Мастер-класс "Познание начинается с того, что обыденно"
консультация ( класс) на тему

Мухитдинова Луиза Уразаевна

Использование элементов исследования в деятельности младших школьников (февраль 2016г)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

«МАСТЕР-КЛАСС»

«Познание начинается с того, что обыденно» (Использование элементов исследования в деятельности младших школьников)

Работа с аудиторией

-Уважаемые коллеги прошу Вас ответить на вопрос, что означает данное действие, которое вы видите ( рукопожатие)

-Когда мы его можем наблюдать? ( при встрече мужчин, когда встречаются при встрече; достижение в переговорах успеха)

-Где мы можем увидеть данное? ( на улице, на страницах журналов, по телевидению)

- Уважаемые коллеги, кто кт сейчас принял участие в данной работе , приглашаю Вас на участие в мастер-класс. (занимают свои места за рабочим местом -3 человека)

-Вашему вниманию мастер-класс «Почему? Зачем? Как? Отчего? …»

(Использование элементов исследования в деятельности младших школьников)

 Слайд 1  (название Мастер-класса)

«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»

(Использование элементов исследования в деятельности младших школьников)

Мастер

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные  цели  и задачи. Актуальность фразы «Ученик получит возможность научиться» приводит меня к противоречию между традиционной подачей материала  на уроке и требований ФГОС,в котором приоритетным становится использование в образовательном процессе технологий деятельностного типа, посредством развития универсальных учебных действий. Решение этой проблемы, по моему мнению , в одном - в  переходе ученика на более сложный уровень деятельности через исследовательскую деятельность, что ведёт к повышению его интеллектуальных и творческих способностей.

                                                                                                                                         1

Слайд 2 (высказывание)- не озвучивай вслух

«В сфере развития познавательных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению обучающимися основ проектной и исследовательской деятельности» (Фундаментальное ядро содержания общего образования)

«В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной и исследовательской деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию, самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации, и эффективности учебной деятельности»  (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения)

Мастер

Осмыслив фразы, спроектированные на экране, способности не только формируются в деятельности, но в ней и проявляются. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования является включение младших школьников в активную, познавательную, исследовательскую деятельность.

Важно помнить ,что проект и исследование  два разных понятия и отличаются друг от друга выполнением

Слайд 3 (сравнение) не читай

Проектная деятельность

Исследовательская деятельность

  • Исходная проблема;
  • Заранее определённая цель;
  • План предстоящей работы.

По завершении работы над проектом должно быть сделано следующее:

  • Решена исходная проблема (предложен способ её решения);
  • Создан проектный продукт (как одно из средств решения проблемы проекта);
  • Представлен письменный отчёт о ходе работы;
  • Проведена публичная защита проекта
  • Мотивация исследовательской деятельности ( возникновение у учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению);
  • Определение примерной темы работы;
  • Выбор объекта исследования;
  • Постановка цели и задач исследования;
  • Формулировка рабочей гипотезы;
  • Выбор методов проведения исследования;
  • Поиск и изучение литературы по выбранной теме;
  • Планирование и выполнение собственных исследований;
  • Анализ полученных результатов, формулирование вывода

Главное отличие проектной и исследовательской деятельности- в постановке цели. Цель проектной деятельности- реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей.

Слайд 4 ( на экране – человек у станка, природа, телефон, печатная машинка)

Мастер

Прошу посмотреть на экран ( картинки- человек, природа, самолёт)

-Что общего между изображениями на экране? ( система)

-Моя задача мастер-класс продемонстрировать некую систему в обучении младших школьников азам исследовательской деятельности.

Слайд 5 ( на экране –самолёт , птица, снежинка)

-Вернёмся к изображениям: чем отличаются они? ( предназначение, материал, лексическое значение)                                                                                                  

-Что общего между ними? ( перемещаются, скорость)

-Сейчас мы с вами отрабатывали умение классифицировать,  овладеть которым очень важно для маленького исследователя, так как развивает критическое мышление, логику.

                                                                                                                                   

Как показали исследования немецких учёных, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80%- при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем

Слайд 6 ( таблица- усвоение материала) не озвучивай вслух

Усвоение материала на 90%

Система исследовательской деятельности

самостоятельная постановка проблем

  • мотивация исследовательской деятельности (возникновение у учеников вопроса или проблемы, интерес к явлению)
  • определение примерной темы работы;
  • выбор объекта исследования;
  • постановка цели и задач исследования;

выработка возможных вариантов решения проблемы

  • формулировка рабочей гипотезы ;
  • выбор методов проведения исследования;
  • поиск и изучение литературы по выбранной теме;
  • планирование и выполнение собственных исследований

формулировка выводов и прогнозов

  • анализ полученных результатов , формулирование выводов

                                                                                                                                     

                                                                                                                                       

  Мастер:

- И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, и самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%

Сравнивая левую и правую таблицы , понимаем, что такой эффект может дать именно исследовательская деятельность, которая представляет собой некую систему. Рассмотрим основные её элементы.

«Познание начинается с удивления тому, что обыденно»,- говорили ещё древние греки.

Рассмотрим данное

Слайд 7  (развитие умений видеть проблемы)  не говори вслух

1 этап

Развитие умений видеть проблемы

Виды заданий:

  • Посмотри на мир чужими глазами.
  • Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.
  • Составь рассказ, используя данную концовку.
  • Составь рассказ, используя данное начало.
  • Поменяй героев местами.
  • Определи сколько значений у предмета.
  • Назови как можно больше признаков предмета.

1 этап в работе- выявление проблемы.

Проблема краеугольный камень любого исследования. С неё собственно и начинается исследование. Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Одно из самых важных свойств в деле выявление проблемы - способность изменять собственную. Точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.

                                                                                                                                   

Слайд 8 ( выдвижение гипотезы)  не говори вслух

2 этап

Развитие умений выдвигать гипотезы

( уметь предвидеть события, предполагать, используя слова : «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если» , «наверное»).

  • Задания – рассуждения.

Например: « Давайте вместе подумаем, почему у божьей коровки есть пятнышки?»

  • Упражнения на обстоятельства.

-При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?

-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

  • Задания типа «Найди возможную причину события».

     Например : Молоко прокисло

  • Сформулируйте вопрос по ответу

Мастер

Далее – выдвижение гипотезы.

Проблема может быть стара, как мир, но способы её решения и осмысления могут быть самыми разнообразными. На этом этапе важно научиться строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логического рассуждения, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем больше число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

Слайд 9 (анализ полученных результатов), формулирование выводов

3 этап

Анализ полученных результатов, формулирование выводов

                                                                                                                                     

Всё внимание к группе.  Коллегам предложена работа: Взаимосвязь между величинами : скорость, время, расстояние

            ЧИТАЕТ ГОТОВЫЙ ОТВЕТ

Работа, которую мы выполнили , представлена вам в виде кластера

В центре - ПРОБЛЕМА  (сможет ли антилопа догнать  гепарда)

Далее - гипотеза (Предположим, что антилопа догонит гепарда)

Далее – возможные варианты решения

В ходе проведённых вычислений мы пришли к тому, что антилопа не сможет догнать представителя семейства кошачьих, так как так как существенную роль играет скорость, которую развивает каждый представитель животного мира. Величины: скорость, время, расстояние взаимосвязаны между собой. Поэтому выдвинутая ранее гипотеза не подтвердилась.

Происходит формирование универсальных учебных действий:

Личностные:

  1. Смыслообразование  Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  2. Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное).Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
  3. Нравственно-этическая ориентация  Умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций

Познавательные:

  1. Смысловое чтение и работа с информацией. Сформированность умения строить сообщения в устной и письменной форме.
  2. Смысловое чтение и работа с информацией
  3. Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций сформированность умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков

Регулятивные

  1. Целеполагание. Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу
  2. Оценка Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действий на уровне соответствия результата заданным требованиям.
  3. Коррекция Сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

                                                                                                                               

Коммуникативные

  1. Постановка вопроса Сформированность умения формулировать вопрос партнёру по общению.
  2. Разрешение конфликтов сформированность способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Вывод:

Может быть истинное решение в процессе исследования и не будет найдено, но мы , учителя должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат- это формирование УУД и помогает нам исследовательская деятельность. Осталось только выяснить, является ли мой вариант работы с учащимися универсальным? Где бы вы смогли применить его в своей деятельности?

Спасибо.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Слова однокоренные и разные формы одного и того же слова"

Девиз урока: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда....

«Мы в ответе за того, кого приручили» Проектное занятие во внеклассной работе

В предложенной работе исследована проблему бездомных животных в городе Нягань, высказано своё отношение к данной проблеме и предложены конкретные пути её решения....

Памятка для родителей. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение?

Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи. Советы, предложенные в данной Памятке помогут родителям в решении этой трудной задачи....

Презентация "Познание начинается с того, что обыденно"(мастер-класс)

Использование элементов исследования в деятельности младших школьников (февраль 2016г) масте-класс...