Эффективность образовательных технологий в преподавании русского языка.
статья по русскому языку на тему

 Горбачёва Елена Олеговна

 Статья посвящена игровым технологиям. Приведены примеры использования игровых моментов на разных  типах уроков по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_effektivnosti_igrovyh_tehnologiy.docx472.03 КБ

Предварительный просмотр:

                         Эффективность образовательных технологий

                               в преподавании русского языка.

 Идея : реализация идеи гуманизации  в образовательном процессе.

Педагогическая результативность: высокий уровень познавательной активности учащихся класса, а так же рост индивидуальных достижений учащихся.

  Вся работа по усовершенствованию учебно- воспитательного процесса в начальных классах должна быть направлена на преобразование императивного отношения к детям в гуманистическое. Принудительные формы обучения приводят к тому ,что у ребенка пропадает естественное желание учиться .

Необходимо учить  детей ,  отталкиваясь  прежде всего от их  возрастных особенностей. Надо помнить, что 7-10 летние дети не могут и не должны расставаться со своей потребностью играть . Я не хочу сказать ,что надо учебный процесс превращать в игру, напротив ,  надо игру превратить в учебный  процесс. Выбирая игру, ребенок принимает и условия игры  , и связанные с ней трудности. Становится  сосредоточенным  ,  волевым , целенаправленным  в процессе преодоления этих трудностей.

Включая игру в учебный процесс , мы, тем самым, с одной стороны доставляем ребенку радость от учения , а с другой стороны добиваемся решения поставленных  перед ним задач.

Игровые формы обучения позволяют каждому ученику полнее реализовать свой потенциал, позволяют каждому , даже самому слабому, ученику пережить ситуацию успеха  и закрепить ассоциацию  учебной деятельность с положительными эмоциями, позволяют создавать на уроках ситуации общения, т.к. играть можно группами , парами и т. д. При применении игровых технологий меняется мотивация обучения: психологически не всегда положительный мотив получения отметки, заменяется интересом к предлагаемой деятельности. В игровых технологиях осуществляется дифференцированный подход, так как каждый ребенок получает задание по силам. Использование на уроках игр-соревнований повышает эмоциональный настрой  урока, у детей появляется желание выполнить задание сделать лучше , быть первым.  Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли  уроков.

При проведении игр-соревнований роль учителя очень важна ,так как  необходимо не допустить у детей обид друг на друга.

На разных типах урока я применяю разные игровые технологии. Так ,например, на уроке усвоения новых знаний  можно использовать смешные стихи.

3 класс. Тема: Изучение имен существительных 1 склонения в именительном падеже.

 На доске стихотворение:

« На суку висит (что ?)ватрушка!
    На заборе спит (кто?) старушка!
   С неба к нам летит (что ?)
 подушка !
  Соловьем свистит (кто )
подружка !

После того , как был определен падеж выделенных имен существительных , ученики подбирали вместо выделенных имен существительных, другие имена существительные  1 скл.  в  именительном падеже.

1 класс . тема : Алфавит.

Запоминанию букв в определенном порядке помогает стихотворение  Бориса Заходера  «Песенка – азбука .»

 Можно работать с интерактивной доской , а можно приготовить заранее наглядные пособия ( вырезанные из картона фигурки ежа, петуха, а так же окно и куст) Ребятам  раздаются  карточки с буквами.

Далее учитель  читает стихотворение  :

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных  красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,-

Очень просим всех ребят

С ними подружиться!

А, Б, В, Г, Д, Е, Ж

Прикатили на еже!»

 Ребята , у которых на карточках напечатаны данные буквы, выбегают к доске и вставляют в иголки ежика карточки с буквами.

« 3, И, К, Л, М, Н, О

Дружно вылезли в окно!»

 Ребята , у которых на карточках напечатаны данные буква , размещают их в окне.

«П, Р, С, Т, У, Ф, Х

Оседлали петуха,»

 Ребята прикрепляют на спину петуха буквы.

«Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -

 Все  теперь мои друзья друзья!»

Дети размещают на доске буквы.

«Пять сестренок опоздали-
Заигрались в прятки.»

Буквы ь, й, ъ, ы – прикреплены к нарисованному кустику

Ребятки , которые еще не были заняты в игре , находят для данных букв место в алфавите.

 Учитель заканчивает чтение стихотворения:

« А теперь все буквы встали в

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети!

Вот они - стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком !

 Затем всем классом еще раз можно повторить алфавит.

  На уроке комплексного применения знаний и умений  по теме «Состав слова « ученикам 2 класса может быть предложена игра « Кто быстрее»

Игра проводится по командам. Кто быстрее за определенное время соберет больше слов.

В 1 классе  закрепляя тему части речи, можно провести игру «Поймай мяч».  Ставится условие ,например :» Мячик нужно ловить только в том случае , если названо имя существительное (прилагательное ,глагол)

Для уроков актуализации знаний и умений отбирается достаточно обширный материал, основным методом для данных уроков является сопоставление смешиваемых фактов.

В  3 классе на уроке по теме «Склонение имен существительных « может быть проведена игра «Кто больше». Играют по колонкам.  Каждой колонке выдается листок бумаги ,разделенный на  3 части

  1 склонение

2 склонение

3 склонение

тайна

мороз

лень

Каждый ученик записывает по одному слову в нужную колонку и передает листок соседу. На заполнение листа дается 3 минуты. Выигрывает та колонка, которая запишет большее количество слов.

На уроках контроля знаний и умений во 2 классе по темам «безударные гласные  в корне » и « парные звонкие и глухие согласные» можно предложить текст-письмо, которое написал Незнайка своему другу , и предложить ребятам исправить ошибки.

«Здесь чудный лук, и я лижу,

Здесь лиса, красивый прут,

Когда отряд идет в поход,

Я запиваю песню»

 На всех этапах урока можно использовать загадки ,ребусы. Для лучшего запоминания слов очень хорошо работает прием придумывания ассоциаций. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова.

Особую роль в эффективность усвоения учебного материала хочется отвести сказкам. Сказки не только учат добру, учат сопереживать, не только расширяют кругозор детей, пополняют словарный запас ,но и помогают учебный материал сделать загадочным, а значит интересным, а раз интересным, то легкоусвояемым, запоминающимся.

 Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения  словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание  следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения

Для этого на  уроках можно использовать    ролевые игры.

Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельность одновременно.

Конечно , урок русского языка – это не только игра. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, которые возникли благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным познаниям.

В заключении  хочется привести слова из забытой ныне  передачи «Радионяня»: «Учиться надо весело ,чтоб хорошо учиться!»

                                                  Учитель начальных классов   Горбачёва Елена Олеговна

           



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка в 1 классе с учетом требований ФГОС

Урок русского языка разработан для  учащихся 1 класса в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья о роли информационных технологий в преподавании русского языка в начальных классах....

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Место и роль игровых технологий в преподавании русского языка в начальной школе

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по из...

«Использование современных образовательных технологий на уроке русского языка»

Ни для кого  не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов курса начального общего образования.           В своей работе каждый учитель стал...