Монопроект Я ем для того чтобы жить!
проект по зож по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Починковская средняя общеобразовательная школа
Монопроект
«Я ем для того чтобы жить! »
Автор: учитель начальных классов Кудасова Ольга Александровна
Стаж работы 20 лет, квалификационная категория 1.
Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Починковская средняя общеобразовательная школа.
Автор: учитель начальных классов Кудасова Ольга Александровна стаж работы 20 лет, квалификационная категория 1.
Название УМК «Начальная школа XXI века»
Название вариативного учебника, автор учебника: «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова
Название предметной области: «Естествознание»
Урок – проект (монопроект) «Я ем для того чтобы жить! »
Тема урока: «Еда для здоровья нам дана».
3-а класс
Характеристика класса.
В 3 «А» классе обучается 20 учеников: 10 девочек, 10 мальчиков. Состав класса стабилен. Уровень учебно-познавательных способностей учащихся средний. Общий уровень развития учеников соответствует возрастной норме, у них проявляется интерес к образовательной деятельности, общению, в целом сформированы все необходимые общеучебные умения и навыки. Внимание произвольное. По развитию детей можно разделить на 3 группы. 14 учеников – уравновешенные, любознательные; развиты познавательные процессы, зрительная, слуховая и моторная память. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Они с удовольствием общаются друг с другом. Эти дети с высоким уровнем развития. 4 ученика – дети, у которых преобладание нервных процессов торможения над процессами возбуждения. Они требуют постоянного внимания и контроля со стороны учителя. 2 ученика с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Они нуждаются в особом внимании и индивидуальной помощи. По заявлению родителей с двумя учениками работает школьный психолог. Ребята активны в общественной деятельности, с интересом участвуют в классных и внеклассных мероприятиях. В общении с взрослыми ребята легко идут на контакт, отличаются отзывчивостью. Ученики доброжелательно относятся друг к другу, проявляют интерес к проблемам одноклассников, общаются и вне школы. На основе выборов с учетом способностей и интересов ребят в классе созданы органы самоуправления, ученики участвуют в планировании совместной деятельности, проведении классных дел. Помимо актива (7 человек) в совместной деятельности принимают участие практически все ученики класса, но ряд из них нуждаются в постоянном руководстве, недостаточно проявляют инициативу. Все 20 учеников заняты внеурочной деятельностью и посещают кружки и секции в школе и вне школы, они стремятся показать свои достижения, делятся увлечениями. Родители заинтересованы в успехах своих детей, активно участвуют в классных делах.
Технологическая карта урока
Предметная область: «Естествознание»
УМК «Начальная школа XXI века»
Тип урока: урок – проект (монопроект) «Я ем для того чтобы жить! »
Тема урока: «Еда для здоровья нам дана».
Цель: формирование общекультурных, информационных, учебно-познавательных и коммуникативных компетенций учащихся через их включение в коллективную деятельность.
Задачи:
1. Учебные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучения:
- личностный рост каждого ученика;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности в ходе проекта;
- воспитание лучших качеств личности: трудолюбия, целеустремлённости, терпения;
- проявление ценностного отношения к собственному здоровью.
2. Учебные задачи, направленные на формирование метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи проектной деятельности;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения соединять творческий материал с практической деятельностью;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формирование умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения, распределять роли и функции совместной проектной деятельности.
3. Учебные задачи, направленные на формирование предметных результатов обучения:
- развитие умения сравнивать предметы быта, особенности труда, пищу россиянина в разные исторические эпохи;
- знать о трапезе в разные сезоны и разделении крестьянской трапезы и трапезы богача;
- развитие речи учащихся, их актёрских способностей;
- развитие интереса учащихся к изучению истории и привитие художественного вкуса;
- формирование навыков ведения здорового образа жизни;
- развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения окружающего мира (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве.
Оборудование урока:
- Ноутбук (5шт), проектор, интерактивная доска.
- Инструкционные карты, листы самооценки.
- Презентации.
- Источники информации (учебники, научно-популярная литература, статьи из сети Интернет).
- Дополнительный наглядный материал.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ п /п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент. Эмоциональное начало урока. | Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. Мотивирует учащихся на работу. - Начнем работу с улыбки. - Ребята, а у вас есть мечта? А что может помешать вам, реализовать свою мечту? -Мечтайте, обязательно мечтайте! Помните, чудеса случаются, а мечты сбываются! | Приветствуют учителя. Осуществляют самооценку готовности к уроку. Слушают и принимают участие в диалоге. | Личностные: - выражение положительного отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность Коммуникативные: - формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками |
2 | Актуализация знаний. 2.1. Актуализация знаний, достаточных для построения новых знаний. 2.2.Выход на тему проекта в сотворчестве с учащимися через организацию побуждающего диалога, основанного на предположении детей. | Задает вопросы, побуждая к диалогу. Проводит тест. Что для вас, ребята, является ценностью? Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. И ценится оно настолько дорого, что его не купишь ни за какие деньги. Это дар, который можно утратить, а можно и сохранить. Давайте проведем тест и узнаем, как вы относитесь к своему здоровью. Раскройте ладонь и растопырьте пальцы. Если согласны с первым ответом - то пальцы остаются раскрытыми, а если вам больше подходит второй ответ – загибайте любой палец. 1Как часто вы посещаете стоматолога? (1 -1 раз в год, 2 – когда зубы заболят) 2Каким вы чаще бываете? (1 – улыбчивым и веселым, 2 – грустным и раздражительным) 3Как часто вы «общаетесь» с компьютером? (1 – 1раз в день, 2 – полдня) 4Какой перерыв вы делаете между приемами пищи? (1 – 3 – 4 часа, 2 – 1 – 2 часа) 5Какое блюдо вы охотнее съедите? (1- рыбу с овощами, 2 – бутерброд с колбасой) Посмотрите на руку, если у вас все пальцы или почти все сжаты в кулак, то ваше самочувствие под угрозой. Те, у кого все или почти все пальцы разжаты – поднимите руки и помашите нам. Ваши здоровые привычки и навыки помогут вам справиться с любыми нагрузками и стрессами. Сравните результаты и сформулируйте вывод. Просит послушать песню и выдвинуть предположения о теме урока. Послушайте песню и выскажите предположения о теме урока. Человеку на всю жизнь дается только один организм, и многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. - Песня, которая прозвучала, поможет нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока в проекте « Я ем для того чтобы жить», над которым мы работаем - «Еда для здоровья нам дана». | Слушают и принимают участие в диалоге. Выполняют задания теста. Сравнивают результаты по заданным критериям. Анализируют, формулируют выводы. Группа учеников исполняет песню «Так уж получилось» Слушают. Строят предположения. Отвечают на вопросы. | Личностные: - мотивация учения; нравственно-этическое оценивание Коммуникативные: - умение вести диалог; - формулирование своей позиции и мнения Регулятивные: - развитие мотивов учебной деятельности; - контроль, оценка, прогнозирование, целеполагание Познавательные: - умение находить ответ на вопрос, строить рассуждение - логические: анализ, сравнение, обобщение Регулятивные: - постановка и удержание учебной задачи - оценка уровня знаний, целеполагание, - умение работать по предложенному учителем плану Познавательные: - высказывание предположений - использование знаково-символических средств |
3 | Операционно-исполнительский этап. 3.1. Постановка проблемы. 3.2. Выдвижение гипотезы. 3.3. Выбор метода решения проблемной ситуации. 3.4. Составление плана исследования. 3.5. «Открытие» детьми нового знания в ходе активного взаимодействия «Это я, это я, это все мои друзья!» 3.6 Применение новых знаний, закрепление материала | Создаёт проблемную ситуацию. Фиксирует затруднение. Даёт объяснение слову «проблема», точно формулирует её. - Значит, сегодня мы попробуем выяснить то, какое питание способствует сохранению и укреплению здоровья, понять, какая еда действительно полезна?! Просит высказать предположения (гипотезу). -Так на какой же проблемный вопрос нам предстоит найти ответ? Сформулируйте его. Какая еда для здоровья нам дана? А какие у вас предположения? (выслушивает ответы) Подводит итог диалога. Предлагает провести исследование. -Чтобы проверить ваше предположение, предлагаю вам, как настоящим учёным, провести исследование. Организует работу по плану. Заранее проводит индивидуальную работу с учениками и готовит их к выступлению с сообщениями – ответами. Организует работу с компьютерной презентацией. Предложите модель нашей работы по теме. Учитель в качестве помощника – фасилитатора организует представление информации. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Слушает ответы детей Организует игровой момент. Проводит динамический момент – игру. Отвечайте дружно хором «Это я, это я, это все мои друзья!», если вы со мной согласны:
Молодцы, я вижу, вы все готовы к дальнейшей работе. Организует деятельность по применению знаний. Возвращает детей к проблемному вопросу. - Вам нужно выполнить творческое задание. Каждая группа предлагает свой «продукт» на праздничный стол «Здоровая еда – вкуснота и красота!», посвященный празднику «Жаворонки». Слушает ответы. | Формулируют затруднение Высказывают гипотезы. Отвечают на вопросы, используя личные впечатления и ощущения. Слушают. Отвечают на вопросы. Вначале мы предоставим слово нашим группам, затем выполним творческое задание и сделаем вывод. Выполняют запланированные действия в группе самостоятельно. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения. Слушают сообщение товарища. Смотрят компьютерную презентацию, анализируют, сравнивают, запоминают. Учащихся осуществляют презентацию деятельности групп. 1 группа: « Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть!» В далёкий каменный век, 1 ученик: Как питались на Руси, у Семена ты спроси… Игра «Каша». 2 ученик: Как мы питаемся сейчас, у Юли есть для нас рассказ… 1 ученик: Зоя приглашает нас в кулинарное путешествие «От заграничного люду по блюду»… 1 ученик: А теперь к Ильичевой Саше заглянем и о царской пище узнаем «Цесарка – пища царская»… Продукт работы 1 группы: тематические плакаты. 2 группа: «Чем нам жажду утолить? Мы предложим вам попить…». 1 ученик: Мы охотно вам расскажем о напитках, которые полезны для здоровья и предложим их попробовать. Вместе с нами над темой работала местный поэт - Е. В. Усенкова и вы услышите ее авторские стихи. Продукт работы 2 группы: книга рецептов. 3 группа: «Мы все немного сказочники». 1 ученик: Мы добры молодцы и красны девицы, работая над темой проекта, вспомнили поговорку «Не хлебом единым сыт человек» и решили заглянуть в библиотеку. Знакомясь с разными литературными жанрами, мы выяснили главное, что почти в каждом из них либо упоминаются продукты питания и разнообразная еда, либо говорится о трапезе, либо есть описание сцен приготовления пищи. Тогда мы решили провести конкурс «Накрываем стол для любимого литературного героя». Вашему вниманию мы представляем фотоальбом. Продукт работы 3 группы: фотоальбом. Выполняют предлагаемые задания. 4 группа: «Праздничные столы накрывать, мастерства не занимать!». 1 ученик: В разные времена умели люди работать, умели и отдыхать. А уж праздники отмечать и столы накрывать, этого мастерства не занимать. Я вам расскажу о Светлом Христовом воскресенье «Пасхе»… 2 ученик: Мне хотелось бы вас познакомить с зимними праздниками… 3 ученик: А я знаю, что в разные исторические времена было неоднозначное отношение к соблюдению поста. О том, что такое пост и как его соблюдать мое повествование… Продукт работы 4 группы: электронные презентации. 5 группа: «Где готовят пищу и как накрывают стол». 1 ученик: Я хочу вам рассказать о том, где и как можно приготовить пищу (презентация)… 2 ученик: А скатерть самобранка расскажет нам о том, Как правильно вести себя за праздничным столом. Как правильно приборы столовые держать, Ведь правила этикета должны все с детства знать! 3 ученик: Я проведу мастер – класс «Салфетки для украшения стола». Группы выполняют задание, работая по инструкционным картам 1 группа: Символ праздника – птица жаворонок. Есть и булочки с таким названием. А мы знаем, когда именно человеку время есть булочки – это полдник! Мы дарим буклет, в котором есть все необходимые рекомендации. 2 группа: На праздничный весенний стол - тонизирующий чай! «Попей чайку – забудешь тоску». Поливитаминный травяной чай тонизирует организм и активизирует обменные процессы, это очень необходимо весной. 3 группа: Так как мы из группы литераторов, то я скажу пословицей. Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска. Нам хотелось бы познакомить вас с книгой «Путешествие по стране хлебосольство», автором которой является наша учительница О. А. Кудасова. 4 группа: «Без блина не Масленица, без пирога не праздник. Изба красна углами, а стол пирогами. Сегодня праздник «Жаворонки» и мы рады вас поздравить и угостить пирожками – птичками. 5 группа: Мы предлагаем украшение для праздничного стола, салфетки в виде птичек. | Познавательные: - формулирование проблемы - построение логической цепи рассуждений - выдвижение гипотезы Коммуникативные - участие в коллективном обсуждении проблемы умение слушать другого - взаимодействие с партнёром Регулятивные - составление плана последовательности действий Регулятивные: - принятие учебной задачи и её удерживание, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция -умение следовать внутреннему плану действий Познавательные: - умение работать с информацией, моделирование -умение грамматически правильно строить свою речь, слушать и понимать речь других -построение логической цепи рассуждений - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: - способность сохранять доброжелательные отношения; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания - умение оформлять свои мысли в устной форме, вести диалог с партнёром Коммуникативные: - сотрудничество в поиске и выборе информации - умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью (монолог) Личностные: - оценивание поступков людей Познавательные: - умение представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде - осознанное построение речевого высказывания - обоснование выдвинутых гипотез, доказательство, решение проблемы Регулятивные: - саморегуляция, контроль, оценка, коррекция |
4 5 | Оценочно-рефлексивный этап 4.1. Вывод по результатам исследовательской работы 4.2 Самооценка детьми собственной деятельности 4.3Эмоциональное окончание монопроекта Домашнее задание для любознательных. | Организует рефлексию. Ответили ли мы на главный вопрос «Какая еда для здоровья нам дана»? -Какой новой информацией захочешь поделиться с другом или своими родными? -Какие задания понравились? -Пригодятся ли вам полученные знания в жизни, и в каких ситуациях? Предлагает оценить работу (лист самооценки) -Как выразите своё настроение после этого урока? - Мы говорили о полезной пище, а теперь я вас хочу ею угостить! (фрукты) Дает задание по желанию. Кроссворд «Еда для здоровья нам дана!» | Осознание результатов учебной деятельности Учащиеся осуществляют самооценку учебной деятельности, соотносят цель и результат, степень их соответствия. | Познавательные: -обобщение информации Личностные: - дифференцированное отношение к самому себе -способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха, связанных с усилием, трудолюбием и старанием Регулятивные: - умение оценивать результат своей работы -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника Личностные: - способность к самооценке на основе критерия успешности. Регулятивные: -осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку Коммуникативные: -проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме |
Прогнозируемый результат:
- систематизация знаний и представлений учащихся о здоровье и здоровом питании;
- осознание учащимися способов сохранения и укрепления собственного здоровья;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- формирование навыков исследовательской работы в рамках проекта;
- развитие навыков эффективного сотрудничества в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру «Чтобы жить в согласии с природой. Экологическая безопасность»
Урок проводится по технологии "Педагогическая мастерская". По УМК "Школа России" (3 класс)....
Памятка для родителей. Что сделать для того, чтобы ребенок полюбил чтение?
Приобщать ребенка к чтению, воспитать любовь к книге очень важная задача семьи. Советы, предложенные в данной Памятке помогут родителям в решении этой трудной задачи....
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Жить, чтобы жить"...
Жить, чтобы помнить - помнить, чтобы жить
Материалы по внеурочной деятельности, посвященные военным профессиям фронтовиков и профессиям труженников тыла, а также в восстановительный послевоенный период - на основе судеб земляков. "...
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мо
В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира с помощью зрения ребенок получает информацию о форме, величине и цвете предметов. Такую информацию он получает с помощью различных функций зр...
Классный час ; "Жизнью ради того чтобы защитить свою родину"
Добрый день, ребята.Всех хочу поздравить с началом нового уч.года, пожелать хороших отметок.Но сегодня наш классный час посвящен другой тематике, Герои России.И сегодня я хотела бы рассказать вам,...