Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Виды разборов.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по всем видам разборов.
Задачи урока:
Дидактические:
1) обобщить и систематизировать знания обучающихся о видах разборов;
2) проверить сформированность понятий: морфологический, морфемный, синтаксический, фонетический разборы;
3) закрепить умение выполнять все виды разборов слова.
Развивающие:
1) развивать речь, мышление, познавательный интерес;
2) развивать умение работать в группе;
Воспитательные:
1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности;
2) воспитывать чувства товарищества, уважения работы в группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russ_yaz_05_05.docx | 125.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 05.05.2023 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148»Класс: 4Б Урок: 0 Время:13:00-13:40 Кабинет: 222 | Студент: Зарипов Данияр Альфритович Группа: 35 Учитель: Трашкова Елена Викторовна Методист: Кошкарова Любовь Сергеевна |
Тема урока: «Повторение. Виды разборов.»
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по всем видам разборов.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) обобщить и систематизировать знания обучающихся о видах разборов; 2) проверить сформированность понятий: морфологический, морфемный, синтаксический, фонетический разборы; 3) закрепить умение выполнять все виды разборов слова. | Предметные: 1) учиться различать виды разборов; 2) учиться выполнять разборы: фонетический, морфологический, морфемный, синтаксический. 3) учиться определять грамматические признаки, части речи, предложений, слов |
Развивающие: 1) развивать речь, мышление, познавательный интерес; 2) развивать умение работать в группе; | Личностные: 1) устанавливать связь между мотивом учебной деятельности и ее результатом; 2) формировать способность к оценке своих действий. |
Воспитательные: 1) воспитывать самостоятельность в определении деятельности; 2) воспитывать чувства товарищества, уважения работы в группах. |
УМК: Учебник Е.И. Матвеева «Русский язык», 4 класс, 2 часть (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова); раздаточный материал, презентация.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределения к деятельности (2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Фронтальная Группа словесных методов: слово учителя Группа наглядных методов: показ презентации | 1. Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, дети! Меня зовут Данияр Альфритович, сегодня я проведу у вас урок русского языка. 2. Создаёт эмоциональный настрой. - Перед началом нашей работы предлагаю вам эмоционально настроиться на урок. Сейчас вам необходимо повторять за мной. Готовы? - Я смогу выполнить все задания! - У меня все получиться! - Желаю успехов себе и друзьям! | 1. Приветствуют учителя. Выполняют движения, выражают настроение | УУРД: уметь организовывать своё рабочее место для работы. | Слайд |
Актуализация знаний и мотивации (3 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Фронтальная Парная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: Внешний контроль | 1. Актуализация знаний обучающихся по теме урока. - Для начала поработаем устно. Вам необходимо ответить на вопросы. Вопросы 1. Как называется разбор, при котором выделяют части слова – морфемы? 2. Анализ слова как части речи по трём признакам: общее грамматическое значение, то есть что означает слово, морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении. 3. Разбор, в ходе которого определяются все члены предложения и выясняются части речи. 4. Анализ звуков и букв, из которых это слово состоит. - Что мы сейчас определили? | - Повторение. - 1. Морфемный 2. Морфологический 3. Синтаксический 4. Фонетический - Виды разборов | УУПД: строить речевое высказывание в устной форме; делать обобщение. УУКД: слушать и понимать речь других; анализировать информацию; | Слайд |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог | 1. Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися через создание проблемной ситуации. - Каким одним общим словом мы можем назвать ответы? - Теперь предлагаю сформулировать тему нашего урока. - Отгадайте ребус. - Как будет звучать тема нашего урока? - Какую цель на данный урок мы с вами поставим? - Что нам необходимо будет сделать для достижения данной цели? - - Правильно! Но перед началом нашей работы , давайте составим план. Используя опорные слова: Повторить… Подвести … | 1. Выдвигают варианты формулировок темы и цели, участвуют в их обсуждении. - Виды разбора слов. - Повторение - «Повторение. Виды разбора.» - Закрепим умения выполнять разборы слова План урока: - 1. Вспомним виды разборов 2. Повторим выполнение разборов 3. Закрепим умения выполнять разборы слов и предложений 4. Подведем итоги и сделаем выводы | УУПД: Формулировать цель УУРД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Слайд |
Обобщение и систематизация знаний (12-15 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создания ситуации успеха | Фронтальная Группа словесных методов: учебный диалог Группа наглядных методов: Показ презентации Внешний контроль | 1. Организует закрепление ранее пройденного материала. - Сегодня на уроке у нас будет интеллектуальная игра. Вы уже разделились на команды. Наша игра называется «Клуб «Разбирай-ка». - У нас будет 4 раунда. 1. «Морфемка» 2. «Синтаксис» 3. «Фонема» 4. Морфологический - Вы работаете в командах, поэтому от вклада каждого и от чёткости взаимодействия зависит конечный результат. Наши гости определят самую интеллектуальную, внимательную и старательную команду, а также каждый получит оценку за итоговый тест по теме. Предлагаю вспомнить правила работы в группе. Класс разделяется на 5 групп. Парты уже будут готовы. - Распеделите в группе обязанности : кто будет записывать ответы (писарь), кто (лидер) организует работу, кто будет передать ответы жюри(спикер) , кто следит за временем (хранитель времени). Остальные помогают в правильности ответов, помогают и подсказывают. - Переходим к 1 раунду. Вам необходимо составить слова по предложенным схемам. И записать данные слова на листке. На выполнение задания у вас 4 минуты. Время пошло приступаем к работе! - Сдаем ответы. - Какой вид разбора вы выполнили? Что необходимо знать в таком виде разбора? Были ли у вас сложности при выполнении заданий? Какие? - Незамедлительно переходим ко 2 раунду. На слайде вы видите 3 предложения. Вам необходимо выполнить синтаксический разбор предложений. Переходим к выполнению, у вас есть 5 минут. 1. На проталинах показались ранние весенние цветочки. 2. Горячее солнце золотило нашу окрестность. 3. Утренняя роса покрывала зелёную траву. - Несем ответы на проверку. - Над чем работали? Что важно знать для этого? Были ли у вас сложности при выполнении заданий? Какие? - Продолжим нашу работу. И у нас на подходе 3 раунд. На слайде предложены слова для фонетического разбора. 5 слов, чтобы все успеть предлагаю поделить слова внутри группы. - Приступаем! У вас есть 4 минуты. Слова: береза, осенний, склониться, нудный, вымокли. - Сдаем ответы проверяющим. - Что необходимо знать для выполнения фонетического разбора? - У нас заключительный 4 раунд. Как вы поняли по названию, он связан с морфологией. Соответственно задание будет следующим: Выполните разбор выделенных слов. 1) За вершинами леса скрылось солнце. 2) Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. 3) Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях. - Какой вид разбора выполнили? Что сложного было? | - Правила работы в группе : - Морфемный - Знать части слов (морфемы) - Над синтаксическим разбором слова, знать грамматические признаки предложений. - Характеристику звуков в зависимости от их позиции в слове. | УУКД: Воспринимать и формулировать суждения УУРД: Планировать действия по решению учебной задачи УУПД: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | Слайд |
Динамическая пауза (0,5 мин) - По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4 мин) | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуаций успеха. | Индивидуальная Группа словесных методов: слово учителя Внешний контроль Взаимоконтроль | 1. Организует самостоятельную работу - Пока наше жюри подсчитывает ваши баллы. Вы поработаете самостоятельно. На столах у вас лежат карточки с заданиями. Вам необходимо выполнить все 4 вида разбора. 1 вариант: На вершине старого дуба воркует голубь. 2 вариант: Пролетают над лесом дикие утки. - Пояснение: Морфемный: воркует, пролетают. Фонетический: голубь, дикие. Морфологический: дуба, лесом. Синтаксический: предложение полностью. - Готовы? Тогда приступаем. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Ответы на карточках, которые я только что раздал. Критерии оценивания: 0 ошибок – отметка «5» 1 ошибка – отметка «4» 2 ошибки – отметка «3» 3 и более ошибок – отметка «2» | 1. Выполняют самостоятельную работу. | УУРД: корректировать свои учебные действия УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью | Карточка с самостоятельной работой Слайд |
Включение в систему знаний (3 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Фронтальная Группа словесных методов: беседа Группа наглядных методов: показ презентации Внешний контроль | 1. Организует повторение ранее изученного материала. - Теперь поработаем с вами устно. Вам нужно с помощью моих объяснений и подсказок догадаться, какое слово я зашифровал. А) Корень тот же, что и в слове сказка. Суффикс тот же, что и в слове извозчик. Приставка та же, что и в слове расход. Б) Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же в дневнике я в журнале. - Отлично! Выполните самостоятельно в тетрадях морфемный разбор этих слов. | 1. Ответы обучающихся. - Рассказчик. - Оценка. | УУРД: Сравнивать результаты своей деятельности с деятельностью одноклассников | Слайд |
Рефлексия деятельности (3-5 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Беседа | 1. Задаёт вопросы, руководит процессом рефлексии. - Наш урок подходит к концу. Пришло время подвести итоги. Давайте вспомним тему урока. -Какую цель мы перед собой ставили? - Если мы достигли цели, хлопните 1 раз. - Посмотрите на экран, кто хочет закончить предложения? Я смог выполнить… Мне было сложно … Больше всего мне понравилось… - Обратимся к плану урока. Все ли пункты мы выполнили? Теперь вы можете оценить свою работу на уроке. - На этом наш урок окончен. Спасибо за работу! | Выполняют действия и отвечают на вопросы учителя. | УУРД: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; УУКД: строить монологическое высказывание, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка. | Слайд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Повторение по теме Части речи» 2 класс.
Класс: 2 «А»Цель: Повторение по теме «Части речи»Задачи:-формировать у учащихся познавательную мотивацию к изучению русского языка;-обобщить знания учащихся по теме «Част...
Технологическая карта урока русского языка на тему; "Повторение. Правописание слов".3 класс
Технологическая карта урока русского языка на тему; "Повторение. Правописание слов".3 классЦели занятия:* создать условия для комплексного повторения правописания слов, разбора слов по соста...
09. Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторение и систематизация изученного пройденного материала" - "В стране невыученных уроков", 3 класс.
Повторение - одно из главных условий запоминания и усвоения материала. На уроке повторение изученного построено в игровой форме....
Технологическая карта урока русского языка "Проверка орфограммы в окончании слов, называющих действие" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глаголов.Задачи урокаДидактические:закрепление знаний о правописании личных окончаний глаголов;закрепление умения определять спряжение г...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание личных окончаний глагола в слове "гнать" (УМК "Система Эльконина-Давыдова", 3 класс)
Цель урока: формирование знаний о правописании личных окончаний глагола в слове «гнать».Задачи урокаДидактические:формирование умения определять спряжение глаголов., в том числе у глаголов...
Технологическая карта урока обучения письму "Письмо строчной письменной буквы а" 1 класс, УМК: системы Эльконина - Давыдова
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «а» и её элементов.Задачи урока:Дид...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Повторение. Морфемный разбор.» (4 класс, УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова")
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: закрепление и обобщение знаний и умений по теме «Морфемный разбор».Задачи урока:Дидактические:1) обобщить и систематизировать...