эффективность использования ИКТ в 1 классе в период адаптации
статья на тему
Эффективность использования ИКТ в период адаптации в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shmo_prelova_ea.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В 1 КЛАССЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке.
Для учителя компьютер - это уже не роскошь – это необходимость.
Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но и используя ресурсы ИКТ.
Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в нашей школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.
Таким образом, ИКТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
Учащиеся на примере учителя должны знать, что компьютер – умная машина предназначена не только для игр. При помощи компьютера можно получать массу интересной информации, создавать книги, газеты, новые учебные пособия, программы, писать письма, сочинения и т.д.
Своеобразие и новизна концепции.
Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.
Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.
В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).
В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам окружающего мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Что такое презентация? Почему именно презентация?
«Презентация»- переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Обучение грамоте, чтение.
Чтобы повысить познавательный интерес и сделать урок продуктивнее, мною используются мультимедийные средства. Так, например, на уроке обучения грамоте помогают прекрасный фильм о буквах и звуках «Азбука - Малышка», презентации «Учим буквы». Неотъемлемой частью урока является лента букв, к которой во время букварного периода обращаются практически на каждом уроке. Использование данной ленты в слайд презентации позволяет решать несколько задач: ребенок может упражняться в запоминании графического облика букв, тренироваться в соотнесении звука и буквы; может классифицировать алфавит по различным параметрам (гласные, согласные; согласные звонкие и глухие), причем классификация происходит с опорой на цветовое решение (яркий образ сосредотачивает внимание). Видоизменение ленты букв не требует больших затрат, данный слайд можно адаптировать к каждому уроку.
Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста.
При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте использую электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звуко - буквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Письмо.
Благодаря ИКТ на уроках письма для того чтобы дети правильно нашли строку для работы в прописи, можно спроецировать изображение страницы прописи на белую доску.
Для объяснения начертания букв хорошо использовать презентацию «Учимся писать буквы», «Памятка. Письмо с секретом».
Математика.
На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.
Окружающий мир.
Электронное приложение к учебнику помогает разнообразить урок. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.
По предмету «Окружающий мир» я разработала презентации «Водоёмы нашего края», «Экскурсия к водоёму», «Природные зоны России», «Первоцветы»,
Часто использую на уроках фотографии, которые снимала на фотоаппарат.
Особое место в курсе отведено проектно-исследовательской деятельности. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
Учащимися под моим руководством разработаны проекты: «Кукла – народная игрушка», «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны».
На уроках чтения учащиеся рисуют рисунки к прочитанным стихотворениям, а потом создают диафильмы в программе Power Point.
Что дают такие уроки учащимся?
- С удовольствием посещать предмет.
- За счёт повышенного интереса, существенно повышать качество знаний.
- При помощи яркого наглядного материала, легко воспринимать даже самый трудный материал.
- Желание учиться ради познания, а не ради оценки.
- Анализировать, сопоставлять события, действия, строить свои личные предположения и догадки на основе полученных знаний.
Что дают такие уроки учителю?
- Более ярко и образно проводить каждый урок, шире раскрывать каждую, даже самую сложную тему.
- Использовать разнообразную наглядность (рисунки, фотографии, картины, схемы, тесты, тексты, музыку), которую трудоёмко использовать обычным путём.
- Повысить качество обучения за счёт живого интереса ребёнка к предмету.
- Подготовить учащихся начального звена к переходу в среднюю школу, на практике используя свои знания и умения.
Итак, я убедилась, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.
Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.
Но не стоит безмерно увлекаться компьютерными ресурсами. Ведь непродуманное применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся: 1 классов – 10 минут; 2 – 5 классов – 15 минут.
Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где она действительно необходима.
Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока. Как учитель, активно внедряющий в своей ежедневной работе мультимедийные уроки, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремлённые.
ИКТ позволяют показать, объяснить, научить, проанализировать, систематизировать, да просто – удивляться тому, что раньше мы показывали… на пальцах!
Литература:
- Могилёв А.В. Интернет-проекты в системе образования. Справочник заместителя директора школы. №8 2008г.
- Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в процессе обучения младших школьников английскому языку. «Начальная школа». № 4 2006г
- Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных технологий Управление начальной школой № 3 2009г
- Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников. «Начальная школа». №1 2009г
При использовании материалов статьи обязательна активная ссылка на источник ПЕДФОРУМ
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Доклад "Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации"
Общешкольное родительское собрание...
Методические рекомендации по учету особенностей проявления темперамента учащихся начальных классов в период адаптации в работе учителя
Период адаптации не всегда прходит легко. Часто детям трудно адаптироваться к новому распорядку дня, к новой роли ученика, к новым требованиям, к классному коллективу, к учебной нагрузке. Облегч...
Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации
Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации доклад для родителей первоклассников...
СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»
Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея....
Использование ИКТ на уроках в период адаптации первоклассников к школе
Ииспользование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, облегчающих и упрощающих адаптационный период - одно из требований к результатам освоения основной обра...