"Активное участие родителей в образовании и воспитании детей"
статья (3 класс)

Анна Джоновна Паравян

Статья раскрывает сущность технологии "Проектная деятельность" и как вовлечь в нее не только детей но и родителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_paravyan.docx238.55 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Активное участие родителей в образовании и воспитании детей».

         ВЧЕРА и СЕГОДНЯ:      Федеральный образовательный стандарт (ФГОС) поставил перед школой новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.

СЕГОДНЯ и ЗАВТРА:  перед школой стоит новая задача, плавно перетекающая из предыдущей: формирование функциональной грамотности обучающихся.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач образования и воспитания. Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы. Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Мы с вами знаем немало психолого-педагогических форм работы с родителями. Это и родительские собрания, конференции, индивидуальные консультации, открытые уроки, внеклассные мероприятия , участие родителей  Совете школы и т.д. Сегодня перед нами задача внедрить наибольшее количество родителей в педагогический процесс.

И тут важно сказать, что именно в проектной деятельности сотрудничество учителя с родителями станет залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися.

       Тема "Проектная деятельность в начальной школе"  актуальна в наше время, потому что сегодня необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие  личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, а также она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем - то знакомым и понятным из реальной жизни.

      Метод учебного проекта не нуждается в рекламе. Он активно используется  нашими педагогами. Мы реально видим,  как из года в год растет активность участия обучающихся на конференциях «Потенциал».     Но начиная работать по этой теме  с детьми   зададим себе вопрос: "А достаточно ли развиты у младших школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к такой деятельности?  Ответ однозначный: " Конечно же,  нет!"

    Но это не значит, что ученики начальной школы  не должны включаться в проектную деятельность. Ребенок настроен на познание мира и хочет его познавать. А для успешных занятий проектной деятельности необходимо наличие обязательных условий:

  • желание самого ребенка;
  • благоприятная среда;
  • грамотный доброжелательный учитель – консультант, наставник.

Совсем недавно, мы с вами  прошли курс «Наставник школьного проекта», который предполагает:

1.Как грамотно включить проектную деятельность в школьные занятия;

2.Как помогать школьникам организовать работу над  проектом;

3.Находить актуальные темы проектов, отвечающие на современные вызовы.

    Без этого проектная деятельность  будет формальной, неинтересной ученику. В начальной школе - это обычно не индивидуальная, а семейная деятельность.

      Итак, третий субъект проектной деятельности в начальной школе, я считаю – это родители.

Чтобы включить в проектную деятельность больше детей и родителей, нужно подумать над созданием  коллективного проекта.

     Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, как обычно наблюдается,  иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети начинают работу  над проектом.

 Расскажу о начале работы над коллективным проектом в  3- а классе:

  Во время родительского собрания родителям была разъяснена  суть метода проекта и его значимость для развития личности детей. Я  их познакомила с основными  этапами проектной деятельности и формами возможного участия в ней.

1. Выбор темы проекта: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей. Чем больше идей, тем больше выбор. Я, как наставник проекта, поставила перед детьми задачу узнать:  какие события в мире произошли за последний год.

2. Выдвижение первоначальных идей.  Дети, пообщавшись с родителями,  пришли с такими ответами:

а) распространение короновирусной инфекции  –18 учащихся

б) пожары и наводнения в Сибири-7 учащихся

в) пожары в Австралии-5 учащихся

Без идеи и ответа – 2

3. Выбор лучшей идеи. В классе прошло обсуждение тем (ребята посмотрели  короткие видео-репортажи  от информационных агенств  с мест событий).  Буквально всех заинтересовала  тема  Австралии, уникальность географического расположения континента, ее флора и фауна. Ребята озаботились экологией континента и тем, что  большинство животных  находятся под угрозой полного  исчезновения.

4. Планирование проектной деятельности:  помочь ребенку спланировать работу  с учетом занятости детей, определение сроков ее выполнения. На данном этапе мы сделали план  дальнейшей работы над проектом и распределили между учениками темы сообщений. Главный вопрос проекта: губительные пожары- это следствие засушливого климата или глобальное потепление? По крайней мере, как я думаю,  дети прикоснутся к теме экологии и о важности  сбережения  окружающей среды.

На  одном из уроке технологии каждый ребенок из аппликации сделал то животное или птицу, о котором должен подготовить сообщение. Подготовка сообщения запланирована на каникулярное время.

 5. Изучение необходимого материала по теме проекта.  Здесь просто необходимо активное включение родителей. Взрослые могут  посодействовать ребёнку в передвижении до библиотеки, музея, выставок, помочь сориентироваться в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации по теме проекта. Источником информации могут быть беседа, а так же книги, периодические издания, Интернет, просмотр фильмов о живой природе ( например телеканал BBC).

6.Сведение всех мини-сообщений в одну презентацию. Возможно мы со своим классом по ZOOM  проведем такое собрание, где дети  вместе с родителями будут поочередно рассказывать о своих достижениях в поиске информации, читать свои сообщения.

7. Защита презентации проекта. Взрослым рекомендуется провести проверку сообщений, прорепетировать выступления, возможность снять волнение перед защитой проекта.

8. Оценка и самооценка проекта. Здесь родители могут дать советы, которые помогут скорректировать деятельность детей в следующих проектах. Желательно вместе  обсудить достоинства и недочеты своей деятельности, обязательно нужно отметить реальные достижения своего ребенка.

    Таким образом, в ходе работы над проектом родители могут выступать одновременно, в нескольких ролях. Они  консультируют и решают оперативные вопросы, помогают в подготовке презентации или создании видеофильма. Но родители не должны забывать:

  1. Что главное слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".
  2. Что родитель может играть роль источника информации наравне с прочими - такими, как книги, фильмы, интернет.

Итак: на данный момент более половины родителей из класса вовлечены в проект, совместно со своим ребенком. Участвуя в коллективном проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

    ВЫВОД:
Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из ее участников.

  • Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Начинают лучше понимать проблемы своих детей.
  • Огромное значение  имеет положительное общение детей из неполных и проблемных семей. Встречи и общение с родителями одноклассников может дать  ребенку  гораздо больше, чем беседы и нравоучения.
  • Родители больше узнают своего ребенка, поддерживают его творческий интерес.

     Кроме того, для любого педагога важно по мере возможности привлекать родителей не только к процессу подготовки проектов, но и к оценке  их эффективности.

Уже на данном  этапе сбора информации родители пришли к единому мнению, что подготовка к проекту занимает очень много времени и повышает умственную нагрузку учащихся, приходится анализировать большое количество информации.

 Работа над проектом позволяет почувствовать значимость своей деятельности, повышает социальный статус в школе, дети узнают способы взаимного сотрудничества: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнёром, как со взрослым, так и с одноклассником,  взаимопомощи в группе в решении общих задач, делового партнёрского общения. А значит, формирует социально-личностную компетентность детей.

     Родители и педагоги - это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Актуальное значение приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнение, сотрудничество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Список используемой литературы:

1. Землянская Е.Н., Чугреева М.К. Учебные проекты младших школьников. М.: Эксперт, 2010.

2. А.И. Савенков. Методика исследовательского обучения младших школьников. М.: Учебная литература, 2008.

3. Модульная система экспериментов. Инструктивные материалы для обучающихся. Начальная школа. М.: Бизнес Меридиан, 2011.

4.http://mmc-tarusa.edusite.ru/DswMedia/seminar-praktikum.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ответственность родителей за обучение и воспитание детей

уважаемые коллеги! публикую данный правовой лекторий вам в помощь при работе с нерадивыми родителями....

Вовлечение родителей в духовно-нравственное воспитание детей

Статья о возможностях работы с родителями...

Методические материалы для педагогов и родителей по обучению и воспитанию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. (Направления работы, дидактические игры и задания).

В статье даны направления работы с детьми, имеющими умеренную и глубокую умственную отсталость. К каждому направлению указаны дидактические игры и задания, позволяющие педагогам и родителям оказать ко...

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ.

Самое ценное, что у  нас  есть – жизнь. Жизнь и здоровье детей – это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё. Законными представителями ребенка при осуществлении им...

ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Образование и воспитание детей – инвалидов начальных классов с применением дистанционных технологий....

Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ(презентация)

Материал к семинару "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Адресован учителям, начинающим работать с данной категорией де...

Создание специальных условий для образования и воспитания детей с ОВЗ

Материалы семинара "Особенности организации образовательного процесса детей с ОВЗ в условиях общеобразовательного учреждения". Семинар адресован педагогам, начинающим работать с детьми с тяж...