Статья "Формирование экологической грамотности учащихся через организацию проектной деятельности в начальной школе"
статья (4 класс)
Статья о формировании экологической грамотности через технологию проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_gramotnosti_uchashchihsya.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической грамотности учащихся
через организацию проектной деятельности в начальной школе
Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой важную задачу: воспитание у молодого поколения экологической грамотности, осознания своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, необходимости принять на себя ответственность за развитие цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической грамотности. В этот период происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Он должен научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человека.
ФГОС начального образования определяет структуру и содержание основной образовательной программы начального общего образования, частью которой является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Основная цель формирования экологической грамотности - научить ребёнка использовать свои знания в соответствии с законами живой природы, формировать экологические действия, направленные на рациональное использование природных богатств.
Формирование экологической грамотности в свете требований ФГОС реализуется через системно - деятельностный подход.
Важным направлением организации деятельности учащихся является проектно-исследовательская деятельность как одно из направлений личностно-ориентированного обучения. Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Проект - временная целенаправленная деятельность, которая подразумевает получение уникального результата-продукта, например: альбома, газеты, гербария, макета, книжки-раскладушки, фотоальбома, изделия. рисунка.
Целью проектной деятельности является понимание учениками полученных знаний и применение сформированных УУД.
По доминирующей деятельности учащихся можно выделить информационный, ролевой, практико-ориентированный, творческий и исследовательский проекты.
Планируя проектную деятельность младших школьников необходимо соблюдать алгоритм усложнения:
- постепенное увеличение продолжительности работы над проектом: от краткосрочных недолговременных проектов – к проектам средней продолжительности и долговременным;
- увеличение детской самостоятельности при выполнении и презентации проектов: от проектов с максимально возможной в рамках метода поддержкой и участием со стороны педагога и родителей – к проектам с минимальной помощью взрослых;
- расширение сферы коммуникаций учащихся с одноклассниками в процессе проектной деятельности: от минигрупповых и индивидуальных проектов – к групповым и общеклассным;
- введение проектов, требующих для своего осуществления интеграции УУД, усвоенных в процессе изучения различных учебных предметов: от монодисциплинарных или однопредметных проектов – к межпредметным мультипроектам.
Включать школьников в проектно-исследовательскую деятельность необходимо начинать постепенно с 1 класса. С первых дней обучения детей на уроках и во внеурочной деятельности обязательно включаем задания, которые позволяют научить работать в парах и группах, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и наблюдать, слушать, получать информацию, обмениваться информацией, выяснять точки зрения других учеников, обращаться с вопросом, выражать свою точку зрения, договариваться, находить компромисс, искать необходимую информацию в различных источниках, оценивать свою работу по различным показателям, отмечать достоинства и сильные стороны в работе. Формирование этих УУД является базой для включения детей в проектную деятельность.
Детям младших классов очень нравится заниматься экологическими проектами на доступном для них уровне. Вначале это доступные исследования, выполняемые на уроках окружающего мира, изобразительного искусства, трудового обучения и во внеурочное время. Тема проекта должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Часто она конкретная, узкая или задается в форме вопроса: «Зоопарк», «Мои домашние питомцы», «Зимующие птицы нашего города», «Красота воды», «Почему мы с лесом дружим, для чего он людям нужен?».
При совпадении интересов у нескольких школьников организовываются мини-группы. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.
Важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении проектной деятельности является проявление заинтересованности со стороны родителей, помощь советом, информацией.
Роль родителей меняется в зависимости от этапа выполнения учебного проекта:
Этап проекта | Формы возможного участия родителей в проектной деятельности детей |
Подготовительный этап | Помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей, выбрать лучшую идею, обосновать выбор. Помощь в правильной формулировке задачи проекта. |
Планирование | Помощь в планировании работы с учетом занятости ребенка, создание условий для выполнения составленного плана. Продумать с ребенком возможные результаты, разбить объем работы на небольшие части и определить срок выполнения каждой части. |
Организационно- исследовательский | Скорректировать список подобранной ребенком литературы. |
Заключительный этап | Помощь в анализе проделанной работы, подготовке презентации |
Экологический проект стимулирует потребность ребенка в самореализации, реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Он обеспечивает рост личности ребенка, позволяет вести ребенка по ступенькам роста от проекта к новому проекту. И если у ребенка появился интерес к проектной деятельности, то это значит, он обязательно начнет участвовать в новом проекте.
Ученики 2-ого класса могут принять участие над индивидуально-коллективным проектом, который даёт большие возможности для самостоятельной поисковой деятельности, «Животные и растения «Красной книги» Ленинградской области».
На третьем году обучения выявляется группа детей, которые способны и готовы к самостоятельной деятельности. Есть возможность попробовать свои силы в индивидуальном исследовательском проект «Домашняя метеостанция»
В 3-4 классе дети готовы и к выполнению долгосрочных проектов, например, «Времена года Санкт-Петербурга»
В 4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы. Вот тематика некоторых из них: «Были о пыли», «В защиту сорняков», «Люди и мусор. Кто кого?», «Экология школы, или Школа, в которой я бы хотел учиться», «Экологическая обстановка микрорайона школы».
Экологическое воспитание и обучение младших школьников через включение в проектную деятельность способствует формированию экологической грамотности, бережного, ответственного отношения к природе, защиты природных богатств.
Участвуя в экологической проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьников познавательного отношения к миру и является фундаментом для дальнейшей проектно-исследовательской деятельности в среднем и старшем звене
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).
В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...
Организация проектной деятельности в начальной школе
Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...
Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)
В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...
Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»
В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...
Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....
Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...
Проектные задачи как форма организации проектной деятельности в начальной школе
Мастер-класс для учителей начальных классов...