Анализ работы по теме "Величины"
материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_velichiny.docx | 18.16 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Урлукская СОШ
Анализ работы учителей начальных классов
по теме «Величины»
Изучение в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире; изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме того знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе, являются основой для дальнейшего изучения математики. У учащихся младших классов должны быть сформированы реальные представления о различных единицах величин. Плохое знание единиц измерения, неумение различать их создают большие трудности при установлении соотношения мер. Анализируя контрольные работы при изучении темы «Величины» учащиеся допускают следующие ошибки:
Класс | Кол-во учащихся | Допускаемые ошибки | Кол-во ошибок | % качества |
1 | 15 | Сложение и вычитание величин | 3 | 80 % |
Измерение величин | 3 | 80 % | ||
2 | 10 | Сравнение величин | 5 | 50 % |
Сложение и вычитание величин | 3 | 70 % | ||
Нахождение периметра | 2 | 80 % | ||
3 | 13 | Сравнение величин | 5 | 61 % |
Сложение и вычитание величин | 6 | 53 % | ||
Перевод именованных чисел в заданные единицы | 5 | 61 % | ||
Соотношения между единицами измерения объёма | 6 | 53% | ||
4 | 12 | Сравнение величин | 7 | 41 % |
Решение задач на движение | 6 | 50 % | ||
Перевод именованных чисел в заданные единицы | 3 | 75 % | ||
Нахождение площади прямоугольного треугольника | 3 | 75 % | ||
Приближённое вычисление площадей | 4 | 66 % |
Главной причиной этих ошибок является отсутствие конкретных представлений о размерах каждой единицы измерения.
Необходимо приучать учащихся к точности измерений. У них должен быть сформирован четкий алгоритм измерений:
1) правильно установить инструмент;
2) выбрать соответствующую единицу измерения;
3) произвести отсчет по шкале измерительного инструмента (линейки, весов, циферблатов часов);
4) правильно записать или использовать результат измерения.
Для этого дети должны четко понимать, что величину можно измерить только однородной величиной, принятой за единицу измерения.
Для ликвидации пробелов по теме «Величины»:
1. Составлены ИОМы (индивидуальные образовательные маршруты).
Тема | Необходимый уровень | Программный уровень | Задания, способы работы | Сроки | Форма контроля | Отметка о выполнении |
2.Даны основные рекомендации, которых нужно придерживаться при работе над величинами в начальных классах:
1. Знакомство с любой новой единицей измерения целесообразно начинать с создания такой жизненной ситуации, которая помогала бы учащимся убедиться в необходимости введения той или иной единицы величины.
2. Нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся ощутили, четко представили каждую единицу измерения, используя все органы чувств. Использовать наблюдения, опыт, знание уже известных единиц измерения. Например, при знакомстве с мерой длины 1 км использовать знание 1 м, пройти с учащимися расстояние 1 км и отметить затраченное время. Меры, которые трудно или невозможно ощутить (например, массу грузов в 1 ц или в 1 т), надо показать опосредованно, приводя примеры использования этих мер.
3. Изучение мер должно сопровождаться активной практической деятельностью самих учащихся: а) по изготовлению единиц измерения (метра, дециметра, сантиметра, миллиметра, квадратных и кубических мер); б) по измерению величин с помощью инструментов; в) по выяснению соотношения мер (в дециметре укладывать сантиметры, метр делить на дециметры и сантиметры, приходя к выводу: 1 дм=10 см, 1 м=10 дм, 1 м=100 см). Дети должны получить представление о размерах некоторых наиболее часто встречающихся в их опыте и опыте других людей предметов, знание которых поможет им лучше ориентироваться в жизни. Например, средний рост одноклассников, средний рост взрослого человека, длину и ширину тетради, классной доски, высоту, длину и ширину класса, длину карандаша, среднюю длину шага, высоту стола, стула. А также массу одного яблока, картофелины, буханки хлеба, батона, мешка картофеля (зерна, муки, сахара), среднюю массу человека, грузоподъемность машины. Еще: емкость, вместимость ведра, молочных бидонов; среднюю скорость пешехода, лошади, автомашины, поезда, самолета и т.д. Кроме того, что знание этих данных расширяет кругозор – дети смогут использовать их для самостоятельного составления задач, они помогут им в прикидке ответов в задачах и т.д.
4. Изучение мер должно сопровождаться развитием глазомера и мускульных ощущений. Кроме того, можно познакомить учащихся с приближенными результатами измерений. Если остаток меньше половины единицы измерения, то он отбрасывается; если остаток равен или больше половины единицы измерения, то к полученным целым единицам мер добавляется еще одна единица, например: 1 м 30 см » 1 м, 1 м 50 см » 2 м, 1 м 80 см »2 м.
5. Закрепление знаний мер и умения измерять проводится не только на уроках математики, но и на других учебных предметах, на уроках труда, физкультуры, рисования, а также во внеклассное время.
6. Измерению с помощью инструментов для определения точного значения размеров предметов должно предшествовать определение этих размеров на глаз. Это разовьет глазомер, закрепит представление о единицах измерения, укрепит знание названий единиц величин, предупредит их уподобление.
7. Измерительные упражнения необходимо проводить систематически. Они должны быть неотъемлемой частью большинства уроков математики. Можно предлагать следующие задания: упражнения по измерению или вычерчиванию отрезков, геометрических фигур, определению на глаз их длины, ширины, периметра, площади; определению высоты предметов, емкости сосудов; определению массы груза, времени по часам, а также времени, затраченного на ту или иную работу. Задания могут быть индивидуальными (определить массу яблока, пакета с крупой), фронтальными (нужно решить столбик примеров. Запишите время начала работы по часам. Решите примеры. Запишите время окончания работы. Определите, сколько времени затратил каждый).
Руководитель МО Семёнова О.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.
Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...
Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"
Психологические исследования...
Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год
Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...
Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века
Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...