РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья на тему
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_informatsionnyh_tehnologiy_v_prepodavanii_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Лебедева Вера Александровна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № ,
город Дедовск.
В современной школе одной из приоритетных задач, которые провозглашены в концепции модернизации российского образования, является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Необходимо развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Высказывание академика Семёнова А.П. «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя. Применение компьютерных технологий помогает учителю по-новому организовать учебный процесс. Изменилась роль средств обучения различных дисциплин, в том числе и русского языка в начальной школе. Внедрение ИКТ осуществляется при: создании презентаций к уроку, работе с ресурсами Интернета, использовании обучающих программ. Ускоряется передача знаний, ученики более успешно адаптируются к происходящим социальным изменениям. Сегодня существуют различные виды электронных учебников, библиотеки электронных наглядных пособий, анимационные сюжеты, подборки видеоматериалов. Средствами информационных технологий при обучении русскому языку в начальных классах по решаемым педагогическим задачам являются: средства, обеспечивающие базовую подготовку (обучающие системы, электронные учебники); вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры); средства практической подготовки (тренажёры); комплексные средства (дистанционные учебные курсы). Информационные технологии позволяют обеспечить выбор темпа продвижения каждым обучаемым; многократные повторы действий; обеспечить подачу информации с учётом преобладания зрительных, слуховых типов восприятия и памяти, абстрактного и конкретного мышления. Применение компьютера возможно как на уровне восприятия грамматико-орфографического материала, так и при осмыслении, закреплении, обобщении, повторении. Электронный учебник по русскому языку, во-первых, стимулирует познавательную активность, желание понять сущность грамматико-орфографических явлений. Для достижения этих задач на уроках использую преимущественно иллюстративно-репродуктивный метод. Во-вторых, электронный учебник стимулирует желание получить не только базовый, но и более высокий объём знаний, умений, навыков. В-третьих, электронный учебник стимулирует желание углублённо изучать предмет. Анализ занятий показал, что благодаря фрагментам уроков, на которых используются презентации, дети, которые обычно пассивны на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. У них повышается качество знаний, ребенок продвигается в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. А главное создаются условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе. Использование электронной интерактивной доски помогает повлиять на качество обучения младших школьников. На уроках в 1 классе использование разлиновки экрана в линейку позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв. Проецируя на доску отсканированную страницу «Прописей» у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, где нужно писать. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию, для создания электронных заготовок текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. На интерактивной доске можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. Уроки с использованием интерактивной доски отличаются продуктивностью. Остановлюсь на требованиях к отбору и способу предъявления заданий, которые могут быть представлены в такой последовательности:
1) нахождение готовых орфограмм;
2) группировка слов по видам орфограмм или выявление ошибок в группировке;
3) выбор и вставка пропущенных орфограмм (причем сначала задание выполняется на примерах отдельных слов, затем словосочетаний и, наконец, предложений и текста).
В методике обучения русскому языку выделяют три основных этапа формирования орфографического навыка:
1) нахождение орфограммы;
2) выбор соответствующего орфограмме правила;
3) применение правила в конкретной ситуации.
С помощью компьютера можно обеспечить работу на всех этих этапах. Применять информационные технологии в процессе обучения необходимо с учетом санитарно-гигиенических норм, чтобы обеспечить здоровьесберегающий режим обучения. Использование ИКТ позволяет развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности; сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности; активно вовлекать учащихся в учебный процесс; качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.
Список литературы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года http://www.ug.ru/02.31/t45.htm.
2. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005.
3. Минеева Т. Ф. Информатика в начальной школе. //Начальная школа 2004г., № 11, с. 87-88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соо...
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС ...
Использование информационных технологий на уроках русского языка для формирования речевой деятельности учащихся в начальной школе.
Необходимость повысить качество формирования языковой, лингвистической и некоторых других типов компетенций требует применения новых средств для совершенствования процесса обучения. Открываются новые ...
Эффективность образовательных технологий в преподавании русского языка.
Статья посвящена игровым технологиям. Приведены примеры использования игровых моментов на разных типах уроков по ФГОС....
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья о роли информационных технологий в преподавании русского языка в начальных классах....
Использование информационных технологий в преподавании английского языка
Использование информационных технологий в преподавании английского языка...
Место и роль игровых технологий в преподавании русского языка в начальной школе
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...