Проектирование урока в деятельностной парадигме в контексте реализации требований ФГОС.
методическая разработка на тему
Алгоритм современного урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектирование урока по ФГОС. | 31.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Бриурош С.Н.
Проектирование урока в деятельностной парадигме
в контексте реализации требований ФГОС.
Слайд 1
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Слайд 2
Основной формой обучения в школе, по-прежнему, остаётся урок. Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- Урок «открытия» нового знания;
- Урок рефлексии;
- Урок общеметодологической направленности;
- Урок развивающего контроля.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Слайд 3
Новая образовательная парадигма отражена в следующих методологических принципах обучения.
а) Личностно ориентированные принципы:
- Принцип адаптивности.
- Принцип развития.
- Принцип психологической комфортности.
б) Культурно ориентированные принципы:
- Системности.
- Целостности.
- Мотивированности.
- Гуманизма.
в) Деятельностно ориентированные принципы:
- Деятельности.
- Творчества.
- Моделирования.
Слайд 4
Также изменяются и технологии обучения, которые позволяют создать оптимальное образовательное пространство для каждого ученика. Лично я выбрала для себя три универсальные технологии обучения, которые позволяют мне решать современные образовательные задачи. Это технология проблемно-диалогического обучения, технология многомерных дидактических инструментов и, конечно, информационно-коммуникативные. Почему они универсальные? Эти технологии:
- могут быть использованы на любом программном материале;
- на любой ступени обучения;
- они результативные:
- акмеологические;
- здоровьесберегающие.
Технология проблемно-диалогического обучения позволяет организовать на уроке творческий процесс усвоения знаний. Технология многомерных дидактических инструментов – создавать универсальные образно-понятийные модели многомерного представления и анализа знаний. Информационно-коммуникативные технологии открывают значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.
Рассмотрим сегодня структуру урока «открытия» нового знания, проанализируем деятельность учителя и ученика на каждом этапе.
Основная дидактическая структура урока имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура.
Слайд 5
Я хочу представить вам свою модель урока, которая является аутентичной в плане условных обозначений, я её придумала несколько лет сама. Структурные элементы могут меняться в зависимости от типа урока, задач, материала, предмета и ступени обучения. Ребята могут видеть весь план урока сразу, а также можно конструировать его в начале урока вместе с детьми. Всё зависит, опять же, от типа урока, его целей и задач.
И так, перед нами модель урока «открытия» новых знаний.
- рефлексия на старте
- актуализация опорных знаний
- постановка проблемы
- открытие знаний (поиск решения проблемы
- закрепление знаний, моделирование
- самостоятельная работа
- рефлексия на выходе
Рассмотрим поэтапно.
На что нужно обратить внимание? Каждый этап урока – это отдельный элемент системы. Он обладает своей самостоятельностью и целостностью. Каждый имеет свою структуру, в которой есть чёткое начало и конец.
Какова эта структура? Сначала дети определяют этап урока, мотивируют свою деятельность, получают учебную задачу, прогнозируют результат выполнения, потом решают учебную задачу под руководством учителя, делают выводы, выполняется какой-либо вид контроля, рефлексия, в конце - оценивают работу на этом этапе.
Посмотрим, как это работает на каждом этапе.
Слайд 6
Первый этап урока….
Модель урока | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Р | Рефлексия на старте | - задаёт наводящие вопросы | - анализируют схему урока; - определяют тип урока; - определяют место урока в разделе; - воспроизводят знания, полученные в разделе; - определяют практическую функцию этих знаний; - оценивают уровень своих знаний в данном разделе | |
Например: - Ребята рассмотрите схему урока. У нас сегодня есть новый материал? Как определили? - Определите тип урока? В чём его особенность? (урок открытия новых знаний) - Определите первый этап урока. (рефлексия) - Для чего он нужен? (проанализировать свои знания) - Какой большой раздел изучаем? (н: части речи) - Чему уже научились? (изучили самостоятельные части речи) - Где нам могут пригодиться эти знания? (правильно употреблять их в речи, красиво говорить, грамотно писать) - Как вы считаете, всё ли мы уже знаем и умеем в этой области? - Оцените уровень своих знаний в этом разделе. Слайд 7 - Следующий этап… | ||||
! | Актуализация опорных знаний | - предлагает ряд заданий на воспроизведение актуальных знаний; - координирует деятельность учащихся | - определяют этап урока; - мотивируют свою деятельность; - анализируют предложенные задания; - прогнозируют результат выполнения; - выполняют задания; - анализируют качество выполнения; - делают выводы; - оценивают результат | |
Например: - Определите следующий этап урока. (актуализация опорных знаний) - Для чего он нужен? (подготовиться к изучению нового) - Что нам нужно повторить? (только актуальные на сегодня знания) - На этом этапе я предлагаю (н: (если тема урока «Приёмы умножения однозначного числа на двузначное») повторить: в чём смысл действия умножения, название компонентов и результата действия умножения, свойства умножения, изученные приёмы умножения на однозначное число, на 10, на круглое) - Справитесь с этими заданиями? Спрогнозируйте результат. … - Сделайте выводы. - Оцените свою работу на этом этапе. Слайд 8 Следующий этап… | ||||
! - ? | Постановка учебной проблемы | - создаёт проблемную ситуацию; - подводит к определению темы и задач урока | - определяют этап урока; - мотивируют свою деятельность; - получают учебную задачу; - прогнозируют качество выполнения; - сталкиваются с проблемой; - фиксируют затруднение; - осознают противоречие; - формулируют учебную проблему; - определяют тему и задачи урока; | |
Например: - Определите следующий этап урока. В чём его особенность? - На предыдущем этапе вы очень хорошо воспроизвели и высоко оценили свои знания …. (н: в теме умножение) - Справитесь ли вы с заданием на применение этих знаний? Спрогнозируйте свой результат. - Получают учебную задачу и выполняют её. (можно фронтально, в группах, в парах, индивидуально) (н: несколько примеров на применение изученных приёмов, а последние два на новый приём, умножение на двузначное число). - Почему остановились? (не знаем, как решать) - Почему вы не смогли выполнить задание? Чем этот пример отличается от предыдущих, которые вы легко смогли решить? (здесь умножение на двузначное число, а мы это не умеем) - Сформулируйте вопрос, на который вы бы хотели узнать ответ. (Как умножить однозначное число на двузначное?) - Назовите тему нашего урока. (Приём умножения однозначного числа на двузначное) - Где нам могут пригодиться эти знания? Слайд 9 Следующий этап… | ||||
? - ! | Поиск решения учебной проблемы | - организует побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог или - подводящий к открытию новых знаний диалог | - определяют этап урока; - мотивируют свою деятельность; | |
побуждающий диалог - выдвигают гипотезы; - проверяют гипотезы; - выбирают верную; - фиксируют результат | подводящий диалог - пошагово выполняют систему заданий, приводящих к открытию нового | |||
- делают выводы; - оценивают результат | ||||
Например: - Определите этап урока. В чём его особенность? - Как вы думаете, мы справимся с проблемой? Какие источники информации нам помогут в случае затруднения? - Какие есть гипотезы? (н: в теме: «Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих». Слова для анализа - душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ) 1) одушевлённые - неодушевлённые 2) после мягких шипящих - после твёрдых шипящих 3) женский род-мужской род - Давайте их проверим. 1) контраргумент – дочь, муж (оба одушевлённые) 2) контраргумент – ложь, страж (оба последние звуки твёрдые) 3) решающая, верная гипотеза! - Запишите слова в два столбика по родам, сравните. - Сделайте выводы. - Сформулируйте правило. - Проверьте наши выводы с учебником. - Оцените нашу работу на этом этапе. Слайд 10 Следующий этап… | ||||
! | Закрепление знаний. Моделирование нового знания. | - координирует деятельность обучающихся по моделированию и закреплению новых знаний. | - определяют этап урока; - мотивируют свою деятельность; - прогнозируют результат; - воспроизводят полученное знание; - выражают новое знание в форме модели; - выполняют учебные задачи на закрепление с опорой на модель; - подводят итоги; - оценивают уровень своих новых знаний | |
Например: Представить новое знание в форме какой-либо модели очень важно. Это может быть схема, алгоритм¸ таблица, рисунок, а также любая другая модель. Они позволяют задействовать различные каналы восприятия информации, перекинуть мостик от образного мышления к вербально-логическому, от предметной деятельности к познавательной в речевой форме. Вот здесь на помощь мне приходит многомерная дидактическая технология. И её основные многомерные инструменты – карта памяти и логико-смысловые модели. Это универсальные средства адекватного представления знаний на естественном языке, объединяющие две линии кодирования информации: знаково-символическое и образное. Эти модели позволяют компактно представить, закодировать, систематизировать материал и одного урока, и целого раздела. Это универсальная шпаргалка для ученика, так как позволяет свернуть большой объём информации в одну модель, систематизировав её, а позже воспроизвести материал с опорой на эту схему. Приведу примеры этих моделей. Слайд 11 – Логико-смысловая модель –«Имя существительное» Слайд 12 – ЛСМ «Треугольники» Слайд 13 – Карта памяти «Животные» Слайд 14 – ЛСМ «Портрет литературы Слайд 15 – Карта памяти «Память» Слайд 16 Следующий этап урока… | ||||
с/р | Самостоятельная работа | - предлагает материал для контроля знаний; - ключ для проверки | - определяют этап урока; - мотивируют свою деятельность; - получают учебную задачу; - прогнозируют качество выполнения; - выполняют учебную задачу ; - выполняют само-, взаимоконтроль; - выполняют само-, взаимооценку | |
Слайд 17 Последний этап урока…. | ||||
Р | Рефлексия | - организует рефлексивную деятельность обучающихся на выходе | - анализируют свою деятельность на уроке; - оценивают свою работу и уровень приобретённых знаний. | |
Например: Если вы используете модель урока и фиксируете на ней результативность каждого этапа, если моделируете материал урока, то легко проводить рефлексию на выходе. Слайд 18 …. В конце урока на доске у вас остаётсяся готовый продукт вашей совместной деятельности с учениками. Это план урока с поэтапной самооценкой и модель приобретённого знания. С опорой на эти две модели ребята могут легко воспроизвести материал урока и проанализировать его результативность. Слайд 19 Какие ещё есть приёмы проведения рефлексии в конце урока? Примеры на слайде. Спасибо за внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Проектирование уроков деятельностной направленности с учётом требований ФГОС...
Презентация к проектной работе "Проектирование уроков математики в 1 классе общеобразовательной школы на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС"
Презентация к проектной работе...
Дидактические игры на уроках английского языка как средство реализации требований ФГОС НОО.
Роль дидактических игр в реализации требований ФГОС.Принципы системы дидактических игр.Результаты применения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе.Памятка для учителя д...
Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"
В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...
Проектирование урока контроля ЗУН в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Чему учим, то и проверяем…..(тезис)Одной из основных форм организации учебного процесса по-прежнему остаётся урок....
Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.
Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...
Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС.
Использование потенциала младших школьников на уроках русского языка в рамках реализации требований ФГОС. ...