Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Воспитательная технология КТД в образовательном процессе
методическая разработка на тему
"Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей" В. А. Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 21.8 КБ |
prezentatsiya.ppt | 2.36 МБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная технология КТД в образовательном процессе. (Слайд 1)
В соответствии с Государственными программами воспитания и согласно концепции воспитания, принятой в Лицее, главная задача школы – подготовка детей к жизненному самоопределению. Поэтому (Слайд 2) цель воспитательной деятельности лицея определена следующим образом: воспитание компетентных, физически и нравственно здоровых молодых людей, являющихся гражданами и патриотами своего родного края, своей страны, занимающих активную жизненную позицию.
При таком подходе воспитательный процесс должен быть главным образом направлен не на проведение специальных воспитательных мероприятий, а на вовлечение учеников в практику больших и малых добрых дел, т.е. сами ученики организуются в своей деятельности для осуществления какого-либо важного с их точки зрения и полезного дела. Задача учителя как воспитателя поддерживать инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.
Важное значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет использование новейших педагогических воспитательных технологий, обеспечивающих проявление учащимися собственной позиции, расширяющих их социальный опыт. К таким технологиям мы относим КТД (Слайд 3), которое стимулирует активность учащихся и направлено на их культурное совершенствование. В Лицее сложилась система организации самостоятельной творческой деятельности учащихся, что способствует эффективному решению воспитательных задач.
(Слайд 4) Организаторская, творческая деятельность нашла свое воплощение в разработанной Игорем Петровичем Ивановым системе и методике коллективных творческих дел (КТД).
Это эффективный метод воспитания и развития учащихся, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Оно - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно.
Оно - творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
(Слайд 5) Структура каждого коллективного творческого дела определяется шестью стадиями (основными технологическими этапами) коллективного творчества.
Первая стадия - предварительная работа коллектива.
Вторая стадия – коллективное планирование.
Третья стадия - коллективная подготовка КТД.
Четвертая стадия - проведение КТД.
Пятая стадия - коллективное подведение итогов КТД.
Шестая стадия – осознание результата дела.
(Слайд 6) Я хочу остановиться на одном из КТД «Юный защитник Отечества», которое было реализовано в этом учебном году. Участниками данного мероприятия стали учащиеся 2 – 4 классов. Прошло оно в форме квест – игры (игра, требующая решения задач для дальнейшего участия) по параллелям в течение 3-х дней.
К проведению мероприятия были привлечены классные руководители 2 - 4 классов, учащиеся - волонтёры из старших классов, родители, ВИА Лицея, ходожественный руководитель Осипов Владимир Филларетович.
Цели и задачи мероприятия: воспитание гражданственности, привитие любви к Родине, уважения к Российской армии; развитие чувства командной игры; формирование умений взаимодействия; нравственное и социальное развитие.
На первом этапе работы я нацелила будущих участников на предстоящее мероприятие к 23 февраля.
На следующем этапе при коллективном планировании была выбрана форма мероприятия, распределены поручения, выбрана инициативная группа. Этот этап был интересен тем, что было много предложений (идей), как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.
Подготовка осуществлялась микроколлективами отдельных частей мероприятия. Мальчики каждого класса приготовили представление своей команды. Они выбрали название, речёвку, девиз, сделали эмблемы для участников команды. Девочки готовили музыкально – поэтическую открытку. Родители приобретали призы, грамоты и дипломы к мероприятию. Старшеклассники готовили вступительную часть и разрабатывали маршруты игры. Я, как организатор мероприятия совместно с классными руководителями готовила материал для линейки, маршрутные листы для команд – участниц, инвентарь и наглядный материал. Каждый кабинет был оформлен под станцию игры.
Мероприятие прошло живо и интересно. Все учащиеся с удовольствием проходили испытания и помогали друг другу. Ребята во время игры были весёлыми и активными.
На завершающих этапах были подведены итоги проделанной работы, внесены предложения на будущее. Ребятам было предложено анкетирование. Каждый воспитанник принял участие в размышлении об опыте своих товарищей и своем собственном, в его сравнительном анализе и оценке, в извлечении уроков на будущее.
Такое мероприятие соответствует основным направлением воспитательной работы в Лицее, кроме того, материал был подобран в соответствии с уровнем развития данного коллектива и возрастными особенностями учащихся. Данное мероприятие является частью моей системной работы классного руководителя.
В течение прошло учебного года были проведены следующие КТД: «Осенняя ярмарка», «Букет для мамы», «Весёлые старты», «Фестиваль талантов», театральные спектакли, «70 лет Сталинградской битвы», «100 лет А. И. Покрышкину», фольклорный праздник «Весна пришла», акция добра, «Лента Памяти», «Моя семья в истории Новосибирской области», КТД к праздникам.
Большую часть КТД составляют мероприятия, направленные на патриотическое воспитание. Следует отметить, что при анализе карт воспитанности учащихся начальных классов, данный показатель занимает самую высокую позицию.
В проведении мероприятий в начальной школе большую помощь оказывали: Клушина Н. В., Осипов В. Ф., Степанова Е. Н., Коломеец С. В., Гончарюк Н. Э., старшеклассники – волонтёры.
Технология КТД - это чувство равенства всех участников, совместное творчество взрослых и детей (каждый отдаёт коллективу то, что умеет, чем обладает: один – выдумщик, другой – организатор, третий – просто слушатель), неограниченные возможности для развития творческих способностей, приобретение нового опыта.
Коллективные творческие дела являются основным инструментом формирования социально адаптированной личности.
(Слайд 7) Закончить своё выступление я хочу словами В.А.Сухомлинского, который так оценивал роль коллектива: «Духовный мир коллектива и духовный мир личности формируется благодаря взаимному влиянию. Человек многое черпает в коллективе, но и коллектива нет, если нет многогранного, духовно богатого мира составляющих его людей».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Формирование читательского интереса у учащихся начальной школы.
В статье поднимается проблема нежелания современных детей читать. Автор, используя технологию формирования правильной читательской деятельности, рассказывает как воспитать увлечённого читателя....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Мастер - класс "Исследовательская деятельность"
На МО учителей начальной школы предлагаю провести мастер-класс по исследовательсеой деятельности. Организуя работу в группах, учителя проводят исследовательскую работу над одним словом....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Классный час "Букет для мамы"
Для учащихся начальной школы предлагаю разработку классного часа, целью которого является: воспитание чувства уважения и любви к самому близкому человеку. Одним из этапов занятия является работа в гру...
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 «Рефлексия учащихся на уроках в начальной школе».
Методы, приёмы и способы проведения рефлексии на уроках в начальной школе....
Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 113 Неделя начальной школы
Идеи для проведения Недели начальной школы....