Технологическая карта урока литературного чтения «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» С. Г. Козлова.
Задачи урока:
Дидактические:
1) познакомить обучающихся с произведением С.Г. Козлова «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма»;
2) сформировать умение создания текста-описания картин;
3) закрепить знания обучающихся о написании письма;
Развивающие:
1) развивать мышление: умение рассуждать, анализировать и делать выводы в ходе чтения и анализа;
2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы;
Воспитательные:
1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;
2) развивать умение проводить взаимооценку;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_cht_10_02_itog.docx | 76.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дата: Школа: МАОУ Многопрофильный лицей № 148Класс: 4Б Урок: 2 Время:14:55-15:35 Кабинет: 222 | Студент: Зарипов Данияр Альфритович Группа: 35 Учитель: Трашкова Елена Викторовна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: С. Г. Козлов «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения сказки «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» С. Г. Козлова
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить обучающихся с произведением С.Г. Козлова «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма»; 2) сформировать умение создания текста-описания картин; 3) закрепить знания обучающихся о написании письма; | Предметные: 1) учиться созданию текста-описания картин; 2) учиться применять знания о написании письма при выполнении упражнений и анализа произведения С.Г. Козлова «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма»; |
Развивающие: 1) развивать мышление: умение рассуждать, анализировать и делать выводы в ходе чтения и анализа; 2) развивать умение анализировать ответы, делать выводы; | Личностные: 1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 2) формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности; 2) развивать умение проводить взаимооценку; |
УМК: Учебник Е.И. Матвеева «Литературное чтение», 4 класс, 2 часть (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова); раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределения к деятельности (1 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует обучающихся, настраивает на работу. - Добрый день, ребята! Меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. - Покажите мне пальцы вверх, если у вас хорошее настроение и вы готовы к продуктивной работе. - Отлично, приступим. 2. Объяснение способа самоанализа с помощью приема «Лесенка успеха» - На парте у каждого из вас лежит карточка, в которой мы будем оценивать свою работу. Оцениваем по 3-бальной системе. Т. е. если вы поняли весь материал, активно принимали участие в работе – ставите 3 балла. Если вы частично не поняли материал, не активно принимали участие в работе – то 2 балла. И если вы ничего не поняли, не принимали участия в работе – ставите 1 балл. | 1. Приветствуют учителя. Выполняют движения, выражают настроение | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для работы. | Слайд |
Актуализация знаний и мотивации (5-7 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: Внешний контроль | 1. Речевая разминка. - А сейчас, давайте подготовим наши голосовые связки и артикуляционный аппарат. Ах, вы сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени. Отлично, теперь мы с вами готовы! 2. Проверка домашнего задания – описание картины. - Перед началом изучения новой темы проверим ваше домашнее задание. Кто скажет, какое задание у вас было? - Итак, приступим. Кто хочет прочитать описание к репродукции? - Понравилось ли? Чем понравилось? Какие вы заметили недочеты? Как можно было написать иначе? - Хорошо! 3. Актуализация знаний по теме изучаемого раздела - Помнит ли кто-то из вас, какой большой раздел, вы изучаете? - Что является основным в переписке героев? - Какие основные условия написания письма? Или же так скажем, основные компоненты написания письма? | 1. Речевая разминка 2. Подготовка домашнего задания - Описать репродукцию картины И. Гё «Пушкин в селе Михайловском» в роли экскурсоводы Описание картин Ответы детей - Раздел «Переписка героев» - Письмо - Указание адреса, адресата, уважительное обращение к собеседнику, отправителя | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; | Слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Парная Группа словесных методов: учебный диалог | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Сегодня мы продолжим изучение основ написания письма. Но так как у нас литературное чтение, нам для этого необходима работа над произведением, по которому мы продолжим изучение данной темы. - Для того, чтобы узнать какое произведение мы будем с вами читать, предлагаю вам несколько заданий, которые вы должны будете выполнить в парах. 1. Какие герои будут в рассказе? (картинки героев) 2. Кто автор данного произведения? (ребус) 3. Каким будет основное действие в тексте? (фотки написания письма) - Итак, как вы считаете, какое произведение мы с вами будем сегодня анализировать? - Будет ли тема нашего урока звучать по-другому? - Какую цель на данный урок мы с вами поставим? - Что нам необходимо будет сделать для достижения данной цели? - Чтобы определить порядок наших действий на уроке восстановите в парах план деятельности. - Вспомнить основные условия написания письма - Прочитать рассказ - Проанализировать рассказ - Подвести и сделать выводы | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении.
1. Ежик, ослик, медвежонок 2. С. Г. Козлов 3. Герои будут писать друг другу письма - «Как Ослик, Ежик и Медвежонок писали друг другу письма» С. Г. Козлов - Нет - Познакомиться с произведением, проанализировать его - 1. Вспомнить основные условия написания письма 2. Прочитать рассказ 3. Проанализировать рассказ 4. Подвести и сделать выводы | УУПД: Формулировать цель УУРД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Слайд |
«Открытие детьми нового знания» (10-12 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Показ презентации Внешний контроль | - Один из пунктов мы с вами выполнили, вспомнили основные условия написания письма. Отметьте это у себя на карточке с планом. 1. Первичное знакомство с рассказом. - Отлично! Теперь перейдем к чтению рассказа. Будем читать рассказ по цепочке. Все внимательно следим, слушаем того, кто читает. - Перед тем, как мы начнем писать, вам будет дано небольшое задание. По ходу чтения сказки, выделите эпизоды, в которых содержатся письма друзей. Скажите, о чем они пишут. (Задание №1). 2. Проводит работу по осознанному восприятию текста. - Отлично! Вот мы и прочитали с вами сказку. Можете отметить это в своем плане. - Сколько эпизодов в сказке, в которых содержатся письма? - Каково содержание писем друзей? - Какую ошибку допускали Ежик, Ослик и Медвежонок, когда писали письма? - Как вы считаете, почему переписка героев не дала никаких результатов? - В чем смысл данной сказки? - Давайте разделим данный текст на несколько смысловых частей. Организует работу по определению частей текста. | 1. Первичное чтение рассказа по цепочке. 2. Анализ произведения. - 8 - Они хотели построить лодку, чтобы весной они могли видеться - Они не здоровались, не прощались друг с другом - Они смогли друг с другом договориться, т.к. они начали спорить друг с другом, кто из них раньше написал письмо - Нужно уметь договариваться друг с другом, слышать друг друга. Делят часть на смысловые части. | УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи УУПД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | Слайд |
Первичное закрепление (5-6 мин) | Усвоение нового способа действий | Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации, раздаточный материал Внешний контроль | 1. Организует первичное закрепление. Работа в парах. - Сейчас вам необходимо составить план данной сказки. На выполнение данного задания у вас 3 минуты. Приступаем к выполнению. - Какая пара хочет сказать свой план по данному произведению? 2. Организует парную работу. - Теперь выполним задание 4 на странице 122. Прочитайте формулировку задания? «Помоги друзьям договориться так, чтобы летом они смогли встретиться друг с другом». - Данное задание вы будете выполнять в парах. Совместно с соседом по парте подумайте, как можно договориться друзьям, чтобы летом они смогли встретиться. - Приступаем к выполнению задания. У вас 3 минуты. Время пошло. - Время вышло. Представьте свой вариант? - Есть ли еще варианты, которые вы можете предложить? - Чей план вам понравился больше? Чем он вам понравился? | 1. Выполняют работу. Ответы обучающихся. Выполняют задание. Рассказывают свои варианты помощи для друзей. Оценивают и анализируют варианты. | УУПД: Объединять объекты по определённому признаку УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью УУРД: планирование своих действий в соответствии с задачей | Слайд |
Динамическая пауза (1 мин) | Снижение эмоционального и физического напряжения | Практический: выполнение динамической паузы | #1054;рганизует динамическую паузу. - По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) | #1042;ыполняют динамическую паузу. Повторяют движения за учителем | ||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Внешний контроль Взаимоконтроль | 1. Организует самостоятельную работу - Сейчас у нас с вами будет самостоятельная работа. На столах у вас лежат карточки с заданиями. Заданий всего 5. Вам нужно выбрать один вариант ответа в каждом задании. - Готовы? Тогда приступаем. Тест. 1. Кто первым написал письмо среди друзей? А. Медвежонок; Б. Белка; В. Ежик 2. Когда началась переписка героев? А. зимой; Б. летом; В. весной 3. Кто доставил письмо Ежика Ослику? А. Медвежонок; Б. Снегирь; В. Белка 4. Кто прохворал всю зиму? А. Ослик; Б. Ежик; В. Медвежонок 5. Что делал Ослик, когда ему через форточку бросили письмо от Ежика? А. спал; Б. обедал; В. убирался - Время вышло. Поменяйтесь с соседом парте листочками. Ответы сейчас будут на слайде. Критерии оценивания: 0 ошибок – отметка «5» 1 ошибка – отметка «4» 2-3 ошибки – отметка «3» Больше 3 ошибок – отметка «2» | 1. Выполняют самостоятельную работу. Ответы: 1. А 2. А 3. Б 4. В 5. Б | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Карточка с самостоятельной работой Слайд |
Включение в систему знаний | Повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует повторение ранее изученного материала. - Какое произведение мы сегодня с вами изучили? - Кто автор данного произведения? - Какова основная мысль сказки? - Найдите в произведении строчки, в которых выражено отношение автора к событиям, героям. - Скажите свое отношение к данному произведению. 2. Дает домашнее задание и объяснение к нему - Откройте дневники и напишите домашнее задание на следующий урок: стр. 122 описать картину «На террасе». - Вам необходимо подготовить описание картины Бориса Михайловича Кустодиева «На террасе». При описании я предлагаю следовать следующему плану: 1. Описание переднего плана 2. Описание заднего плана 3. Сочетаемость цветов 4. Ваше впечатление от картины | 1. Ответы обучающихся. Сравнение авторской позиции и позиции обучающихся. Записывают домашнее задание | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Слайд |
Рефлексия деятельности 3-5 мин. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Беседа | 1. Проводит эмоциональную рефлексию деятельности. - Наш урок подходит к концу. Для того чтобы понять насколько вам понравилась урок каждый из вас построит «Лесенку успеха». Если вам все было понятно, то ставим плюсик на самую высокую ступень. Если вам все было понятно, но есть некоторые вопросы, то ставим плюсик на среднюю ступень. Если вы мало чего поняли или же совсем не поняли, то ставим плюсик на нижней ступени. - У кого плюс стоит на высокой ступени? На средней? На нижней? А как вы считаете почему? - Кто хочет высказать свое мнение по сегодняшнему уроку? - Спасибо за урок! До новых встреч! | Выполняют действия и отвечают на вопросы учителя. | УУРД: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; УУКД: строить монологическое высказывание, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка. | Слайд |
Работа над названием текста | Чтение сказки | Ответы на вопросы учителя | Сам. работа | Итого | |
«3 балла» - поняли весь материал, активно принимали участие в работе «2 балла» - не поняли частично материал, неактивно принимали участие в работе «1 балл» - ничего не поняли, не принимали участие в работе Критерии отметки: «5» - 11 и больше баллов. «4» - 10 баллов; «3» - меньше 9 баллов Имя:____________________ Твоя оценка:________ Оценка учителя:_______ | |||||
Имя | Описание картины | Постановка учебной задачи | Составление плана | Самост. работа | Отметка |
На каждый этап сделать «лесенку»
Вспомнить основные условия написания письма. | |
Подвести итог и сделать выводы. | |
Проанализировать произведение. | |
Знакомство с произведением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").
Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс
Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль 2 класс
Технологичекая карта разработана по УМК "Перспектива"....
Технологическая карта урока литературного чтения «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста» 3 класс
Предмет: Литературное чтениеКласс: 3 аТема урока: «М. Пришвин. «Моя Родина». Сочинение на основе художественного текста»Цели урока: познакомить учащихся с творчеством М.М.Пришвина;Предметные:учить дет...
Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Цветок на земле"" (УМК "Школа России", 3 класс )
Тема урока «А.П. Платонов «Цветок на земле»» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произве...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Б.Заходер «Товарищам детям». (УМК "Школа России 2 класс")
Тип урока: «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над стихотворением Б. Заходера «Товарищам детям»; совершенствование...
Технологическая карта урока обучению грамоте "Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью э, е" 1 класс, УМК системы Эльконина - Давыдова
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения обозначать твёрдость и мягкость согласных с помощью букв э, е.Задачи урока: Дидактические:1.Формировать умение ...