Организация учебного процесса с использованием электронных учебников.
учебно-методический материал на тему
Выступление на методическом объединении учителекй об использовании электронных учебников. Из опыта работы с электронными учебниками по программе "Планета Знаний" ( русский язык и математика).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_uchebnogo_protsessa_s_ispolzovaniem_elektronnyh_uchebnikov.docx | 26.09 КБ |
rabota_s_elektronnym_uchebnikom.pptx | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БРОННИЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Организация учебного процесса с использованием электронных учебников
Учитель начальных классов
МОУ «Гимназия» г.Бронницы
Зимина Галина Петровна
27 января 2017 г.
Организация учебного процесса с использованием электронных учебников
«Кто владеет информацией, тот владеет миром»
У. Черчилль
Слайд 1-2.
В условиях повсеместной компьютеризации общества, проникновения компьютеров практически во все сферы человеческой жизни и деятельности, заметна тенденция применения компьютеров в целях обучения или приобретения определенных практических навыков, в каком либо виде деятельности.
Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применении изученного материала, контроля и самоконтроля, систематизации усвоенных знаний и являющиеся таким образом многоцелевым средством обучения.
Слайд 3.
Электронный учебник после конвертирования представляет собой последовательность страниц, содержащих изображения, в которых заключен весь текстовый материал, формулы, графики и рисунки, а также вложенные видео- и звуковые материалы, тестовые блоки и элементы навигации.
Каждый электронный учебник имеет стиль оформления, задающий, какой фон используется на его страницах, как выглядит навигационная панель, а также каким образом элементы располагаются на страницах.
Слайд 4.
Электронный учебник должен использовать преимущества электронного формата перед печатным учебником. Это значит, что в нем должны присутствовать активные объекты – видеоролики, звуковые вложения и другие объекты, предоставляющие интерактивность. Кроме того, электронный учебник должен предоставлять удобную систему навигации по нему, с возможностью произвольного выбора раздела и страницы для изучения, иначе говоря – активного оглавления. Должен обладать встроенными средствами контроля качества усвоения знаний, тестовыми элементами.
Электронный учебник не может и не должен заменять книгу. Так же как экранизация литературного произведения принадлежит к иному жанру, так и электронный учебник принадлежит к совершенно новому жанру произведений учебного назначения. И так же как просмотр фильма не заменяет чтения книги, по которой он был поставлен, так и наличие электронного учебника не только не должно заменять чтения и изучения обычного учебника, а напротив, побуждать учащегося взяться за книгу.
Именно поэтому для создания электронного учебника недостаточно взять хороший учебник, снабдить его богатым иллюстративным материалом и воплотить на экране компьютера. Электронный учебник не должен превращаться ни в текст с картинками, ни в справочник, так как его функция принципиально иная.
Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения.
Слайд 5.
Существенные положительные факторы, которые говорят в пользу обучения с использованием технологии мультимедиа:
- лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала;
- мотивация обучаемого на контакт с новой областью знаний;
- возможность самостоятельного выбора последовательности изучения предметов и темпа работы;
- экономия времени из-за значительного сокращения времени обучения;
- полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и впоследствии легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Эти и другие возможности информационных средств естественным образом активизируют процессы обучения на всех его этапах усвоения знаний.
Применение интерактивных информационных обучающих систем повышает динамику и содержательность учебных заданий, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения. Компьютеризация и информационные технологии, будучи мощным дополнением мастерства преподавателя, являются вместе с тем новым источником и стимулом его самосовершенствования.
Слайд 6.
Электронный учебник - является инструментом обучения и познания, его структура и содержание зависит от целей его использования. Он и репетитор, тренажер и самоучитель. Особую значимость он приобретает при использовании в телекоммуникационных системах.
Педагоги склонны ожидать повышения интенсификации учебного процесса за счет применения электронных учебников, которые могут влиять на:
- повышение целенаправленности;
- усиление мотивации;
- повышение информативной емкости учебного содержания;
- активизацию учебно-познавательной деятельности обучаемых;
- ускорение темпа учебных действий.
Слайд 7-10.
Чем ЭФУ отличается от электронных приложений к печатным учебникам?
Электронное приложение к печатному учебнику — это набор обособленных электронных объектов, чаще всего не имеющих точной содержательной привязки к материалу учебника и дополняющих этот материал.
Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно эффективный прием.
Тесная связь электронного приложения с учебником значительно расширяет, дополняет его содержание и облегчает их совместное использование в образовательном процессе.
Учитель имеет возможность проводить интересные уроки, повышать уровень мотивации учащихся, обучать по индивидуальной образовательной траектории, проводить мониторинг и контроль знаний учащихся с помощью тестовых заданий.
Большое значение имеет электронное учебное пособие при работе с геометрическим материалом. Сокращая затраты времени на изображение геометрических объектов, можно уделить больше внимания, например, отработке навыков их классификации по различным признакам, активнее использовать зрительную, ассоциативную и эмоциональную память младших школьников.
Слайд 11-15.
Электронный учебник является новой формой учебника, которая имеет больше возможностей для организации образовательного процесса и может использоваться в качестве не только источника информации, но и инструмента для выполнения практических, лабораторных работ, письменных заданий, наблюдения за различными процессами и пр. При работе с электронным учебником учитель может предлагать задания, которые давались и при работе с обычным бумажным учебником. Современные устройства, используемые для воспроизведения электронных учебников, позволяют не только просматривать информацию, но и писать на экране. Таким образом, все те приемы, которые использовались при работе с печатным учебником, можно применять и в электронной форме, расширяя их новыми, с учетом программных средств и технологических возможностей электронного учебника.
Слайд 16.
Организация учебной деятельности с использованием электронных учебников, несомненно, предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения. Расширение ресурсов печатного учебника интерактивными элементами, тестами и виртуальными лабораториями создает все условия для индивидуализации процесса обучения.
Ребенок, используя ресурсы электронного учебника, усваивает материал в своем темпе, создает образовательный продукт, выстраивает собственный образовательный путь, опираясь на личные качества и способности. В этой ситуации учитель уже не может продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе, при которой ученики находятся на одной стадии перед изучением нового материала, и для каждого ученика потребуется свой индивидуальный образовательный маршрут.
Слайд 17.
Существуют 3 режима работы ЭУ:
- обучение без проверки
- обучение с проверкой, при этом в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, которые позволяют определить степень усвоения материала
- тестовый контроль, который предназначен для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Слайд 18.
Технология проведения уроков с использованием электронного учебника .
Вариант 1.
Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении (20 мин. работы за компьютером). Учащиеся сначала опрашиваются по традиционной методике или с помощью печатных текстов. При переходе к изучению нового материала ученики парами садятся у компьютера, включают его и начинают работать со структурной формулой и структурными единицами параграфа под руководством и по плану учителя.
Вариант 2.
Электронная модель учебника может использоваться на этапе закрепления материала. На таком уроке новый материал изучается обычным способом, а при закреплении все учащиеся 5-7 мин. под руководством учителя работают с электронным учебником .
Вариант 3.
На уроках комбинированного типа с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала (15-17мин.). Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно-следственные связи. На таком уровне учащиеся должны иметь возможность поработать сначала сообща (по ходу объяснения учителя), затем в парах (по заданию учителя), наконец, индивидуально (по очереди).
Вариант 4.
На отдельных уроках возможно самостоятельное изучение нового материала и составление по его итогам своей структурной формулы параграфа. Такая работа проводится в группах учащихся (3-4 человека). В заключении урока (10 мин.) учащиеся обращаются к электронной формуле параграфа, сравнивая её со своим вариантом. Тем самым происходит приобщение учащихся к исследовательской работе на уроке, начиная с младшего школьного возраста.
Вариант 5.
ЭУ используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда электронный учебник используется с целью мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал. Таким образом, ученик в какой-то мере может управлять процессом учения.
Слайд 19.
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных учебников — только средства для достижения образовательного результата, а будут ли эти средства эффективны, зависит от учителя.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Кто владеет информацией, тот владеет миром» У. Черчилль
Что же такое ЭФУ ? ЭФУ (электронная форма учебника) – это электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и содержащее мультимедийные элементы, и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника
Функции учебника Источник учебной информации , раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание. 2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Преимущества ЭФУ: Компактна – фактически весь комплект учебников «умещается» в одном устройство, например, планшете. Удобна - благодаря возможностям быстрого перемещения по разделам учебника при помощи интерактивного оглавления и поиска учебного материала по ключевым словам; Дополняет учебный материал электронными образовательными ресурсами, мульти-медийными объектами , обеспечивающими большую наглядность и содержательную широту материала.
З адачи: разнообразие видов учебной деятельности; развитие учебных умений и навыков ; индивидуализация обучения. расширение спектра источников учебной информации; развитие познавательных интересов младших школьников ; увеличение числа каналов восприятия учебной информации .
Чем ЭФУ отличается от электронных приложений?
Электронное приложение
Электронный учебник
Электронный учебник
Режим работы ЭУ Существуют 3 режима работы ЭУ: обучение без проверки обучение с проверкой, при этом в конце каждой главы (параграфа) ученику предлагается ответить на несколько вопросов, которые позволяют определить степень усвоения материала тестовый контроль, который предназначен для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
Варианты работы с ЭУ 1.Используется при изучении нового материала и его закреплении 2.На этапе закрепления материала 3.На уроках комбинированного типа 4. Как средство контроля
«Человек в XXI веке, который не будет уметь пользоваться ЭВМ, будет подобен человеку ХХ века, не умевшему ни читать, ни писать» Академик В. М. Глушков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема: «Формы организации учебного процесса с использованием содержания курса основы православной культуры »
Мастер-классучастника краевого конкурса «Учитель года Кубани 2010» в номинации «Основы православной культуры»...
Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ
В данной статье раскрывается вопрос об использовании ИКТ в учебном процессе...
«Инновационные технологии в школе.Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ».
Сегодня перед школой поставлена важная задача: ученик должен учиться с увлечением и удовольствием. Учителя обязаны заинтересовать ребёнка, сделать так, чтобы учение превращалось не...
Организация учебного процесса с использованием образовательных электронных изданий и ресурсов
Образовательные электронные издания и ресурсы.Формы и методы организации учебного процесса с использованием ОЭИР.Функции образовательных электронных изданий и ресурсов...
Особенности учебного процесса с использованием электронного учебника
Одним из наиболее популярных компьютерных средств обучения стали электронные учебники, позволяющие реализовать функции обучения, самообучения, демонстрации изучаемого материала, тренировки в применени...
Статья "Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий в работе с младшими школьниками с ОВЗ"
Информация для педагогов о применении в работе компьютерных технологий с учащимися с ОВЗ...
Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса
Организация учебного процесса с использованием электронного ресурса...