Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода
план-конспект урока (2 класс) на тему

Денисова Валентина Терентьевна

Системно-деятельностный подход – методологическая основа Стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

 Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок  «открытия» нового знания

в рамках деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – методологическая основа Стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

 Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1.  уроки «открытия» нового знания;

2.  уроки рефлексии;

3.  уроки общеметодологической направленности;

4.  уроки развивающего контроля.

В своей педагогической  практике чаще всего использую уроки «открытия» нового знания и уроки рефлексии.

Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели ит.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная  направленность  этапа  состоит  в  организации,  по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется  рефлексия  и  самооценка  учениками  собственной  учебной деятельности. Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль. Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

Используя структуру построения уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода предлагаю план урока русского языка во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа» по теме «Что такое обращение»

Тема урока: "Что такое обращение"

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цели: -создать условия для знакомства учащихся с понятием «обращение»:

-знать, что такое обращение;

-уметь находить обращения в тексте;

-правильно расставлять знаки препинания при обращении;

-использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;

-выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

- формировать УУД: развивать способности анализировать и логически рассуждать, сравнивать;  формировать положительную мотивацию и познавательную активность,  умение использовать ранее полученные знания для открытия новых, коммуникативные умения,  самоконтроль и самооценку.

- воспитывать чувство взаимовыручки, сотрудничества, волевые качества, стремление к успеху.

1. Психологический настрой на деятельность .

«Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует».

(Др.Индия.)

-Как вы понимаете эти слова?

-Я желаю вам трудиться для своего развития и совершенствования.

2.Определение темы урока – через словарную работу

- разгадывание ключевого слова кроссворда

- «Что такое обращение».  У    кого какие будут предположения?                                                          

-Прочитайте тему нашего урока  на стр. 54 учебника.

                   «Что такое обращение»

-Какой тип урока  нас ожидает? (урок открытия «нового» знания)

-Чтобы открыть новые знания, какие действия необходимо выполнить?

3. Целеполагание .

-Определим цели нашего урока.    

Дети формулируют цели урока:

Узнать:  -Что такое обращение.

                -какую работу выполняет;

                - поучимся находить обращения в тексте.

                 -правильно расставлять знаки препинания при обращении;

               - использовать обращение в  своей речи

4.  Работа по теме урока.

Анализ языкового материала.       Учебник стр. 54.        

-Прочитай  вполголоса два предложения:

1.Миша, подойди к Маше.

2.Миша подошёл к Маше.

- С разной ли интонацией  ты их читаешь?

-Где ты голосом выделяешь слово Миша?  Где не выделяешь?

- В первом предложении это слово (Миша) произносим  со звательной интонацией.

-В каком предложении о Мише что-то сообщается?

-В каком    предложении к Мише обращаются?

-Какую работу  выполняет это слово?

-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того,  к кому обращаются с речью.     Это обращение.

Чтение правила Летучей Мыши.

-Что нового узнали из правила?   (На письме обращение выделяется запятыми)

Работа по картинке учебника .  Групповая работа.

-Рассмотрите картинку.  Сочините свои обращения.

1группа-  Маша  обращается к  коту

(«Барсик, какой же ты безобразник!»,  «Барсик,  как же тебе попадёт от мамы»)

2 группа –Анишит  Йокоповна к  Мише.

(Миша, помоги Маше!,   Миша, куда ты спрятался?,

3группа-  Миша к  Маше.

(Маша,  мама очень огорчится?,   Тебе  помочь, Маша?)

-Помните, с какой интонацией  нужно произносить  обращения.

Динамическая пауза.

Выделение обращений в письменной речи.    

- Если в устной речи обращение выделяется паузами, то как в письменной речи  обращение выделяется ?

Сравнить предложения стр 55.

-Где может стоять обращение в предложении?

(обращение может стоять не только в начале предложения, но и в конце, и в середине предложения )

- Понаблюдай и ответь, в каком случае при обращении ставится одна запятая, а в каком- обращение с двух сторон выделяется  запятыми?

-рассмотрите  таблицу со схемами.

-Кто догадался, что это за схемы?

- Каждому предложению найдите соответствующую схему.

6. Закрепление.

- Исследовательская работа в парах.

Предлагаю вам небольшое исследование. Перед вами карточки трех разных цветов. Я показываю на слайдах иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Ваша задача: узнать сказку, выбрать карточку с текстом из данной сказки, найти предложение с обращением, расставить знаки препинания.

  1. Свет наш солнышко Ты ходишь

         Круглый год по небу.

         К красну солнцу наконец

          Обратился молодец. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - розовая карточка)

  1. Отпусти ты старче меня в море?

Не печалься ступай себе с богом.

Смилуйся государыня рыбка.

Чего тебе надобно старче?

Отыскали старика привели к ней. («Сказка о рыбаке и рыбке» - оранжевая карточка)

  1. Здравствуй князь ты мой прекрасный.

Князь пошёл забывши горе. (« Сказка о царе Салтане» - зеленая карточка)

Упражнение 61.

- Прочитайте стихотворение выразительно.

-Найдите обращения.

- Вы догадались, что в тексте не хватает запятых? Почему?

- Спишите текст правильно.

Самоконтроль.

Миша  подсчитал, что в этом тексте пропущены 7 запятых.

-Сколько запятых у вас?

--В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.

7.Рефлексия. ( выполняется с опорой на начало урока)

-Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?

-Вы выяснили, чем является обращение ?

-А, что еще вы узнали?

Всем нам при общении

поможет обращение,

к людям, звездам или птицам,

можешь смело обратиться.

При письме не забывай, запятыми выделяй.

8. Итог урока. По-моему мнению,  вы хорошо сегодня поработали, а теперь оцените сами уровень успешности усвоения нового знания.

Считаю, что последовательная  реализация  деятельностного  подхода  повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:  более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;  возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;  существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;  возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний;  значительно сокращается время обучения;  наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся.  Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Литературные источники:

1.        Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 1822.

2.        Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008

3.        Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006

4.        Чуракова Н.Н. Русский язык: 2 кл., - М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 3: с 54-59


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы на этапе самоопределения к деятельности, в рамках деятельностного подхода.

Эти приёмы помогают детям настроиться на учебную деятельность. Могут использоваться на уроках по любому предмету....

Модель урока открытия новых знаний в рамках теории системно-деятельностного подхода

Выступление на кафедре педагогов начального образования...

Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода.

Научить ребенка читать правильно, эффективно и продуктивно – важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода к обучению воспитание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприя...

Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода

Формирование читательской компетенции школьника,развитие интереса у учащихся к самому процессу чтения,потребности читать...

Урок – открытие «Здравствуй, страна Знаний!»

Сценарий классного часа 1 сентября в 1 классе...