«Мы в ответе за того, кого приручили» Проектное занятие во внеклассной работе
методическая разработка (2 класс) на тему

Аксёнова Елена Анатольевна

В предложенной работе исследована проблему бездомных животных в городе Нягань, высказано своё отношение к данной проблеме и предложены конкретные пути её решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_v_otvete_za_tekh_kogo_priruchili.docx43.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Начальная школа»

«Наши добрые дела»

        

«Мы в ответе за того, кого приручили»

Проектное занятие

во внеклассной работе

                     Составила: Аксёнова Елена Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ МО «НОШ № 9»

г. Нягань

Тема: «Мы в ответе за того, кого приручили».

Цель деятельности: исследование проблемы бездомных животных в городе и предложение конкретных путей её решения.

Задачи: 

Образовательные

  • формирование начальных представлений об отношении к природе.

Развивающие

  • развивать познавательный интерес к явлениям и объектам окружающей среды;
  • развивать внутреннюю установку личности действовать по совести;
  • развивать мышление, устную монологическую речь.

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими моральными нормами.

Прогнозируемый результат:

Личностные УУД:

  • формирование целостного социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формирование умения планировать, прогнозировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

  • формирование действия, направленного на познание мира и решение проблем (поиск, отбор и структурирование информации, построение устного речевого высказывания;
  • формирование умения контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности.

Коммуникативные:

  • формирование умения работать с информацией; выполнять логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и др.
  • формирование действия, направленного на понимание других людей,  на эффективное взаимодействие с ними (активное слушание, восприятие и передача информации в различных формах, распределение работы в группе, само презентация).

Предметные:

  • осуществлять поиск информации на заданную тему;
  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

Технологии:

  • технология проектно-исследовательской деятельности;
  • коммуникативная технология;
  • развитие критического  мышления;
  • педагогика сотрудничества;
  • информационно-коммуникационные технологии.

Методы: словесный, наглядный,  проблемный, практический.

Форма: групповая.  

Меж предметные связи:  окружающий мир, литературное чтение.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация;
  • компьютер;
  • интерактивная доска;
  • выставка книг;
  • картинка-раскраска щенка для проведения теста.

  1. Подготовительная работа
  1. Учащиеся класса 1 декабря приняли участие  в «Дне Милосердия. В рамках акции были внесены пожертвования для кормления и стерилизации бездомных животных. Всего было собрано денежных средств 910 рублей, а также корм для кошек и собак, миски, коврики.
  2. 21 декабря ребята класса посетили  ветеринарную клинику. Учащиеся узнали, что сотрудниками ветеринарной клиники в феврале 2005 года в нашем городе была создана благотворительная организация помощи животным «Ноев ковчег». Это группа добровольцев, которые помогают бездомным животным.
  3. 23 декабря  учащиеся класса приняли участие  в акции «Островок Надежды» в антикафе «Корифеи». Участвовали в благотворительном концерте.
  4. За две недели до проведения проектного занятия «Мы в ответе за того, кого приручили» учащиеся класса объединились в группы по интересам для выполнения исследовательской работы:
  • «Почемучки». Задание: провести социологический опрос среди населения города и ответить на вопрос «Почему на улицах города так много бездомных животных»
  • «Книголюбы». Задание: найти и прочитать художественную литературу, просмотреть фильмы и мультфильмы в которых затрагивается проблема бездомных животных.
  • «Правосудие» исследует вопрос: «Наказание за жестокое обращение с животными».
  • «Социологи». Провести социологический опрос: «Как бы вы решили проблему бездомных животных»
  • «Любители животных». Задание: пристроить маленького бездомного щенка в хорошие и добрые руки»

Учитель оказывает помощь группам, помогает в оформлении слайдов для само презентации.

Сценарий

Слайды

  1. Актуальность.

- В течение месяца мы с вами приняли участие в «Дне Милосердия», посетили ветеринарную клинику, приняли участие в благотворительном концерте. Почему же в городе уделяется так много внимания бездомным животным? Ответы детей.

-Бездомные животные попадаются на пути каждый день. Оголодавшие, часто хромые и больные, робко жмутся бездомные собаки и кошки друг к другу, заглядывают в глаза прохожим: может, кто-то сжалится, бросит кусочек чего-нибудь съедобного. Особенно тяжко приходится им зимой, и сколько их гибнет в морозы - никто никогда не считал. Да и не только от морозов. Они гибнут под колесами машин, их отстреливают, травят, они умирают от болезней.

Подготовленный ребёнок читает стихотворение Эдуарда  Асадова

Чужая боль-дворняга грязная...  

Не трогай, детка,

А вдруг заразная?

Не гладь,

Испачкаешь ладошки.

Зачем?

Иди другой дорожкой...

А детка подрастает, зная

"Так проще:

Жить не замечая...

К чему тащить чужую ношу?

Делить беду? Придумал тоже...

Сам разбирай.

Не мне же больно!

С меня своих проблем довольно...

И так и дальше...

Жить в покое,

Делить всё на своё и на чужое...

Чужую боль в упор, не замечая...

Забыв одно.

Бездушье - не прощают. ...

 - Можно ли спокойно смотреть на несчастье бедных  бездомных животных? Ответы детей.

- Мы в ответе за того, кого приручили.

-Цель нашего занятия: исследование проблемы бездомных животных в городе Нягань и предложение конкретных путей её решения.

- Можно ли решить проблему бездомных животных одному? Ответ: «Нет, бездомных животных много».

-А совместными усилиями можем?

Гипотеза: совместными усилиями можно решить проблему «Бездомных животных»

  1.  Отчёт исследовательских групп о проделанной работе.

Группа «Почемучки»

Мы отвечали на вопрос: «Почему на улицах города так много бездомных животных».

Число бродячих животных  растет. Объясняется это нехваткой приютов для бездомных животных, так и безответственностью и жестокостью людей. Как правило, у каждой "бродяжки" своя нелегкая судьба... Кошки и собаки оказываются на улице по разным причинам: кого-то бросили хозяева, кто-то потерялся и его не нашли, а кто-то уже родился на улице.

Мы провели опрос среди населения города Нягани «Почему на улицах города так много бездомных животных» и распределил все ответы по четырём категориям:

1) Рождённые на улице

Средняя продолжительность жизни бродячей собаки 7-8 лет. Не сложно посчитать, скольких обездоленных щенков за это время произведет на свет каждая бездомная самка. 

2) Брошенные

Среди бездомных животных немало выброшенных на улицу хозяевами. Часто на улице оказывается и нежеланное потомство домашних  кошек и собак.

3) Потеряшки

Как правило, лишь 20% пропавших питомцев удается найти.

4) Жертвы бесконтрольной деятельности клубов

Число клубов по разведению породистых собак и кошек неуклонно растет. Деятельность этих организаций практически никем не контролируется. Отбирая из десятка малышей одного или двух,  выбрасывают оставшихся на улицу.

- Люди знают, что, попав на улицу, животные страдают. Тем не менее, по-прежнему относятся к ним без должного внимания. С ними обращаются как с обыкновенным товаром, который можно употреблять по своему усмотрению, а не как с существами, способными испытывать физические страдания и чувства.

Группа «Книголюбы»

       Наше задание: найти и прочитать художественную литературу, просмотреть фильмы и мультфильмы в которых затрагивается проблема бездомных животных.        

        Проблема «Бездомных животных» волновала людей давно. Она отражена в мультфильмах, в кинофильмах, в художественной литературе. Участники группы показывают книги, рассказывают, что их больше всего взволновало в прочитанных произведениях.

Можно предложить учащимся посмотреть отрывок из мультфильмов «Леди и бродяга» или «Балто», или «Котенок по имени Гав».

-Как в мультфильме представлена жизнь бездомного животного?

Группа «Правосудие»

 Мы исследовали вопрос: «Какое наказание предусматривает законодательство и церковь за жестокое обращение с животными».

В Уголовном Кодексе РФ существует статья № 245. Жестокое обращение с животными признаётся преступлением, если  деяние совершено из хулиганских побуждений или корыстных; применение садистских методов по отношению к животным. Предусмотрены:

•        исправительные работы на срок до одного года;

•        штраф  в размере до 80 тысяч рублей;

•        арест до шести месяцев.

Даже по фактам жестокого обращения с животными привлечь по этой статье виновных крайне трудно, поскольку правоохранительными органами на местах она игнорируется. Жестокое обращение с животными в различных сферах за последние годы достигло в России неописуемых размеров, вызывая многочисленные жалобы граждан: фото бизнес с животными, бои собак, передвижные зооцирки, разведение собак бойцовых пород, браконьерство. Необходимость принятия федерального законодательства по защите животных продиктована не только состраданием к "братьям нашим меньшим", но и благотворным влиянием нравственных норм на взаимоотношения людей в обществе. Так, по статистике института психиатрии им. Сербского, свыше 85 % преступников, совершивших тяжкие преступления в отношении людей, ранее жестоко относились к животным.

22 декабря 2010 года в Государственную Думу РФ был внесен проект закона "Об ответственном обращении с животными". (см. приложение 2). В этом законопроекте введено новое определение понятия домашнего питомца. Раньше животное, проживающее с вами, относилось к имуществу, и хозяин имел право сделать с ним, что угодно. Теперь, согласно новому законопроекту к домашним питомцам необходимо относиться как к "чувствующим существам, способным испытывать страх и боль". Это определение меняет в корне отношение к животным. Согласитесь, что есть разница между «имуществом» и «чувствующем существом»!

В народном сознании прочно закрепилось — тот, кто не любит животных, вряд ли может искренне любить людей, а в православной печати, посвящённой взаимоотношениям с животным миром, часто употребляют выражение «Блажен, иже скоты милует», которое является вольным переложением библейского церковнославянского текста: «Праведник милует души скотов своих« (Притчи, глава 12, стих 10). Смысл этого выражения некоторыми богословами трактуется так: на Страшном суде Бог спросит человека и за его отношение к животным.

         Есть среди Святых и покровители животных: Святые Георгий, Флор, Лавр и священномученик Власий.  

Молитв посвященных собакам в православном христианстве нет, однако не стоит забывать, что раньше лошадь была для человека, крестьянина, тем, чем сейчас является собака – близким другом и помощником. Поэтому в наше время святым Георгию, Флору и Лавру и священномученику Власию молятся и о здоровье собаки. Нет греха в том, чтобы молиться о выздоровлении своей собаки этим святым. И были случаи, когда тяжелобольные собаки выздоравливали по слезным молитвам своих хозяев.

-Человек не должен забывать, что животные являются существами, которые, также как и он, способны чувствовать, испытывать боль и страх.

        Подготовленный ребёнок читает стихотворение Бориса Заходера

          Вы смотрели бездомным собакам в глаза?

        Вы когда-нибудь видели столько печали?

        Две дорожки от глаз «протоптала» слеза,

        Сколько боли, несчастья у ней за плечами.

        Разве Вас не учили: «Мы в ответе за тех…»,

        Или может Вы просто про это забыли.

        Когда Вам надоело и после утех,

        Вы за ней двери дома закрыли?

        А она до сих пор верит людям и ждёт,

        Хоть сомненья  давно её гложут.

        Что хозяин (какой бы он не был) – придёт.

                                                                             

Группа «Социологи»

Мы провели опрос среди населения города: «Как бы вы решили проблему бездомных животных»? Большинство людей за создание приютов.

Группа «Любители животных»

Мы получили задание: пристроить маленького бездомного щенка в хорошие и добрые руки.

Мы провели эксперимент: «А ты бы помог ему выжить?». В результате эксперимента было опрошено 113 человек. Такой результат мы получили

- В результате мы нашли хозяина для своего питомца.

  1. Проведение теста «Хочу питомца!»

-Хорошо, что для щенка вы нашли хозяина, но не все готовы ухаживать и воспитывать домашнего питомца.

-А как же узнать, способны ли вы воспитывать домашнее животное?

-Проведём тест.

-Отвечайте на вопросы «Готовы ли вы….» и раскрашивайте соответствующую номеру вопроса часть  щенка

Ответ «ДА» - соответствует коричневому цвету

Ответ «НЕТ» - зеленому цвету

Готовы ли вы к тому, что …

1.        … со щенком можно играть, его можно ласкать?

2. … за щенком нужно убирать, приручать его к туалету?

3. …со щенком придется гулять иногда рано утром или когда хочется посмотреть интересный фильм?

4. …щенку нужно делать прививки?

5. …щенок может заболеть, и его необходимо будет лечить?

6. …щенок будет портить нужные вещи?

7. …щенка служебных пород (например, овчарку) нужно будет тренировать?

8. …придётся тратить на щенка своё свободное время и карманные деньги?

9. …щенок вырастет, превратится во взрослую собаку, а потом состарится?

10. …щенка нужно любить и учитывать его интересы?

Оценка результатов

Если у вас от 8 до 10 частей рисунка закрашены коричневым цветом –

Вы готовы заботиться о домашнем питомце.

От 5 до 7 частей – Вы не совсем готовы к заботе о питомце. Поработайте над собой.

Меньше 5 частей – Вы пока не готовы к заботе о питомце. Вам следует воспитать в себе ответственное отношение к животным.

Вывод: прежде чем завести домашнее животное взвести все плюсы и минусы, чтобы потом животное не оказалось бездомным.

  1. Итог.

-Откуда появляются бездомные животные на улицах нашего города?

Источником появления бездомных животных являются выброшенные, потерявшиеся собаки и кошки, а также те, которые родились на улице, т.е. изначально бездомные.

-Можем ли мы, что-то сделать для того, чтобы бездомных животных стало меньше?

Мы должны помнить, что «Мы в ответе за тех, кого приручили», выбрасывать животных на улицу нельзя.

Что ещё мы можем сделать?

  • По мере возможности подкармливайте птиц, бездомных собак и кошек. 
  • Не проходите мимо замерзающего животного, ведь они, беззащитные, ждут, когда человек обратит на них внимание и хотя бы на минутку согреет своим теплом.
  • Не выгоняйте  животных в морозы из подъездов. 
  • Приютите животное хотя бы на время и попытайтесь пристроить животное в добрые руки.

- О таких добрых руках, которые приютили бездомного кота, рассказывается  в песне «Кошка беспородная», споём её.  

1.        Она к нашему подъезду пришла.

Побродила ничего не нашла.

Вся ободранная, но хвост трубой

Лишь один печальный глаз голубой.

Припев:

Кошка беспородная

Ты сидишь голодная.

Позабыта-брошена

Что же тут хорошего.

2.        Мы из дому принесем молочка,

Хлеб и жареные окорочка.

И объедки соберем у гостей,

Поправляйся наша киска, толстей.

Припев.

3.        Но ночами она что-то грустит.

И, возможно, никогда не простит

Тех, кто выбросить её поспешил,

Ведь ни сердца нет у них, ни души

Припев.

4.        Мы оставили её у себя.

И у кошки появилась семья.

Больше нет в душе у кошки тоски.

Для тепла ей вяжет мама носки.

Припев:

Кошка беспородная

Больше не голодная

Ходит, улыбается

Васькой называется.

        

Литература:

http: //www. Liberty4ever. com Золотой клуб музыкантов «Кошка беспородная»

 

Ильинский Е. Проблема бездомных животных экономическая проблема [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.animalsprotectiontribune.ru/Problema.html

Новый законопроект "Об ответственном обращении с животными". Россияне получат "черный список" животных: форум о бездомных животных [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://helpme.tom.ru/forum/viewthread.php?forum_id=55&thread_id=2999

Помощь бездомным собакам. История создания фонда и его деятельность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.priut.ru/page1.html

Рыбалко В.А. Кошки и собаки: социальные и экологические аспекты содержания в городах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://priut.info/node/72

Центр защиты прав животных «Вита» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vita.org.ru/about-us.htm

Центр помощи бездомным животным «Потеряшка» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://poteryashka.spb.ru/index/0-11

Слайды

2 – 4

Слайд

5

Слайды

6 – 18

Слайд

19

Слайд

20

 Слайд

21

Слайды

22-24

Слайд

25

Слайд

26

Слайд

27

Слайд

28

        

Слайд

29

Слайд

30

Слайды

31-43

Слайд

44

Слайд 45

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Это внеклассное мероприятие о домашних питомцах....

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили"

Методическая разработка внеклассного занятия "Мы в ответе за тех, кого приручили" по книге Г. Троепольского"Белый Бим Черное Ухо" и одноименного фильма С. Ростоцкого...

Методическая разработка занятия по внеклассной работе "Полеты во сне и наяву"

Знакомство с мировой историей развития воздухоплаванияЦель: 1. Развитие познавательной активности учащихся;           2. Знакомство с историей воздухоплавания;  ...

Внеклассное мероприятие "Мы в ответе за тех кого приручили"

Внеклассное мероприятие для 1-4 классов....

Внеклассное занятие на тему: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Много тысячелетий живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут сказать Человеку: «Эта Земля и моя».Сегодня мы поговорим только о тех животных, которые жи...