Система работы учителя начальных классов
методическая разработка (2 класс) на тему
Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только успехами в учёбе. Моё убеждение, что ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Об этом я и хочу рассказать подробнее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_pedagogicheskoy_deyatelnosti.zip | 69.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагогической деятельности
«Индивидуальное развитие личности ребёнка, его способности, мотивация учения и учебной деятельности»
Разрешите представиться: меня зовут Мершарипова Зоя Алексеевна. Всю свою сознательную жизнь я посвящаю работе и общению с детьми. Искренне считаю, что это у меня неплохо получается.
В августе этого года мой педагогический стаж составит 28 лет. Работаю в образовании с 1988 года. По итогам предыдущей аттестации 2015 года имею высшую квалификационную категорию.
Я всегда испытывала потребность так организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребёнок и родители не определяли ценность личности только успехами в учёбе. Моё убеждение, что ребёнок – главная ценность общества, выше которой ничего быть не может. Независимо от пола, внешности, здоровья, ума, манер, характера, способностей, он, как сказано в Библии, «запертый сад, заключенный колодезь, запечатанный источник». В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который должен обязательно реализоваться. И мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать ему свою самоценность независимо от конкретных успехов в учебной деятельности в данный кратковременный момент. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.
Особенности обучения в современной школе во многом определяются все нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением рабочих программ. Безусловно, подобные условия обучения предъявляют организму младшего школьника самые высокие требования. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот нелёгкий путь без ущерба для своего здоровья, не утратив интереса к учёбе, не потеряв веру в себя, в свои силы.
В последние годы отмечается значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. В период адаптации с первоклассниками, совместно с психологом школы Егоровой С.А., были проведены мониторинговые исследования по оценке готовности к обучению в школе. Данная диагностика включает в себя психологическую и физическую готовность. Проведённое исследование позволило сделать следующий вывод о готовности моих 1-ов к обучению в школе:
Всего обследовано 30 чел.
- «Высокая возрастная норма» - 5 чел.
- «Стабильная середина» - 10 чел.
- «Группа риска» - 10 чел.
- «Группа беда» (неготовность к школе) – 5 чел.
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
Исследовав социальный статус семей, я выяснила, что 16% родителей имеют среднее образование, 66% - среднее специальное и только 18% имеют высшее образование. Я считаю, что низкая мотивация самих родителей является одним из главных факторов низкой учебной мотивации детей.
Причины таких результатов многозначны. Решать проблемы, связанные с ними одним махом невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя.
Среди детей, поступающих в 1 класс, здоровы полностью, лишь немногие.
2010- 2011 уч. год (34 чел) | 2014-2015 уч. год (32 чел) | |
Полностью здоровы | 3 чел. | 3 чел. |
Имеют дефект речи | 15 чел. | 17 чел. |
Отправлены на ПМПК | 3 чел. | 4 чел. |
Имеют хронические заболевания | 10 чел. | 8 чел. |
Часто болеющие дети | 5 чел. | 5 чел. |
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
Поэтому в основе моей работы действует такой принцип: помочь каждому ребёнку проявить и развить свою индивидуальность, как на уроке, так и в жизни. Как решить данные проблемы? Как сформировать самостоятельную учебную деятельность обучающихся? Как научить детей учиться? Как приучить заботиться о своём здоровье? Определив проблемное поле, я стала работать над методической темой «Индивидуальное развитие личности ребёнка, его способности, мотивация учения и учебной деятельности». Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь, к самостоятельному поиску информации и решению задач. Для развития индивидуальности каждого ученика необходимы стимулы для роста, развитие нравственных качеств, развитие самостоятельности.
Целью моей педагогической деятельности является формирование самостоятельности младших школьников и развитие творческих способностей, повышение качества знаний учащихся, создание детского коллектива со своими традициями и развитие личности каждого ребёнка.
Для реализации цели решаю следующие педагогические задачи:
- Формировать основы умения учиться, создать условия для индивидуального развития и самореализации каждого ученика.
- Совершенствовать организацию учебно-воспитательного процесса через внедрение современных педагогических технологий.
- Воспитывать гражданственность, культуру общения, целеустремленность, толерантность.
- Создавать для обучающихся ситуацию успеха
Были намечены основные этапы по реализации задач:
- Первый этап – 2010 – 2011 г.г.:
Изучение литературы по теме исследования, анализ диагностик.
- Второй этап – 2011-2013 г.г. – практический:
2011-2012 – определение системы мероприятий, направленных на решение поставленных задач;
2012 – 2013 – разработка и создание базы дидактических и методических материалов, корректировка используемых методик.
- Третий этап – 2014 – 2015г.г.:
Обобщение и систематизация результатов педагогической деятельности, представление результатов на МО учителей начальных классов. (презентация) ССЫЛКА
В процессе работы над темой решению поставленных задач способствовало применение педагогических технологий:
- Технология исследовательской деятельности.
- Технология уровневой дифференциации.
- Использование ИКТ.
- Технология «Портфолио»
3.3 Технологии, используемые в учебно-воспитательном процессе и результаты их применения
Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что мне нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов принадлежит, как я считаю, сегодня исследовательской деятельности. С 2011 года я начала заниматься проектно-исследовательской деятельностью со своими обучающимися. Свою работу по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников я осуществляю на предметных уроках и во внеурочной деятельности с 1 класса. Данную технологию я использую, в первую очередь, для повышения качества обучения и с целью заинтересовать и вовлечь каждого ребёнка в процесс получения знаний.
Работу осуществляю поэтапно:
1) знакомлю учащихся с теоретическими понятиями проектно-исследовательской деятельности. (Проблема, тема, цель, гипотеза, организация исследования, защита).
2) осуществляю коллективные проектные исследования по различным темам. Например, на уроке окружающего мира, я подвожу учащихся к теме проектного исследования «Чайный гриб – чудо в трёхлитровой банке». Ставлю цель: организовать поиск сведений, связанных с появлением чайного гриба в России. Учащиеся определяют задачи проектного исследования: найти информацию о чайном грибе; узнать о его целебных свойствах,провести наблюдения и эксперименты по определению эффективных условий выращивания чайного гриба.
3) продолжаю работу по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин.
4) осуществляю самостоятельное, долговременное исследование. (Учащиеся предлагают проблему, самостоятельно ищут информацию, выделяют главное, формулируют определения, ставят простейшие опыты, опросы, анкетирование).
5) на уроках компьютерной грамоты учащиеся учатся оформлять результаты своей проектно-исследовательской деятельности при помощи Microsoft Word (создание таблиц, списков) Microsoft Excel, презентаций Power Point.
6)ищут информацию в сети Интернет.
Результаты своей работы я отслеживаю на:
- выступлениях, как правило, перед своими одноклассниками, учащимися параллельных классов, заинтересованных данной темой; ссылка
- школьной конференции исследовательских работ младших школьников «Первые пробы»; ссылка
- городской исследовательской конференции «Первые шаги»; ссылка
Мои ученики работают над исследованиями из различных областей знаний. В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Мы учились и учили друг друга. Работая над проектом «Покормите птиц зимой», ребята с большим интересом делали кормушки для пернатых друзей, наблюдали за ними, кормили их. Исследовали, какие птицы живут в окрестностях нашей школы. Нашли много интересного материала об этих птицах. Ежегодно в акции «Кормушка» принимают участие 90 % обучающихся класса. ссылка
Проект – исследование «Пословица – всем делам помощница» приобщил детей к русскому фольклору. Ребята узнали много пословиц от пожилых людей. И бабушки, и дети были рады общению. Проект-исследование «Лекарство под ногами» завёл «юных исследователей» в глубокую древность, где ребята искали появления в жизни человека «лекарственных трав». К этому исследованию были привлечены бабушки и даже прабабушки моих обучающихся. Результатом проектов «Подвижные игры» и «Красивая осанка – залог здоровья» стали беседы с медработниками, выставки рисунков, исследования факторов, влияющих на осанку, влияния осанки на здоровье детей, опросы учеников и родителей, интересные перемены. Итогом этого проекта стало выступление и защита проекта «Сколько весит здоровье?» Ромашкиным Максимом на школьной НПК. Очень нравится ребятам проводить различные опыты и эксперименты. Проект «Вода в природе» помог не только узнать о свойствах и превращениях воды, но и научил бережному отношению к воде. На уроках окружающего мира исследовали свойства воздуха, соли.
Интересным оказался для ребят проект – исследование «Почему люди плачут?». Работу над исследованием начали 2 человека, а в процессе присоединились ещё 7 ребят. Данная тема заинтересовала и родителей, которые внесли свою лепту в разработку проекта.
Благодаря использованию технологии исследовательской деятельности в образовательной и воспитательной области повышается вероятность творческого развития учащихся, что делает теорию более интересной, развивает активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности, укрепляет чувство социальной ответственности, а на занятиях дети испытывают истинную радость. Рады они и тогда, когда выступают перед своими товарищами с интересными проектами и занимают призовые места.
Участие обучающихся моего класса в научно-практических конференциях со своими проектами-исследованиями:
Мероприятие | Уровень | Количество участников | Результат |
Х Общешкольная научно-практическая конференция «Первые шаги» | Школьный | 3 чел. Шевченко Д. Телегина В. Ромашкин М. | Грамота за 1 место Грамота за 3 место |
Городская научно-практическая конференция | Городской | 2 чел. Телегина В. Шевченко Д. | 2 сертификата за участие |
Научно-практическая конференция «День науки в начальной школе» | Городской | 2 чел. Шевченко Д. Лазаренко А. | Диплом за 3 место в секции «Юный изобретатель» |
Неделя экологии Защита проекта – исследования «Лекарство под ногами» | Областной | Весь класс | Грамота за участие |
ХI Общешкольная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку - 2014» | Школьный | 2 чел. Шевченко Д. Телегина В. | Диплом за 1 место, Диплом за 3 место |
Исследовательский проект «Ребятам о зверятах» | Областной | Команда (10 чел) | Грамота АОЭБЦ |
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
Документальное подтверждение см. в Приложении
Таким образом, я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс каждой школы нашего города – это даёт свои результаты.
Известно, что любой класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Я считаю, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Решить проблему обучения учащихся с различным уровнем подготовки мне позволяет технология уровневой дифференциации, которая предполагает, что любое новое знание должно опираться на субъективный опыт ученика, на его склонности, интересы, ценности.
По результатам диагностирования класс делю по уровням:
1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа - учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа - учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Состав групп позволяет мне адаптировать содержание учебных программ к возможностям конкретных учащихся, помогает разработать педагогическую технологию, ориентированную на “зону ближайшего развитии” каждого школьника, что в свою очередь, создает благоприятные условия для развития личности учащихся, формирования положительной мотивации учения, адекватности самооценки.
Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой. Система работы учителя по этой технологии включает в себя различные ступени:
- Выявление отставаний в ЗУН;
- Ликвидацию их пробелов;
- Устранение причин неуспеваемости;
- Формирование интереса и мотивация к учебе;
- Дифференцирование (по степени трудности) учебных задач и оценок деятельности ученика
Технология уровневой дифференциации способствует успешному выполнению каждым ребёнком задания, которое соответствует уровню развития учебно-познавательных способностей на данном этапе. Учебный процесс строю с опорой на знания учащихся, что позволяет детям закрепить знаниевый уровень и продолжить пополнение знаний в учебной деятельности. На уроках и в домашнем задании учащимся предлагаю карточки с разноуровневыми заданиями, карточки-помощники, разноуровневые тесты, дифференцированные задания. Данная технология позволяет направить учебный процесс на личностное становление каждого ученика. У детей формируется адекватная самооценка. Со второго полугодия третьего класса я нередко предлагаю хорошо успевающим ученикам на отдельных этапах урока заменять меня, взять на себя роль учителя. Такой прием приучает ребят к самостоятельности, воспитывает у них смелость, умение определять свои действия в различных ситуациях. Он способствует в дальнейшем также организации групповой и парной работы. Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания. Использование данной технологии способствует повышению мотивации учащихся к изучению школьных предметов, развитию личности школьника и его познавательных способностей, что в свою очередь позволяет мне достигать желаемых результатов в обучении. Приведу примеры фрагментов уроков:
Русский язык
В качестве примера приведем работу проверки домашнего задания по теме: “Глагол”.
Данная работа составлена исходя из основных требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся IV классов.
1-й уровень
Дана схема предложения. Составить три предложения к данной схеме (работа творческого характера).
2-й уровень
1. Даны три предложения. Выбери предложение, которое соответствует предложенной схеме.
2. Разбери глагол, как часть речи (алгоритм отсутствует).
3-й уровень
Дано предложение.
1. Разбери предложение по членам предложения, по частям речи.
2. Разбери глагол по схеме (по алгоритму)
Математика
Исходя их общих требований по курсу математики, мы предлагаем работу, при текущей проверке усвоения пройденного материала, по темам: “Решение задач на движение. Решение примеров на порядок действий. Решение задач на нахождение площади и периметра прямоугольника” (IV класс)
Задание №1
3-й уровень
Реши задачу: “Два поезда идут навстречу друг другу со станций, расстояние между которыми 485 км. Первый вышел раньше на 2 ч и движется со скоростью 53км/ч. Через 3ч после выхода второго поезда они встретились. Какова скорость второго поезда?”
2-й уровень
Составь обратную задачу
1-й уровень
Измени условие задачи так, чтобы она решалась меньшим количеством действий.
Задание №2.
3-й уровень
Найди значение выражения:
7800-(398+507*6)=
2-й уровень
Измени одно из чисел так, чтобы значение выражения было бы записано четырехзначным числом.
3-й уровень
Измени порядок действий так, чтобы значение выражения изменилось.
Задание №3
1-й уровень
Реши задачу: “Площадь прямоугольника равна 36см2. Ширина прямоугольника 4см. Чему равен периметр прямоугольника?”
2-й уровень
Реши задачу: “Площадь прямоугольника 32см2. Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем его длина?”
3-й уровень
Реши задачу: “Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см2. Определи его длину и ширину”
Мир вокруг нас
Предлагаем разноуровневое задание при изучении нового материала и учете знаний на уроке, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)
1-й уровень
Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
2-й уровень
Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
3-й уровень
Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
Подводя итог выше сказанному, подчеркну, что обучающиеся:
- с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней;
- стали ощущать себя успешными и уверенными; возросла степень их психологического комфорта на уроках;
- дифференцированное (разноуровневое) обучение позволило организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, обеспечило усвоение всеми учениками содержания образования.
Считаю, что позитивная динамика качества знаний моих обучающихся объясняется применением технологии уровневой дифференциации.
| 2010 – 2011 1класс | 2011- 2012 2 класс | 2012-2013 3 класс | 2013-2014 4 класс | 2014-2015 1 класс |
% успеваемости | Безотметочное оценивание | 100% | 100 % | 100% | Безотметочное оценивание |
% качества | 47% | 51, 6% | 54, 3% |
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
Результаты учебной деятельности по предметам за 2011-2014 г.г.
Предметы | Итоговые оценки | ||||||||
2011-2012 (2 класс) | 2012-2013 (3 класс) | 2013-2014 (4 класс) | |||||||
Усп | Кач | Ср. б | Усп | Кач | Ср. б | Усп | Кач | Ср. б | |
Русский язык | 100 | 47 | 3, 2 | 100 | 51, 6 | 3, 8 | 100 | 54, 3 | 3, 9 |
Математика | 100 | 50 | 3, 7 | 100 | 53, 2 | 3, 8 | 100 | 57, 9 | 4 |
Литературное чтение | 100 | 60 | 4 | 100 | 64, 5 | 4, 1 | 100 | 69, 7 | 4, 3 |
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
Из таблицы видно, что успеваемость обучающихся составляет 100%, качество знаний повысилось с 47% до 69, 7%, средний балл увеличился с 3,2 до 4,3
Динамика учебных показателей свидетельствует о снижении количества «троечников» в общем составе обучающихся, что обусловлено системной работой с обучающимися с низким уровнем мотивации в рамках часов коррекции, внеурочной деятельности по предметам и при осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода на уроках. индивидуальной (русский язык, математика, чтение).
Задача современного педагога и моя лично: не преподносить ученику готовые знания на «блюдце с голубой каёмочкой», а организовывать самостоятельный познавательный процесс через технологию компетентностно-ориентированного обучения в урочной и внеурочной деятельности.
Огромную положительную роль в современной образовательной системе играет использование информационно-коммуникационной технологии. Широкое применение информационных компьютерных технологий в нашей школе существенно улучшает положительную динамику в обучении детей, их качественную составляющую. Конечно же, происходит это при условии грамотного использования компьютерных и мультимедийных ресурсов.
В моей практике уже сформировались основные направления применения ИКТ:
• подготовка дидактического материала для учебно – воспитательного процесса (печатные материалы, электронные книги, обучающие аудио и видео материалы, собственные презентации к урокам и уроки с применением интерактивной доски);
• создание собственных страниц на образовательных сайтах для общения с коллегами, родителями и учащимися;
• ведение электронного журнала, документации учителя и классного руководителя;
• «портфолио» учителя и ученика даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и классного коллектива в частности, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях;
• участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах учителя и учеников;
• электронная почта;
• изучение основ информатики и вычислительной техники;
• составление отчётов, графиков, диаграмм;
• тестирование по предметам, проверка техники чтения;
• поиск и использование информации из Интернета для подготовки уроков, проектно-исследовательских работ, практических работ по окружающему миру, для внеклассной и воспитательной работы;
• проведение родительских собраний и лекториев;
• воспитательные события и социальные проекты;
• тренажёры по предметам, тестирования;
• развивающие игры по предметам;
Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.
Практика использования ИКТ даёт возможность утверждать, что уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью ИКТ. Использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к учёбе.
В своей работе я постоянно использую презентации на уроках окружающего мира, русского языка, обучения грамоте. По ФГОС предусмотрена работа учащихся на компьютере совместно с родителями для поиска информации в Интернете. Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.
На уроках технологии использование презентации – инструкционной карты по изготовлению того или иного изделия – просто находка. Это облегчает работу и учителю, и детям. Ребята с большим интересом смотрели презентации на темы «Золотые узоры Хохломы», «О народных умельцах», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись».
Разнообразие цветовой палитры, анимационные эффекты – всё это позволяет значительное время удерживать произвольное внимание учащихся младших классов; минимизация необходимости использования мела на доске ускоряет процесс подачи информации. Значение использования презентаций на уроках в начальной школе трудно переоценить.
Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе и особенно на входе в неё, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного усвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.
Благодаря этим условиям мои обучающиеся умеют сами создавать презентации, что реализуют при подготовке домашних заданий, участвуют в исследовательской деятельности.
Уроки провожу с использованием ИКТ в своём кабинете. Дети остаются в привычной для них обстановке, когда окружающая среда знакома и соответствует их возрастным и физиологическим особенностям. Компьютер в этом случае не рассматривается как объект изучения, а становится современным средством обучения математике, русскому языку, окружающему миру и другим школьным предметам.
В следующей таблице представлены отдельные работы, которые подготовили ребята для представления на разных уроках.
№ п/п | Автор | Название работы | Аннотация |
1 | Лазаренко Алина | Мир в состоянии войны | Работа выполнена ученицей 4 класса. Проект содержит обширный видеоматериал из истории семьи девочки. |
2 | Колотова Анастасия | Блокада Ленинграда | Работа выполнена ученицей 3 класса. В результате исследований ученица обнаружила интересные факты из жизни блокадного Ленинграда. |
3 | Рябов Илья | Членистоногие | Работа выполнена учеником 3 класса. В результате исследования учащийся подробно рассказал об интересных фактах из жизни членистоногих, провел классификацию. |
4 | Косицын Роман | Еще одна тайна острова Пасхи | Работа выполнена учеником 4 класса. В результате работы обучающийся представил исследование острова Пасхи. В презентации представлены мало известные факты. |
5 | Телегина Валерия, Петрунина Мария | Береза – символ России | Работа выполнена ученицами 4 класса. Они провели исследование о таком известном дереве. В качестве результата работы представлена защита в виде презентации, где представлено много интересного. |
6 | Шевченко Данила | Такой известный неизвестный Драгунский | Работа выполнена ученицей 4 класса. Она изучила жизнь писателя и описала их в своей работе. В работе представлены творческие задания: викторина, кроссворд и т.д. |
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
В настоящее время в учебном процессе мною систематически используется работа на интерактивной доске. Я считаю, что интерактивная доска – лучшее, что существует из технических средств обучения для взаимодействия учителя с классом. В ней объединяется проекционная технология с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, но и позволяет управлять процессом презентации, вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материал для дальнейшего редактирования. Дети быстро привыкают к интерактивной доске, работать на ней увлекательно и легко. Интерактивная доска позволяет мне, как учителю, воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером, я имею возможность быстро и наглядно показать тот или иной приём работы. На уроках в начальной школе большое место отводится игре, так как игровая деятельность является ведущей для детей 6-8 лет. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми эффектами и видеоэффектами. Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень.
В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными. Ребята начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала. Ребята начинают работать более творчески. Интерактивная доска на уроке – это отличный способ сосредоточить и удержать внимание ребят. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики лучше усваивают материал.
Использование ИКТ позволяет учителю: повысить мотивацию обучающихся к изучаемому предмету, усилить индивидуализацию процесса обучения, эффективно сочетать контроль и самоконтроль учебной деятельности, снизить затраты времени для организации различных видов деятельности и осуществлять учет индивидуальных особенностей обучающихся (темп, степень тревожности, уровень внимания и т.д.).
Во внеурочной деятельности владение ИКТ позволяет мне эффективно организовать участие младшего школьника в дистанционных мероприятиях различного уровня.
Результаты участия моих учеников в дистанционных мероприятиях представлены в таблице.
Название мероприятия | Уровень | Количество участников | Результат | |
участие | призёры | |||
2010-2011 учебный год (1 класс) | ||||
Предметный мир сказок Г.Х Андерсена | Всероссийский | 6 | 2 сертификата | 1 Диплом 1 место 3 Диплома 2 место |
Прогулка со Снеговиком | Всероссийский | 7 | 7 сертификатов | |
День Математики в сказочной стране | Всероссийский | 5 | 4 сертификата | Диплом 3 место |
Наши пернатые друзья | Всероссийский | 3 | 3 сертификата | |
2011-2012 учебный год (2 класс) | ||||
Интеллектуальные зимние игры | Всероссийский | 3 | 1 сертификат за участие | 1 место
|
Русский медвежонок | Всероссийский | 7 | 1 сертификат за участие | 1 место-1 ч 2 место- 3 ч 3 место-1 ч 4 место-1 ч |
Викторина «Урок математики в лесной школе» | Всероссийский | 3 | 3 сертификата | |
Животный мир: самые-самые | Всероссийский | 2 | 2 сертификата | |
Творческие заморочки | Всероссийский | 1 | сертификат | |
Русский играючи | Всероссийский | 1 | Диплом 3 место | |
По дорогам сказочной страны | Всероссийский | 2 | 1 сертификат | Диплом 3 место |
Математические ловушки весёлого Карандаша | Всероссийский | 4 | 4 Диплома за 1 место | |
Юные следопыты | Всероссийский | 4 | 4 сертификата | |
Поиграем в города | Всероссийский | 4 | 4 сертификата | |
Родное слово | Всероссийский | 7 | 3 место- 2 ч | |
2012-2013 учебный год (3 класс) | ||||
Конкурс по естествознанию «Это знают все» | Всероссийский | 9 | 7 Дипломов II степени, 1 Диплом III степени | |
Интеллектуальный конкурс «Классики – 2012-2013» «Школа юных волшебников» | Всероссийский | 2 | Сертификаты за участие | |
Родное слово | Всероссийский | 10 | 2 Диплома III степени 1 Диплом IIстепени | |
Дистанционный конкурс творческих работ «В мире фантазий» | Всероссийский | 2 | Сертификат за участие | Грамота за 1 место |
Русский медвежонок | Всероссийский | 13 | ||
Дистанционная викторина по математике «Васины задачки» | Всероссийский | 2 | Дипломы победителей за 3 место, за 2 место | |
2013-2014 учебный год (4 класс) | ||||
Международный дистанционный конкурс по русскому языку «Новый урок» | Международный | 3 | 2 Диплома 1 степени 1 Диплом 2 степени | |
Блиц-турнир «Всезнайки» | Всероссийский | 7 | 2 Диплома победителя за 1 место | |
2014-2015 учебный год | ||||
Дистанционная олимпиада по математике | Международный проект | 2 | 2 диплома Iстепени | |
Викторина «Чудесный день 8 марта» | Международный проект | 3 | 3 диплома I степени | |
Природа и человек | Всероссийский | 6 | Результатов ещё нет |
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
(см. Приложение)
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование педагогической технологии "Портфолио обучающихся". У каждого ребенка должна быть своя ситуация успеха. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
На мой взгляд, данная технология является эффективным средством и для плодотворной совместной работы учеников и их родителей. Перед тем как внедрить технологию "Портфолио" в практику своей работы провела родительское собрание на тему "Портфолио ученика начальной школы". Цель данного собрания - способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей. Родительское собрание проводила в интерактивной форме с мультимедийным сопровождением. Родители моих учеников с пониманием отнеслись к внедрению новой педагогической технологии. Было решено использовать «Портфель личных достижений», форма которого определена школьным Положением «О портфолио ученика начальной школы ФГОС
Согласно Положению, рассматриваю портфолио и как систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию и как коллекцию работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
Дети формируют свое портфолио под руководством учителя и родителей.
Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Работу ребенка надо строить таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. В начальной школе дети с удовольствием заполняют странички портфолио, выполняют упражнения, тесты и практические задания, собирают грамоты, дипломы, сертификаты и фотографии.
Педагоги основной школы отмечают у моих обучающихся хорошо сформированный навык самопрезентации, публичных выступлений, умения систематизировать документальное подтверждение своих успехов и достижений.
Процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее. Использование данной технологии помогло мне расширить работу с каждым учащимся в классе, сосредоточить на нем внимание, развить межличностные отношения с ним. Помогло выявить творческий потенциал учащихся. Уверена, что использование технологии «Портфолио» формирует готовность к самостоятельному познанию; развивает мотивацию дальнейшего творческого роста; способствует повышению качества образования в начальной школе.
Диагностические исследования, проведённые педагогом-психологом школы, свидетельствуют о снижении уровня тревожности перед публичными выступлениями, уверенности в своих успехах, повышение самооценки, совершенствовании навыков саморефлексии.
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
И как итог выше сказанному представляю таблицу участия обучающихся моего класса со своими «портфолио» в различных мероприятиях:
Участник | Где представлял? | Итог | Сроки |
Телегина Валерия | МОБУ СОШ №15, Конкурс на лучшее портфолио ученика начальнрй школы | Диплом, 1 место | 2012-2013 |
Колотова Анастасия | МОБУ СОШ 15, родительское собрание | Выступление | 2011-2012 |
Прошкина Анастасия | МОБУ СОШ №15, МО учителей начальной школы | Презентация | 2012-2013 |
Отряд «ЮИД» | Городской конкурс портфолио отрядов «ЮИД» | Грамота, 3 место | 2011-2012 |
Шевченко Данила | Участие в конкурсе электронных портфолио | 2013-2014 |
Директор МОБУ СОШ №15 г. Благовещенска ________________ О.П.Мандзюк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов
Обобщение опыта, анализ и система работы учителя начальных классов МБОУ «Старорузская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»...
Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.
Как развивать технику чтения ....
Система работы учителя начальных классов Хатовой Людмилы Валентиновны по теме «Самоуправление в классном коллективе».
Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети...
Презентация "Система работы учителя начальных классов по привитию читательского интереса ребёнку".
Данная презентация является приложением к выступлению на педагогическом совете. Автор: Пономаренко Л.Н....
Система работы учителя начальных классов Демочко Галины Яковлевны
Данный ресурс представляет систему работы учителя начальных классов....
Описание системы работы учителя начальных классов.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия о...
Система работы учителя начальных классов в условиях личностно-ориентированного образования.
Данная работа является важным компонентом общей системы работы с детьми с нарушением слуха, словарный запас глухих учащихся ограничен, поэтому накопление словаря, его формирования, расширения и уточне...