Статья: "ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ПЕРВОГО КЛАССА (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)"
статья по математике (1 класс)

Екатерина Юрьевна Шереметьева

 

Обучение решению текстовых задач в начальной школе является  традиционной содержательно - методической целью включения текстовых задач в программу учебной дисциплины математика. Авторы  действующих учебников для начальной школы делят процесс обучения на два этапа: обучение решению простых задач и составных задач.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_itog.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ПЕРВОГО КЛАССА (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

Шереметьева Е.

Обучение решению текстовых задач в начальной школе является традиционной содержательно - методической целью включения текстовых задач в программу учебной дисциплины математика. Авторы действующих учебников для начальной школы делят процесс обучения на два этапа: обучение решению простых задач и составных задач.

Под текстовой обычно понимается задача, в которой на естественном языке описывается некоторый процесс (событие, явление) и требуется вычислить значение некоторых величин, характеризующих этот процесс, или установить отношения между ними. В текстовой задаче, как правило, описываются количественные и функциональные характеристики процесса (явления), поэтому ее рассматривают как словесную модель процесса. Чтобы решить текстовую задачу, необходимо построить математическую модель предложенного текста в виде выражение, уравнение в зависимости от метода решения [3]..

Математическое моделирование предполагает обязательное наличие трех этапов: перевод условия задачи на математический язык, выделяя данные и искомые, и связи между ними; нахождение значения выражения, решение уравнения, т.е. внутримодельное решение; перевод полученного результата на язык предложенной текстовой задачи. В учебно-методической литературе нет единого подхода к терминологии в отношении моделей. В начальном курсе математики используются следующие модели: схематизированные (вещественные или предметные и графические); их называют вспомогательными и знаковые (краткая запись задачи на естественном языке, краткая запись задачи в виде таблицы, выражения, уравнения, запись решения по действиям). Знаковые модели называют решающими. Отметим, что любой вид модели задачи должен содержать все объекты, все отношения между ними и указанные в задаче требования [3].

В разделе Текстовая задача Примерной программы по математике [2] определено минимальное содержание: Текстовая задача: структурные элементы, составлении е текстовой задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Решение задач в одно действие. В Тематическом планировании этого документа подробно описывается для любого учебно-методического комплекта по математике:

Текстовая задача: структурные элементы, составление задачи по образцу. Зависимость между данными и искомой величиной в текстовой задаче. Выбор и запись арифметического действия для получения ответа на вопрос. Текстовая сюжетная задача в одно действие; запись решения ответа задачи. Обнаружение недостающего элемента задачи, дополнение текста задачи числовыми данными (по иллюстрации, смыслу задачи, ее решению).

Рекомендуемые методы и формы организации обучения определяют характеристику деятельности обучающихся при решении текстовых задач. Предлагается коллективное обсуждение для анализа реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы. Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитании (на сколько больше/ меньше, сколько всего, сколько осталось). Различение текста и текстовой задачи. Соотнесение текста задачи и ее модели. Моделирование : описание словами и с помощью предметной модели сюжетной ситуации и математического отношения. Иллюстрация практической ситуации с использованием счетного материала. Решение текстовой задачи с помощью раздаточного материала. Объяснение выбора арифметического действия для решения, иллюстрации хода решения, выполнения действия на модели [2].

Рассмотрим методику работы над текстовыми задачами [1]. Уже в первом семестре начинается подготовительная работа над усвоением понятия «задача» (без терминологии). В учебнике предлагаются задания вида: составление рассказа по картинке, выбор подходящей записи (выражения) к предложенному рисунку составление рассказа по записи (выражению), рещение задачи путем пересчета нарисованных предметов. Выбор действия может определяться записью решения, или схематическим рисунком или практическими действиями с условными предметами (фишки, геометрические фигуры-посредники и др.). Выполняя эти задания, дети приобретают опыт восприятия задачной ситуации (задачный текст), изображения в виде рисунка или схемы, составления соответствующих знаковых записей (выражений). Усвоению понятий способствуют задания комбинированного характера, включающие текст, замену пропусков числами с использованием схем, поиск ответа на вопрос, называние ответа путем пересчета объектов по схеме. Обратим внимание на то, что детям предлагаются тексты задач различных видов, например на нахождение суммы (сколько всего…?) и остатка (сколько осталось…?)

Введение термина «задача» сопровождается знакомством детей с составляющими компонентами: условие, вопрос, решение. Особое внимание на этих уроках уделяется числовым характеристикам объектов. Для усвоения этих понятий используются иллюстрации и задания на составление задач по картинке (парами), поиск решения среди предложенных записей и ответа. Аналогично рассматриваются задачи на увеличение (уменьшение) на несколько единиц (на 1,2,3 единицы). На этом этапе важно начать формирование умения осознанно выполнять операции сложения и вычитания в пределах первого десятка и самостоятельно решать задачи, используя прием решения задачи «по цепочке»: читаю задачу...; мне известно … - это условие; надо узнать . – это вопрос задачи; рисую и объясняю …- надо сложить (вычесть); проговариваю и записываю решение … - ; называю ответ …. Этот прием не исключает подсказки учителя (название операций, их последовательности, интуитивного поиска решения задачи). Однако использование схематического рисунка, практического действия позволяет в дальнейшем обобщать и переносить арифметическое действие в новые ситуации. Осознанности анализа задачи способствует прием использования задач с одним данным, без числовых данных, с лишним данным. Некоторые учителя уже на этом этапе предлагают задачи, в которых вопрос (часть условия) стоит в начале (в конце) задачи и используют схематическую запись ее структуры.

Продолжая изучение сложения и вычитания чисел в пределах 10, дети знакомятся с составными задачами (в два действия) через систему подготовительных упражнений и заданий (задачи – цепочки, задачи с двумя вопросами, задачи с измененной структурой и др.). Выполняя эти упражнения, ученики приходят к выводу о том, что есть задачи, в которых не хватает данных и ответить на вопрос можно только решив предварительно другую задачу. Знакомство с решением составной задачи сопровождается разбором, включающим составление плана, постановкой вопросов, записью решения отдельными действиями и ответа. На этом этапе необходимо выяснять, почему некоторые задачи решаются одним действием, а другие двумя. Ученикам предлагаются задания творческого характера (изменить вопрос к задаче так, чтобы она решалась в два действия и решить задачу с новым вопросом). Продолжается работа по составлению текстовых задач по рисунку, краткой записи, по заданному решению. Решение задач помогает усвоению приемов сложения чисел с переходом через десяток. Для формирования умения решать задачи предлагаются задания на составление, сравнения задач, их решений. Рассмотренные выше приемы успешно использовались нами на практике при обучении школьников решению задач в первом классе.

Список литературы

  1. Моро, М.И. Математика. 1 класс. Учебник : в 2 ч. / М.И. Моро, М.А. Бантова. – М.: Просвещение, 2023 – 2 ч.
  2. Примерная рабочая Программа по математике. Начальное общее образование. Утверждена протокол 3/21 от - Дата доступа:
  3. Стойлова Л.П. Теоретические основы начального курса математики /Л.П.Стойлова. - М. Издательский центр «Академия», 2014

Шереметьева Екатерина Юрьевна - студентка 2 курса, направление подготовки Педагогическое образование, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева», г. Орел

Статью ___ ТЕКСТОВЫЕ ЗАДАЧИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ПЕРВОГО КЛАССА (УМК «ШКОЛА РОССИИ»)

судентки Шереметьевой Е.Ю. рекомендую к изданию в сборнике «Вестник студенческого научного общества».

Руководитель: Шалева Л.Б., кандидат педагогических наук, доцент

______ ______________ 20 _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Математика» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 136 часов в год по 4часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2012-2013 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма ...

Рабочая программа по курсу "Математика" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Рабочая программа по предмету "Математика" 1 класс Пояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты о...

Рабочая программа по курсу "Математика" 1 класс УМК "Школа России"

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Календарно-тематическое планирование уроков по курсу " Математика" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

В соответствии с Образовательной программой школы, рабочая программа по математике рассчитана на  136 часов в год при 4 часах в неделю....

Рабочая программа по курсу "Математика" 3 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «МАТЕМАТИКА. ИНФОРМАТИКА»Пояснительная запискаРабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального го­сударственного стандарта начального общего образов...

Календарное-тематическое планирование уроков по курсу "Математика " 2 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Учебно-тематический план№Наименование разделов и темВсего часов1Числа от 1 до 100. Нумерация.152Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.713Умножение и деление чисел от 1 до 100.244Табличное умнож...