Статья "ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ"
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Георгиева Светлана Валерьевна

 В статье рассматриваются актуальные вопросы информатизации образования, заключающиеся в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ikt_v_obrazovanii.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

ИНФОРМАЦИОННЫЕ

КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ

1. Путешествие по реке ИКТ

Под информационной технологией в одних случаях понимают способ и средства сбора, обработки и передаxи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте, в других - совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами.

Следует заметить, что в каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как обозначенные выше способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Система образования, пожалуй, всегда была очень отзывчивой на внедрение в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения и компьютерных средствах. В учебных заведениях и сегодня успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования, системы управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки данных).

2. Основные педагогические цели использования информационных технологий

Информационные технологии используются для достижения следующих педагогических целей:

1. Развитие личности обучаемого, подготовки его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества, включающей (помимо передачи информации и заложенных в ней знаний):

  • •        развитие  конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером;
  • развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
  • развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
  • формирование умения принимать оптимальные решения в сложной ситуации (в ходе компьютерных деловых игр и работы с программами-тренажерами);
  • развитие навыков исследовательской деятельности (при работе с моделирующими программами и интеллектуальными обучающими системами);
  • формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании
    текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных).

2.        Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:

  • •        подготовка специалистов в области информационных технологий;
  • •        подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности.

3.        Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:

  • •        повышение эффективности и качества обучения за счет применения информационных технологий;
  • выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности (возможно использование большинства перечисленных технологий – в зависимости от типа личности обучаемого);
  • углубление межпредметных связей в результате использования современных средств обработки информации при решении задач по самым различным предметам (компьютерное моделирование, локальные и сетевые базы данных).

3. Основные направления развития самих информационных технологий.

Этими же педагогическими целями определяются и основные направления развития самих информационных технологий. Особое внимание сегодня уделяется совершенствованию таких технологий, как:

технология повышения эффективности и качества процесса обучения благодаря дополнительным возможностям познания окружающей действительности и самопознания, развития личности обучаемого;

технология управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;

технология управляемого мониторинга (контроль, коррекция результатов учебной деятельности, компьютерное педагогическое тестирование и психодиагностика);

коммуникационная технология, обеспечивающая распространение научно-методического опыта;

технология организации интеллектуального досуга, развивающих учебных игр.

4. Использование мультимедийных технологий в образовании

Мультимедийные технологии (мультимедиа от англ. multi - много, media - среда) являются одними из наиболее перспективных и популярных педагогических информационных технологий. Они позволяют создавать целые коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation); включают в себя интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.

Появление систем мультимедиа, безусловно, привело к революционным изменениям в таких областях, как образование, компьютерный тренинг.

5. ИКТ на уроках.

Программные продукты для учебного процесса чаще всего представляли собой электронные варианты следующих учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстрированного характера; электронные словари, справочники и учебники; лабораторные практикумы с возможностью моделирования реальных процессов; программы-тренажеры; тестовые программы; электронные учебники.

Схемы, таблицы. Урок-путешествие по фильму, на котором дети помогают любимым героям.

6. ИКТ и внеклассные мероприятия. Слайд-шоу.

7. ИКТ и родительские собрания.

Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те или иные проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами. Случается, что папы и мамы, если их дети слабо учатся, не желают ходить на собрания, не хотят лишний раз выслушивать замечания учителя и его нелестные отзывы об успеваемости их детей.

Опыт многолетней работы показывает, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Надо сделать так, чтобы родители сами наглядно видели, как учится и чем живет их ребёнок, каковы причины его трудностей в обучении, поведении, общении.

Полезно иногда на собраниях представить фрагменты уроков. Это нравится детям, а родители внимательно и заинтересованно следят за своим ребёнком. Сравнивая учеников, родители сами делают выводы об успехах своих детей.

8. ИКТ и СанПиН.

При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Согласно данной таблице длительность просмотра в 1—2-х классах должна составлять: диафильмов — 7—15 мин, кинофильмов — 15—20 мин, телепередач — 15 мин.

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3—4, обучающихся II и III ступени — 4—6.

Учитель начальных классов  С.Георгиева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики"

Экологическое образование как ресурс развития личности, формирования нового мировоззрения и приоритетное направление национальной экологической политики           ...

Статья " Экологическое образование и обучение на уроке"

В статье обобщается мой опыт работы по экологическому обучению и воспитанию на уроках математики, русского языка и литературного чтения....

Статья "Преемственность образования начальной школы и средней школы"

Причины дезадаптпции учащихся. Создание благоприятных условий для преодоления 1 и 2 адаптационного периодов. Опыт работы МО учителей начальных классов, учителей-предметников, воспитателей детског...

Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».

Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....

Статья "Экологическое образование младших школьников"

 Экологическое воспитание в эпоху стремительного развития науки является одним из самых значимых направлений воспитательной  системы в начальной школе. Работа по формированию  на...

Статья "Инклюзивное образование в условиях современного обучения"

Статья описывает сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в обществе и современной школе по отношению к детям, имеющим особые образовательные  потребности....