Статья для участия в конкурсе "Новое образование 2015"
статья на тему
опыт Реализации ФГОС В направлении патриотического воспитания младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_statya_brodnikova_n.p.docx | 25.4 КБ |
Рефлексия участия в конкурсе | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Бродникова Наталья Петровна «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.»
Опыт реализации ФГОС в направлении патриотического воспитания младшего школьника
Автор: Бродникова Наталья Петровна, учитель начальных классов, МБОУ «Усть-Баргузинской СОШ им.Шелковникова К.М.»
Аннотация:
В данной статье предлагаю вам познакомиться с опытом работы учителя начальных классов. Вопросы воспитания детей в духе гражданственности и патриотизма педагогический коллектив «Усть-Баргузинской СОШ им.Шелковникова К.М.» положил в основу своей воспитательной деятельности. Педагоги, не отвергая уже имеющихся традиций, вместе с тем открыли множество новых, оригинальных приемов работы в этом направлении. Представляю некоторые из них и надеюсь, что эти идеи увлекут и вас.
В статье анализируется современное восприятие патриотического воспитания в социу-ме и в системе образования. Статья имеет практическую направленность, данные формы работы можно использовать в общеобразовательной школе и системе дополнительного образования.
Поистине, воспитывать – это значит решать судьбу не только одного
человека, но и всей державы.
В.Г.Белинский
Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в без духовности, безверии, агрессивности, безразличии к судьбе своей страны. Поэтому актуальность проблемы патриотического воспитания младших школьников – это стержневая проблема учебно-воспитательной работы каждого педагога.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования», - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». Эта важная задача имеет свои особенности на каждом возрастом этапе развития школьников и в системе их обучения.
В широком смысле понятие «патриотизм» обычно означает олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам, то есть патриотизм – это категория нравственная.
Процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Для учителя начальных классов это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» показана необходимость активизации процесса воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте. Здесь представлен портрет выпускника начальной школы, который включает в себя такие личностные характеристики: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.
Воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. В программе воспитательной работы, которую я реализую второй год, первое место отводится направлению, которое называется "Я - патриот и гражданин России".
В программе я определила цель: воспитание гражданских и патриотических чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре, формирование у учащихся соответствующих знаний о праве.
Основными моментами деятельности воспитателя и классного руководителя в направлении являются:
- знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
- знакомство с историческим прошлым своего края, с его историческими местами, известными людьми, знаменательными датами;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения, нравственного;
- формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости.
Чувство патриотизма может быть привито под воздействием красоты окружающей природы, народных традиций. Любовь к Родине у каждого проявляется в свое время и по-своему. Сначала это – любовь к отцу, матери; подрастая, ребенок начинает испытывать привязанность к друзьям, родной улице, городу, поселку; и только взрослея, набираясь житейского опыта и знаний, он постепенно осознает свою привязанность к Отчизне.
Следуя ФГОС, я включила в содержание деятельности по патриотическому воспитанию детей младшего школьного: приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Учащиеся класса являются активными участниками всех школьных мероприятий, а также инициаторами проведения классных мероприятий.
Первые дни в школе начались с изучения школьных законов, на занятиях мы говорили о своём маленьком коллективе, который сравнивали с маленькой планетой, которая называется «Школьная жизнь» и создали свои законы.
Посещение школьного музея позволяет продолжить воспитательное направление и познакомить учащихся с посёлком, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и настоящего времени, достопримечательностями. Мы были слушателями замечательных лекций Зинаиды Александровны Просоловой с показом памятных фотографий, Книги Памяти, посвящённые Дню памяти К.М.Шелковникова, «Ветераны живут рядом», «Герои – мои земляки».
При подготовке праздника «Моя мама лучше всех» ребята красочно оформили свои рассказы о мамах и создали видео презентацию «Нашим мама посвящается».
Самым масштабным мероприятием было участие в дистанционном проекте
«Мы помним, чтим, гордимся!», посвященный 70-летию Победы. В данном проекте используется Интернет – технология веб – квест, которая позволяет в рамках одного проекта: по литературе осуществить изучение литературных произведений, произведений живописи и совершенствование навыков работы с компьютерными программами. Поэтому данная работа получилась интегрированной: интеграция затрагивает не только учебные дисциплины (литература, история, изобразительное искусство, информатика), но и области технологий (проектная технология, дистанционная интернет – технология веб-квест), что позволяет развивать у учащихся ряд компетенций.
Была организована проектная деятельность младших школьников, направленная на поиск сведений о замечательных людях – воинах, тружениках тыла. Собирали сведения о родственниках и знакомых, о всех тех, в чьей судьбе так или иначе отразилась Великая Отечественная война. Ученики класса стали участниками всероссийского проекта "Неизвестные лица второй мировой", совместно с детьми из разных городов и стран страница за страницей они собирали Книгу Памяти, в которой рассказали о героях войны. О тех, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников, но тех, память о которых хранится в их семьях.
Проводятся уроки Мужества: в 1 классе такой урок предназначен для расширения наглядно-образных представлений учащихся, связанных с возникновением понятий о людях в форме; во 2 классе для ознакомления с предметами, которыми пользуются данные люди; в 3 классе с целью показать разнообразие сферы деятельности военных людей и в 4 классе привить интерес к героическим поступкам прославленных людей.
2 сентября 2015 года в нашем классе прошёл урок мира и дружбы под девизом "Мир без насилия и тревог". На уроке разобрали понятия слов «МИР", "ТРУД", "ДРУЖБА", "СОГЛАСИЕ", "МАМА", рисовали картины мира. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их любовь к сказкам, игре, склонность к подражанию, фантазиям, мы прочитали детям сказку «Цветик-семицветик» В. Катаева. Далее предложили представить, что у каждого из ребят остался один лепесток, который может исполнить только одно желание. Мною было предложено детям хорошо подумать и загадать самое заветное желание. Каковы же были ответы? Конечно разные. Но большинство из них достойны внимания:
«Чтобы не было войны!»
«Чтобы все были счастливы!»
«Чтобы все люди были здоровы!»
«Чтобы мама никогда не болела!»
«Хватит войне на Украине.»
Ребята с родителями активно приняли участие в конкурсе рисунков и стихотворений, посвященном 170-летию со дня создания органа управления образованием в Баргузинском районе.
В преддверии приближающейся юбилейной даты, 350-летию, нашего посёлка, началась работа по реализации проекта «Люблю тебя, мой край родной».
Для того, чтобы работа по патриотическому воспитанию младших школьников приносила результаты, необходимо тесное сотрудничество классного руководителя с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Так, на моих родительских собрания, посвящённых гражданско-патриотическому воспитанию увлекательно, проходило знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями.
Активно ведётся тесная связь с родителями через сайт нашего класса «Дневник следопытов».
Гражданско-патриотическая направленность большинства КТД, классных и общешкольных мероприятий восполняет её дефицит в современных СМИ, а, следовательно, и в семейном воспитании. Сопричастность к общешкольным и общегосударственным традициям способствует росту самосознания в личности.
Предварительный просмотр:
Любой конкурс – это стимул к дальнейшей деятельности. Решение об участии было принято. Привлёк формат проведения конкурса.
Главной целью моего участия было научиться обобщать и систематизировать свои знания и умения, обобщить и представить собственный педагогический опыт в виде статьи, сравнить ее с другими, усовершенствовать для последующей публикации, представить свою работу на высоком уровне. Не менее важным считаю знакомство с передовым педагогическим опытом педагогов района и республики Монголии. Еще одним положительным результатом считаю для себя умение собраться, организовать свою деятельность, так, чтобы участие в конкурсе не мешало, а способствовала моей основной учительской работе.
Хочется выразить благодарность организаторам конкурса «Новое образование», с вашей помощью осуществляется интеграция отдельно взятого учителя в образовательную среду села, района, республик, страны.
Интернет – конкурс в районе объявлен, Большое количество участников заявлен, Для того чтобы получить ответ: Достойны ли статьи для публикации иль нет? Все педагоги просто на подбор: Красавицы, владеют ИКТ. И опыт есть, и конкурсный задор, И творческая мысль на высоте. Рецензентами успели побывать, И в обсуждении участие принять, Осталось рефлексию написать, Свои находки ни к чему скрывать! Немного жаль, что все уже свершилось, И всем заданиям будет подведен итог. Мы многому друг у друга научились, Ведь в вечном поиске быть должен педагог. Спасибо всем, кто конкурс для нас придумал, Кто справедливо баллы выставлял! Ваш труд был тоже не из легких, И он достоин тысячи похвал! Коллеги, желаю Вам успехов, Научных достижений, творческих побед. Пусть Вам везёт, а жизнь прожить без бед! |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
В статье рассматриваются актуальные вопросы информатизации образования, заключающиеся в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной,...
Личное заявление на участие в конкурсе Профессионал - 2015
Личное заявление на участие в конкурсе Профессионал - 2015 Бунина Ульяна Александровна...
В рамках Конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта "Образование-2015". Результаты педагогической деятельности Долговой Елизаветы Никандровны, учителя начальных классов СП №2 ГБОУ СОШ №2100 г.Москвы.
В рамках Конкурса лучших учителей приоритетного национального проекта "Образование-2015". Результаты педагогической деятельности Долговой Е.Н., учителя начальных классов СП №2 ГБОУСОШ №2100....
Моя инициатива в образовании 2015 год
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каж...
"Активное участие родителей в образовании и воспитании детей"
Статья раскрывает сущность технологии "Проектная деятельность" и как вовлечь в нее не только детей но и родителей....
– Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»
dash; Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы и перспективы». Статья «Формирующее оценивание в инклюзивном образовании»...
Статья "Организация участия семей учащихся в добровольческой деятельности как основа успешной воспитательной внеурочной деятельности".
Описание опыта работы воспитателя группы продлённого дня по организация участия учащихся и их семей в добровольческом проекте....