Применение технологии уровневой дифференциации в специальной (коррекционной) школе 8 вида.
статья по теме

Светлана Владимировна Сумкина

В статье раскрыты особенности применения технологии уровневой дифференциации в специальной школе 8 вида, дана подробная характеристика учащихся каждой из четырёх групп дифференциации, предлагаемой В. В. Воронковой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии уровневой дифференциации в специальной (коррекционной) школе 8 вида.

Технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является проникающей технологией.

Дифференциация обучения – это

  1. форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

  1. часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

        Учащиеся специальной (коррекционной) школы 8 вида очень неоднородны по своим возможностям в усвоении программного материала. Основными причинами такой неоднородности являются полиморфность основного дефекта и различие сопутствующих нарушений, неодинаковость сохранных качеств, а также условий семейного и дошкольного воспитания.

        Учитывая разные возможности школьников с нарушением интеллекта в усвоении программного материала, необходимо осуществлять дифференцированный подход в обучении.

        В основе дифференцированного подхода в специальной (коррекционной) школе 8 вида лежат разные возможности школьников к овладению программным материалом. В. В. Воронковой условно  выделены 4 группы учащихся в зависимости от возможностей усвоения ими учебного материала и определены их типологические особенности.

I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материал, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных ко II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.

Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой специальной (коррекционной)  школы 8 вида.

Все ученики выделенных групп нуждаются в дифференцированном  подходе, который предполагает различные виды помощи учащимся разных групп, различные модификации методов и приёмов обучения. Учитель коррекционной школы должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике.

Одним из видов дифференциации является индивидуальное обучение. Индивидуальный подход заключается в учёте индивидуальных особенностей каждого ученика и выборе оптимальных путей его обучения и развития. В процессе индивидуального подхода к учащимся специальной (коррекционной) школы 8 вида решаются задачи индивидуальной коррекции. Проверка знаний и их оценка носят также индивидуальный характер.

Проблема индивидуального и дифференцированного подхода будет оставаться актуальной всегда, т. к. значительная неоднородность  состава учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида является её специфической особенностью. На это указывал в своих работах Г. М. Дульнев.

Литература:

  1. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектологических ф-тов педагогических институтов. М.: Школа-Пресс, 1994.
  2. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учебное пособие для студентов сред. Учеб. Заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А.  Ерёмина. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений

Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...

Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.

Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...

Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

•Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида•••••Подготовила учитель начальных классов Куз...

Применение технологий уровневой дифференциации для развития мыслительной деятельности учащихся

Различные методы обучения на уроках, позволяющие раскрыть индивидуальные и интеллектуальные особенности каждого ребенка....

План по самообразованию по теме: «Применение информационных технологий на занятиях в специальных (коррекционных) классах VIII вида»

План по самообразованию по  теме: "Применение информационных технологий на занятиях в специальных (коррекционных) классах VIII вида"...

Конспект урока по математике во 2 классе с применением игровой, групповой и технологии уровневой дифференциации. УМК «Школа России»

Конспект урока по математике с применением игровой и групповой технологий. Тема: "Закрепление устных приемов сложения и вычитания в пределах 100. Решение задач"....