Презентация по теме "Реализация системно-деятельностного похода "
презентация к уроку (1, 2 класс) на тему

Кириченко Елена Георгиевна

          Одним из требований реализации стандарта является личностно-ориентированный подход образования, при котором обучающиеся являются не пассивными "приёмниками" информации, а активными участниками в учебном процессе.      

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация 896.5 КБ
Файл Текст36.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход Реализация системно-деятельностного подхода в образовании на примере уроков естественно- математического цикла из опыта работы учителей МАОУ СОШ № 37 Кириченко Е.Г

Слайд 2

«Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер Спенсер

Слайд 3

Какие качества необходимы современному выпускнику? Глубокие и прочные знания? Воспитанность? Интеллектуальные и творческие силы? Умение учиться? Способность к саморазвитию ...

Слайд 4

Приёмы создания проблемной ситуации «Классические» Проблемные ситуации «с удивлением» Проблемные ситуации «с затруднением» «Сокращенные» Побуждающий диалог от проблемной ситуации Подводящий к проблеме диалог Подводящий от проблемы диалог «Мотивирующие» Сообщение темы урока с использованием приёма «яркого пятна» Демонстрация непонятных явлений Сообщение темы урока с использованием приёма «актуализация»

Слайд 5

Приёмы создания проблемной ситуации «Классические» Проблемные ситуации «с удивлением» Проблемные ситуации «с затруднением»

Слайд 6

Примеры приемы создания проблемной ситуации «с удивлением» Урок математики 2 класс 8 – 3 + 4 = 9 8 – 3 + 4 = 1 Окружающий мир 1 класс (8-3)+4=9 8-(3+4)=1

Слайд 7

Урок окружающего мира 2 класс Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Урок математики 1 класс Тема: Сложение и вычитание с переходом через десяток. 3+5= 7+3= 5+2= 2+7= 4+4= 7+6= Урок математики 2 класс 63+15 96-23 48-12 57+19 Пример приема «с затруднением»

Слайд 8

Приёмы создания проблемной ситуации « Сокращенные» Побуждающий диалог от проблемной ситуации Подводящий к проблеме диалог Подводящий от проблемы диалог

Слайд 9

Построение проекта выхода из затруднения. – По первому рисунку запишите равенство с «окошком»: + 5 = 8 а + 2 = 7 Примеры приема «подводящего диалога»

Слайд 10

Приёмы создания проблемной ситуации «Мотивирующие» Сообщение темы урока с использованием приёма «яркого пятна» Демонстрация непонятных явлений Сообщение темы урока с использованием приёма «актуализация»

Слайд 11

Пример мотивирующего приема «актуализация» Урок математики 1 класс Тема: Правило проверки решения уравнения. 2 + х = 6 2 + х = 6 2 + х = 6 х = 6 + 2 х = 6 – 2 х = 6 - 2 х = 8 х = 4 х = 3

Слайд 12

ВЫ - БЛЕСТЯЩИЙ УЧИТЕЛЬ, У ВАС ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ! Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ученика от собственного опыта к общественному ; Будьте не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй ученика.



Предварительный просмотр:

Реализация системно-деятельностного похода  на уроках предметов естественно-математического цикла

в начальной школе.

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Слайд 1

          Одним из требований реализации стандарта является личностно-ориентированный подход образования, при котором обучающиеся являются не пассивными "приёмниками" информации, а активными участниками в учебном процессе.

          Основная идея этого подхода заключается в том ,  что главный результат образования - это способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Слайд 2

          Что такое деятельностный подход в образовании?

      "Великая цель образования это не знания , а действия." Гербер Спенсер.

Китайская мудрость гласит:

«Скажи – я забуду,

        покажи – я запомню,

            а вовлеки – я научусь»

А разве мы это не делаем? Любой учитель пытается это делать.

Слайд 3

          Какие же качества необходимы современному выпускнику начальной школы?

         Разные люди  отвечают на этот вопрос  по- разному. Кто- то  говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении учиться, формировании к способности к  саморазвитию. Однако все и всегда сходятся в том , что школа должна помочь каждому ребенку стать счастливым : найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью ,  самореализоваться в выбранной профессии. Для этого учителям уже в начальной школе приходится перестраиваться самим и перестраивать ход урока, чтобы научить младшего школьника учиться.

Слайд 4 приемы создания проблемной ситуации

          Реализуя стандарт второго поколения на своих уроках я регулярно создаю различные проблемные ситуации, которые можно классифицировать следующим образом:

«Классические»

 1. Проблемная ситуация «с удивлением».

 2. Проблемная ситуация «с затруднением».

«Сокращенные»

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

"Мотивирующие»

 1. Сообщение темы урока с использованием приема «яркое пятно».

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приема «актуализация».

Слайд 5   Давайте на конкретных примерах подробнее рассмотрим каждый из них.

Слайд 6   пример с удивлением

      Например, на уроке математики во 2 классе на первом уроке по теме «Порядок действий в выражениях со скобками», на доске одинаковые числовые равенства с разными значениями. Путём работы в группах детьми делается вывод, что, в зависимости от порядка действий получаются разные значения. Роль учителя ввести новый знак действия – скобки.

На уроке окружающего мира в 1 классе, изучая тему «Звери и птицы»

на экране изображения животных, которых вы видите. Детям предлагается классифицировать их по месту обитания. Обучащиеся дают характеристику каждой группе и делают соответствующие выводы.

          В своей практике использую задания творческого характера. Очень интересным и эффективным  считаю прием творческого рассказывания.

          На уроках окружающего мира применяю следующие виды рассказов:

1.Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия («Улицы полны неожиданностей», «Птичья столовая» и т.д.)

2.Описательный рассказ на основе сравнения («Луг и лес», «Современная и старая школа»)

3.Рассказ-диалог - достаточно трудный вид рассказа, объединяющий рассказ-описание с диалогом («Разговор человека с деревом», «О чем щебечут воробьи»)

Еще одной разновидностью творческих заданий являются учебные ролевые игры. В 1-2 классах учебная ролевая игра является обязательным структурным компонентом урока окружающего мира. (Примеры сюжетно-ролевых игр «В магазине»,  «Мы- пассажиры»,и  др  )  «Примеряя на себя роль» реальных лиц, животных, растений, предметов окружающего мира, обучающиеся развивают воображение,  креативное  мышление.

Слайд 7. пример с затруднением

На уроке окружающего мира во 2 классе, изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:

Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы.

Почему?

         Не все ребята знают о полярной ночи. Поэтому такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.

На уроке математике в 1 классе по

теме: «Сложение и вычитание с переходом через десяток» предлагаю детям решить примеры.  Не все справляются с последним примером, так как получается больше десяти. Обучающиеся, которые верно решили последний пример, объясняют способы его решения. (Присчитыванием, знанием состава чисел, путём складывания одинаковых слагаемых и отсчитывания от него единицы).

3+5=               7+3=

2+7=               4+4=

5+2=                7+6=

Тему урока в 1 классе вывожу я. Во втором классе, при аналогичном задании тему урока дети формулируют самостоятельно.

Слайд 8.

Рассмотрим следующий приём создания проблемной ситуации

Слайд 9.

Следующий пример:

По первому рисунку предлагаю записать равенство с «окошком»:

+5=8                    а+2=7

Этот вопрос не вызывает затруднений.

 В ходе обсуждения второго равенства обучающиеся приходят к  в ы в о д у, что данное выражение решается аналогично.

Слайд 10. Мотивирующие

Существует ещё один приём.

Любой учитель на уроке может дать яркое пятно, необычный объект, от которого он будет отталкиваться.

Слайд 11        приём актуализации

Мне бы хотелось остановиться на приёме актуализации.

На уроке математики в 1 классе по

теме «Проверка решения уравнения» детям предлагается за

короткое, ограниченное время найти правильно решённое уравнение:

    2 + х = 6         2 + х = 6       2 + х = 6

    х = 6 + 2         х = 6 – 2      х = 6 - 2

   х = 8                х = 4             х = 3

Обучающиеся доказывают свой выбор, опираясь на знания алгоритма решения уравнения. По-разному можно относиться к курсу математики по программе Л.Г. Петерсон, но надо отдать должное, что при решении уравнений она разводит понятия компонентов действий и способов решений через понятия «части» и «целое». Благодаря систематическим упражнениям в данном ключе, даже самые слабые дети на основе этих знаний легко решают любые составные задачи.

Слайд12

           Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. У обучающихся  формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно  адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплексу

Уважаемые коллеги, участники конференции, моим педагогическим принципам, которые вы видите на экране, следуют многие из вас.

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;
  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;
  • Будьте не «НАД», а «РЯДОМ»;
  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
  • Учи анализировать каждый этап работы;
  • Критикуя, стимулируй ученика.

Уверена, что и вы в своей педагогической деятельности видите в своих учениках равноправных участников образовательной деятельности. Если это уже есть в вашей работе, то  вы блестящие учителя, у вас прекрасные ученики.....

Всех поздравляю с началом учебного года. Здоровья и терпения вам и вашим близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Современный урок в рамках системно-деятельностного метода".

Презентация рассказывает об основных требованиях к проведению урока в технологии системно-деятельностного метода. В презентацию включён фрагмент урока математики в 3 классе....

Презентация к мастер-классу "Системно-деятельностный подход при решении задач"

Презентация к документу " Мастер-класс "Системно-деятельностный подход при решении задач"...

презентация на тему "Системно-деятельностный подход"

Презентация к педсовету,составленная с учетом требований ФГОС...

Системно-деятельностный подход – ключевая особенность ФГОС общего образования. Формирование ИКТ-компетентности в рамках системно-деятельностного подхода

Системно-деятельностный подход – одна из важных составляющих идеологии современного образования. Данный подход, ставящий главной целью развитие личности обучающегося, лежит в основе ФГОС....

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...