Развитие мышления младших школьников на уроках математики через использование активных форм работы
учебно-методический материал по математике (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Работа о системе активных методов обучения, направленных на развитие мышления младших школьников на уроках математики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya_na_urokah_matematiki.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Аджим Малмыжского района Кировской области
Развитие мышления
младших школьников
на уроках математики
через использование
активных форм работы
Шибанова В. Г.,
учитель начальных классов,
стаж 30 лет
Аджим
2014
План
1. Условия возникновения опыта
- Актуальность темы
- Проблема
- Цель исследования
- Объект и предмет исследования
- Гипотеза
- Задачи исследования
2. Проблема развития мышления в «Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования»
3. Активные формы работы, способствующие развитию мышления младших
школьников на уроках математики
- Проблемные ситуации
- Проекты
- Использование ИКТ
- Игры
- Задания, способствующие развитию вариативности мышления
- Задания творческого и поискового характера
4. Анализ успеваемости учащихся на уроках математики
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Позволь мне сделать, и это станет моим навсегда».
(из восточной мудрости)
Эта мудрость говорит о преимуществе активных форм обучения.
Активные формы обучения – формы учебной деятельности, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Мышление – это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающей действительности, основанный на образовании и непрерывном пополнении запаса понятий, представлений и выводе новых суждений и умозаключений.
Актуальность темы
Современному человеку часто приходиться решать какие-то проблемы.
Успешнее это будет делать тот, у кого хорошо развито мышление. Большую роль в развитии мышления школьников играют уроки математики.
Проблема
Какие активные формы работы можно использовать на уроках математики?
Как активные формы работы на уроке влияют на развитие мышления младших школьников?
Цель исследования
Выявить условия, необходимые для развития мышления младших школьников на уроках математики.
Объект исследования: процесс развития мышления младших школьников.
Предмет исследования: активные формы работы на уроках математики.
Гипотеза
Активные формы работы на уроках математики создадут условия для развития мышления младших школьников,
- если они будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей,
- если на уроках математики будут использоваться различные активные формы работы,
- если активные формы работы будут использовать на различных этапах урока.
Задачи исследования
1. Изучить проблему развития мышления в «Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования» 2009 года.
2. Рассмотреть, какую роль играют активные формы работы в развитии
мышления младших школьников.
3. Проанализировать успеваемость младших школьников на уроках
математики во 2-3 классах.
Проблема развития мышления младших школьников на уроках математики нашла отражение в «Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования» 2009 года. Здесь отмечено, что одним из результатов обучения в начальной школе является «овладение основами логического и алгоритмического мышления».
Большую роль в развитии мышления младших школьников играют активные формы работы на любом уроке, в том числе и на уроке математики.
Система активных методов обучения направлена не на изложение учителем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной практической деятельности.
Одной из форм активной работы на уроке является разрешение проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.
Проблемная ситуация даёт учащимся необходимую направленность мысли, и тем самым создаёт внутренние условия для усвоения нового материала.
Проблема, встающая перед учащимися, оказывается необходимой в том случае:
1. Если учащиеся хорошо её понимают.
2. Если они убеждаются в необходимости её решения.
3. Если проблема соизмерима с силами, возможностями учащихся.
Одной из новых активных форм работы на уроке являются проекты.
В основу метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы.
Проект – это «пять П».
1. Проблема (тема проекта)
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5. Презентация
В 3 классе мы на уроках математики выполняли проекты «Математические сказки», «Задачи-расчёты».
Активизировать познавательную деятельность учащихся помогает использование ИКТ.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.
1). Урок с использованием ИКТ становится более интересным для учащихся, развивает их мышление, помогает усвоить новые знания.
2). Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд учителя: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний.
3). Улучшается уровень наглядности на уроке.
Одним из важнейших средств развития мышления младших школьников является игра. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра способствует созданию положительных эмоций, делает урок ярким, занимательным и запоминающимся.
Игры я провожу для всего класса сразу. Их оформляю на доске или беру из электронного сопровождения к урокам математики. Иногда дети играют в группах или в парах. Задания для таких игр есть в учебниках. Так же я даю игры на карточках. Провожу иногда и уроки-игры.
Часто на уроках я использую задания, способствующие развитию вариативности мышления учащихся.
Под вариативностью мышления в психологии понимают способность человека находить разнообразные решения.
Задания, способствующие развитию вариативности мышления, можно разделить на несколько групп:
1) задания, имеющие единственный правильный ответ, нахождение которого осуществляется разными способами;
2) задания, имеющие несколько вариантов ответов, причём их нахождение осуществляется одним и тем же способом;
3) задания, имеющие несколько вариантов ответов, которые находятся отличающимися способами.
Примерные задания (см. приложение 1).
Развитию мышления на уроках математики помогают задания творческого и поискового характера. Это составление числовых рядов по заданной закономерности, построение высказываний с логическими связками «если …, то», «каждый …», «все …», работа на «вычислительной машине». А так же логические задачи.
Заданий творческого и поискового характера довольно много в учебниках, которые составлены по новым стандартам. Там есть «Странички для любознательных», странички «Готовимся к олимпиаде», странички с конкурсами «Смекалка». Иногда задания для конкурсов «Смекалка» я подбираю сама (см. приложение 2).
Анализ успеваемости учащихся на уроках математики
Результаты контрольных работ. 3 класс
Результаты контрольных работ. 4 класс
В 3 классе дети лучше выполнили контрольную работу №4 по теме «Числа от 1 до 1000. Нумерация», но слабо выполнена контрольная работа №3 по темам «Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком». Итоговая контрольная работа выполнена примерно так же, как контрольные работы под №1 и №2.
В 4 классе дети слабо выполнили контрольную работу по повторению за 3 класс, но неплохо выполнили входную контрольную работу, которую проводил другой учитель.
Результаты тестов. 3 класс
Результаты разные. Во многом зависят от сложности заданий в тесте. Результат итогового теста – 3,7 балла, ниже, чем результаты последних тестов, но выше, чем результат итоговой контрольной работы за 3 класс.
Средний балл по четвертям (2 класс) и триместрам (3, 4 класс)
В начале 2 класса, когда дети ещё не привыкли к оценкам и многое за лето забыли, средний балл невысокий. Во 2 четверти – значительно выше, в 3 четверти – снова ниже, т. к. появился в классе ещё 1 слабоуспевающий ученик. Потом снова повышение к концу 2 класса.
Вначале 3 класса – понижение, т. к. дети после летних каникул с трудом втягивались в учёбу. Во 2 и 3 триместрах средний балл стал стабильным.
Значит активные формы, которые я использую на уроках математики, развивают мышление моих учеников, что ведёт к повышению успеваемости.
Приложение 1
Задания на развитие вариативности мышления
Задание 1. Вычислите. Найдите выражения, значение которых можно вычислить разными способами.
(7 + 20) : 9
(28 +21) : 7
(10 + 4) : 2
(45 + 3) : 8
(25 – 15) : 5
(11 – 5) : 3
Задание 2. Вставьте знаки действий, чтобы равенства стали верными. Приведите все возможные варианты выполнения задания.
А) 12 … 1 = 12
Б) 12 … 0 = 12
В) 17 … 28 = 28 … 17
Ответы:
А) 12 х 1 = 12, 12 : 1 = 12
Б) 12 + 0 = 12, 12 – 0 = 12
В) 17 + 28 = 28 + 17
17 х 28 = 28 х 17
Задание 3. Вспомните единицы различных величин. Вставьте вместо точек наименования.
А) 1 … = 10 …
Б) 1 … = 100 …
В) 1 … = 1000 …
Ответы:
А) 1 см = 10 мм, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм
1 т = 10 ц
Б) 1 дм = 100 мм, 1 м = 100 см
1 ц = 100 кг
1 кв. см = 100 кв. мм, 1 кв. дм = 100 кв. см, 1 кв. м = 100 кв. дм
1 р. = 100 к.
1 век = 100 лет
В) 1 км = 1000 м, 1 м = 1000 мм
1 кг = 1000 г
1 т = 1000 кг
Приложение 2
Конкурс «Смекалка»
1-2 классы
1. На дереве сидело 5 синиц и 7 воробьёв. 6 птичек улетело. Улетел ли хоть один воробей?
2. Ты да я, да мы с тобой. Много ли всего?
3. Сестре 4 года, а брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет?
4. Детям купили 4 пары ботинок. Сколько левых ботинок купили?
5. Десяток яиц стоит 2 доллара. Сколько стоят 5 яиц?
6. Лестница состоит из 11 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть на середине лестницы?
7. У Кирилла больше шаров, чем у Насти, и меньше, чем у Игоря. Определи, у кого шаров больше: у Насти или у Игоря?
8. В семье 10 детей. Самому старшему 20 лет, а каждый следующий на 2 года младше предыдущего. Сколько лет самому младшему?
9. Катя нарисовала 10 фигур, чередуя квадраты, треугольники и круги. Каких фигур нарисовано больше?
10. На тарелке лежали булочки. Когда дети съели половину, то на тарелке осталось 3 булочки. Сколько булочек было на тарелке?
Ответы
1. Да. (1 балл)
2. Двое. (1 балл)
3. 8 лет. (1 балл)
4. 4 левых ботинка. (1 балл)
5. 1 доллар. (2 балла)
6. На шестую ступеньку. (1 балл)
7. Больше шаров у Игоря, а меньше шаров у Насти. (2 балла)
8. 2 года. (2 балла)
9. Квадратов. (2 балла)
10. 6 булочек. (1 балл)
Конкурс «Смекалка»
3-4 классы
1. После того как со стола взяли половину всех яблок, а затем ещё 4 яблока, на столе осталось 12 яблок. Сколько яблок лежало на столе?
2. Часы показывают 7 часов 3 минуты. Известно, что часы спешат на 6 минут. Какое время в действительности?
3. Мама истратила седьмую часть своих денег, купив 2 кг слив. Сколько килограммов слив она могла бы купить на все свои деньги?
4. Запиши все двузначные числа, в которых число десятков в 3 раза больше числа единиц.
5. В магазине 8 бочек с маслом. Из 3 бочек масло продали. Сколько бочек осталось?
6. В хозяйстве 40 кур. Кур в 2 раза больше, чем уток, а уток в 2 раза больше, чем гусей. Сколько гусей в хозяйстве?
7. Маша нанизала на нитку 20 бусинок так, что каждая четвёртая бусинка – красная, а остальные – белые. Сколько красных и сколько белых бусинок?
8. Дима и Саша собирали ягоды. За 20 мин они собрали 4 бидона ягод. Сколько килограммов ягод они соберут за час, если в бидон входит 3 кг ягод?
9. Возраст дедушки выражается наименьшим трёхзначным числом, которое записано различными цифрами. Сколько лет дедушке?
10. На верёвке завязали 5 узлов. Расстояние между каждыми двумя соседними узлами 1 дм. Какое расстояние между крайними узлами?
Ответы
1. 12 + 4 = 16, 16 2 = 32 (яблока). (2 балла)
2. 6 часов 57 минут. (2 балла)
3. 14 кг. (1 балл)
4. 13, 26, 39. (2 балла)
5. 8 бочек. (1 балл)
6. 10 гусей. (1 балл)
7. 5 красных и 15 белых бусинок. (1 балл)
8. 36 кг. (2 балла)
9. 102 года. (2 балла)
10. 4 дм. (1 балл)
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009 г.
2. И. С. Власова. Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока математики – «Начальная школа», 2009, №12
3. Е. Е. Останина. Развитие вариативности мышления у младших школьников при изучении математики – «Начальная школа», 2009, №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения
Обобщение педагогического опыта...
Развитие самостоятельности мышления учащихся на уроках математики через реализацию разнообразных форм работы над задачей
Существует много методических пособий по курсу математики в начальной школе, но в ходе работы не встречается ни одного, в котором были бы собраны и обобщены данные, позволяющ...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Развитие познавательной активности младших школьников на уроках математики через групповую работу
Краткое описание работы в группах в рамках реализации ФГОС...
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"
Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...
Развитие мышления младших школьников на уроках математики
В статье приведены примерные задания по развитию мышления на уроках математики....
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Актуальность. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения (ФГОС)— средство обеспечения планируемого уров...