статья на тему " Образовательное событие как форма совместной познавательной и творческой деятельности"
статья (1, 2, 3 класс) по теме
выступление на 5 ежегодной научно-практической конференции педагогов МО"Урицк" город Санкт _Петербург " Учитель и современность : событийная педагогика в реалиях ФГОС" с докладом на тему "" Образовательное событие как форма совместной познавательной и творческой деятельности"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ФОРМА СОВМЕСТНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Якупова Раиса Андреевна
учитель начальной школы,
ГБОУ СОШ № 383 Красносельский район, СПБ
Интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта школьного образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. Сегодня перед педагогическим сообществом стоит задача: утверждения приоритета индивидуальности ребёнка. В переходном периоде, который переживает вся система школьного образования, обозначены новые ориентиры, направленные на :
• содействие развитию ребенка во взаимодействии с родителями;
• желание сделать жизнь детей более интересной;
• формирование инициативного, активного и самостоятельного ребенка;
Необходимо строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, что позволит сделать жизнь детей в школе более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. В основу реализации комплексно-тематического планирования положены следующие подходы:
• яркое событие в природе, социальной жизни общества или праздник;
• яркое событие в литературном художественном произведении;
• яркие события, специально смоделированные учителем, путем внесения новых, необычных интересных предметов;
В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.
В чём же состоит сущность понятия «образовательное событие»?
Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.[2]
По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».[6]
Необходимо отметить, что организация и реализация событий рассматривается как относительно самостоятельная цель обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов. Обоснование интегративных возможностей образовательных событий:
1. В ходе реализации образовательных событий используются современные образовательные технологии: проектного обучения, проблемного обучения.
2. Образовательные события способствуют интеграции учебно-воспитательного процесса.
3. Образовательные события формируют эффективное образовательное пространство, направленное на формирование целостной, разносторонне развитой личности.
4. Образовательные события позволяют систематизировать, обобщить и свести знания в единую гармоничную картину окружающего мира.
5. Образовательные события способствуют повышению мотивации учителя к педагогической деятельности, а ребенка к обучению.
6. Образовательные события развивают творческое отношение к собственной деятельности, дают возможность адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения.
7. Образовательные события способствуют успешной социализации личности.
Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности. Развитие личности через организацию и свершения определенных событий в жизни коллектива и отдельной личности возможно через организацию деятельности, ситуаций, насыщенных событиями, влияющих на ценностно-смысловую сферу школьников. Эмоциогенный характер воздействия усиливается, если событие осуществляется в жизни коллектива, членом которого является ученик, и связано с групповым переживанием. Действенность воздействия осуществляется на основе факта свершения события, так как увиденное и лично пережитое оказывает иногда более сильное воздействие, нежели услышанная информация. Событие само является вариантом сообщения информации, а также может предоставить богатый эмпирический материал, который может быть использован в дальнейшем для обсуждения и интерпретации, стать основой для совместной деятельности педагога и учащегося.[3]
Если детям в жизни не хватает событийности, то они обычно стремятся к «сильным» переживаниям, не всегда нормативным и тогда события могут носить критический характер. Поэтому педагогу в работе со школьниками необходимо владеть технологией организации и осуществления жизненных событий.
Деятельность педагога по реализации событийности может быть организована на различных уровнях: в процессе проведения уроков и внеклассной работы, индивидуальной и групповых форм и т. д.
Особенностью деятельности педагога является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.
На подготовительном (диагностическом этапе) исследуется социальная ситуация, выявляется влияние факторов среды, определяющих развитие личности и группы.
На этом этапе целесообразно определить события, которые находятся в «зоне ближайшего развития» детей определенного возраста: личности и группы.
На этапе прогнозирования осуществляется разработка сценария организации и проведения события, намечаются пути развития личности и группы в зависимости от влияния различных факторов и переменных среды, функционирование которых приводится в действие событием.
На этапе планирования разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию.
Определяющим в воспитании на основе жизненных событий является организационный аспект, включающий разработку сценария организации и осуществления жизненного события, когда необходимо не только учитывать объективные характеристики события, его важнейшие параметры, но и индивидуальные особенности их субъективного восприятия, оценки и интерпретации.
В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию обусловлено системой ожиданий, мерой включенности школьников в деятельность. Также определяются возможные варианты взаимодействия с разными участниками воспитательного воздействия, институтами, группами в целях оптимизации воспитательного воздействия.
На этапе свершения осуществляется непосредственная реализация пика события согласно разработанному сценарию.
Событие связывает всех субъектов в единое целое. Воспитательное взаимодействие осуществляется не только непосредственными отношениями, а также контекстом, который задается ситуацией или событием. С этой точки зрения наша задача заключается в организации именно тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность, определяют ее развитие в просоциальном направлении.[4]
Роль педагога заключается в управлении событийностью как инструментом воздействия.
На этапе оценки (рефлексивный этап) анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Таким образом, событийный подход как технология организации и управления событиями занимает важное место в системе новых форм и методов воспитания в новой модели школьных ступеней. Он позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением. Для учащихся – это возможный способ ( условие) порождение разнообразного личного опыта: опыта переживаний, впечатлений, сенсорного опыта.[1]
Модернизация образования обусловила поиск эффективных путей не просто в обучении школьников английскому языку, но и в организации дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Одной из традиционных и широко используемых форм внеклассной деятельности является работа в кружке или клубе. А целью нашей статьи является возможность познакомиться с другой формой внеклассной деятельности, такой как образовательное событие, которое сможет обеспечить:
расширение предметного содержания;
мотивацию на учебную деятельность;
создание условий для самореализации учащихся и для презентации продуктов их проектной и творческой деятельности;
развитие организаторских способностей через привлечение учащихся к различным формам деятельности;
развитие коммуникативных навыков через работу в разновозрастных группах;
воспитание уважительного отношения к традициям.
Мы решили разработать и в дальнейшем провести День английского языка.
Подготовительная работа (Этап 1) на нее отводится в среднем 2 недели.
Во-первых, следует очертить круг содержательных вопросов, на которые дети хотят получить ответы, например:
- почему в США и Канаде отмечается праздник День благодарения;
- почему различаются даты празднования в этих странах ;
- чем различаются традиции празднования.
Во-вторых, требуется подготовить оформление школы в тематике образовательного события.[5]
Необходимо:
- разработать урок английского языка для всех параллелей классов;
- разработать «английский минимум» для учителей предметников, библиотекаря, работников столовой, персонала, не владеющих языком;
- подготовить тематическую слайдовую презентацию;
- подготовить национальное меню;
- обеспечить музыкальное сопровождение образовательного события в национальном ключе;
- организовать праздничный концерт на английском языке с участием, как учащихся, так и учителей школы;
- разработать тематическую викторину для получения пригласительного билета на праздничный концерт в качестве зрителя;
Этап 2. Собственно образовательное событие
В назначенный день украсить школу флагами и географическими картами США и Канады,постерами с видами этих стран, изготовленные ребятами и их родителями. В вестибюле разместить фото или рисунки семей за празднованием этого дня. Таблички на учебных кабинетах, лабораториях, актовом и спортивном залах, в библиотеке, на двери кабинетов директора, завучей, медицинского работника – также на английском языке, на него же перевести правила поведения в школе, выставленные в фойе.
Первым уроком во всех без исключения классах провести урок английского. Старшие ученики проводят в младших классах занимательные лекции и презентации. Урок в каждом классе завершить викториной. Те, кто лучше всех ответит на вопросы викторины, получат приглашение на концерт (по 3 человека из класса). А на переменах звучат песни на английском языке.
В течение всего Дня звучит английская речь. Всем педагогам постараться выучить английскую классную лексику: на английском языке учителя химии, биологии, математики, начальных классов, рисования, физкультуры, истории должны здороваться с учениками, просить открыть учебники, вызывать к доске.
Таким образом, в образовательном событии сможет участвовать вся школа: ученики от мала до велика, их родители, педагоги и даже члены семей педагогов. Изучать предмет можно в индивидуальном порядке или группами , а после делиться друг с другом полученными знаниями.
День английского языка можно завершить большим праздничным концертом. Ребята в нарядных национальных костюмах подготовят танец, зрителям можно предложить постановки сцен из «Ромео и Джульетты», исполненные на английском языке. На концерте можно услышать стихи, песни – и это все тоже на английском. Свои творческие способности смогут продемонстрировать не только ученики, но и педагоги.
Этап 3. Рефлексия
Учебные занятия проводятся согласно расписанию. В конце уроков день можно закончить единомоментной рефлексией. И учащимся и педагогам предложить выразить свое отношение к событию жетонами двух цветов (да, нет). Вопросы могут быть следующие:
- Понравилось?
- Не понравилось?
- Стоит ли проводить такие мероприятия?
Полученные результаты позволят утвердить, что:
- состоялось ли событие;
- была ли достигнута цель;
- прошёл ли день в едином образовательном пространстве.
В конце можно будет удостовериться подтвердит ли свое право на существование технология организации образовательного события.
В заключение отметим, что такое образовательное событие станет возможным лишь благодаря желанию искать и находить новые формы работы, инициативе и творческой мысли, благодаря сотрудничеству и содружеству педагогов, учащихся и их родителей.
Можно предположить, что образовательные события в нашей школе смогут
дать гарантию в получении новых знаний, не предусмотренных программой;
будет приобретен опыт совместной деятельности учащихся и педагогов;
это прекрасный способ мотивации для развития познавательного интереса;
ребенок получает навыки осознанного выбора, партнерских отношений, межличностных коммуникаций;
ребенок учится самовыражению, самоопределению, самореализации и рефлексии;
каждый ребенок включён в деятельность, которая имеет культурологическое содержание и которая ему по душе.
И, наконец, образовательные события способствуют воспитанию уважительного отношения к истории страны и культурным традициям.
Таким образом, образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную интеллектуальную жизнь.
Список литературы.
- Аверков М.С., Ермаков С.В., Попов А.А. Событие как единица образовательного
проектирования [электронный ресурс]. -
http://opencu.ru/dcs/spaw2/uploads/files/eventop.pdf . - (05.05.2012)
- Ковалёва Т.М., Жилина М.Ю. Среда и событие: к дидактике тьюторского сопровождения // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. Под редакцией Н.Б. Крыловой и М.Ю. Жилиной // Новые ценности образований. – 2010. -№ 1 (43). – С. 94-101
- Рожков, М.И., Сапожникова, Т.Н. Социально-педагогическое сопровождение
жизненных событий старшеклассников как фактор их экзистенциального выбора
[Текст] / М.И.Рожков, Т.Н. Сапожникова // Ярославский педагогический вестник. –
2010. – №1. – С. 7-12.
- Шевелева А. И., Кобзева Л. В., Клымчук Е. А. Образовательные события как практика понимания и принятия [электронный ресурс]. http://www.thetutor.ru/open/article12.html . (10.05.2012)
- Штемлер И.П. День Благодарения. История одной судьбы. Книга 2. К звездам./ Лимбус Пресс, 2003 г.-с. 12-24.
- Эльконин Б.Д. Психология развития [электронный ресурс]. - http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm . – (2.04.2012)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья на тему " Образовательное событие как форма совместной познавательной и творческой деятельности"
выступление на V ежегодной научно-практической конференции педагогов МО "Урицк" " Учитель и современность : событийная педа...
Учебно-методический материал -статья на тему "Образовательное событие как форма познавательной деятельности"
Учебно-методический материал -статья на тему "Образовательное событие как форма познавательной деятельности"...
Образовательное событие как форма познавательной деятельности
Учебно-методический материал -статья на тему "Образовательное событие как форма познавательной деятельности"...
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме: “Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности на уроке. Виды работ над ошибками на уроке русского языка”.
Одним из возможных способов формирования ситуации успеха в учебной деятельности младшего школьника является такая организация работы учителя, в которой создаются благоприятные условия для вк...
Создание ситуации совместной, продуктивной и творческой деятельности через игровую деятельность.
Статья о создании ситуации совместной продуктивной и творческой деятельности на уроке....
Статья на тему: "Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке".
Игра как эффективная форма активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке....
Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»
В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....