Урок «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода
план-конспект урока (2 класс) на тему
Системно-деятельностный подход – методологическая основа Стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytiya_novogo_znaniya_v_ramkah_deyatelnostnogo_podhoda.docx | 67.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «открытия» нового знания
в рамках деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход – методологическая основа Стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Обучать деятельности – это, значит, делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической направленности;
4. уроки развивающего контроля.
В своей педагогической практике чаще всего использую уроки «открытия» нового знания и уроки рефлексии.
Структура уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и пробное учебное действие. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели ит.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль. Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.
Используя структуру построения уроков «открытия» нового знания в рамках деятельностного подхода предлагаю план урока русского языка во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа» по теме «Что такое обращение»
Тема урока: "Что такое обращение"
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели: -создать условия для знакомства учащихся с понятием «обращение»:
-знать, что такое обращение;
-уметь находить обращения в тексте;
-правильно расставлять знаки препинания при обращении;
-использовать обращение в устной и письменной речи в соответствии с речевой ситуацией;
-выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.
- формировать УУД: развивать способности анализировать и логически рассуждать, сравнивать; формировать положительную мотивацию и познавательную активность, умение использовать ранее полученные знания для открытия новых, коммуникативные умения, самоконтроль и самооценку.
- воспитывать чувство взаимовыручки, сотрудничества, волевые качества, стремление к успеху.
1. Психологический настрой на деятельность .
«Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует».
(Др.Индия.)
-Как вы понимаете эти слова?
-Я желаю вам трудиться для своего развития и совершенствования.
2.Определение темы урока – через словарную работу
- разгадывание ключевого слова кроссворда
- «Что такое обращение». У кого какие будут предположения?
-Прочитайте тему нашего урока на стр. 54 учебника.
«Что такое обращение»
-Какой тип урока нас ожидает? (урок открытия «нового» знания)
-Чтобы открыть новые знания, какие действия необходимо выполнить?
3. Целеполагание .
-Определим цели нашего урока.
Дети формулируют цели урока:
Узнать: -Что такое обращение.
-какую работу выполняет;
- поучимся находить обращения в тексте.
-правильно расставлять знаки препинания при обращении;
- использовать обращение в своей речи
4. Работа по теме урока.
Анализ языкового материала. Учебник стр. 54.
-Прочитай вполголоса два предложения:
1.Миша, подойди к Маше.
2.Миша подошёл к Маше.
- С разной ли интонацией ты их читаешь?
-Где ты голосом выделяешь слово Миша? Где не выделяешь?
- В первом предложении это слово (Миша) произносим со звательной интонацией.
-В каком предложении о Мише что-то сообщается?
-В каком предложении к Мише обращаются?
-Какую работу выполняет это слово?
-Мы нашли интересное слово, которое выполняет важную функцию: называет того, к кому обращаются с речью. Это обращение.
Чтение правила Летучей Мыши.
-Что нового узнали из правила? (На письме обращение выделяется запятыми)
Работа по картинке учебника . Групповая работа.
-Рассмотрите картинку. Сочините свои обращения.
1группа- Маша обращается к коту
(«Барсик, какой же ты безобразник!», «Барсик, как же тебе попадёт от мамы»)
2 группа –Анишит Йокоповна к Мише.
(Миша, помоги Маше!, Миша, куда ты спрятался?,
3группа- Миша к Маше.
(Маша, мама очень огорчится?, Тебе помочь, Маша?)
-Помните, с какой интонацией нужно произносить обращения.
Динамическая пауза.
Выделение обращений в письменной речи.
- Если в устной речи обращение выделяется паузами, то как в письменной речи обращение выделяется ?
Сравнить предложения стр 55.
-Где может стоять обращение в предложении?
(обращение может стоять не только в начале предложения, но и в конце, и в середине предложения )
- Понаблюдай и ответь, в каком случае при обращении ставится одна запятая, а в каком- обращение с двух сторон выделяется запятыми?
-рассмотрите таблицу со схемами.
-Кто догадался, что это за схемы?
- Каждому предложению найдите соответствующую схему.
6. Закрепление.
- Исследовательская работа в парах.
Предлагаю вам небольшое исследование. Перед вами карточки трех разных цветов. Я показываю на слайдах иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина. Ваша задача: узнать сказку, выбрать карточку с текстом из данной сказки, найти предложение с обращением, расставить знаки препинания.
- Свет наш солнышко Ты ходишь
Круглый год по небу.
К красну солнцу наконец
Обратился молодец. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - розовая карточка)
- Отпусти ты старче меня в море?
Не печалься ступай себе с богом.
Смилуйся государыня рыбка.
Чего тебе надобно старче?
Отыскали старика привели к ней. («Сказка о рыбаке и рыбке» - оранжевая карточка)
- Здравствуй князь ты мой прекрасный.
Князь пошёл забывши горе. (« Сказка о царе Салтане» - зеленая карточка)
Упражнение 61.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
-Найдите обращения.
- Вы догадались, что в тексте не хватает запятых? Почему?
- Спишите текст правильно.
Самоконтроль.
–Миша подсчитал, что в этом тексте пропущены 7 запятых.
-Сколько запятых у вас?
--В речевом этикете обращению уделяется большое внимание. Неудачное, необдуманное обращение может насторожить, удивить и даже обидеть. Чем вежливее вы будете обращаться к другим, тем с большим желанием вас, будут слушать.
7.Рефлексия. ( выполняется с опорой на начало урока)
-Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
-Вы выяснили, чем является обращение ?
-А, что еще вы узнали?
Всем нам при общении
поможет обращение,
к людям, звездам или птицам,
можешь смело обратиться.
При письме не забывай, запятыми выделяй.
8. Итог урока. По-моему мнению, вы хорошо сегодня поработали, а теперь оцените сами уровень успешности усвоения нового знания.
Считаю, что последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует: более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися; возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых; возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний; значительно сокращается время обучения; наблюдается прирост общекультурного и личностного потенциала обучающихся. Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.
Литературные источники:
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика, № 4, Апрель 2009, C. 1822.
2. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя.- М.: ВИТА- ПРЕСС, 2008
3. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Кудряшова Т. Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода.- Москва, 2006
4. Чуракова Н.Н. Русский язык: 2 кл., - М.: Академкнига/Учебник, 2014. – Ч. 3: с 54-59
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на МО по теме: "Реализация технологии деятельностного подхода на уроках "открытия" нового знания"
Обзор новой дидактической системы деятельностного метода...
4 класс Русский язык Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода Тема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения». Цель урока: развивать умения изменять глаголы по лицам и числам в настоящем
4 классРусский языкУрок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подходаТема: «Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения»....
Приёмы работы на этапе самоопределения к деятельности, в рамках деятельностного подхода.
Эти приёмы помогают детям настроиться на учебную деятельность. Могут использоваться на уроках по любому предмету....
Модель урока открытия новых знаний в рамках теории системно-деятельностного подхода
Выступление на кафедре педагогов начального образования...
Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода.
Научить ребенка читать правильно, эффективно и продуктивно – важная задача учителя. С позиции деятельностного подхода к обучению воспитание грамотного читателя требует обеспечения полноценного восприя...
Применение технологии продуктивного чтения в рамках деятельностного подхода
Формирование читательской компетенции школьника,развитие интереса у учащихся к самому процессу чтения,потребности читать...
Урок – открытие «Здравствуй, страна Знаний!»
Сценарий классного часа 1 сентября в 1 классе...