Развивающее обучение (система Эльконина-Давыдова)
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Мусатова Наталья Константиновна

О развивающем обучении ( система Эльконина-Давыдова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchee_obuchenie.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ    

Учитель ставит перед детьми новую задачу. Цель деятельности зада

ёт учитель, а действовать должны дети. Учитель поставил цель. Он может задать способы действия в готовом виде, вывесить, напри-

мер, таблицу и организовать её заучивание. В этом случае учитель делает всё сам.

                   Учитель может «подвести» уч-ся к открытию новых зако

нов, схем, правил. Чем сильнее у детей ощущение самостоятельнос

ти, тем больше радость от находки, тем легче будет освоен найден-

ный новый способ действия.

                     Наводящими вопросами он подталкивает мысль детей в нужную сторону, но совершает это незаметно. Главная задача учи-

теля вызвать активность детей. Первое проявление этой активности

-сигнал того, что надо уменьшить учителю долю своего участия ровно настолько, чтобы не погасить детскую самостоятельность.

Если помощь учителя недостаточна, то ребёнок откажется от непо-

сильного дела. Если помощь передозирована, ребёнок вообще не обучается, привыкает к опеке.

    Д: - У меня правильно?

       У: - Дима, ты сомневаешься в какой-то задаче? Неуверен в сво-

ей правоте? Если ты уверен, зачем же спрашиваешь меня?

КОНЕЦ урока: - Кто очень доволен своей работой на уроке, пусть подойдёт ко мне с тетрадью. Сегодня я хочу поставить только пятё

рки.

      - Митя, ты действительно считаешь свою работу отличной? Сам

скажи, я могу тебя похвалить?

_________________________________________________________

1.  Постановка задачи (целеполагание)

2.  Поиск средств и способов её решения.

3.  Само решение.

4.  Контроль и оценка хода и результата работы.

Ученик зависим от учителя на 1 и 4 этапах. Почему?

Без взрослого дети лишены надёжности, устойчивости.  Слова учи-

теля, указания дети склонны воспринимать как истину в последней инстанции.

                    Ученики не могут одновременно решать 2 задачи – и ор

фографическую, и каллиграфическую.

Списывание текстов – относятся к текстам как к образцам для ко-

пирования, а не как к поводу для размышления.

Общение со сверстниками является важным фактором психическо-

го развития детей. В тр. о. на уроке ученики не общаются, не взаи-

модействуют непосредственно. Учитель всегда выступает посредни

ком между ними. Отношение «ученик-учитель» реально существу-

ет, а совместная учебная работа детей, предполагающая их непосредственное обращение друг к другу за советом и помошью, обмен мнениями между ними без посредства учителя встречается крайне редко. Дети учатся рядом, но не вместе !!!

(Прочитанное и услышанное всегда легко ускользало из его памяти

(Иоахима Форция- филолог и математик из Антверпена) , а то, чему он учил других, запоминалось намертво. «Кто учит(др.) – учится».

Этой мудростью руководствовались ещё древние греки. В школах

Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал 2 года обучению младших.

                Вот что происходит, когда дети в процессе обучения объе

диняют свои усилия в решении задач, в упражнении навыков:

1.   Возрастает и объём усваимого материала, и глубина его понима

      ния.

2.   На формирование понятий, умений, навыков тратится меньше

      времени, чем при фронтальном обучении.

3.   Уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности, сокраща-

      ется число уч-ся, не работающих на уроке, не выполняющих д/з.

4.   Ученики получают большее удовольствие от учения, комфорт-

       нее чувствуют себя в школе, снижается шк. тревожность.

5.   Возрастает познавательная активность и творческая самостояте-

      льность уч-ся.

6.   Возрастает сплочённость класса.

7.   Меняется хар-р взаимоотношений между детьми, они становят-

      ся теплее, человечнее, дети начинают лучше понимать друг дру-

      га и самих себя.

8.   Растёт и самокритичность – ребёнок, имеющий опыт совмест-

      ной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возмо

      жности, лучше себя контролирует.

9.   Дети, помогавшие в учении своим тов., с большим уважением

     относятся к труду учителя.

10.  Дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе

       - ответственность, такт, умение строить своё поведение с учё-

        том др. людей, коллективистские мотивы поведения.

Основные правила поведения во время учебной дискуссии:

1.   Если кто-то из детей высказывается на уроке, он говорит это ка

      ждому ученику лично. На собеседника вежливые люди должны

      смотреть. Когда кто-то из детей высказывается, класс смотрит

      на говорящего, а не на учителя. Когда начинает отвечать др. уче

      ник, класс изменяет позу и садится так, чтобы видеть говоряще-

      го.

2.   Когда один ученик хочет возразить др. он должен использовать

      диалогическую форму обращения: «Петя, ты забыл, что…

3.   Чтобы разговор 2-х учеников не выпал из внимания всего кл.,

      учитель должен добиваться непосредственной реакции каждого

      ученика  на каждую реплику товарищей: своё согласие или не

      согласие дети выражают жестами- показывают пальцами  «-»,

     «+» или кивают головой, или значками: зелёный цвет светофора-

     «можешь говорить», красный-«стоп»!

4.   Для культурного диалога обязателен интерес к собеседнику.

      Ученик начал отвечать, но запутался. В классе лес рук, все хо-

      тят продолжить ответ. Ученик у доски может сам вызвать себе

      помощника, чьё мнение ему интересно услышать. Так же и при

      оценке ответа, учение сам выбирает себе рецензента.

5.   Умение слушать другого -основное требование культурного диа

      лога.

Существуют специальные дидактич. игры, в которых это умение тренируется:

1. На уроках развития речи надо назвать как можно больше профеc

      сий. Каждый ученик, прежде чем назвать своё слово, должен

      повт. 3-4 уже сказанных слова. За это он выигрывает 2 очка для

      своей команды. Если ученик не смог придумать своё слово, он  

      повторяет чужие, но получает 1 очко. Если назвал своё слово,

      но не повт. чужих – не выиграл ни одного очка.

2.   «Цепочка слов».   Ученик встаёт и называет слово, специально

        выделяя последний звук шаррр, и показывает, кто ему должен

        ответить. Вызванный ученик называет слово на последний

        звук –рыбааа. Если он сказал слово верно, первый уч-к садится

        2-й продолжает.

3.   При изучении частей речи возможны цепочки по принципу

       ёлки – колючие  –  ежи – ручные   -   часы – башенные.

«Высшим пилотажем» в таких играх, тренирующих внимание детей

 друг к другу является вызов собеседника не по имени, даже не кив

ком, а взглядом. ( Учитель при этом молчит!!!)

                       Учитель должен ставить перед классом вопросы, кото

рые могут породить спор. «Зачем нужна точка в конце предложе-

ния?   Что будет, если из рассказа исчезнут все точки? Можно ли иначе, не с помощью точки отмечать границу предложения?

                         Универсальный приём организации учебной дискус-

сии состоит в том, что учитель сам высказывает ошибочную, но фо

рмально аргументированную точку зрения.

      У: -Вы написали слово   землЯника, но я что-то сомневаюсь. К сожалению, я не взяла сегодня словарь. По-моему , надо писать то ли землЕника, потому что эту ягоду мы находим на земле, то ли зем

лИника, потому что она растёт из земли.

      Д: - Так нельзя проверять!

      У: - Я проверяю по правилу: с помощью такого родственного слова, в котором  на безударную падает ударение. Помогите мне вы

брать правильную проверку.

      Аня: - Если слово земля, надо писать землЯника.

      У: -Итак, мы с Аней предлагаем 3 варианта проверки и 3 вариан

та написания слова:

                    земля – землЯника

                в  земле – землЕника

                из земли – землИника

-Кто хочет защищать 1в? 2в? 3в?  А кто хочет оспорить все 3 и пред

ложить 4-й выриант?

                Дети приходят к открытию: безударные гласные вне корня

нельзя проверять тем же способом, что и корневые орфограммы.

 

                    Задачи типа «вставь букву в слове земляника»

- Я считаю, что слово рыб-лов надо проверять словом рыбак, ведь рыбак и рыболов – это одно и то же –синонимы. Пишу А. Не воз-

ражаете?

 

           Если ученики привыкли к учебным дискуссиям, они не допу

стят  ошибку, сразу её найдут. «Поощрять детей к познавательному спору следует с подготовительного класса, когда над ними довлеет тенденция во всём соглашаться с учителем. Эта тенденция, если её не нарушить, имеет силу сохраняться на долгое время, т.к. автори-

тет учителя в начальных кл. очень высок, и если злоупотреблять им, требуя, чтобы дети во всём соглашались с учителем, то у них не возникнет способности критически мыслить.

                        Чем раньше осознает шк-к своё право не соглашаться даже с учителем в процессе установления истины, утверждения сво

ей точки зрения и чем более искусные условия будут созданы педа-

гогом, тем плодотворнее будут развиваться в нём творческая, крити

ческая,  самостоятельная  мысль, личностные черты, убеждения, по

зиция. Таким образом, учитель должен планировать возникновение таких ситуаций и управление ими». (Амонашвили)

                              Но 7-летние дети мало способны встать на чужую точку зрения, обнаружить разницу своей и чужой позиции. Тогда, может быть не спешить, подождать, пока дети дозреют до взаимопо

нимания? Но, если их этому не учить, если не организовать столкно

вения разных точек зрения, то спрнтанное созревание способности понимать друг друга будет протекать долго, вяло, неполноценно. Почвой доя такого целенаправленного развития могут стать просте

йшие ситуации взаимодействия детей друг с другом, которые возни

кают в работе малыми группами.

          Организация групповой работы

Уч: - Вы уже научились составлять звуковые схемы слов (дети вык

         ладывают фишками самые простые слова)

       - Пора вам становиться моими помощниками. Мне же трудно быстро обойти весь класс и проверить работу каждого. Сейчас я на

учу вас мне помогать, Каждый может стать капельку учителем. Кто хочет? Вы будете проверять работу друг друга, помогать друг дру-

гу, советоваться. А для этого прежде всего повернитесь друг к дру-

гу (показ). Возьмитесь за руки те, кто уже знает, как зовут соседа. Все познакомились? А теперь посмотрите на работу соседа – на схе

му слова шар. Если что-то неверно , покажите, какую фишку вы бы заменили. Если фишки выложены правильно, но неровно, подровня

йте. Теперь вы довольны друг дружкиной работой? Показать это на

до вот так ( две поднятые руки).

      - Одна поднятая рука означает «Я знаю, я хочу ответить. Мне на

до к вам обротиться». 2 руки означают «Мы обсудили, мы договори

лись, мы согласны друг с другом, мы это сделали вместе». Но «вмес

те» должно быть не на словах, а на деле.

           Уч: - Я скажу слово. Посчитайте сколько в нём слогов. Шепо

том посоветуйтесь друг с другом, чтобы у вас получилось одинако-

во. Пальчиками покажите мне свой ответ – один на двоих. Моё сло-

во крокодил  - 3 слога. Дети берутся за руки и поднимают (кто 1, кто 2 пальца) – 3 пальца.

Обезьяна – 4 слога – могут показать по 2 пальца.

                 Ошибки совместных действий будут повторяться долго, но учитель должен научиться правильно их анализировать.

                               Анализ ошибок.

  Уч. ставит вопросы: «Смогли ли вы договориться? Общее у вас мнение или нет?

    - Мальчики, почему вы не поднимаете руки? Не можете договори

ться?

Саша: - Я ему твержу, что ударение на последнем слоге, а он не ве-

              рит.

Витя: - Он просто переставил моё ударение. А я взял и обратно пос

             тавил.

Уч: - Ну и правильно сделал. Ты не должен ему подчиняться, если он тебя не убедил. Никогда не соглашайся просто так, требуй от не-

го док-в.

           - А ты, Саша, не должен навязывать свою точку зрения, тем более, что ты очено хорошо умеешь убеждать.

            На парте лежат 2 фишки – гласного и согласного звуков. Учитель произносит звук. Каждый ребёнок должен молча поста-

вить палец на нужную фишку. Если пальцы одинаково легли на од-

ну фишку, они показывают учителю результат (поднимают одну фи

шку).

       

              На первых порах учитель даёт такие задания на несколько минут.  «Вы написали строчку буквы И. Обменяйтесь прописями. Найдите у товарища самые красивые буквы в строке, отметьте их «+».

              Или:  «Придумайте слово, в котором 5 звуков. Кто 1-й придумал, пусть шепнёт товарищу на ухо. Тот должен пересчитать звуки. Если он согласен, поднимите руки и хором назовите слово.

              Или:    «Надо построить звуковую схему слова  шкаф.

Положите наборную кассу на середину парты и выложите фишками слово. Когда всё сделаете, вдвоём поднимите кассу.

               Или:   «Разделите все буквы так, чтобы у одного из вас ле-

жали все гласные, а у др. – все согл. Я буду диктовать слова, а вы выкладывайте их на наборном полотне вдвоём: один ставит свои согласные, др. – свои гл.

                Или: «Учитель раздаёт детям коротенькие рассказики и просит расставить ударение, но в 2-х словах поставить ударение неверно, чтобы товарищ нашёл эти «ловушки».

               Затем задания усложняются и объединяются 3-4 человека.

                                             Игры.

1.   3 ученика сидят рядом и играют в орфогр. лото. По краям-2 иг-

      рока. У них – большие карты лото, на которых записано по 15-

      20 слов с пропуском орфограмм (сл-варь, осл-к). Между игрока

      ми сидит ведущий. У него отдельные карточки с проверочными    

      словами. Вед. читает слово и отдаёт карточку тому ученику, ко-

      торый докажет, что это слово ему подходит, т.е. является прове

      рочным. Выигрывает тот, кто 1-й закроет все слова.

2.   «Совещание врачей».  (4 чел.)

       В царство Русского яз. пробрались ошибки и заразили корни

       слов. Дети-врачи должны обследовать каждое слово. Здоровых

       сразу выписать, больных излечить. Каждая бригада врачей рабо

       тает в своей палате. У детей 25 пациентов.(Учитель раздаёт кон

        верты со словами, где некоторые написаны с ош.)

        1-м смотрит «Специалист по корням». Он отмечает ту область,

        где могут спрятаться ошибки, и не забывает спросить согласия

        коллег. Потом слово смотрит «Специалист по орфограммам».

        Он подчёркивает безударные гл. и сомнительные согл. в кор-

        нях и тоже спрашивает мнение др. врачей. Далее слово попада-

        ет на приём к «Специалисту по проверочным словам». Тот за-

        писывает их рядом с больным словом и передаёт работу Глав-

        ному врачу. Последний исправляет ош. и выписывает больного

        домой.(пишет слово правильно)

В эту игру играют на 4-х уроках по 15-20 мин.-дети должны пере-

пробовать все роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по системе Эльконина - Давыдова.

Тема: "Обозначение глазных звуков после Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ"...

Развернутое тематическое планирование по развивающей системе Эльконина-Давыдова по предмету Русский язык 3 класса

Развернутое тематическое планирование по развивающей системе Эльконина-Давыдовапо предмету Русский язык  3 классана 2011-2012 учебный год. Учитель: Манакова Екатерина АлександровнаКоли...

Литературное чтение 2 класс . Развивающая система Эльконина -Давыдова " Притча об Эзопе".

Предмет и УМК: Литературное чтение, 2 класс, " Система РО Эльконина - Давыдова"Тема урока : Притча об Эзопе.Тип урока: открытие новых знанийЦель : продолжить формировать способы определения ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» С. Г. Козлова.Задачи урока: Дидактические: 1...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Морфемный разбор.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по теме «Морфемный разбор».Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Виды разборов.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по всем видам разборов.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать знания обучающи...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Проверка безударных гласных звуков в корне слова" (3 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение и закрепление способов проверки безударных гласных звуков в корне слова.Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизиров...