От игры к проекту
статья на тему

Бродникова Наталья Петровна

Обобщения опыта работы в системе проектной технологии на районной  научно-практической конференции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_igry_k_proektu.docx54.19 КБ

Предварительный просмотр:

«ОТ ИГРЫ К ПРОЕКТУ»

Организация работы с одаренными детьми в учреждениях дошкольного, общего и дополнительного образования: опыт, проблемы, перспективы.

Бродникова Н.П.,

учитель начальных классов,

 первой категории,

 МБОУ Усть-Баргузинская СОШ

 «им.Шелковникова К.М.»


Первый класс - один из самых важных этапов жизни ребенка. Переступая школьный порог ребенок, начинает выступать в новой для себя социальной роли – становится учеником. И учебная деятельность для него становится ведущей. Однако для первоклассника еще очень важна игра: именно в игре он привык налаживать связи с другими детьми, и примерять на себя «взрослые» роли, и проявлять лидерские качества, и подчинять себя общему замыслу, и открывать для себя новое, решать непростые задачи.

В первом классе всё для маленького человека новое: учителя и родители одноклассников, и даже дети не просто дети, а классный коллектив. Попробуй здесь не потеряться!

Как мне кажется, проектная деятельность, в которую включились ребята, успешно решает именно эти задачи, протягивая ниточку от игры, в которой ребенок хорошо себя чувствует, к серьёзной учебе.

Первый проект, в котором участвовали ученики моего класса - «Школьник - 2015». Этот проект, наилучшим образом, помогает учителю познакомиться с каждым ребёнком, его семьёй и отношениями в семье.  Ученикам дает возможность познакомиться друг с другом и учителем, показать и развить свои творческие способности, подружиться.

 Проект «Школьник- 2015» выполнен в форме веб-квеста, состоит из трёх этапов, на каждом этапе учащимся предстояло выполнить роли писателей, мудрецов и творцов.

         На первом подготовительном этапе проекта под названием «Познакомьтесь – это Я», детям и родителям было дано задание написать своё имя в любой технологии.  Каждый ребёнок рассказывал о своём имени, своей семье, себе, своей жизни. Дети с удовольствием рассматривали творческие работы, выполненные в пластилиновой графике, аппликации из бумаги, макаронной аппликации, задавали друг другу вопросы, знакомились, очень быстро запомнили имена друг друга, подружились. В сочинении уже родителям предлагалось ответить на вопрос «Почему мой ребенок самый любимый». Тема была выбрана не для того, чтобы посмотреть, кто кого лучше перехвалит, а чтобы понять какие личностные качества у каждого ученика. Родители помогли мне лучше узнать каждого ребёнка, познакомиться, найти подход в адаптационный период.

Второй этап был направлен на раскрытие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка. Условия участия были очень просты: выбрать и определиться в каких интеллектуальных конкурсах, викторинах, дистанционных олимпиадах хотели бы участвовать. Подготовить, отрепетировать и выступить с любым номером. Каждый участвующий мог рассчитывать на помощь и поддержку своих домочадцев. Многие родители с радостью откликнулись на просьбы детей: помогли отрепетировать выбранный номер, сшили костюмы. Кто-то проигнорировал просьбу ребёнка, такие детки готовились самостоятельно. Были первоклассники, которые не участвовали.

     Самые лучшие номера участвовали в школьных праздниках «Празднике для наших мам», «Посвящение в первоклассники».  Мы увидели, насколько наши детки талантливы, как они хотят выступать, а самое главное насколько они дружны. Каждого участника встречали и провожали аплодисментами, если ребёнок забывал слова песни, весь класс ему помогал. Это очень важно!

Третий этап самый важный. Создание ученического портфолио, 4 сентября будет проводится смотр во главе с родительским комитетом.

Проект «Школьник - 2015» поможет определить участника традиционного школьного конкурса «Ученик года». Впереди будет много разных проектов, но как первый класс – особенный, так и этот проект особенный. Так как он наиболее актуален в 1 классе. Он важен для всех: учеников, учителя, родителей. Мы строим фундамент для наших дальнейших отношений. Очень порадовали те родители, которые проходят вместе с нами все три этапа и откликаются на все просьбы своих, а иногда и чужих, детей… Удивили детки, которые, чтобы участвовать во втором этапе конкурса, самостоятельно готовились и выступили достойно. Легко было работать с любым ребёнком. Труднее было с родителями, которые так и не поняли, насколько для их малыша этот конкурс был важен. Проекты впереди, но уже понимаешь, кто из родителей будет с нами активно участвовать и помогать, а кто стоять в стороне.

Таким образом незаметно для учащихся мы, играя, подошли к серьёзным проектам.

Хотелось бы рассказать ещё об одном опыте работы над учебно- воспитательным проектом «Мы помним, чтим, гордимся!», посвящённый знаменательной дате 70-летию Великой победе.

В данном проекте используется Интернет – технология веб – квест, которая позволяет в рамках одного проекта по литературе изучение литературных произведений, произведений живописи и совершенствование навыков работы с компьютерными программами. Поэтому данная работа получилась интегрированной: интеграция затрагивает не только учебные дисциплины (литература, история, изобразительное искусство, информатика), но и области технологий (проектная технология, дистанционная интернет – технология веб-квест), что позволяет развивать у учащихся ряд компетенций.

Он направлен на воспитание гражданственности, патриотизма. Учащиеся узнали о подвигах советских людей в годы ВОВ. Собирали сведения о родственниках и знакомых, о всех тех, в чьей судьбе так или иначе отразилась Великая Отечественная война. Учащиеся первых классов имели возможность выбрать себе группу по интересам и получили замечательный результат. 

Литераторы:

1. Записали слова, которые связаны со словом война. Составили из них облако слов, использовали сервис imagechef.

2. Посетили электронную библиотеку "Страницы Великой ПОБЕДЫ". Прочитали рассказы и стихи о войне.

3.Выбрали человека (родственника, знакомого по рассказам), которого считают героем Второй мировой войны и рассказали в "Книге памяти".

4.Попробовали сочинить стихи к Дню Победы. Разместили свои стихи, рассказы в разделе «Проба пера».

Историки:

  1. Ответили на вопросы викторины "Эхо прошедшей войны".
  2. Проверили знания о наградах Великой Отечественной войне с помощью игры на сайте learningapps.

Художники:

1. Придумали и нарисовали плакат-поздравление для ветеранов; украсили плакатами свой посёлок, школу, класс. Разместили свой плакат в фотогалерее сайта.

2. Выполнили задание на веб-доске. "Художники о Великой Отечественной войне".

Музыканты:

  1. Ответили на вопросы викторины "Песни о войне".
  2. Выполнили задание в google-рисунке, подобрали соответствующее название для фотографий.
  3. Создали презентацию «Песни военных лет»

Фотографы:

1. Посетили школьный музей, сфотографировали выставку "Наши земляки в Великой Отечественной войне".

2. Сделали фото и видео отчёт о проведённых мероприятиях.

Практика показывает: проведение таких проектов через игру с детьми младшего школьного возраста позволяет снизить у ребят уровень тревожности, что способствует быстрой адаптации ребенка к школьным условиям,  успешному освоению образовательной программы начальной школы, активизации познавательного интереса к учебному материалу,  межличностному общению со сверстниками,  положительному социальному развитию.

Полученные результаты диагностических и мониторинговых исследований подтверждают эффективность технологии и актуализируют необходимость ее применения в педагогической работе.  

Опыт работы представлен на школьном и региональном уровнях. Проект «Мы помним, чтим, гордимся» был опубликован в сборнике проектов и программ по патриотическому воспитанию БРИОП в мае 2015года.

Литература:

1. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся //Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

2. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/

3. МК "Google-инструментарий в практике учителя": http://www.nachalka.com/node/5518


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В какие игры играли наши бабушки и дедушки?"

Как мы работали над проектом "В какие игры играли наши бабушки и дедушки? Продуктом проекта является презентация и конспект проведения классного часа "Играй с нами! Играй как мы! Играй лучше нас!"...

Интерактивная литературная игра по проекту "Успешное чтение"2 класс

Увлекательная игра по прочитанным произведениям, которая проводится как итоговое мероприятие по проекту «Успешное чтение» во вторых классах. Предполагает работу в команде. Разработана в форме пр...

Проект "В какие игры играли наши бабушки и дедушки"

 Данный проект информационный, практической направленности, творческого характера. Ученики поставили цель изучение и пропаганда национальной культуры - русских народных игр. Также бы...

Методическая разработка. Игра как проект учащегося: тематические шашки.

Уважаемые коллеги! Представляю игры в тематические шашки на примере игры «Шашки: изменение климата». Игра разработана и выполнена совместно с учащимися 5 класса, пятый год работающих в рам...

Методическая разработка. Игра как проект учащегося: игры в кубики

В 2016 года учащиеся начальной школы ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» и ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга принимали участие в межмузейном экологическом проекте «ЭКОволна: от озера до моря». Ре...