Использование электронных учебников и пособий на уроках в начальной школе
статья (2 класс) на тему
Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности ЭФУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektronnye_uchebniki_i_prilozheniya.docx | 26.43 КБ |
el.uch_._chast_1.pptx | 1.9 МБ |
el.uch_._chast_2.pptx | 2.8 МБ |
el.uch_._chast_3.pptx | 2.24 МБ |
el.uch_._chast_4.pptx | 2.45 МБ |
el.uch_._chast_5.pptx | 2.88 МБ |
el.uch_._chast_6.pptx | 2.45 МБ |
el.uch_._chast_7.pptx | 2.4 МБ |
el.uch_._chast_8.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование электронных учебников и пособий
на уроках в начальной школе (слайд 1)
Слайд 2.
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Джон Дьюи
Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности ЭФУ.
Слайд 3.
Что такое ЭФУ?
ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (определение МОН РФ по Приказу от 8 декабря 2014 г. № 1559).
Слайд 4.
Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Основной идеей электронной формы обучения является предоставление детям возможности самим искать и отбирать информацию.
Слайд 5.
Каковы обязательные составляющие учебника?
- постановка задачи
- предъявление информации
- раскрытие путей решения проблем
- обобщение и систематизация
- закрепление и контроль
- самостоятельная работа.
Электронные учебники содержат ресурсы, позволяющие организовать деятельность такого рода: работа с информационными источниками, практические упражнения и лабораторные работы, опыты и наблюдения, техническое моделирование, конструирование и многое другое. Установку на самостоятельный поиск материалов с использованием электронных учебников, безусловно, должен давать учитель.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.
Слайд 6.
Каковы функции учебника вообще?
Учебник выполняет две основные функции:
- Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
- Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Слайд 7.
Для чего нужна электронная форма учебника?
Электронная форма учебника по сравнению с традиционной печатной формой обладает следующими преимуществами:
- более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете;
- более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения (увеличение иллюстраций, изменение размера шрифта и т.д.) и поиска в учебном материале, по ключевым словам,
- дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами – мультимедийными объектами, обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;
Именно поэтому, согласно приказу МОН РФ от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…», каждый учебник в печатной форме, включенный в федеральный перечень, в обязательном порядке сопровождается его представлением в электронной форме.
Слайд 8.
Презентация электронного учебника издательства «Просвещение»
Слайд 9.
В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания "электронная форма учебника" - начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. Время последних еще не наступило, хотя уже были попытки по внедрению разных типов электронных учебников, правда, результаты позволяют сказать о том, что по причине отсутствия единой идеи и стандарта до полной интерактивности учебникам еще далеко.
Поэтому на своих уроках я использую электронные приложения к учебникам, электронные учебные пособия.
Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?
Электронное приложение к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал.
Слайд 10.
Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении младших школьников, необходимо определить, с какой целью средства информатизации включаются в образовательный процесс:
- наиболее эффективная реализация знаниевого подхода;
- внедрение личностно-ориентированного обучения.
В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.
Слайд 11.
Названным целям соответствуют следующие задачи:
– разнообразие видов учебной деятельности;
– развитие общеучебных умений и навыков;
– индивидуализация обучения.
– расширение спектра источников учебной информации;
– развитие познавательных интересов младших школьников;
– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.
Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах.
Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием.
Слайды 12-22.
Электронное приложение к учебнику «Математика», 2 класс, авт. Г. В. Дорофеев
Электронное приложение к учебнику «Математика» для 2 класса общеобразовательных учреждений является составной частью учебно-методического комплекта по математике для начального общего образования (авт. Г. В. Дорофеева, Т. Н. Мираковой).
Приложение содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы: решения задач, тренажёры, проверочные работы, развивающие игры и многое другое.
Всего приложение включает более 600 мультимедиаресурсов. Такая тесная связь электронного приложения с учебником значительно расширяет, дополняет его содержание и облегчает их совместное использование в образовательном процессе.
Учитель имеет возможность проводить интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий.
(Слайд 22) Важное значение приобретают электронное учебное пособие при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников.
Слайды 23-29.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», авт. Л. Ф. Климанова, 2 класс
Отличительная черта электронного приложения к учебнику «Русский язык» для 2 класса – соответствие структуры его построения структуре учебника. Электронное приложение расширяет, дополняет содержание учебника, содержит разнообразные дополнительные мультимедиаресурсы, объединённые в рубрики: анимация, упражнения, игры, словарная работа и др.
Слайды 30-33.
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир», 2 класс, авт. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Электронное приложение значительно расширяет и дополняет информационно-образовательное пространство УМК.
Приложение состоит из 58 уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам «Вселенная, время, календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето».
Характерная особенность электронного приложения – широкое использование в нём материала отечественной и мировой культуры, в том числе произведений культуры народов России. Это — репродукции картин русских художников, фотографии произведений народных мастеров, архитектурных шедевров российских городов и сёл. Также широко используется богатейшее наследие устно-поэтического творчества народов России — пословицы, загадки, присловья. Всё это способствует воспитанию любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу и селу, своему Отечеству, родному языку; даёт эстетический импульс к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; помогает расширить опыт поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких, как норма, ценность, идеал. Таким образом, опора на ценностно-смысловой потенциал отечественной культуры в электронном приложении решает задачу создания целостной картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук.
Слайды 34-40.
Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы»
Авторы программы: Г.О.Аствацатуров, Т.П.Аствацатурова, Л.Е.Шевченко, И.Я.Шерихова.
Программа охватывает важные и наиболее сложные для усвоения темы по курсу «Окружающий мир». Материалы мультимедийного пособия учитель может использовать на уроках при изучении новых тем, закреплении изученного, обобщении и актуализации знаний.
Слайды 41-45.
Электронное приложение к учебнику «Технология», 2 класс, авт. Н.И. Роговцева и др.
Электронное приложение к учебнику «Технология» значительно расширяет и дополняет содержание учебника.
Приложение состоит из уроков, соответствующих темам учебника. Все уроки сгруппированы по разделам «Человек и Земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация».
Каждый урок электронного приложения разделен на три части:
В первой части урока представлен материал об истории возникновения предметов народных промыслов и особенностях создания изделия, которое ученики будут выполнять на уроке, а также информация о материалах и инструментах, при помощи которых создаются изделия. Это позволяет мотивировать школьников к выполнению изделия;
Во второй части урока предлагается видеозапись процесса выполнения изделия, её можно просматривать как целиком, так и по этапам выполнения изделия. Перед выполнением изделия и/или в процессе его выполнения можно использовать вкладки, которые позволяют ученику вспомнить правила безопасного использования инструментов;
Третья часть - это тестовые задания, позволяющие проверить знания, полученные при изучении темы.
Слайды 46-49.
Программно-методический комплекс «Мир музыки»
Программно-методический комплекс знакомит детей с основами музыкального искусства, видами музыкальной деятельности, разными жанрами музыки, обучает нотной грамоте, развивает художественно-эстетический вкус.
Рекомендуется использовать на разных занятиях: музыка, изобразительное искусство, культура, чтение, литература, развитие речи.
Программа включает четыре раздела:
Изучаем – обучающе-развивающий раздел с широким набором интерактивных демонстрационных материалов по разным темам, набором заданий для закрепления изученного.
Читаем – интерактивная книга со стихами, загадками, сказками по всем темам программы с возможностью прослушать их в выразительном исполнении.
Поем – творческий редактор, который позволяет исполнить, записать и прослушать музыкальное произведение в своем исполнении.
Слушаем – библиотека музыкальных произведений.
Слайды 50-54.
Программно-методический комплекс «Развитие речи» Авторы: Г.О.Аствацатуров, Л.Е.Шевченко
Программа содержит тестовые интерактивные игры, тренажеры, звуковые материалы.
Ориентирована на работу с детьми по следующим направлениям:
- развитие речи;
- ознакомление с окружающим миром;
-обучение чтению;
- логопедические занятия.
Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая.
Разделы программы:
- Неречевые звуки: знакомство со звуками предметного мира и мира природы.
- Звукоподражание: знакомство со звуками животного мира.
- Речевые звуки: развитие навыков распознавания и правильного произношения звуков русского языка.
- Развитие связной речи: обучение построению связной речи (от словосочетания до текста).
- Интерактивный раздел: формирование навыка морфемного и словообразовательного разбора слов (задания на слогоделение, составление звуковых схем).
На уроках русского языка, окружающего мира и других предметных и дополнительных занятиях могут быть использованы отдельные слайды и задания по усмотрению учителя.
Слайды 55.
Вывод
Электронные учебники и пособия:
• облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
• допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
• освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
• предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.
Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач – наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. Применение электронных учебников и пособий целесообразно только в комплексе с другими обучающими системами, при этом, не отрицая, а, взаимно дополняя печатные издания.
Слайды 56.
Источники:
- Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, С.Г.Макеевой (1СД). ЗАО «Образование - Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2011г.
- Математика. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В.Дорофеева, С.Г.Миракова(1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2015г.
- Технология. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейтаг(1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2012г.
- Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014г.
- Программно-методический комплекс «Развитие речи», ООО «Новый диск», 2008
- Программно-методический комплекс «Мир музыки», ООО «Новый диск», 2008
- Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы», ООО «Новый диск», 2007
- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/17/doklad-s-prezentatsiey
- http://infourok.ru/ispolzovanie-elektronnih-uchebnikov-i-posobiy-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-s-pozicii-trebovaniy-fgos-noo-423361.html
- http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=41615
- http://www.youtube.com/watch?v=gQZucy7wz3s
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи
Что же такое ЭФУ ? ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника
Электронный учебник -это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его больший раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
Каковы обязательные составляющие ЭФУ? -постановка задачи - обобщение и систематизация - раскрытие путей решения проблем - закрепление и контроль - самостоятельная работа - предъявление информации
Функции учебника Источник учебной информации , раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание. 2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Преимущества ЭФУ: - более компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете; - более удобна для пользователя благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и кнопок быстрого перехода, настройки отображения и поиска в учебного материала по ключевым словам; дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами, мультимедийными объектами , обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала;
Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?
С какой целью средства информатизации включаются в образовательный процесс: наиболее эффективная реализация знаниевого подхода; внедрение личностно-ориентированного обучения.
З адачи: разнообразие видов учебной деятельности; развитие общеучебных умений и навыков ; индивидуализация обучения. расширение спектра источников учебной информации; развитие познавательных интересов младших школьников ; увеличение числа каналов восприятия учебной информации .
Электронное приложение к учебнику « М атематика»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электронное приложение к учебнику «Русский язык »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Электронное приложение к учебнику «Технология»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программно-методический комплекс «Мир музыки»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программно-методический комплекс «Развитие речи»
Вывод: Облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала, воздействует на слуховую и эмоциональную память и т.п .; Допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося , уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями ; Освобождают от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач ; Предоставляют широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы.
Источники: 1. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой , С.Г.Макеевой (1СД). ЗАО «Образование - Медиа», ОАО «Издательство «Просвещение», 2011г. 2. Математика . 2 класс. Электронное приложение к учебнику Г.В.Дорофеева , С.Г.Миракова (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2015г. 3. Технология . 2 класс. Электронное приложение к учебнику Н.И.Роговцевой , Н.В.Богдановой , И.П.Фрейтаг (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2012г. 4. Окружающий мир. 2 класс. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой (1СД). НП «Телешкола», ОАО «Издательство «Просвещение», 2014г. 5. Программно-методический комплекс «Развитие речи», ООО «Новый диск», 2008 6. Программно-методический комплекс «Мир музыки», ООО «Новый диск», 2008 7. Познавательные материалы об окружающем мире «Мир природы», ООО «Новый диск», 2007 8. http ://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/17/doklad-s-prezentatsiey 9. http ://infourok.ru/ispolzovanie-elektronnih-uchebnikov-i-posobiy-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-s-pozicii-trebovaniy-fgos-noo-423361.html 10. http ://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=222&d_no=41615 11 .http ://www.youtube.com/watch?v=gQZucy7wz3s
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар в начальной школе "Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе начальной школы"
План проведения семинара для заместителей директоров....
Описание опыта работы "Электронные образовательные ресурсы на уроках в начальной школе"
Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке цел...
Выступление на КМО учителей начальных классов по теме «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Что такое ИКТ - технологии и каково их значение для учителя начальных классов и учеников...
«Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС. Электронно-образовательные ресурсы на уроках в начальной школе».
выступление на педсовете...
Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе
2015 г XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать коорд...
«Применение электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе»
Уроки с поддержкой электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя ка...
Использование новых электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе
Использование новых электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе...