Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте по технологии деятельностного метода обучения с различными приемами самооценки учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_h.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок введения нового знания по технологии деятельностного метода обучения.

Урок обучения грамоте.

Тема: Согласные звуки [х], [х]. Строчная согласная буква х. Слова – междометия.

        Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [х], [х’], буквами Х, х.

        Задачи: 

  1. познакомиться с согласными звуками [х], [х’] и буквами Х, х;
  2. научиться читать слова с буквами Х, х;
  3. развитие речи уч-ся; логического мышления; пополнение словарного запаса уч-ся.

        Планируемые результаты (предметные): выделяют звуки [х], [х’] из слов, характеризуют их, сравнивают, обозначают буквой, читают слоги и слова с изученной буквой, читают стихотворные тексты и тексты по ролям.

         Личностные результаты: проявляют интерес к изучению нового.

         Универсальные учебные действия (УУД)

         Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, составляют план и последовательность действий, адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности.

        Познавательные: 

  • общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач в художественных текстах,
  • логические – умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

         Коммуникативные: выразительно читают стихи, текст по ролям, проявляют эмоции, описывают объект, передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка, умеют работать в паре и группе.

         Образовательные ресурсы: схемы-домики для букв, светофорчики, презентация, пословицы на листочках.

Ход урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы, методы, приемы.

Форма оценивания

1

2

3

4

  1. Организационный момент.

 - Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.

- Какой урок сейчас?

- Проверяем готовность.

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?

- Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Будем мы читать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Вам, друзья, нельзя лениться, Так как вы – …….

2. Речевая разминка.

 А) Дыхательная гимнастика.

Вдох носом, выдох через рот.  Вдох, задержка дыхания, выдох. Вдох, выдох порциями

 Б) Работа со скороговоркой. (Скороговорка записана на доске). Волки рыщут – пищу ищут.

- Прочитаем хором 3 раза, убыстряя темп. –

 Кто может произнести 3 раза быстро?

- Какой звук отрабатываем в этой скороговорке?

 Дайте характеристику этому звуку.

3. Актуализация изученного.

- С какой буквой мы работаем два последних урока?

- Расскажите мне о ней.

- Прочитайте предложение.

- Найдите слово с буквой я, обозначающей один звук. Обозначьте точкой этот звук под ней.

- Найдите слово с буквой я, обозначающей два звука. Обозначьте точками звуки под ней.

- Прокомментируйте и подчеркните опасные места при написании.

Работа с пословицей.

- На ваших партах лежат листочки со словами. Поработайте в парах и составьте пословицу из данных слов  (Книги не говорят, а правду сказывают).

– Кто прочитает получившуюся пословицу?

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- А какая книга для вас сейчас самая главная?

Индивидуальная работа у доски.

Кто из вас желает расселить буквы в схемы - домики? а о у и е ю в д п м ж й ц с -

Рассели буквы

Повторение о звуках и буквах.

 Закончи предложение:

 -Звуки бывают ….

 -Гласные звуки могут быть …

 - Согласные звуки могут быть…

 - Назовите гласные буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного…

- Назовите гласные буквы, не имеющие своих звуков…

 - Назовите согласные буквы, обозначающие только мягкие звуки…

 - Назовите согласные буквы, обозначающие только твердые звуки…

 - Давайте проверим, как поработал у доски…. - Закончи предложение.

 4.Подводящий диалог.

- Я сейчас вам назову слова, а вы скажите, что общего у этих слов - хворост, хризантема, хлеб, хозяйство.

- А может кто-нибудь знает, какой буквой обозначается этот звук?

- А кто может найти эту букву среди других

   5. Постановка учебной проблемы.

- А теперь прочитайте и запишите второе предложение:

На холме стоит храм.

- Можете вы его записать

- Почему?

- Какие в связи с этим возникают вопросы?

- Какова тема урока?

6.  Определение темы и постановка учебной задачи.

- Как вы думаете, в каком домике будет жить буква х?

- Почему мнения разошлись?

- Какие задачи поставим?

- Какая тема урока?

     7. Введение нового знания.

Характеристика звука [х].

- Давайте охарактеризуем эти звуки и «оденем» буковичков в азбуке и в прописях.

- Позовите этот звук по имени.

- Приложим ладошку к горлышку, слушаем  [х] – глухой, твёрдый. А может кто-нибудь из вас придумать слово, чтобы [х ] был мягкий?

- Перед вами на доске несколько видов одежды буковичков. Выберите нужный.

- Молодцы. Чтобы поближе познакомиться с буквой «х», выполните мою просьбу под счёт.

Раз – листочек поднимаем,

Два – листочек загибаем,

Три – ещё разок свернули,

На четыре – развернули.

Буква спрятана внутри.

Кто догадлив? Назови!

Тренировка в написании буквы х.

- Давайте научимся её писать.

- Сравните печатную и письменную букву «х».

- Из каких элементов состоит буква «х»

- На какую букву похож правый полуовал?

- Сначала пишется левый полуовал, затем правый. Буква пишется с отрывом ручки.

- Кто написал, допишите половину строки. Чтобы у вас получилось ещё лучше, обведите по светлым линиям букву «х» в чередовании с буквой «с» и напишите самостоятельно по две буквы.

- Можем мы теперь записать наше предложение?

- Прочитайте буквосочетания с твёрдым звуком  [х] громко, а с мягким – тихо. Как соединяется «х» с другими буквами?

- Запишите на следующей свободной строке.

Словарная работа.

- Прочитайте ещё раз предложение. Все ли слова вам понятны по значению?

- У вас на столе распечатки толкового словаря. Прочитайте:

Храм – 1) здание для богослужения, церковь; 2) место служения науке, искусству.

- Какие опасные места встречаются вам в этом предложении?

Запишите это предложение.

 

Просмотр презентации

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

8. Развитие умений – применение нового знания.

Игра «Твердый – мягкий». 

- Приготовьте светофорчики. Я буду называть слова, а вы, если услышите [х] – твердый, то показываете синий сигнал, а если [х’] – мягкий, то зеленый сигнал светофора.  

Знакомство с междометиями по азбуке.

- Рассмотрите картинки на кубиках. Расскажите, какие чувства переживает мальчик на первой картинке.

- Прочитайте предложения под кубиками именно с таким чувством. Попытайтесь повторить и жест мальчика.

- Какие чувства переживает второй мальчик?

- Прочитайте предложение под кубиками, передавая голосом усталость.

- Кто из вас испытывал такое чувство холода, как мальчик, которого нарисовали на третьем кубике?

- Ах, ох, ух – это особые маленькие слова, которые выражают разные чувства.

Работа над текстом «Ах и Ох».

1). Работа над текстом до чтения.

- Прочитайте заглавие.

Почему некоторые (такие короткие) слова написаны с большой буквы?

- Где вы нашли подтверждение вашим предположениям?

- Почему их так назвали, разве есть такие имена?

- Как вы  думаете, одинаково ли относятся они к одному и тому же событию?

2). Чтение текста про себя, затем вслух по предложению.

ВОПРОСЫ по ходу чтения:

- Почему так неопределённо говориться о времени и месте?

- Какие тексты зачастую так начинаются?

- Правильны ли оказались наши предположения?

- Какой характер был у Аха?

- Что узнали об Охе? Как это понимаете – скулил?

- Как вы думаете, чему радуется Ах утром?

- Что не нравится Оху с утра? Какое у него настроение.

- Как надо прочитать реплику Оха?

- Можете ли предположить, одинаково ли они будут относиться к работе?

- Какую работу выполняет Ах?

С каким настроением? Как вы догадались?

- Работает ли Ох? Чем он занят?

- Почему Ах радуется, а Ох стонет?

- Как вы думаете, кому живётся легче?

3). Вопросы ко всему тексту.

- Что можно сказать про двух братьев? Какие они?

- Как вы думаете, где на иллюстрации Ах, а где Ох?

- К какому фрагменту текста относится иллюстрация?

- с кем бы из братьев ты хотел дружить? Почему?

4). Выразительное чтение. Инсценирование сказки.

9. Итог урока. Рефлексия.

- С какой буквой сегодня мы познакомились?

- Что у нас получилось?

- Давайте проверим, как же вы поняли тему сегодняшнего урока. У вас на партах лежат схемы-домики, в которых живет буква х. Дорисуй домик.

- Проверим (показываю, в каком домике должна жить буква). С помощью светофорчика покажите, довольны ли вы своей работой на уроке.

-

- Урок обучения грамоте.

-Хорошее.

Выполняют задание под руководством учителя.

Хоровое чтение скороговорки.

- Один ученик произносит скороговорку 3 раза.  

-Характеризуют звук [щ]: согласный, мягкий, глухой.

- С буквой Я.

- Буква Я – гласная. Если стоит после согласных  звуков, то обозначает [а], если  в начале слова или после гласных -  [йа].

- У ребят корзина с ягодами

Проверяют выполнение задания друг у друга

- В парах составляют пословицу.

 Читают получившуюся пословицу.

- Объясняют смысл пословицы.

Ученик работает у доски, расселяет буквы в домики.

- Гласные и согласные.

- Ударные и безударные.

- Звонкие и глухие, твердые и мягкие.

- и, е, е, ю, я.

- е, е, ю, я.

-й, ч, щ.

- ж, ш, ц.  

- проверяют

- В этих словах есть одинаковый звук в начале [х]

- Буквой х (ха).

Пытаются найти

- Высказывают мнения. - Мы еще не изучили эту букву

- Какая это буква, как она пишется, какие звуки она обозначает?

Дети высказывают свои мнения.

Дети «одевают» буковичков.

 - Выполняют звуковой анализ  - Вывод: [ х’ ] – согласный, твердый, глухой

Выполняют задание учителя.

- Из двух полуовалов.

- На букву с.

- нет, мы не умеем соединять.

- Нет, хотелось бы уточнить значение слова «храм».

Показывают сигналы светофора

Рассматривают иллюстрации, читают текст по ролям.

Отвечают на вопросы.

-

- Возможно это имена

 - На иллюстрации

Предположения детей

- Сказки

- С неудовольствием, капризно.

- Ходит-бродит, охает.

- Он не работает, ищет причину, оправдание.

-

 

У них разные характеры.

Составляют рассказ- описание

Читают выразительно. Инсценируют сказку.

Выполняют задание учителя.

Слово учителя, наглядный.

 Игровой момент

Коллективная, индивидуальный, практический

- Коллективная и индивидуальная.

- Словесный, практический.

- Фонетическая разминка, чтение скороговорки

Работа в парах, практический метод.

Комментирование письма. Практический метод.

Парная.

Практический. Составление пословицы из слов.

Индивидуальная. Практический, наглядный.

Рассели буквы

Закончи предложение.

Анализ слов.

Фронтальная.

Словесный.

Проблемный

Словесный.

Практический, наглядный

Игровой

Практический

Поисковый метод.

Здоровьесбережение.

Игровой, коллективный

Беседа по иллюстрации, инсценирование отрывка, чтение по ролям, составление рассказа - описания.

Фронтальная.

Фронтальная. Коллективная. Чтение текста.

Словесный

Самостоятельная работа.

Словесный.

Работают с иллюстрацией. Делают анализ текста.

Распределение ролей. Выступление перед зрителями.

Индивидуальная. Наглядный.

Самооценка.

Взаимооценивание

Взаимооценивание.

Оценка учителя

Взаимооценивание

Прогностическое суждение

Самооценка.

Учебное комментирование

Учебное комментирование.

Работа с «помощником»

Обратная связь

Самоконтроль.

Оценка прогностического суждения.

Взаимооценивание.

Контроль по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод обучения.Урок введения нового знания

Деятельностный метод обучения. Урок введения нового знания....

Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроке открытия нового знания (письмо)

Мастер-класс по технологии системно-деятельностного метода обучения на основе урока письма "Дифференциация Ж-Ш" в 1 классе....

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

Формирование УУД на уроке открытия новых знаний в технологии деятельностного подхода

Предложена поэтапная схема урока "открытия новых знаний"...

Выступление на педсовете по теме: "Структура уроков «открытия» нового знания и технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон"

В выступлении говорится о том, что системно – деятельностный  подход  – это способ преподавания, при котором учащиеся осваивают культуру не путём простой передачи информации, а в процессе со...

Мастер-класс по теме:«Технология деятельностного метода обучения на важнейшем этапе урока открытия нового знания»

Обобщение опыта по данной теме на примере урока русского языка 3 кл. "Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением"...