Отчёт по теме самообразования
материал на тему
Отчёт по теме самообразования "Использование проблемных ситуаций как средства активизации познавательной деятельности учащихся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot.rar | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт по теме самообразования «Использование проблемных ситуаций как средства активизации познавательной деятельности учащихся».
« Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам.
Дайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие»
Э.И. Александрова
Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес. Эти задачи должны носить проблемный характер.
Решение той или иной проблемной ситуации на уроке способствует формированию мотива деятельности учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться.
Особенно эта тема актуальна при работе по УМК «Школа 2100», т.к. уроки в этой системе позволяют внедрять технологию проблемно--диалогического обучения, которая наиболее широко используется на уроках открытия нового знания. При таком обучении дети сами обнаруживают противоречие между имеющимися и новыми знаниями и ищут пути и способы его разрешения.
Проблемные вопросы и ситуации формируют у учащихся мыслительно- аналитические способности: умение делать выводы и умение строить обобщения на основе анализа, синтеза и оценки. Таким образом, новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Ученик перестаёт быть пассивным объектом, а становится активным субъектом образовательной деятельности. А учитель перестаёт быть транслятором информации. Его функции: постановка задач; организация деятельности учеников; управление этой деятельностью; экспертиза полученных результатов на предмет соответствия стандарту выполнения.
Всё сказанное обусловило выбор темы самообразования – «Использование проблемных ситуаций как средства активизации познавательной деятельности учащихся».
Поставила перед собой цель: способствовать повышению познавательных интересов младших школьников через применение проблемных ситуаций на уроках.
Определила следующие задачи:
- раскрыть сущность проблемного обучения и его роль в активизации познавательной деятельности младших школьников;
- на основе анализа литературы по теме изучить особенности в применениях проблемных ситуациях на уроках;
- разработать приемы работы по использованию проблемной ситуации при изучении отдельных тем;
- активизировать познавательную деятельность учащихся через участие в конкурсах и олимпиадах (очных, заочных, дистанционных).
Можно выделить следующие этапы работы над темой:
- изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме;
- изучение методов, способов создания проблемных ситуаций на уроке;
- внедрение полученных знаний в работу;
- систематизация и обобщение полученного опыта, отчёт по теме самообразования.
Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н. А. Менчинская, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Т. В. Кудрявцев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, А. М. Матюшкин, И. С. Якиманская и др.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах урока. Приведу несколько примеров использования проблемных ситуаций на своих уроках:
На уроке математики:
Тема «Число и цифра 5»
Детям предлагается задание: решить цепочку примеров с помощью числового отрезка.
3-1+2
Затем задание усложняется +1
У детей возникает затруднение: мы не можем выполнить это действие, т.к. отрезок короткий. Детям задаётся вопрос: как же быть? Они начинают предлагать разные варианты и приходят к выводу, что нужно продолжить отрезок на 1 единичный и получить новое число, следующее за числом 4 . Это число 5.
На уроке чтения
Тема М.Зощенко «Глупая история».
Рассматривается иллюстрация. Использую приём Си-финк-уандэ.
- Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите?
- Что вы об этом думаете?
- Какие вопросы у вас возникли?
Проблема: что могло случиться с мальчиком? Почему он упал?
После прочтения текста отвечаем на вопрос.
Работа над темой самообразования нашла отражение в открытых уроках, которые я показала в этом учебном году.
- Открытый урок по математике «Число и цифра 5» в рамках школьного конкурса «Учитель года;
- Открытый классный час «В гостях у светофора» в рамках школьного конкурса «Учитель года;
- Открытый урок по математике для родителей «Решение задач» в рамках Дня открытых дверей;
- Открытый урок по чтению «М.Зощенко. Глупая история» для студентов педагогического училища.
На всех уроках использовала проблемные ситуации.
В течение года посетила ряд уроков своих коллег, где так же познакомилась с приёмами активизации познавательной деятельности учащихся.
Работая над реализацией личного плана самообразования, принимала участие во Всероссийском конкурсе «Лучшая методическая разработка», где заняла 2 место. Разместила несколько материалов со своими уроками в интернете. На каждый материал имею свидетельство о публикации.
Познавательная активность учащихся активизируется так же через их участие в конкурсах и олимпиадах (очных, заочных, дистанционных).
Так, в этом учебном году ученики моего класса активно участвовали как в школьных конкурсах, так и в дистанционных олимпиадах Всероссийского уровня
Уровень | Название конкурса | Кол-во участ ников | Результат |
Всероссийский Победителей – 57 ч. Участников – 61 ч. | Межпредметная олимпиада «Классики» | 17 | участники |
Олимпиада по математике (сайт «Ростконкурс») | 27 | 1 место - 2 ч. 2 место – 4ч. 3 место – 8 ч.. | |
Олимпиада по окр. миру (сайт «Ростконкурс») | 11 | 1 место - 5 ч. 2 место –2 ч. 3 место – 4 ч. | |
Олимпиада по лит. чтению (сайт «Ростконкурс») | 7 | 2 место –2 ч. 3 место – 2 ч. | |
Олимпиада по русскому языку (сайт «Ростконкурс») | 7 | 3 место -1 ч. | |
Олимпиада по математике (сайт «ФГОСТЕСТ») | 21 | 1 место – 10 ч. 2 место – 3 ч. 3 место – 1 ч. | |
Олимпиада по информатике (сайт «ФГОСТЕСТ») | 9 | 1 место – 1 ч. 3 место – 1 ч. | |
Олимпиада «Человек и космос» («сайт «Марафоны») | 8 | 1 место – 2 ч. 2 место – 4 ч. | |
Олимпиада «Творчество А. Барто» (сайт «Марафоны») | 11 | 1 место – 5 ч. 2 место – 2 ч. 3 место – 2 ч. | |
Муниципальный Участников –24 ч. | «Дары осени» | 16 | участники |
Конкурс рисунков по ПДД | 8 | участники | |
Школьный | Сбор макулатуры | 3 место | |
Сбор макулатуры | 1 место | ||
Сбор макулатуры | 3 место | ||
Конкурс рисунков «Мамины глаза» | 18 | ||
Конкурс рисунков «Встречаем Новый год» | 5 | ||
Конкурс поделок «Лучшая новогодняя игрушка» | 25 | ||
Конкурс открыток к 9 мая | 26 |
В результате работы над темой самообразования я получила возможность для профессионального самосовершенствования, моя методическая копилка пополнилась материалами учителей. В результате работы получила сертификаты, свидетельства и дипломы, которые мне пригодятся при аттестации. Работу над темой самообразования буду продолжать и на следующий учебный год. Для прохождения аттестации планирую написать авторскую программу по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчёт по теме самообразования
Тема "Развитие речевых умений и навыков на уроках литературного чтения в условиях личностно-ориентированного обучения"Отчёт представлен в виде поэтапной работы ежегодно....
отчёт по теме самообразования
Данный материал содержит отчёт по теме самообразования " Формирование познавательной активности первоклассников через внеурочную деятельность" и презентацию к нему. Отчёт предс...
Отчёт по теме самообразования."Применение деятельностного метода на уроках математики в начальной школе"
Отчет по теме самообразования "Применение деятельностного метода обучения в начальной школе на уроках математики в рамках УМК "Школа-2100" (из опыта работы)...
"Создание оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности" Отчёт по теме самообразования
«Создание оптимальных условий для развития творческих и индивидуальных способностей учащихся в различных видах деятельности»...
Отчёт по теме самообразования: «Формирование нравственных качеств личности учащихся через решение текстовых задач»
Считаю, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современной жизни низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства...
Отчёт по теме самообразования учителя иностранного языка "Внеклассная работа по иностранному языку для учащихся первого класса как подготовка к новому учебному предмету"
Данная работа будет полезна молодым учителям в качестве примерного материала для оформления отчётной документации , а также тем, кто работает над успешной адаптацией учащихся начальной школы к н...