Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
статья на тему
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС в учебных планах начальной школы изучение ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, не предусмотрено. Но стандартами предусмотрено изучение этого предмета на уроках технологии и математики. Первоначальные основы компьютерной грамотности ученик изучает на этих уроках.
Скачать:
Предварительный просмотр:
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС в учебных планах начальной школы изучение ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), призванные обеспечить всеобщую компьютерную грамотность, не предусмотрено. Но стандартами предусмотрено изучение этого предмета на уроках технологии и математики. Первоначальные основы компьютерной грамотности ученик изучает на этих уроках.
Также, компьютер может использоваться учителем начальной школы в качестве эффективного средства обучения и воспитания младших школьников. Необходимо ориентироваться на следующие цели информатизации начальной школы:
- Развитие личности младшего школьника посредством формирования коммуникативной и социальной компетентности, творческого мышления, самостоятельности и активности в учебной деятельности, формирования информационной культуры ученика начальной школы.
- Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Максимальное использование всех возможностей информационных технологий обучения для стимулирования мотиваций познания, инициативности познавательной деятельности младших школьников, для повышения уровня обученности и воспитанности в начальной школе при обязательном условии охраны и укрепления физического и психического здоровья детей.
- Создание единого открытого информационного образовательного пространства начальной школы, все субъекты которого — ученики, учителя, родители, администрация — имеют возможность доступа к информационным ресурсам различного назначения.
Поставленные цели могут быть достигнуты в результате рационального и эффективного использования современных средств обучения в сочетании с традиционными методиками преподавания в начальной школе.
Применение компьютерной техники в начальной школе ведет к созданию новых технологий обучения. При этом совершенно необязательно разрушать все то, что годами нарабатывалось российской начальной школой. Как показали результаты экспериментальной работы, оптимальное сочетание классических методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями существенно дополняет и поддерживает традиционное обучение.
Кроме того, можно прогнозировать, что применение информационных технологий в образовательном процессе позволит обеспечить доступное качественное начальное образование всем учащимся начальной школы независимо от их способностей, географического расположения школы и с учетом психолого-педагогических особенностей школьников.
Информационные технологии (ИКТ) сегодня органично вписываются в любую сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе.
Обобщение накопленного опыта позволяет судить об эффективности применения персонального компьютера (ПК) и специализированного программного обеспечения в обучении младших школьников. Несмотря на сложности материального и технического характера, уже сегодня ИКТ можно применять как инструмент методической подготовки к урокам (для конструирования дидактических материалов: тестов, таблиц, схем), как средство обучения на уроках в начальной школе и в контексте домашней подготовки ученика к урокам.
Остановимся на вопросах анализа и отбора программного обеспечения в соответствии с целями и задачами обучения. Следует отметить, что особенности информатизированных занятий для детей младшего школьного возраста регламентируют гигиенический режим работы с ПК (не более 10-15 минут за урок), речь идет не о полной информатизации учебного процесса, а о включении отдельных элементов в структуру традиционного урока (так называемой «информационной поддержке»).
Мы должны эффективно использовать ПК в качестве инструмента обучения, самостоятельно оценивая дидактические качества программного обеспечения и определяя целесообразность его использования на уроках или в контексте самостоятельной домашней работы учеников.
Соответствие программы задачам обучения — это критерий, связанный непосредственно с реализацией программы в условиях реального дидактического процесса. Практика показывает, что вид программы целесообразно выбирать в зависимости от образовательных задач. Например, для развития интереса к предмету можно использовать игры, в то время как для контроля усвоения знаний понадобятся обучающие программы.
Для повышения уровня обученности по русскому языку в начальной школе используются следующие комплекты мультимедийных средств обучения:
- «Уроки. Обучение грамоте 1 класс» - Это учебный материал представлен увлекательной игрой, которая поможет ребенку познакомиться с буквами русского алфавита, научиться быстро их распознавать и прочитывать в составе слогов и слов. Игра направлена на развитие познавательных способностей и интеллектуальных навыков. CD содержит: 16 уроков, 170 игровых упражнений.
- CD «Уроки. Русский язык 1 класс» содержит: 6 разделов; 79 игровых упражнений. Все задания имеют развивающую направленность, способствуют стимуляции внимания, логического мышления и творческой фантазии. Курс содержит большое количество игровых упражнений на развитие зрительного восприятия и внимания, умение видеть заданные объекты, выделять составляющие их элементы и сравнивать их.
- CD «Уроки. Русский язык 2 класс» содержит: 17 уроков; 232 тренажера. Интерактивные задания нацелены на развитие внимания, логического мышления и творческой фантазии. Учебник способствует формированию ответственного отношения к учебе и вырабатывает привычку к самопроверке.
- CD «Уроки. Русский язык 3 класс» содержит: 217 тренажеров. Учебный материал представлен в игровой форме.
- СД «Уроки. Математика 1-4 класс»
Для контрольно-измерительного материала и для закрепления нового материала эффективно использую компакт - CD «Обучающая программа-тренажёр по русскому языку – 4000 заданий!» «Фраза».
Учитывая темпы развития ИКТ, их использование в сфере обучения младших школьников не ограничивается применением специализированных образовательных программ. Одним из наиболее перспективных направлений является включение в структуру образования телекоммуникаций (т.е. систем обмена информацией на расстоянии при помощи ИКТ). Дистанционное обучение, обмен электронными письмами, общение в режиме реального времени, участие в международных тематических телеконференциях или образовательных проектах, использование ресурсов сети Интернет, которые сегодня эффективно используется в учебном процессе младших школьников.
В настоящее время огромное количество мультимелийных материалов можно найти на ресурсах сети Интернет. Активно использую следующих Интернет-ресурсов нового поколения:
1. http://eor.it.ru/eor/
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/Использование компьютера в подготовке по математике к поступлению в школу
3. http://www.fcior.edu.ru/catalog/meta/Знаки препинания при обращении
4. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil«Математика в начальной школе» , «Русский язык», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. , «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. , Образовательный ресурс «Начальная школа»
5. http://interneturok.ru/ru Математика 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс; Окружающий мир 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс; Литература 5 класс; Русский язык 5 класс; Учителям, родителям Детская психология Здоровье ребёнка Советы специалистов Открытые уроки Таким образом, современные ИКТ могут предложить довольно много вариантов для эффективного включения информационного компонента в структуру занятий с учениками начальной школы. Не следует забывать, что одних компьютеров (без активного участия педагога) для обучения недостаточно. Следовательно, учитель должен выйти на новый уровень информационной и методической подготовки, отвечающий современным требованиям к содержанию образования.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Материалы сайта Минобрнауки РФ standart.edu.ru
Молокова А.В. Информатизация начальной школы Под ред. И.М. Бобко, Ю.Г. Молокова. Новосибирск, 2004.
Электронные учебные материалы для начальной школы: Под ред. И.М. Бобко и Ю.Г. Молокова.
Солпипгер Д. Дети и компьютеры. М, 1996.
Леонова Л.А. и др. Персональный компьютер и здоровье детей // ИНФО. 1997. № 1, 3, 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-коммуникационные технологии и межпредметные связи в начальной школе
У младших школьников нет психологического барьера перед компьютером. Учителю необходимо соответствоватьсовременному ученику, поэтому применение компьютера на уроках - веление времени. В да...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В статье описаны возможности использования информационно-коммуника-ционных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы, выяснена эффективность применения ИКТ в обучении младших школьни...
Статья. Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе.
Информационно - коммуникационные технологии на уроках математики в начальной школе - этоодин из путей повышения качества образования....
Информационно-коммуникационное сопровождение учебного процесса в рамках УМК "Начальная школа XXI века"
Трудно представить себе современного учителя, не использующего в своей практике других дополнительных пособий, кроме учебника. Педагог, заинтересованный в успешном усвоении материала учащимися, ...
Информационно-коммуникационные технологии в преподавании предметов в начальной школе
С 1 января 2011 года вступил в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, по которым работают все начальные школы РФ. В соответствии с новыми ФГОС ...
План работы творческой группы «Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы».
План и график проведения заседаний творческой группы«Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс начальной школы»....
Сообщение "Инновационные технологии в преподавании математики в начальной школе"
Какие инновационные технологии применяются в работе учителя...