Особенности учебного процесса с использованием электронного учебника
статья на тему
Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnyy_protsess_s_elektronnym_uchebnikom.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Особенности учебного процесса с использованием электронного учебника"
Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.
Электронный учебник эффективен когда
- имеется практически мгновенная обратная связь;
- имеется возможность быстрого поиска необходимой справочной информации (контекстной и на выбор);
- имеются демонстрационные примеры и модели (он рассказывает, показывает, объясняет, демонстрирует);
- имеется контроль (тренаж, самоконтроль, тестирование).
Учебник должен быть гибким, он может «настраиваться» на индивидуальные особенности обучаемого
Среди достоинств ЭУ следует выделить следующие:
· облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
· допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
· освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
· предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;
· выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок.
Сегодня объективно дать возможность получить доступ к очень большому объему образовательной информации и выбрать свою траекторию развития для школьника без использования интерактивных технологий невозможно. Но интерактивные и мультимедийные элементы должны включаться в образовательный процесс не ради новизны и привлечения внимания, а по мере необходимости, стать еще одним инструментов в руках учителей.
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую, зрительную и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника мультимедийными и интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.
Задача учителя, как и на обычном уроке, состоит в том, чтобы организовать активную познавательную деятельность учащихся с использованием электронного учебника, увлечь их, повысить мотивацию и интерес к учебному предмету.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.
Изменится роль учителя в учебном процессе: ученик и учитель станут его равноправными участниками, а интерактивные функции учебника позволят этот процесс индивидуализировать. Методики работы с электронными учебниками делают упор на самостоятельное получение и освоение знаний учеником под руководством учителя.
Технология системно-деятельностного подхода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
В случае с электронными учебниками это может включать:
- Использование активных методов взаимодействия с учебным материалом (самостоятельная работа с ресурсами, прикрепленными к параграфам, поиск информации в электронных справочных изданиях, отбор и сравнение материала из нескольких источников, овладение навыками работы с текстом, подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации, наблюдение за демонстрациями, мультимедийными учебными объектами, объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, показанных в интерактивах и видеоматериалах).
- Организацию проектной и исследовательской деятельности с использованием электронного учебника.
- Использование игровых оценочных средств.
Структура заданий электронного учебника помогает ребенку в приобретении новых знаний, а возможность организации межпредметного взаимодействия и использования электронных форм учебников различных предметов позволяет организовать активное взаимодействие ученика с учебным материалом.
Использование электронных учебников в качестве повседневного инструментария учащегося и преподавателя позволяет:
- создать условия для активной познавательной и творческой деятельности учащегося с элементами предметной среды и средствами коммуникации;
- обогатить достоинства классического печатного учебника за счёт динамических мультимедийных компонентов, интерактивных контрольно-измерительных материалов, средств полнотекстового поиска;
- создать комфортные условия для управления учебным процессом и содержанием учебной работы учащихся и преподавателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебного процесса с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов
Образовательные электронные издания и ресурсы.Формы и методы организации учебного процесса с использованием ОЭИР.Функции образовательных электронных изданий и ресурсов...
Доклад с презентацией "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО"
Использование электронных учебников и пособий на уроке в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО...
Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе
Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности ЭФУ....
Презентация "Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе: «За» и «Против»"
Данная презентация и материал рассказывает о таких формах электронных пособий, как электронный учебник, электронное приложение....
Организация учебного процесса с использованием электронных учебников.
Выступление на методическом объединении учителекй об использовании электронных учебников. Из опыта работы с электронными учебниками по программе "Планета Знаний" ( русский язык и мате...
Доклад для педагогического совета «Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе с позиции требований ФГОС НОО»
Электронная форма учебников как ресурс эффективного сотрудничества педагога и обучающегося в условиях введения ФГОС Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением. На сегодняшн...
Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса
Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса...