Мастер-класс
материал
Цель мастер-класса: познакомить коллег с методикой оценивания достижений учащихся, через моделирование карты понятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 24.74 КБ |
Презентация мастер-класса | 852.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Лицей №8» г. Назарово Красноярского края
Учитель начальных классов: Кулешова Галина Николаена
Мастер – класс
Тема: Развитие умений моделировать при помощи карты понятий. (слайд 1)
Цель: мотивировать педагогов к овладению нового метода оценивания при помощи моделирования карты понятий.
Задачи: - -познакомить педагогов с приёмом моделирования карты понятий;
создать условия для активного взаимодействия участников мастер – класса между собой (слайд 2)
Теоретическая часть
Введение Федерального государственного образовательного стандарта ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учащихся и расширения оценочного инструментария, так как изменились планируемые результаты в освоении основной образовательной программе начального общего образования.
Всем вам уже известны новые формы оценивания –это, как критериальное самооценивание, критериальное взаимооценивание, составление тестов. ( слайд 3)
Я хочу сегодня остановиться ещё на одной методике оценивания – это карта понятий.
Цели и задачи использования методики
Основная цель данной методики – определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, то есть удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал. (слайд 4)
Место в структуре урока
Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы детей. (слайд 5)
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а так же материал целого учебного предмета. Карта состоит из названий и понятий, помещённых в рамки; они связаны линиями, фиксирующими соотношения этих понятий в направлении от общего к частному. Можно составить карту в виде рисунков. (слайд 6 показать на слайде пример составленной карты)
Составление карты понятий – это диагностическая процедура как для ребёнка, так и для учителя. . Чтобы составить карту понятий, ученик должен не просто вспомнить, о чём шла речь при изучении конкретной темы. Он должен выделить в этой теме основные и более частные понятия, выстроить их иерархию, осознать и наглядно отобразить связи и взаимопереходы между понятиями.
Знакомить учащихся с работой подобного рода следует как можно раньше.
Для учителя важно не пропустить ни одного из последовательных шагов в работе с методикой:
- определить тему, по которой будет составляться карта;
- определить вместе с детьми перечень основных понятий, которые раскрывают содержание выбранной темы, или предложить учащимся сделать это самостоятельно;
- предложить детям установить связи между вошедшими в карту понятиями и отметить их стрелочками. Этот этап работы также может выполняться учителем и учениками совместно
- указать на необходимость сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными понятиями;
- при необходимости дополнить карту новыми понятиями, постепенно расширяя и углубляя охват темы и систематизируя знание и понимание материала.
- Для учителя принципиально важно проследить за тем, как обучающиеся меняют и дорабатывают свои карты в
процессе изучения материала. ; (слайд 7)
Рассматривая карту от вершины к основанию, преподаватель сможет:
- понять, как ученик воспринимает отдельные темы курса;
- проверить уровень понимания учебного материала учеником и возникшее у него ложное толкование понятий;
- оценить сложность установленных школьником структурных взаимосвязей.
Вывод: при оценке карт учитель и учащиеся должны задать себе следующие вопросы:
- Зафиксировали ли учащиеся наиболее важные понятия?
- Соответствуют ли связи между понятиями, которые установили обучающиеся, научным данным?
- Выстроили ли ученики достаточное число иерархических уровней и связей между понятиями?
- Есть ли свидетельства того, что у детей возникли неверное понимание связей между понятиями и ошибочные понятия?
Практическая работа по составлению карты понятий.
( установка на работу)
1, Разделиться на 3 группы. ( по цветам при входе каждый участник берёт фишку одного цвета и садится где карточка такого же цвета. На обратной стороне записано: матем., рус яз., окр мир)
2. Составление карты понятий разных наук.
Учитель: В школе мы изучаем много разных наук, из которых пока для нас главные – это математика, русский язык, литература и окружающий мир. Мы с вами поработаем в группах.
На столе у вас лежит цветной лист, переверните его. Каждая группа должна зафиксировать понятия, изучаемые по данному предмету.
Вам предстоит выбрать одного человека, который будет записывать ваши предложения. Карту можно оформить в виде рисунка. В конце работы один человек выходит и защищает вашу работу. Остальные группы слушают и обсуждают услышанное. На заполнение карты даётся 5 минут.
3 Выступление групп.
4. Дополнение и обсуждение услышанного.
Рефлексия:( можно давать и для составления дома)
- Что из того, что я увидела, важно для меня? (Такой вид работы позволяет каждому учащемуся глубже освоить учебный материал, лучше понять свою логику и логику других, научиться доказывать, участвовать в дискуссии и т.д.)
(Как дополнение можно сказать про кластерные карты)
Отдельным видом карт понятий являются кластерные карты. Эти карты помогают учащимся создавать образы причинно- следственных отношений. Они могут быть использованы как начальная точка в большом проекте или как подготовка к созданию текстового документа. Лучше всего создавать кластерные карты с более узких понятий
( пример кластерной карты)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛЬ : Мотивировать педагогов к овладению нового метода оценивания при помощи моделирования карты понятий. ЗАДАЧИ: Познакомить педагогов с приёмом моделирования карты понятий ; Создать условия для активного взаимодействия участников мастер–класса между собой.
Формы оценивания Критериальное самооценивание Критериальное взаимооценивание Составление тестов
Цель использования методики О пределить , насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Место в структуре урока
Карта понятий
Отличительные черты:
Практическая работа по составлению карты понятий ;
Шаги в работе с методикой 1. Определить тему, по которой будет составляться карта; 2. Определить перечень основных понятий или предложить сделать самим ; 3. Установить связи между понятиями и отметить их стрелочками ;
4. Сделать надписи, поясняющие характер связей между отдельными понятиями; 5. При необходимости дополнить карту новыми понятиями, постепенно расширяя и углубляя охват темы ; 6. Проконтролировать , как обучающиеся меняют и дорабатывают свои карты.
Рефлексия : Что из того, что я увидела, важно для меня? Такой вид работы позволяет каждому учащемуся глубже освоить учебный материал, лучше понять свою логику и логику других, научиться доказывать, участвовать в дискуссии и т. д.
Кластерная карта вода Моря и океаны Солёная и пресная Можно пить Грязная Необходима человеку Твёрдая газообразная Жидкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...