Памятки для педагогов "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ" специалистов школы КУ "НОСШ" г.Нижневартовска
консультация на тему
Данный материал "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ" является памяткой для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Представлены памятки-буклеты по трем направлениям направлениям: с детьми РАС, с детьми с НОДА, с незрячими детьми. Данный материал разработан специалистами "Центра оздоровительной и коррекционной работы" Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятки для педагогов "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ" | 102.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» | ФГОС НОО для глухих детей | Категория нарушения | 1. | ||||||
ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей; | 2. | ||||||||
ФГОС НОО для слепых детей; | 3. | ||||||||
ФГОС НОО для слабовидящих детей; | 4. | ||||||||
ФГОС НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи; | 5. | ||||||||
ФГОС НОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; | 6. | ||||||||
ФГОС НОО для детей с задержкой психического развития; | 7. | ||||||||
ФГОС НОО для детей с расстройствами аутистического спектра. | 8. | ||||||||
АООП НОО\ степень сохранности интеллекта | Предусмотрена возможность перехода на другой вариант АООП | По каждому из направлений коррекционной работы от варианта к варианту идет упрощение содержания работы | Сроки обучения | Результаты освоения АООП НОО | Особые обязательные условия | ||||
Вариант 1 интеллект - норма | Нормативные (1-4 кл.) | - личностные - метапредметные - предметные - результаты освоения коррекционно-развивающей области | - коррекционно-развивающая область; - специальная организация среды; - систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ. | - разработка АООП НОО | |||||
Вариант 2 Незначительные отклонения от «нормы интеллекта» | Пролонгированные (1-5 кл.) | -разработка АООП НОО и индивидуальных учебных планов. | |||||||
Вариант 3 Легкая степень УО (интеллект. нарушения) | личностные - предметные (с учетом особых образовательных потребностей обучающегося) - результаты освоения коррекционно-развивающей области (с учетом особых образовательных потребностей обучающегося) | ||||||||
Вариант 4 Умеренная, тяжелая, глубокая степень УО, а также с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) | - разработка на основе АООП НОО - СИПР. |
Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС) Вариант АООП НОО - 8.1 Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся с РАС |
Характеристика обучающегося: достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям здоровых сверстников (приближен к возрастной норме и имеющий положительный опыт общения со сверстниками) к моменту завершения обучения. Сроки обучения по АООП НОО – нормативные (1-4кл.) |
направление «Развитие письменной и устной речи» |
Совершенствование произносительной стороны речи; развитие навыков фонетико-фонематической стороны речи: звуко-слоговой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие; обогащение и активизация словаря, развитие связной речи; совершенствование графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.); развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми. |
направление «Развитие познавательных процессов» |
Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации; развитие мышления: овладение основами логических операций и действий: сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений; отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций; развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развития внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения; развитие памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания. |
направление «Психологическое развитие» |
Развитие коммуникативной сферы: развитие умения вступать в диалогическое взаимодействие со взрослыми и учащимися, используя различные средства коммуникации (вербальные и невербальные); развитие умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, ответить на вопрос собеседника, умение обратиться к взрослому с просьбой; профилактика внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержание эмоционально комфортной обстановки; преодоление коммуникативных барьеров. Эмоционально - личностное развитие: овладение начальными навыками адаптации; освоение социальной роли обучающегося; развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; создание условий успешного овладения учебной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС) Вариант АООП НОО - 8.2 Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся с РАС |
Характеристика: обучающийся с РАС, который не достиг к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеет дополнительных ограничений здоровья. Сроки обучения по АООП НОО – пролонгированные (1-5 кл.); 6 лет (1-6 кл.) - для детей, не получивших дошк.обр-е. |
направление «Развитие письменной и устной речи» |
Совершенствование произносительной стороны речи; развитие навыков фонетико-фонематической стороны речи: звуко-слоговой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие; обогащение и активизация словаря - в том числе, навык использования в речи личных местоимений, развитие связной речи – в том числе, грамматическое оформление речи; развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.); развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми. |
направление «Развитие познавательных процессов» |
Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи УД; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) УД и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации; развитие мышления: овладение основами логических операций и действий: сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений; отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций; развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развития внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения; развитие памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания. |
направление «Психологическое развитие» |
Развитие коммуникативной сферы: поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов с детьми и взрослыми; формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности; развитие коммуникативных навыков обучающихся. Эмоционально - личностное развитие: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде; развитие умения понимать причины и мотивы эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей; освоение своей социальной роли; поэтапное формирование и развитие учебной деятельности и мотивов УД; развитие навыков коммуникации, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия; развитие способности к осмыслению социального окружения и своего места в нем. |
Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС) Вариант АООП НОО - 8.3 Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся с РАС |
Характеристика обучающегося: обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Сроки обучения по СИПР – пролонгированные (1-6 кл.) |
направление «Развитие письменной и устной речи» |
Совершенствование произносительной стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия - умение узнавать, различать (дифференцировать), звуки окружающей действительности и речи; расширение пассивного и формирование активного словаря – предметного, глагольного, прилагательных, предлогов; развитие связной речи – формирование простой фразы, умения выражать свои желания, действия при помощи короткого речевого высказывания; развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях; развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия, повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми. |
направление «Развитие познавательных процессов» |
Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) УД и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации; развитие мышления: овладение элементарными мыслительными операциями и действиями сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления доступных аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к общеизвестным понятиям и обозначение простыми речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления доступных логико-грамматических конструкций; развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развития внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения; развитие памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания. |
направление «Психологическое развитие» |
Формирование коммуникативного поведения: владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах; развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства; формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях. Эмоционально - личностное развитие: развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; развитие мотивации к обучению; поэтапное формирование учебной деятельности; развитие положительных свойств и качеств личности; формирование готовности к вхождению обучающегося в социальную среду. |
Коррекционное сопровождение обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС) Вариант АООП НОО - 8.4 Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся с РАС |
Характеристика обучающегося: обучающийся, имеющий дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Сроки обучения по СИПР – пролонгированные (1-6 кл.) |
направление «Развитие письменной и устной речи» |
Совершенствование произносительной стороны речи; развитие фонематического слуха и восприятия - умение узнавать, различать (дифференцировать), звуки окружающей действительности и речи; расширение пассивного и формирование активного словаря – развитие номинативной функции слова, употреблять уместно частотные глаголы, существительные, прилагательные; развитие связной речи – формирование простой фразы, умения выражать свои желания, действия при помощи короткого речевого высказывания, одним словом, умение употреблять простейшие речевые формы; развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- (относительно себя) и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.); развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия, повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми. ВАЖНО: совершенствовать навыки жестовой речи по Макатону; использовать метод глобального чтения; использование визуализированное расписание. |
направление «Развитие познавательных процессов» |
Развитие межанализаторных систем и их взаимодействия: развитие зрительно-пространственного и тактильного гнозиса; развитие слухового восприятия и внимания; формирование восприятия особых свойств предметов: осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений; развитие познавательной деятельности: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развитие произвольного внимания, увеличение его объема; развитие произвольного запоминания, свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания; целенаправленная работа по развитию мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификации, установление причинно-следственных связей; формирование и развитие общеучебных навыков: умения принять учебную задачу, планировать свои действия; действовать по правилу, формирование приемов самоконтроля. |
направление «Психологическое развитие» |
Формирование коммуникативного поведения: планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду; дозированное расширение социальных регулярных контактов детей со сверстниками и взрослыми; формирование элементарных коммуникативных навыков и норм взаимодействия; развивать умение слушать собеседника и вести диалог. Развитие сенсорной сферы: обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов; формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом. Эмоционально - личностное развитие: формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения (неадекватные крик и смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другие проявления); формировании и закреплении базовых моделей социального взаимодействия; развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала; осознание себя, своего «Я»; осознание своей принадлежности к определенному полу; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»
Центр оздоровительной и коррекционной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ
(в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья)
Категория обучающихся 1-4 классов – с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Буклет подготовил учитель-дефектолог
Гайдушенко Наталья Егоровна
г. Нижневартовск, 2015г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритмизация и содержание логопедического сопровождения обучающихся С(К)К VII вида на основе рекомендаций ПМПК
рекомендации...
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе
В помощь психологу...
Доклад на тему «Актуализация направлений коррекционной помощи и сопровождения обучающихся с нарушениями речи в образовательных организациях в соответствии требованиям ФГОС НОО для обучающихся c ОВЗ»
Логопедичекое сопровождение детей в Хотьковской школе-интернате....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 1-4 классов)
Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ...
Коррекционное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В данном материале систематизируется информция об обучении детей с ОВЗ, проблемы, перспективы, возможности... Дается один из "обходных путей" донесения информации для "особых детей"...
Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ учителем-логопедом в коррекционной школе
Дети, которые получают коррекционное сопровождение по логопедии это обучающиеся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развит...