Доклад на педагогическом совете
статья (4 класс) на тему
Проблема обеспечения преемственности при введении ФГОС начального образования и основного общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
«Проблема обеспечения преемственности при введении ФГОС
начального образования и основного общего образования»
Подготовила: Куваева Т.Б., учитель начальных классов
2015год
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
В.В. Путин
ФГОС – новая парадигма (модель) отечественного образования, средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, где
- начальная школа – первичные навыки самостоятельного поиска знаний;
- основная школа – самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач;
- старшая школа – применение полученных знаний в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.
Ведущие принципы ФГОС — принципы преемственности и развития.
Вопрос о преемственности федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является принципиальным, поскольку стандарты разрабатываются и утверждаются по ступеням общего образования. Для осуществления преемственности при введении ФГОС НОО и ООО педагог должен знать основные положения стандартов начальной и основной ступеней образования.
Стандарт НОО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» октября 2009 г. № 373.
Стандарт ООО утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .
Между стандартами НОО и ООО много общего. В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход.
Системно - деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Системно – деятельностный подход ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Позиции, характеризующие ученика основной школы, — это преемственная, но углубленная и дополненная версия характеристики выпускника начальной школы.
Портрет ученика начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет ученика основной школы:
- любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Основанием преемственности является – формирование умения учиться. Цель НОО – учить ученика учиться. Цель ООО – учить ученика учиться в общении.
Стандарт общего образования | |
ФГОС НОО | ФГОС ООО |
Итоговая оценка выпускника формируется на основе: 1. накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам; 2. оценок за выполнение (как минимум 3-4) итоговых работ (по предметам и комплексной работы на межпредметной основе). | Итоговая оценка выпускника формируется на основе: 1.результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированным в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; 2. оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; 3. оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию ФГОС общего образования. |
ФГОС НОО и ФГОС ООО – это система требований, сокращённо «3Т»:
- требования к структуре ООП(основная образовательная программа), к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой ОУ;
- требования к условиям (кадровым, финансовым, материально-техническим);
- требования к результатам освоения ООП (личностным, метапредметным и предметным).
Требования к результатам освоения основной образовательной программы являются ключевой составляющей Стандарта.
Требование к структуре ООП включает в себя и требование к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования – 80% и 20%, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов и курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, а также реализацию индивидуальных проектов.
Структура основной образовательной программы состоит из трёх разделов: целевой, содержательный, организационный. Целевой раздел включает пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижения. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая присутствовала также в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности. В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. И ещё один раздел ООП – организационный, который содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.
В программе НОО предусматривается формирование УУД, а в программе ООО -дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование умения учиться.
Формировать и развивать УУД – значит:
- Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца (эталона).
- Передать сам способ выполнения метапредметного действия.
- Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости – развивать его.
УУД – это способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, что предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4) учебные действия и операции.
Различают три группы планируемых результатов:
1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).
2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.
3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
Личностные. К ним относится:
- Cпособность к саморазвитию и личностному самоопределению;
- Сформированность мотивации к обучению;
- Сформированность ценностно-смысловых установок;
- Способность ставить цели и строить жизненные планы,
Познавательные включают:
- Умение строить высказывания;
- Формулировка проблемы;
- Рефлексия деятельности;
- Структурирование знаний;
- Поиск информации;
- Смысловое чтение;
- Моделирование.
К коммуникативным относятся:
- Постановка вопросов;
- Разрешение конфликтов;
- Умение выражать свои мысли;
- Управление поведением партнера;
- Планирование учебного сотрудничества.
Регулятивные. К ним относятся:
- Целеполагание;
- Планирование;
- Прогнозирование;
- Контроль;
- Коррекция;
- Оценка.
Личностные результаты | |
ФГОС НОО - готовность и способность учащихся к саморазвитию; - сформированность мотивации к обучению и познанию; - ценностно - смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; - сформированность основ гражданской идентичности | ФГОС ООО - готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению; - сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции,правосознание; - способность ставить цели и строить жизненные планы; - способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. |
Метапредметные результаты | |
ФГОС НОО - освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями | ФГОС ООО - освоенные учащимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные); - способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, - самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками; - построение индивидуальной образовательной траектории |
Предметные результаты | |
ФГОС НОО - освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе с временной научной картины мира. | ФГОС ООО - освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно- проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. |
Одной из составляющих преемственности НОО и ООО является структура урока – современного урока. Цель-обучить самостоятельному решению проблем . Средство-открытие знаний вместе с детьми.
Традиционный урок | Современный урок |
1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками | 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения 5. Применение знаний учениками |
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
- общую характеристику учебного предмета, курса;
- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
- содержание учебного предмета, курса;
- тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Различие ФГОС НОО и ФГОС ООО
В содержании и ведущем виде деятельности:
- в начальной школе – средства и способы решения задачи (игровая деятельность, учебная самостоятельность);
- в основной школе – выбор самой задачи, выбор направления действий (система проб, проектная деятельность).
Вывод –
Преемственность-это двусторонний процесс. С одной стороны-начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой- основная школа, которая развивает ( а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/27/picture-570.jpg)
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/24/picture-14541-1519491437.jpg)
Доклад на педагогическом совете "Звукобуквенный анализ – как фундамент выработки орфографической зоркости младших школьников".
Серьезные проблемы возникают в школе в связи с недостаточной грамотностью учащихся. Чтобы предупредить возникновение подобных проблем или помочь детям преодолеть подобные трудности, необходимо как мож...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/03/picture-188337-1701595666.jpg)
Доклад на педагогическом совете "Здоровый образ жизни - экология души педагога и воспитанника"
Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, ...
Доклад к педагогическому совету "Использование ИКТ в воспитательной работе"
Актуальная тема педагогического совета....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-356019-1385567920.png)
Доклад на педагогическом совете по теме "Формирование патриотизма в начальной школе"
Доклад на пед. совете "Формирование патриатизма в начальной школе"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/21/picture-399946-1392999908.jpg)
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"
Доклад на педагогическом совете по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС НОО"...