Развитие самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
статья по чтению на тему
Статья обобщает опыт по развитию самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения, знакомит с использованием различных форм и приемов работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Родионова Н.Г.
Учитель МБОУ «Школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани
В современных условиях особую значимость приобретает формирование личностных качеств, необходимых для успешной самореализации. Одним из таких качеств является самостоятельность. В своей практике я применяю различные формы и приемы работы, способствующие развитию самостоятельности. Подробнее остановлюсь на тех, которые я использую на уроках «Литературного чтения».
С первого класса обучающиеся получают список литературных произведений для чтения летом. По прочитанным произведениям дети оформляют «Читательский дневник». В 1-ом классе записывают фамилию и инициалы автора, название произведения и жанр, выполняют иллюстрацию, соответствующую содержанию произведения. Во 2-ом классе к перечисленной информации обучающиеся добавляют имена героев произведения, записывают свои впечатления, отвечаю на вопросы «Что понравилось или не понравилось? Почему? Чему учит произведение?» В 3-ем классе дети пытаются писать первые отзывы на прочитанные произведения: какие эмоции вызвали у тебя различные поступки героев, как бы ты поступил на их месте?
Эта работа позволяет стимулировать самостоятельную деятельность обучающихся и повышать уровень читательской грамотности.
В 4-ом классе «возрастает степень самостоятельности обучающихся в их читательской деятельности» [1,с.6]. Работа над «Читательским дневником» организуется на уроке, она строится по следующему плану: запиши свое мнение о героях; об изображенных событиях; впечатления от произведения. На начальном этапе работы учитель сам задает «вопросы, помогающие обучающимся - читателям самостоятельно разобраться в идейном и художественном своеобразии каждого» [1,с.6]произведения. Тексты для дополнительного чтения и тексты учебника связаны темой, временем, проблемой, жанром, похожими героями. Дети самостоятельно читают и анализируют их, а результат своей работы представляют в «Читательском дневнике» в различной форме.
«Именно по таким работам можно судить о результатах их читательского развития и выявлять уровень литературного образования» [1,с.23]. Главным критерием литературного развития является понимание образной природы художественного текста, отношение к художественной форме произведения, интерес к художественному слову, способность любоваться им. Универсальным способом выявления уровня литературного развития являются составленные самими обучающимися вопросы к произведению, прочитанному самостоятельно. Очень интересна проработка этого приема в книге «Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников» под редакцией Т.Г.Рамзаевой. Автор выделяет 4 уровня восприятия художественного произведения: фрагментарный, констатирующий, уровень «героя», уровень «идеи» [2,с.48]. Самостоятельная работа над произведением позволит обучающимся эмоционально реагировать не только на события, но и на его художественную форму, а значит, достичь уровня «идеи»
Так же я использую форму ведения коллективного «Читательского дневника», куда вносятся лучшие отзывы обучающихся на произведения, рисунки, диафильмы и другие удачные работы. Дети находят дополнительную информацию про авторов произведений, знакомятся с воспоминаниями писателей, знакомят одноклассников с самыми интересными фактами из жизни, собирают другие материалы и все это вклеивают в общий «Читательский дневник»
С 3-го класса я ввожу работу над проектом «Музей старинных вещей». Рассматриваются различные темы. Обучающиеся изучают дополнительную литературу по теме, работают с различными словарями, находят значение незнакомых слов, работают как в группе, так и индивидуально, представляют своей проект в разных формах. Так, при работе по теме «Жизнь людей в XIX веке» обучающиеся создали макет крестьянской избы, воссоздали костюмы, разыграли сражение, устроили костюмированный бал. По теме «Жизнь людей в годы Великой Отечественной войны» создали архив, составив его из интервью, взятых у людей, помнивших события, дополнили их фотографиями военных лет, письмами-треугольниками, военным обмундированием, предметами быта. Обучающиеся пишут сочинения, фантастические рассказы, «полусказки», составляют сценарии, проводят уроки-концерты.
Со 2-го класса обучающиеся оформляют сборники литературных произведении, поговорок, пословиц по разным темам. На уроке проводится обсуждение: какие произведения следует выбрать, какие будут разделы, как их лучше расположить, как оформить обложку, титульный лист, содержание, иллюстрации. Дети, по желанию, дополняют сборник собственными произведениями.
Систематически осуществляется работа с периодической литературой. Например, нужно найти описание животного в научном журнале, рассказать о нем художественно.
Представленные формы и приемы работы способствуют созданию ситуации выбора, вызывают чувство удовлетворения, что способствует развитию самостоятельности обучающихся.
Литература
1.Лазарева В.А. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» . 4 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009. – 144 с
2.Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников/ Т.Г.Рамзаева, М.П.Воюшина, Г.С.Щеглова [и др.]; Под общ.ред.Т.Г.Рамзаевой. М.: Высшая школа, 2003. С.44-52
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие литературного творчества младших школьников на уроках литературного чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-132061-1414349985.jpg)
Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством применения проектных технологий
В презентации отображены этапы работы над проектами на уроках литературного чтения , начиная с минипроектов и заканчивая проектами, охватывающими как урок , так и внеурочную деятельность....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/01/picture-840994-1478005257.jpg)
Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения.
Задача современной школы - формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образован...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/29/picture-1273141-1601363430.jpg)
Педагогический опыт по теме "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка"
Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/01/picture-1182717-1601534866.jpg)
Развитие памяти младшего школьника на уроках литературного чтения.
1. Разграничение важной и ненужной информации, поступающей из окружающего мира;2. Сложность запоминания информации у младшего школьника на очередной стадии развития памяти;3. Трудности при работе с те...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-1292190-1606135012.jpg)
Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения".
Научная статья "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения"....
Конспекты уроков с применением интерактивных технологий развития креативности младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие творчества и креативности личности ребенка, по утверждению Н.Г. Герасимовой, интенсивно происходит в младшем школьном возрасте, так как на данном возрастном этапе закладываются основы творчес...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Развитие самостоятельной
Развитие самостоятельной деятельности младших школьников-это ежедневный кропотливый труд. Успехов вам.
Проблема номер один нашего
Проблема номер один нашего подрастающего поколения состоит в том, что многие дети не любят читать. У этой проблемы много последствий. Но чтобы хоть как-то их избежать, учителю приходится прикладывать немало усилий. Одним таким звеном в этой цепи и является развитие самостоятельности учащихся. Вы затронули очень актуальную тему. Есть над чем подумать. Спасибо Вам!