Применение технологий уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся
статья на тему

Волченко Ирина Ивановна

Различные методы обучения на уроках, позволяющие раскрыть индивидуальные и интеллектуальные особенности каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».

В.А. Сухомпинский

Происходящие в последние годы в стране социальные преобразования заставившие меняться школу. Целью обучения ставится не только достижение определенного уровня знаний, умений и навыков, а создание условий для развития детей и его осуществление.

В современных условиях чётко определились два различных взгляда на цель, задачи, содержание, формы и методы обучения. Один из них традиционный, в рамках объяснительно-иллюстративного обучения, другой инновационный, в системах развивающего обучения.

Основной целью развивающего обучения является обеспечение условий для превращения ребёнка в личность, заинтересованную в самоизменении и способную к нему.

При развивающем обучении главными становятся задачи воспитания у учащихся интереса к учению, учебной самостоятельности и необходимых для, неб умений, связанных с осознанием учебной задачи, с понимания её решения, с выполнением различных мыслительных операций, таких, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, с организацией контроля за своими действиями и их оценкой.

Учитывая идеи развивающего обучения, при подготовке и проведении учебных: занятий следует применять следующие требования:

а) по возможности, исключая методы принуждения, использовать приёмы активизации работы учащихся, такие как свободный выбор количества и сложности выполнения заданий, различные творческие работы и т.д.;

б)        обеспечить возможность последовательного продвижения от лёгкого к трудному с помощью разноуровневых самостоятельных работ;

в)        дать возможность учащимся достигать более высоких целей обучения, помогая раскрыть потенциальные возможности ребёнка с помощью заданий на смекалку, сообразительность, заданий, требующих творческого мышления; сравнивать успехи с прошлыми достижениями, а не ученика с учеником;

г)        создавать необходимый психологический микроклимат на уроках, т.е. доброжелательное отношение к детям, положительные эмоции, состояние успеха.

При развивающем обучении учитель должен научить учащихся самостоятельно добывать знания, сообщать только необходимый минимум знаний в соответствии с государственными стандартами, на основе которых учащиеся должны развить дальнейшее доказательство, сделать выводы, увидеть практическую применимость (увиденного) изученного.

Полноценным считается урок, ориентированный на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого ученика, учёт его интеллектуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, активную роль в процессе обучения. А это требует тщательного обдумывания каждого урока, бережного отношения к учебному времени, отбора экономных методов и видов работы, наиболее соответствующих индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

Выработке прочных знаний помогает использование различных видов организации обратной связи, форм контроля, самоконтроля.

Развитие личности ученика немыслимо без его самостоятельной деятельности, для осуществления которой используются разные формы самостоятельной работы.

Самостоятельная работа - единственное средство приобретений учащимися умений добывать знания.

Но приобретение определённого объёма знаний не есть цель образования. Необходимо, чтобы знания стали для учащихся инструментом взаимодействия с окружающим миром. А для этого нужно применять полученные знания. Поэтому так важны методы обучения, позволяющие при рациональном использовании времени сосредоточить максимум внимания учителя на активизации мысли и деятельности учащихся, на организации их самостоятельной работы по приобретению знаний в различных условиях.

Для развивающего урока непременным условием является организация самостоятельной работы разноуровневого характера. Опыт работы доказывает, что самостоятельные работы разноуровневого характера облегчают организацию занятий в классе, создаёт атмосферу доброжелательности, атмосферу успеха, желание школьников продвигаться в учёбе в соответствии с их возможностями и даже развивать возможности.

Разноуровневые самостоятельные работы отличаются от обычных работ возможностью формулировок, возможностью действовать различными способами, необходимостью привлекать умения и навыки. Они требуют активного использования различных приёмов.

Правильная организация дифференцированной работы в обучении требует, чтобы каждый ребёнок всегда был занят разрешением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у него интерес к учению.

Известно, что прочны знания, добытые своим трудом. Поэтому, когда их собственный труд наконец-то дал результаты, у учащихся, даже у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми заданиями, рискуют брать более сложные задания. Всё это способствует сознанию положительной мотивации и учёта.

Итак, дифференцированные гадания - это самостоятельная работа, составленная с учётом знаний учащихся. Применение самостоятельных работ разного уровня обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, давая возможность учителю регулярно знать реальную картину усвоения знаний учащимися, проблемы в знаниях и даёт возможность немедленного усвоения устранения пробелов, т.е. коррекции.

Разноуровневые задания могут представляться по-разному:

а)        это могут быть 3-4 варианта с заданиями в соответствии с (темами) группами;

б)        могут составлять 2 варианта (равнозначных), где упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастной сложности.

Тренировочные самостоятельные работы должны включать однотипные примеры и задачи, содержащие существительные признаки и свойства данного определения, правила. Выполняя данные работы, учащиеся вырабатывают определённые навыки и умения.

К таким работам можно отнести выполнение разноуровневых заданий. Рационально собраны комплекты карточек-заданий по темам. В каждом конверте удобно разместил. 4-5 карточек с упражнениями или заданиями. В зависимости от уровня задания карточки разнятся по цвету: зелёные - на «3», жёлтые - на «4», синие - на «5», красные - задания олимпиадного характера. При выполнении тренировочных самостоятельных работ учащимся ещё необходима помощь учителя. После проверки, выявив потенциальные ошибки, учитель работает со слабоуспевающими учениками, помогая им преодолевать имеющиеся проблемы, средние и сильные учащиеся повышают свой уровень знаний.

Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние работы по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, сочинение игр, сказок, спектаклей и т.п.

На уроках - это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся. В процессе их выполнения учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания, например, на поиск второго, третьего и т.д. способа решения задачи или её элемента. Эти работы вызывают у учащихся большой интерес, учат мыслить творчески.

Особое место среди самостоятельных работ занимает контрольная работа. Создание соответствующей системы контроля - необходимое условие достижения планируемых результатов обучения. По существу, разработка должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных.

Поэтому, во-первых, задания различных вариантов должны быть равноценными по содержанию и объёму работы; во-вторых, задания должны отрабатывать основные навыки; в-третьих, задания должны обеспечивать достоверную проверку уровня обучения; в-четвёртых, нельзя ограничивать только обязательным уровнем, необходимо постоянно стимулировать деятельность учащихся, задания должны позволять дифференцировать уровень подготовки учащихся. Целесообразно, используя в имеющиеся в литературе контрольные работы, составлять для каждого класса контрольную работу в нескольких вариантах по разным уровням, которые учитывают статус. Смысл контрольных работ заключается в самостоятельном выполнении заданий после изучения определённой темы с целью выявления глубины полученных учащимися знаний и умений, творческого их применения.

Таким образом, технология системы самостоятельной работы даёт возможность дифференцировать обучение. Давая классу разноуровневые задания в зависимости от подготовленности учащихся, учитель имеет возможность варьировать для каждой группы учеников и даже для отдельных учащиеся учебную нагрузку, предполагая посильные задания. Этим создаётся доброжелательный психологический микроклимат в классе, положительная мотивация к учению.

В результате данной работы ученики осознают необходимость учения, умеют подходить и анализировать свои ошибки, самостоятельно оценивают уровень знаний, развивают свои способности, начинают творчески относиться к труду.

Итак, организация системы самостоятельных работ учащихся на уроках даёт возможность осуществлять максимально раннее выявление и реализацию умственных способностей детей, развивать мыслительную деятельность учащихся, осуществлять формирование навыков самоорганизации, самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Формирование и развитие мыслительной деятельности учащихся с помощью алгоритмических инструментов (опор)

Автор: Красникова Марина Борисовна Личный сайт: http//:guru1.ucoz.ru Цель мастер - класса: наглядная демонстрация приёмов, позволяющих учителю в рамках технологии развивающего обучения (вне зависимо...

Контрольные работы по русскому языку (тесты) для определения уровней развития мыслительной деятельности учащихся.

Цель данной работы: определить уровень развития мыслительной деятельности учащихся....

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со сторон...

Применение технологии уровневой дифференциации в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

В статье раскрыты особенности применения технологии уровневой дифференциации в специальной школе 8 вида, дана подробная характеристика учащихся каждой из четырёх групп дифференциации, предлагаемой В. ...

Использование инструментов ТРИЗ на уроках русского языка, чтения, окружающего мира как средства развития мыслительной деятельности учащихся

Описание системы работы учителя начальных классов. В данной работе описаны инструменты ТРИЗ и игровые тренинги. Особенность ТРИЗ-педагогики заключается в том, что она предлагает алгоритмические методы...

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий

Применение различных форм и методов развития познавательной деятельности учащихся с использованием инновационных технологий Образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение наборо...

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....