СПРАВКА по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе в МАОУ «Лицей №3»
материал на тему
Период адаптации учащихся 1-х классов к школе. Контроль администрацией организации учебно-воспитательного процесса педагогами и службами лицея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_po_adaptatsii_1_klassov_2014-2015_uch.god_.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
СПРАВКА
по итогам контроля организации учебно-воспитательного процесса в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе
в МАОУ «Лицей №3»
Объект: условия образовательного процесса
Предмет: организация адаптационного периода в 1-х классах.
Основание: по плану
Сроки: сентябрь 2014-2015уч.г.г.
Методы : проверка документации, анализ, диагностика, беседа.
Адаптационный период уч-ся 1-х классов анализировался по направлениям:
-соблюдение учителями 1-х классов санитарно- гигиенических норм при организации образовательного процесса в 1 классе;
-определение уровня готовности каждого ребенка к освоению учебной программы;
-диагностика уч-ся 1-х классов школьным психологом;
-диагностика уч-ся 1-х классов.
Общие сведения об учащихся 1-х классов
Класс | Количество учащихся, посещавших детский сад | Количество учащихся, не посещавших детский сад | Количество учащихся, посещавших подготовительные предшкольные курсы | Количество учащихся, не посещавших подготовительные предшкольные курсы |
| 98 | 10 | 85 | 13 |
Общие сведения об учителях, работающих в 1-х классах
Номер п/п | Ф.И.О. учителя | Категория, разряд учителя | Педагогический стаж учителя |
| Кутлеева З.Г. | высшая | 30 лет |
Шокурова Э.Ю. | высшая | 30 лет | |
Вахитова З.Х. | высшая | 35 лет | |
Халимова Р.Н. | - | 1-й год |
Первоклассники обучаются в первую смену с 8.00, пять дней в неделю с максимальной учебной нагрузкой в 21 час. Согласно требованиям СанПиН, в целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы учебная нагрузка на первоклассников увеличивается постепенно. В первой половине сентября проводится по 3 урока по 35 минут каждый, а в остальное учебное время организовываются прогулки, экскурсии, физкультурно-оздоровительные занятия. С октября в первых классах проводится по 4 урока ежедневно по 35 минут каждый. На каждом уроке в первых классах проводится по две физкультминутки. Кроме физкультминуток учителя проводят гимнастику для глаз, кистей рук, пальцев. После третьего урока организуется динамическая пауза. Также в оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к школьной жизни составлено расписание уроков с учётом того, что умственная работоспособность детей в разные дни недели неодинакова. Наибольший объём учебной нагрузки приходится на вторник и среду. В эти дни в расписание включены наиболее трудные предметы. Понедельник и пятница – облегчённые дни в связи с низкой работоспособностью первоклассников. Кроме этого, уроки, требующие большого умственного напряжения (математика, русский язык), согласно расписания проводятся первыми и вторыми. Уроки по изобразительному искусству, окружающему миру, технологии по счёту проводятся последними.
Обучение первоклассников проходит без балльного оценивания знаний. Учителя первых классов используют знаковую символику и словесную объяснительную оценку лишь при положительных ответах и активной работе учеников. Хотя не рекомендуется использование знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Домашнее задание носит рекомендательный характер. Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие психических процессов ребёнка (памяти, внимания, мышления и др.).
Для первоклассников после уроков организована работа группы продлённого дня, которую посещают 25 человек. Кроме прогулок на свежем воздухе, дети заняты настольными развивающими и подвижными играми в классе и спортивном зале, просмотром мультфильмов, прослушиванием сказок и других литературных произведений. Во время посещения группы продлённого дня ученики получают горячий обед и полдник(дежурная группа).
Во всех кабинетах, в которых занимаются 1-е классы и ГПД 1-х классов, санитарно-гигиенические требования выполняются: это режим проветривания кабинета, освещённость классной комнаты, аккуратность оформления классной доски, наличие гигиенических средств (мыло, бумажные салфетки, полотенца), после занятий проводится влажная уборка классов, также соблюдается и питьевой режим.
Из наблюдений за первоклассниками, бесед с учителями и анализа можно сделать некоторые выводы о поведении учеников:
- ученики 1-х классов не только знакомы с правилами поведения в школе, но и умеют их соблюдать;
- первоклассники знают и соблюдают школьный режим, выполняют требования учителя;
- знают правила обращения к учителю, к своим одноклассникам, правила поведения на уроке;
- хорошо ориентируются в здании лицея: знают, где находится спортивный зал, актовый зал, столовая, медицинский кабинет и др.
Характеристика классов (прилагаются). Классные руководители 1-х классов дают полную характеристику своим классам, обозначают проблемы, предлагают пути их решения.
Здоровье первоклассников (прилагается справка медсестры).
Учитель-логопед (справка прилагается). Отчитывается о результатах обследования первоклассников, о количестве детей с нарушениями речи, о первых результатах работы с детьми логопатами.
В начале учебного года проводился анализ уровня готовности первоклассников по диагностике «Школьный старт»
Цель диагностики «Школьный старт» (автор Беглова): определить уровень готовности каждого ребенка к освоению учебной программы и достижению образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.
Диагностика проводилась учителями начальных классов.
Оценка готовности каждого ребенка проводилась по следующим уровням:
1. Базовый уровень инструментальной и личностной готовности
Характеристика: личностно зрелые дети, ценностно- ориентированные на познание и готовые к обучению на высоком уровне сложности.
2. Базовый уровень инструментальной готовности и низкий уровень личностной готовности
Характеристика: дети имеют неудачный опыт дошкольного обучения, завышенные требования семьи, пережитый стресс и др.
3.Низкий уровень инструментальной готовности и базовый уровень личностной готовности .
Характеристика: дети хотят учиться, но у них недостаточно хорошая подготовка к школе. Они уязвимы, обидчивы, им трудно выполнять задания в одном темпе с классом.
Результаты диагностики на начало 2014-2015 уч.г.
Класс | Высокий уровень адаптации | Средний уровень адаптации | Низкий уровень адаптации | Группа риска |
1 а | 8 чел. | 15 чел. | 2 чел. | 1чел. |
1 б | 7 чел. | 17 чел | 2 чел | 2 чел. |
1в | 4 чел | 21 | 1 | - |
1г | 8 | 18 | 1 | - |
Рекомендации:
1. Для учеников, вошедших в группу с базовым уровнем инструментальной и личностной готовности, необходимо поддерживать высокий уровень познавательной активности через личностно- ориентированные задания в урочной деятельности, участие в интеллектуальных марафонах, олимпиадах, конкурсах.
2.Для учеников, вошедших в группу с базовым уровнем инструментальной готовности и низким уровнем личностной готовности, важна поддержка, побуждение к действиям, создание ситуации успеха для этих детей, средний темп обучения на уроке. Желательна консультация с психологом.
3.Для учеников, вошедших в группу с низким уровнем инструментальной готовности и базовым уровнем личностной готовности, необходимо крайне тактичное обращение, невысокий темп работы на уроке, побуждение к действиям. Желательна консультация с психологом.
Диагностика учащихся 1-х классов школьным психологом
Уровень формирования у первоклассников УУД оценивался как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий. Были использованы типовые задачи, рекомендованные в программе развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.
Цель исследования: выявление уровня развития познавательных процессов как показателя интеллектуальной готовности детей к обучению в школе
Вид: индивидуальное исследование
Объект исследования: учащиеся 1классов
В рамках определения готовности детей к обучению в школе проведено исследование интеллектуальной составляющей развития первоклассников. Выявление скорости формирования новых навыков по субтесту «Шифровка» методики Векслера позволяет установить наличие предпосылок учебной деятельности. Работа по опроснику Йирасека показывает активный словарь и понятливость ребенка. Метод экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) позволяет выявить уровень общей осведомленности, способность к оценке пространственно-временных отношений и классификации, а также уровень развития элементарных математических представлений. Обобщенные показатели по названной батарее методик показывают уровень готовности ребенка к обучению в школе.
Обследовано 103 учащихся первых классов. Исследование по субтесту «Шифровка» методики Векслера показало, что подавляющее большинство детей узнает и правильно называет фигуры: круг, квадрат, треугольник и может, проанализировав простейшие условия, выделить учебную задачу. Результаты выполнения задания показали уровень скорости формирования новых навыков. Количественная характеристика распределения результатов по уровням представлена на диаграмме.
Дети, имеющие сниженный уровень скорости формирования новых навыков, работают медленно. Для успешности их обучения рекомендуется дополнительная индивидуальная работа. В приложенных к справке таблицах указаны фамилии этих детей.
Уровень общей осведомленности и понятливости первоклассников, выявленный по опроснику Йирасека, показал, что подавляющее большинство детей (70%) имеет высокий уровень общей осведомленности и понятливости.
Характерезуя результаты исследования интеллектуальных способностей, следует отметить хорошее умение устанавливать соответствие между словом и его образом практически у всех респондентов (88%). Следовательно, предпосылки формирования образного мышления у детей хорошо развиты. Способность к оценке пространственно-временных отношений хорошо развита у большинства испытуемых (64%). Учителям рекомендуется обратить внимание на развитие способности к оценке пространственно-временных отношений. Недостаточно сформирована операция сравнения по категориям «раньше - позже», «ближе - дальше», что может сказаться на усвоении материала по составу чисел и сравнения различных объектов. 13% школьников испытывало затруднения в установлении существенных признаков предметов, и потому они допускали ошибки в классификации предметов и нахождении лишнего элемента. Большинство ребят (78%) имеют хорошие предпосылки для развития способности к логическому умозаключению. Результаты исследования интеллектуальных способностей представлены на приложенных гистограммах для каждого класса. Сводная таблица результатов для каждого класса приложена к справке.
Выводы:
1.Для большинства учащихся характерно сочетание ориентации на социальные аспекты школьной жизни, а также ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.
2.Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания у большинства учащихся соответствует второму уровню. Некоторые учащиеся могут самостоятельно ориентироваться как на соблюдение конвенциональных норм, так и на соблюдение моральных норм. Однако, большинство детей нуждается в помощи взрослых при выделении морального содержания действий и ситуаций.
3.У большинства учащихся регулятивные универсальные учебные действия сформированы, у других - находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.
4.При исследовании уровня развития познавательных универсальных учебных действий у половины учащихся выявлен средний уровень развития логических универсальных действий.
5.У большинства обследованных первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера), т.е. дети учитывают позиции других людей и координируют их.
6.Учитывая рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса учащихся 1-х классов, учителя создают благоприятные условия для адаптации детей к школе, снятия статистического напряжения при одновременном выполнении образовательных программ по всем предметам.
Рекомендации:
- Учителям 1-х классов продумать систему работы с учащимися вошедшими в группу с низким уровнем инструментальной готовности и базовым уровнем личностной готовности. В работе с ними необходимо крайне тактичное обращение, невысокий темп работы на уроке, побуждение к действиям. Желательна консультация психолога.
- Учителям начальных классов и учителям – предметникам продолжить работу по формированию правильной посадки ребят за партой и обязательно предусматривать разгрузочные упражнения для глаз.
Справка зачитана на совещании при заместителе директора.
Заместитель директора Н.Б. Переведенцева
«_____»_________20____г.
Цель контроля: соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил в период адаптации учащихся первых классов.
Вид контроля: фронтальный
Объект контроля: учебно-воспитательного в 1 –х классах в период адаптации учащихся к школе
Сроки контроля: с 17.09 по 24.09.2012г
Выводы: В соответствии с планом ВШК и на основании методического письма Министерства образования РФ от 25.09.2000 г: №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» был осуществлен контроль организации учебно-воспитательного процесса в параллели первых классов. собеседование с учителями, родителями и наблюдение за детьми показало что, все нормы в целом соблюдаются. Учебные занятия проводятся в первую смену. В первых классах применяется «Ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: 3 урока по 35 минут в сентябре, октябре. После каждого урока учителя поводят игровые минутки. Классные комнаты проветриваются, мебель ростовая, но наклона учебных столов нет в 1а, 1г
и 1б классах. Уроки проводятся в соответствии с основными требованиями: начинаются и заканчиваются своевременно. Для снятия статистического напряжения учителя проводят различные формы уроков: урок-игра, урок-экскурсия, урок-инсценировка и т.д. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программами, имеется методическое обеспечение, физкультминутки проводятся. Учителя Алешина И.А., Герсимова Е.И., Катаргина О.А., Вахитова З.Х. используют на уроках элементы развивающего обучения, современные методы и подходы, что позволяет раскрыть потенциал детей. Соблюдается структура уроков. Учителя предусматривают разные виды деятельности. Интерес детей стимулируется наглядностью, через связь с жизнью, с опорой на имеющиеся знания у ребят. Выдерживается умеренный темп изложения, который соответствует скорости восприятия и осмысления информации. Активизируется мыслительная и познавательная деятельность обучающихся. Использует ТСО, демонстрационный материал. На каждом уроке учителя проводят предварительное восстановление опорных знаний, вопросы учителей систематизированы, логически выстроены.
Учителю 1г Катаргиной О.А. и 1в класса Герасимовой Е.И. продолжить работу по формированию коммуникативных навыков и умений детей (исключить выкрики с места), так как на уроках присутствует излишняя активность ребят направленная не на изучение предмета. В соответствии с требованиями обучающиеся 1-х классов достаточное время проводят на свежем воздухе (уроки-экскурсии, наблюдения, урок-игра т.п.).Учителям – предметникам, учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, на уроках чаще использовать наглядность.
Выводы и рекомендации:
1.Учителя Алешина И.А., Герсимова Е.И., Катаргина О.А., Вахитова З.Х
при обучении детей в первом классе соблюдают все необходимые санитарно-гигиенические нормы, продумывают рациональное использование времени как на уроках, так и во внеурочной деятельности (ГПД).
2.Учителям 1-ых классов необходимо работать с обучающимися над развитием умения организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы.
3.Учителям-предметникам системно использовать приемы активизации мыслительной деятельности обучающихся, активнее применять проблемно-диалогические методы.
4.Учителям начальных классов и учителям – предметникам продолжить работу по формированию правильной посадки ребят за партой и обязательно предусматривать разгрузочные упражнения для глаз.
Заместитель директора _______/______________________/
Со справкой ознакомлены:
Алешина И.А.__________
Герсимова Е.И._________
Катаргина О.А._________
Вахитова З.Х.__________
Худайбердина Г.Р.______
Гридина И.А.___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-а класса к новым условиям обучения.
Адаптация - привыкание, «вписывание» человека в какую-то среду. Противоположностью ей является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем ...
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС
Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...
Доклад "Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации"
Общешкольное родительское собрание...
Методические рекомендации по учету особенностей проявления темперамента учащихся начальных классов в период адаптации в работе учителя
Период адаптации не всегда прходит легко. Часто детям трудно адаптироваться к новому распорядку дня, к новой роли ученика, к новым требованиям, к классному коллективу, к учебной нагрузке. Облегч...
Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации
Организация обучения учащихся 1 класса в период адаптации доклад для родителей первоклассников...
Справка об итогах контроля адаптации обучающихся 1-х классов МБОУ ЕСОШ №1 к новым условиям.
Цель контроля: организация работы по формированию социальной и общекультурной компетенций обучающихся....
Информационно-аналитическая справка по итогам контроля качества и эффективности выполнения государственного задания (Воспитательские занятия.
Объект контроля: воспитательские занятия.Цель: Обеспечение психолого-педагогического сопровождения.Задача: установить обеспечение психоло-педагогического сопровождения, качество предоставляемых ...