Использование информационных технологий на уроках русского языка для формирования речевой деятельности учащихся в начальной школе.
статья по русскому языку по теме

Бондарь Елена Николаевна

Необходимость повысить качество формирования языковой, лингвистической и некоторых других типов компетенций требует применения новых средств для совершенствования процесса обучения. Открываются новые пути использования информационных технологий.

Под воздействием информационных технологий происходит становление новых форм обучения, изменение его средств и методов. Новые модели обучения, новые методологические алгоритмы обучения являются необходимыми условиями достижения полноты и стабильности использования информационных технологий в школе. Они учитывают потребности и интересы учащихся, различные стратегии овладения языком, дифференцированность учебного материала, индивидуальные формы тренинга; создают широкий диапазон стимулов для вовлечения школьников в языковую среду и речевую деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Использование информационных технологий на уроках русского языка для формирования речевой деятельности учащихся в начальной школе.

Согласно Конвенции о правах ребенка образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей в самом полном объеме. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной к адаптации и максимальной самореализации в обществе. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности.

Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. 

Необходимость повысить качество формирования языковой, лингвистической и некоторых других типов компетенций требует применения новых средств для совершенствования процесса обучения. Открываются новые пути использования информационных технологий.

Под воздействием информационных технологий происходит становление новых форм обучения, изменение его средств и методов. Новые модели обучения, новые методологические алгоритмы обучения являются необходимыми условиями достижения полноты и стабильности использования информационных технологий в школе. Они учитывают потребности и интересы учащихся, различные стратегии овладения языком, дифференцированность учебного материала, индивидуальные формы тренинга; создают широкий диапазон стимулов для вовлечения школьников в языковую среду и речевую деятельность.

Практика показывает, что педагогические условия, способствующие

формированию речевой деятельности младших школьников - это

  1. Создание на уроках психологического климата, благоприятного для деятельности детей, обстановки сотрудничества и сотворчества.
  1. Создание на уроках условий для формирования речевой деятельности учащихся: проблемных ситуаций, постановки задач, решение которых стимулирует речевую деятельность.
  1. Использование различных методов работы для формирования речевой деятельности: наблюдений над языковым материалом, морфологического, словообразовательного анализа слов, дидактических игр, в том числе, сюжетно-ролевых, разыгрывания сценок, отгадывания загадок.

Все разнообразные методы работы были включены в разработанный мною комплекс заданий и упражнений, направленный на формирование речевой деятельности учащихся. Все задания комплекса были разбиты на 4 группы в соответствии с четырьмя уровнями работы по формированию речевой деятельности.

Первый комплекс упражнений носит обучающий характер и способствует выработке ряда языковых умений в области морфемики, имеет красочное оформление и содержит элементы занимательности.

Приведу примеры таких упражнений.

1 Произносительный уровень.

С помощью мышки отвечать на вопрос.

Цель:

  • отработка навыков звукового анализа;
  • умение использовать правило при определении звука (или звуков);
  • умение работать с  графической схемой слова; давать характеристику звука; умение различать парные и непарные согласные; определять парный согласный по глухости/звонкости, твердости/мягкости;
  • развивать интерес  и позитивное отношение к предмету «Русский язык» через использование интерактивных тестов;

отрабатывать элементарные навыки работы на ПК и с интерактивной доской.

2. лексический  уровень. (словарная работа).

  • С помощью мышки распределить по группам однокоренные слова. Выбрать проверочное из группы предложенных слов.
  • Вставить пропущенную букву (вариант выбора)
  • Кроссворды , ребусы, шарады.

3.грамматический уровень.

  •  «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы.  
    На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения.  

4. уровень  текста.

  • Определить является ли запись текстом или набором предложений.
  • Конструирование текста из заранее приготовленных частей.

Поскольку многие задания и упражнения по русскому языку и культуре речи в том числе поддаются формализации (хотя далеко не все), поэтому их можно использовать для создания сценариев компьютерных обучающих программ и, переложив на язык программирования, выполнять с помощью ЭВМ на любом из этапов традиционно проводимого урока, что повысит эффективность усвоения языкового материала, поможет выработать ряд языковых и речевых умений и навыков, повысить культурноречевой уровень учащихся.

 

Выполняя данные упражнения, дети зрительно воспринимают словообразовательную модель, а затем на основе графического облика модели проводят лингвистический анализ «скрывающихся» за ней словоформ. При выполнении этих упражнений дети приобретают умение ориентироваться в структуре слова, вычленять в нем разные типы языковых значений, проводить структурный анализ на уровне словообразовательных моделей. Лингвистический анализ является многоаспектным: в центре внимания оказываются и семантическя характеристика слов, и их грамматические свойства, особенности их словообразования, произношения, употребления в речи, а также орфографические сложности, которые могут возникнуть при написании слов, включенных в упражнение.

Третий модуль описываемой обучающей компьютерной программы предполагает работу собственно по культуре речи и нацелен на предупреждение аграмматизма у младших школьников, т.е. на предупреждение и исправление нарушений словообразовательной нормы в их речи. В этом упражнении задания по культуре речи органично сочетаются с собственно языковой работой.

Компьютерные дидактические средства не дублируют школьный учебник, а, напротив, являются существенным дополнением не только к учебникам, но и в целом к программному материалу (в частности, упражнения по культуре речи). Область применения указанных компьютерных дидактических средств по русскому может быть конкретизирована учителем в реальных условиях класса, поскольку за учителем остается ведущая роль – проектирования урока и всего учебного процесса.

Красочное оформление, занимательный материал, простота и доступность в пользовании способствуют высокому уровню выполнения заданий, усвоения материала, благоприятному настрою ребят на учебную деятельность.

Несомненно, использование компьютерных дидактических средств на уроках русского языка позволяет интенсифицировать и индивидуализировать процесс его преподавания, значительно повысить КПД современного урока, увеличить объем коммуникативных упражнений за счет сокращения временных затрат на другие виды работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка в начальной школе.

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для орган...

Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка в начальной школе.

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье игры и игровые упражнения классифицируются  по школьным разделам языкознания...

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе в условиях внедрения ФГОС.

Опыт работы учителя начальных классов  МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалым  Довбня Светланы Владимировны...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка в начальной школе

Успешной и востребованной будет та школа, которая обеспечит здоровье детей, используя здоровьесберегающие педагогические технологии....

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.....