стр. 80-83. | Представление о русской народной сказке. Чтение произведений: Л. Друскин «Какие незнакомые предметы!», М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный…». | Сравнивать авторские и фольклорные произведения по настроению, тональности. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Выявление этих особенностей (особая интонация сказывания, сказочные числа, особенности героев и композиции). Коллективное обсуждение, обобщение читательского опыта. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. | Личностные УУД – положительное отношение к уроку литературы; – положительное отношение к школе, чувство необходимости учения; – интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий; – эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; – первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; – способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; – доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи. Регулятивные УУД – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Познавательные УУД – работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – пользоваться словарными пояснениями учебника; – понимать фактическое содержание текста. Коммуникативные УУД – воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. |
26(2) | Сказки о животных. Русская народная сказка. Стр. 84-87. | Выделение типов книг: книга-сборник, книга- произведение. Чтение русских народных сказок «Лисичка- сестричка и Волк», «Кот и Лиса». | Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Читать по ролям. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста (пересказывание сказки с опорой на картинный план и подписи). Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов, представленных в учебнике: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | |
27(3) | Сказки о животных. Обобщение читательского опыта. Стр. 88-89. | Умение выбирать книгу заданной тематики с опорой на название, иллюстрации. Выход в библиотеку или работа с выставкой книг. | Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Рассказывать ранее прочитанные сказки, анализируя и сохраняя специфику фольклорной сказки о животных. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Ориентироваться в структуре книги. Анализировать принадлежность произведения к жанру сказки. Выделять особенности русской народной сказки о животных. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики художественного (сказочного) текста. Презентация одноклассникам любимой фольклорной сказки. Различение фольклорной и авторской сказки. Выявление особенностей русских народных сказок о животных на примере читательского опыта: традиционность героев, их характера, внешности, речи и композиции сказки. Выделение типов книг: книга-сборник, книга-произведение. | |
28(4) | Особенности народных текстов в сравнении с авторскими. Скороговорка. Пословицы. Сказочная область на карте Литературы. Стр. 90-93. | Сравнение потешек и авторских стихотворений. Представление о звукописи в авторских и фольклорных произведениях. Чтение отрывка из сказки Э. Успенского «Про Веру и Анфису». | Сравнивать фольклорные произведения по настроению, тональности, предназначению. Анализировать средства, используемые в сказках и других фольклорных произведениях для подчеркивания их особенностей (в скороговорке -звукопись; в потешке повтор слов, ритм, настрой). Выразительно читать стихотворные произведения, используя интонации, паузы, темп. Сравнивать фольклорные и авторские произведения. Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. | Расширение представления или знакомство с фольклорными произведениями для детского чтения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Восприятие чтения: понимание содержания, определение особенностей поведения и описания героев автором. Расширение представления или знакомство с авторскими произведениями для детского чтения (творчество Э. Успенского). | |
29(5) | Поэтические приемы в стихотворении. Стр. 94-95. | Представление об использовании цвета в сказке и авторском произведении. Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Углубление представления о понятиях: «литература», «поэзия», «автор», «рифма», «ритм», «особенностях поэтического текста». | |
30(6) | Законы волшебной сказки. Стр. 96-99. | Представление о вариативности народных сказок в связи с особенностями ее бытования; об устном народном творчестве. Чтение русской народной сказки «Гуси- лебеди». | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Рассказывать сказку с опорой на схему. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей (традиционный сюжет волшебной сказки, где дети остаются одни и попадают в лес; традиционная композиция – троекратный повтор, испытание героя; наличие волшебных помощников). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. | |
31(7) | Народные и авторские сказки. Сказки разных народов. Стр. 100-103. | Выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Представление об отличительных особенностях сказок в сравнении с авторскими произведениями. Чтение сказки «Красная шапочка» в пересказе Ш. Перро. | Сравнивать фольклорные произведения разных народов. Анализировать средства, используемые в сказках и авторских произведениях для подчеркивания особенностей сказки разных народов (традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи). Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | Умение передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики сказочного текста. Углубление представления об этих особенностях; выявление сходства сказок народов мира; их построения по единым законам. Расширение представления или знакомство со сказками народов мира, сказками народов России. Использование различных форм интерпретации содержания текстов с опорой не только на содержание, но и на жанр, структуру, язык. | |
32(8) | Сравнение авторского и народного текстов. Авторское стихотворение и частушка. Проверь себя. Стр. 104-107. | Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. Чтение стихотворения С. Михалкова «Прививка», частушек. | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Декламация стихотворения. Сравнивать и анализировать тексты, народные и авторские. Характеризовать текст, анализируя языковые средства, используемые для создания юмора текста. | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста. Использование простейших приемов анализа текстов. Расширение представления или знакомство со стихотворениями С. Михалкова. | |
Глава 6. Открытия в литературе и фантазия в науке (8 часов) | |||||
33(1) | Характер героя в поэзии и в фольклоре. Стр. 108-113. | Углубление представления о понятиях: «фольклорное произведение», «авторское произведение», «характер литературного героя». Автор-герой-читатель. Чтение произведений: В. Берестов «Заяц- барабанщик», Н. Ламм «Заячья любовь», Е. Чарушин «Волчишко», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна». | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая характер героя авторского произведения, сопоставляя с традиционным характером героя фольклорного произведения. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. Анализировать текст, находя черты сходства и различия авторского текста и фольклорного. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Сопоставление авторского текста с фольклорными произведениями: «сказочный сюжет» в рассказе Е.Чарушина, «язык сказки» в рассказе К. Ушинского. | Личностные УУД – положительное отношение к уроку литературы; – эмоциональное восприятие поступков героев литературного произведения доступных жанров и форм; – способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов, других произведений; – первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах; – доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; – осознание семейных традиций, уклада жизни своей семьи, традиций чтения в семье; – любовь к природе родного края; – основы для эмоционального переживания художественного текста; – основы для развития творческого воображения. Регулятивные УУД – осуществлять действие по образцу и заданному правилу; – принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей; – принимать и понимать алгоритм выполнения заданий. Познавательные УУД – работать с учебником, ориентироваться в нем по содержанию (оглавлению) и с помощью значков; – выбирать книгу в библиотеке; – ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; – понимать фактическое содержание текста; – выделять события, видеть их последовательность в произведении; – выделять в тексте основные части; – выполнять логические действия (анализ, сравнение); – пользоваться словарными пояснениями учебника. Коммуникативные УУД – воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; – использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; – принимать участие в обсуждении прочитанного содержания. |
34(2) | Различение художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература. Стр. 114-117. | Сопоставление художественного (сказочного) и научного текста. Представление о поэтических сравнениях в прозаическом тексте. Представление о научно-популярной литературе. Чтение произведений: К. Ушинский «Утренние лучи», С. Пшеничных «Рассветает», «Прощание», Д. Родари «Откуда берутся день и ночь», В. Берестов «Ботаника», Н. Ламм «Зеленый репейник с собою возьму…». | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать текст, различая позицию автора, находя поэтические сравнения, способы олицетворения. Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты. Конструировать монологическое высказывание на заданную тему. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Углубление представления о приеме сравнения, олицетворении, звукописи. | |
35(3) | Поэзия в рассказе и стихотворениях. Стр. 118-121. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей. Подбор рифм и эпитетов. Чтение произведений: М. Пришвин «Золотой луг», В. Торчинский «Непослушный одуванчик», А. Пушкин «Цветок», А. Толстой «Колокольчики мои…». | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Сравнивать фольклорные и авторские произведения. | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Анализ используемых автором слов (по-научному точных или поэтически красивых). Расширение читательского опыта. | |
36(4) | Ненаучное объяснение явлений. Ложь и фантазия. Стр. 122-125. | Углубление представления о понятиях: «художественный текст», «научный текст», «олицетворение». Подбор заголовка к рассказу. Чтение произведений: В. Берестов «Весенняя сказка», С. Пшеничных «И летом и зимою», П. Неруда «Книга вопросов», тексты из «Азбуки» Л.Н. Толстого. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для его настроения. Анализировать выбор автором языковых средств для описания предметов, создания поэтических образов. Выбирать заголовки к рассказам Л.Н. Толстого, точно передающим главную мысль рассказов. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | |
37(5) | Характер героя в юмористическом рассказе и стихотворении. Стр. 126-129. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Чтение произведений: В. Драгунский «Тайное всегда становится явным», Р. Сеф «Если ты ужасно гордый…». | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя или подготовленное заранее учениками. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Описывать особенности поведения и характера героев. | Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. Обсуждение главной мысли произведения. Осознание юмористического характера рассказа. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. | |
38(6) | Фантазия в авторском произведении. Стр. 130-133. | Осознание юмористического характера рассказа. Чтение произведений: Н. Носов «Затейники», Н. Друк «Сказка». | Воспринимать на слух художественное произведение. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Понимать общее содержание произведения, описывать особенности поведения героев, анализировать особенности авторских выразительных средств. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения. Инсценировать художественное произведение (его часть). | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, характера героя. Осознание сущности поведения героев, особенностей характера и мира чувств, умение самостоятельно делать выводы. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Расширение представления или знакомство с произведениями Н. Носова. | |
39(7) | Изобразительные возможности поэтического произведения. Стр. 134-136. | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Чтение произведений: Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!», Н. Рыленков «Все богатства русского пейзажа…». | Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя. Описывать особенности поведения и характера героев. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, паузы, темпа, логического ударения, объяснять выбор слов, используемых в произведении. Анализировать особенности авторских выразительных средств. Инсценировать стихотворение. | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения. Выявление в стихотворении приемов, характерных для фольклорных произведений: кумулятивная цепочка сказки, перевертыши, небылицы, гиперболы, парная рифма. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Расширение представления или знакомство с произведениями Ю. Мориц. | |
40(8) | Проверь себя. Что читать летом. | Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. | Различать и называть произведения (народные и авторские), соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам. | Рефлексия, оценка знаний, полученных за весь период учебного времени. Расширение представления или знакомство с литературой, рекомендуемой для чтения летом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно -тематическое планирование по литературному чтению 1 класс по учебнику Л.Ф. Климановой
В соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова)
Рабочая программа и тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по учебнику В. Ю. Свиридовой (система Л. В. Занкова)...
Рабочая программа по литературному чтению, 1 класс по учебнику Свиридова В.Ю, система РО ЗанковаЛ.В.
Настоящая рабочая программа разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандар...
календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс к учебнику Климановой (школа России)
КТП по литературному чтению с УУД и понятиями...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс (к учебнику О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол)
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе. ( к учебнику О.О.Иргит, С.Д.Корген-оол).№п/пПлан.датаДата (факт.)Кол-вочасовТема урокаПланируемые результаты (в ...
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
тематическое планирование по литературному чтению 2 класс к учебнику В.Ю.Свиридовой
Пояснительная записка к КТП 2 класс учебник В.Ю.Свиридовой.Тематическое планирование по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой 2 класс...