Развитие самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению на тему

Родионова Наталья Геннадьевна

Статья обобщает опыт по развитию самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения, знакомит с использованием различных форм и приемов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Родионова Н.Г.

Учитель МБОУ «Школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани

В современных условиях особую значимость приобретает формирование личностных качеств, необходимых для успешной самореализации. Одним из таких качеств является самостоятельность. В своей практике я применяю различные формы и приемы работы, способствующие развитию самостоятельности. Подробнее остановлюсь на тех, которые я использую на уроках «Литературного чтения».

С первого класса обучающиеся получают список литературных произведений для чтения летом. По прочитанным произведениям дети оформляют «Читательский дневник». В 1-ом классе записывают фамилию и инициалы автора, название произведения и жанр, выполняют иллюстрацию, соответствующую содержанию произведения. Во 2-ом классе к перечисленной информации обучающиеся добавляют имена героев произведения, записывают свои впечатления, отвечаю на вопросы «Что понравилось или не понравилось? Почему? Чему учит произведение?» В 3-ем классе дети пытаются писать первые отзывы на прочитанные произведения: какие эмоции вызвали у тебя различные поступки героев, как бы ты поступил на их месте?

 Эта работа позволяет стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся  и повышать уровень читательской  грамотности.

В 4-ом классе «возрастает степень самостоятельности обучающихся в их читательской деятельности» [1,с.6]. Работа над «Читательским дневником» организуется на уроке, она строится по следующему плану: запиши свое мнение о героях; об изображенных событиях; впечатления от произведения. На начальном этапе работы учитель сам задает «вопросы, помогающие обучающимся - читателям самостоятельно разобраться в идейном и художественном своеобразии каждого» [1,с.6]произведения. Тексты для дополнительного чтения и тексты учебника связаны темой, временем, проблемой, жанром, похожими героями. Дети самостоятельно читают и анализируют их, а результат своей работы представляют в «Читательском дневнике» в различной форме.

«Именно по таким работам можно судить о результатах их читательского развития и выявлять уровень литературного образования» [1,с.23]. Главным критерием литературного развития является понимание образной природы художественного текста, отношение к художественной форме произведения, интерес к художественному слову, способность любоваться им. Универсальным способом выявления уровня литературного развития являются составленные самими обучающимися вопросы к произведению, прочитанному самостоятельно. Очень интересна проработка этого приема в книге «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников» под редакцией Т.Г.Рамзаевой. Автор выделяет 4 уровня восприятия  художественного произведения: фрагментарный, констатирующий, уровень «героя», уровень «идеи» [2,с.48]. Самостоятельная работа над произведением позволит обучающимся эмоционально реагировать не только на события, но и на его художественную форму, а значит, достичь уровня «идеи»

Так же я использую форму ведения коллективного «Читательского дневника», куда вносятся лучшие отзывы обучающихся на произведения, рисунки, диафильмы и другие удачные работы. Дети находят дополнительную информацию про авторов произведений, знакомятся с воспоминаниями писателей, знакомят одноклассников с самыми интересными фактами из жизни,  собирают другие материалы и все это вклеивают в общий «Читательский дневник»

С 3-го класса я ввожу работу над  проектом «Музей старинных вещей». Рассматриваются различные темы. Обучающиеся изучают дополнительную литературу по теме, работают с различными словарями, находят значение незнакомых слов, работают как в группе, так и индивидуально, представляют своей проект в разных формах. Так, при работе по теме «Жизнь людей в XIX веке» обучающиеся создали макет крестьянской избы, воссоздали костюмы, разыграли сражение, устроили костюмированный бал. По теме  «Жизнь людей в годы Великой Отечественной войны» создали архив, составив его из интервью, взятых у людей, помнивших события, дополнили их фотографиями военных лет, письмами-треугольниками, военным обмундированием, предметами быта. Обучающиеся пишут сочинения, фантастические рассказы, «полусказки», составляют сценарии,  проводят  уроки-концерты.

Со 2-го класса обучающиеся оформляют сборники  литературных произведении, поговорок, пословиц по разным темам. На уроке проводится обсуждение: какие произведения следует выбрать, какие будут разделы, как их лучше расположить, как оформить обложку, титульный лист, содержание, иллюстрации. Дети, по желанию, дополняют сборник собственными произведениями.

Систематически осуществляется работа с периодической литературой. Например, нужно найти описание животного в научном журнале, рассказать о нем художественно.

Представленные формы и приемы работы способствуют созданию ситуации выбора, вызывают чувство удовлетворения, что способствует развитию самостоятельности обучающихся.

Литература

1.Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» . 4 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009. – 144 с

2.Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Т.Г.Рамзаева, М.П.Воюшина, Г.С.Щеглова [и др.]; Под общ.ред.Т.Г.Рамзаевой. М.: Высшая школа, 2003. С.44-52


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий

В презентации отображены этапы работы над проектами  на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....

Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образован...

Развитие памяти младшего школьника на уроках литературного чтения.

1. Разграничение важной и ненужной информации, поступающей из окружающего мира;2. Сложность запоминания информации у младшего школьника на очередной стадии развития памяти;3. Трудности при работе с те...

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения".

Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения"....

Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...


 

Комментарии

Развитие самостоятельной деятельности младших школьников-это ежедневный кропотливый труд. Успехов вам.

Нигматуллина Юлия Ирековна

Проблема номер один нашего подрастающего поколения состоит в том, что многие дети не любят читать. У этой проблемы много последствий. Но чтобы хоть как-то их избежать, учителю приходится прикладывать немало усилий. Одним таким звеном в этой цепи и является развитие самостоятельности учащихся. Вы затронули очень актуальную тему. Есть над чем подумать. Спасибо Вам!