Формирование УУД на уроке открытия новых знаний в технологии деятельностного подхода
учебно-методический материал на тему
Предложена поэтапная схема урока "открытия новых знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_uroke_onz_v_tdm.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроке «открытия новых знаний» в технологии деятельностного метода.
Этап урока ОНЗ | Требования к этапу | УУД, формирующиеся на данном этапе |
I Мотивация к учебной деятельности | 1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»). 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»). 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»). | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | 1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи. 3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны). 4) Организовать обобщение актуализированных способов действий. 5) Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания. 6) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). 7) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия. 8) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция ; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением). |
III Выявление места и причины затруднения | 1) Организовать восстановление выполненных операций. 2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение. 3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.). 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. |
IV Построение проекта выхода из затруднения | Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. 3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.). 4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий. |
V Реализация построенного проекта | 1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. 2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона). 4) Организовать фиксацию преодоления затруднения. 5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. |
VI Первичное закрепление во внешней речи | Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки). 4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
VIII Включение в систему знаний и повторение | 1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Регулятивные: прогнозирование . |
IX Рефлексия учебной деятельности | 1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация технологии деятельностного метода на уроках открытия нового знания .Статья
"Реализация технологиидеятельностного методана уроках открытия нового знания" Статья...
Презентация к выступлению на МО по теме: "Реализация технологии деятельностного подхода на уроках "открытия" нового знания"
Обзор новой дидактической системы деятельностного метода...
4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем
4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»....
Модель урока открытия новых знаний в рамках теории системно-деятельностного подхода
Выступление на кафедре педагогов начального образования...
Выступление на педсовете по теме: "Структура уроков «открытия» нового знания и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон"
В выступлении говорится о том, что системно – деятельностный подход – это способ преподавания, при котором учащиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе со...
Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – методологическая основа Стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть ор...
Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения.
Урок обучения грамоте по технологии деятельностного метода обучения с различными приемами самооценки учащихся....