Интегрированное обучение детей с ОВЗ
статья на тему
Интегрированное обучение детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_obuchenie_detey_s_ovz.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное обучение детей с ОВЗ
На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. Опыт работы нашего детского сада показал необходимость социально-педагогической и психологической поддержки родителей детей с ограниченными возможностями, в первую очередь матерей, поскольку именно на их плечи чаще всего ложится бремя ответственности за воспитание ребенка. Работа с родителями включает в себя мониторинг психологического климата в семье, проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе в домашних, оказание консультативной и практической помощи. Главной целью нашей работы является создание благоприятного эмоционального климата в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии, формирование педагогической компетенции родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу.
Семья осуществляет следующие функции:
1) воспитательная;
2) хозяйственно-бытовая – для удовлетворения материальных потребностей и для сохранения здоровья;
3) эмоциональная: культурное и духовное общение;
4) первичный социальный контроль – это контроль за выполнением норм, усвоенных в процессе социализации и воспитания;
Похожая статья: Социально-педагогическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
5) репродуктивная и сексуальная – это воспроизводство потомства и супружеские взаимоотношения.
Современная семья переживает сложный этап в эволюции – переход от традиционной модели к новой, и многие ученые характеризуют нынешние условия семьи как кризисные, что повлекло за собой падение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей. Средняя величина семьи составляет 3,2 человека – в городе и 3,3 – в селе [1, с.6]. Факторы сокращения величины семьи: рост числа бездетных и молодежных семей; рост числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак; тенденция отделения молодых семей от родителей; увеличение доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокой матерью.
Основные социальные проблемы семьи:
1) трудное материальное положение семьи;
2) ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества продуктов питания;
3) злоупотребление алкоголем и наркотиками;
4) жестокое обращение с детьми и другими членами семьи;
5) антиобщественный образ жизни, правонарушения и скандалы;
6) социальное сиротство – это явления устранения или неучастия в выполнении родительских обязанностей – искажение родительского поведения.
Похожая статья: Социальная адаптация ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Социальные сироты – это дети, лишенные родителей, то есть сироты при живых родителях. Более 50% детей помещаются в дом ребенка по социальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в местах лишения свободы, алкоголизм родителей.
Отказные дети – это те, от которых мать отказалась письменно в родильном доме. Основные причины отказа от ребенка:
1) тяжелая болезнь или уродства (около 60%);
2) сложные материальные и бытовые условия (около 20%) [2, с.181].
Типы семей:
Среднестатистическая семья:
- семья нуждается в политике стабилизации семьи и, прежде всего, в эмоциональной разрядке, проблемы такой семьи – это взаимоотношения супругов, воспитание детей, особенно подростков.
Молодая семья:
- здесь приоритетной сферой внимания социальной работы могут быть – межличностная адаптация супругов, распределение ролей и функций, трудности начального воспитания детей.
Похожая статья: К проблеме физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья
Вторичная семья:
- это семья, созданная повторно обоими или одним из супругов – для нее характерны выше перечисленные проблемы, а также типичны построение взаимоотношений со старой и новой семьей, адаптация детей к новым родителям или уходу одного из них из семьи.
Неполная семья:
- это семья, где отсутствует один из родителей; ее проблемы – это изменение статуса в обществе – низкий материальный уровень, наличие развития у детей девиантности.
Многодетная семья:
- где три и более детей; ее проблемы – бедность, нестабильность статуса в обществе, иждивенческие установки, условия для развития у подростков девиантности и психологических отношений.
Типы семейных взаимоотношений
Брак – это гражданское состояние, добровольный союз мужчины и женщины, ведущий к образованию семьи. По силе власти в семье кого-либо из супругов, можно выделить четыре типа брака:
1) доминирующий муж и пассивная жена;
2) доминирующая жена и пассивный муж;
3) открытая борьба или соперничество;
4) изоляция или эмоциональное отчуждение;
5) псевдо-кооперация, когда внешне соглашаются, но внутри остаются при своем мнении.
В зависимости от типа семейных взаимоотношений семьи можно подразделить на гармоничные, где адекватное исполнение ролей мужчины и женщины, и дисгармоничные семьи, в которых супруги имеют различные проблемы, такие, как:
- обвинение, когда один из супругов утверждает, что дефект в другом супруге;
- успокоение, когда супруг пассивно согласен с утверждением, что дефект в нем;
- отвлечение, когда поведение одного из супругов отвлекает его от напряженной ситуации в семье;
- чувство обиды, возникает в том случае, когда один из супругов дает больше, чем получает;
- чувство вины, когда один из супругов получает больше, чем дает;
- паралояльные отношения (ревность, озлобленность, подозрительность).
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы.
Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.
Семья является той формой общности людей, в которой – соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной связью.
Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.
В научно-педагогической литературе по проблемам семьи к важнейшим функциям семьи относят генеративную (воспроизводство людей, поскольку, как правило, здоровые дети рождаются в семье), рекреативную (физическая, материальная, моральная, психологическая взаимопомощь, организация досуга), коммуникативную, регулятивную, фелицитологическую (ощущение счастья в семье), экономическую и хозяйственно-бытовую. Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования.
Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.
В структуре семьи учитываются: количество членов семьи (что определяет тип семьи – нуклеарная или большая), их родственные связи (родители, родители и дети, братья и сестры), характер взаимоотношений в подсистемах, границы взаимоотношений (проблемы близости и отдаленности между членами семьи, специфика семейных правил и норм, эмоциональный климат); взаимоотношения между членами семьи и семьей как системой с другими членами «большой» семьи (бабушки, дедушки, двоюродные родственники и т.д.), взаимоотношения между семьей как системой и ближайшими друзьями.
Вторым компонентом семьи как системы является окружение. Под ним понимают ситуацию проживания, социоэкологический статус, взаимоотношения семьи с соседями и вообще в социуме, влияние референтной группы «большой» семьи (бабушки, дедушки, ближайшие родственники), сильные и слабые стороны этого влияния на семью.
Функционирование семьи является ее третьим компонентом. Оно включает в себя ролевую деятельность ее членов – совокупность установок, норм и образцов поведения, характеризующих одних членов семьи в их отношениях к другим ее членам (в нуклеарной модели семьи основными семейными ролями являются роли мужа и жены, матери и отца, детей, братьев, сестер; в модели большой семьи – добавляются роли дедушек и бабушек, свекра и свекрови, тестя и тещи, зятя и невестки, и т.п.).
Ролевая значительность членов сравнивается со стандартами и учитывается при работе с семьей как объектом воздействия.
Четвертым компонентом семьи-системы является история ее развития. Она включает в себя генеалогическое древо семьи («корни» семьи и влияние их на сегодняшнее положения дел в семье), обычаи и традиции семьи и стадии развития семейной жизни.
Американский исследователь семьи Соня Роудс выделяет в развитии семьи семь основных стадий [1 с. 177].
- Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования. Задача – развитие реалистической оценки каждому из партнеров.
- Наполнение и пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу. Задача – развитие воспитательных образцов у всех членов семьи.
- Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет детей дошкольного возраста. Задача – отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого члена семьи.
- Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового возраста. Задача – развитие взаимоотношений «Родитель-подросток», основанных на понимании возрастающей независимости ребенка и на супружеских отношениях, основанных на товариществе.
- Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью. Задача – изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям «взрослый-взрослый» между детьми и родителями.
- Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы. Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей.
- Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков. Задача – развитие системы взаимоотношений между поколениями.
Несомненный интерес представляет понимание семьи как системы американского психолога В. Сатир [3, с. 221]. По ее мнению, семья как система состоит из следующих составных частей: цели (воспитание подрастающего поколения и дальнейшее развитие всех ее членов), основных элементов (взрослые и дети; мужчины и женщины), порядка функционирования элементов системы (правила, по которым живет семья или общения между ее членами и особенности их самооценок), энергетики (ее дают пища, вода, воздух, активность и жизненные позиции членов семьи в их сочетании друг с другом), взаимодействия с внешними миром (оно связано с отношением к изменениями, происходящим в жизни). Как считает В. Сатир, семья как система может быть закрытой (т.е. неблагополучная семья) и открытой (гармоничная семья). В ее работе приводятся характеристики закрытой семьи-системы и семьи-системы открытой, подчеркивается, что открытая семья работает по принципу развития, а поскольку целью сегодняшней семьи является развитие каждого ее члена, то ставится задача по использованию всех ее структур для достижения вышеуказанной цели. Чтобы семейная система была жизнестойкой, указывает Сатир, она должна предоставлять каждому ее члену возможность занять свое место в семье и испытывать от этого удовольствие.
Эмоциональный тон, общность семьи, взаимосвязь всех ее членов – важнейшие составляющие характеристики, на которые обращается внимание при восприятии семьи как объекта социального воздействия.
Однако, являясь объектом социального воздействия, семья одновременно является и субъектом социализации личности ребенка. В этом случае эффективность воздействия семьи на личность определяется ее воспитательным потенциалом.
Воспитательный потенциал семьи складывается из биологического, технологического, экономического и социального компонентов.
Биологический компонент определяется наследственностью, которая передается из поколения в поколение генограммой, чем и определяется наследственное состояние психики индивида. Явление это пока изучено недостаточно.
Психологический компонент включает тип семьи («нуклеарная» или «большая», полная или неполная), выполнение ролевых функций членами семьи (действительные и стандарты), тип взаимоотношений в семье (авторитарный, демократический, попустительский), наличие или отсутствие педагогических способностей у родителей и уровень их интеллектуального развития. И главное – нравственно-психологический климат в семье.
Основными составляющими экономического компонента являются уровень доходов в семье, наличие жилья и другие материальные блага.
Социальный компонент, который также в совокупности с другими определяет воспитательный потенциал семьи, складывается из принадлежности семьи к определенной этнической группе, социального статуса семьи, образования родителей, их профессии и занимаемой должности, культурного и духовного уровня развития.
Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, в нашей стране рассматривались исключительно через призму проблем своего ребенка. Работа с родителями ограничивалась консультациями по поводу развития и обучения ребенка, но при этом упускался из виду очень серьезный аспект – эмоциональное состояние самих родителей. Для многих родителей детей с ОВЗ характерна особая ранимость и ощущение себя изгоями в обществе. Окружающие, к сожалению, не всегда толерантно относятся не только к самим детям с особыми образовательными потребностями (ООП), но и их родственникам. Поэтому для них так важно найти людей, которые понимают их проблемы, не осуждают и поддерживают, относятся к ним без нигилизма. Беседы с воспитателями, дефектологом, социальным педагогом и психологом – это одна из возможностей решить проблемы, преодолеть негатив, стабилизировать нервную систему, получить ответы на сложные вопросы.
При работе с такими семьями мы решаем следующие задачи:
- формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
- развитие детско-родительских отношений;
- совершенствование коммуникативных форм поведения;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Во время индивидуальных консультаций мы предоставляем родителям информацию о возможностях психологической разгрузки и снижении уровня эмоциональных переживаний, связанных с выполнением роли родителя ребенка с ОВЗ.
Часто родители категорично отрицают диагноз, завышают требования к ребенку, в итоге результат не соответствует ожиданиям родителей, возникают конфликты. Сотрудники детского сада помогают родителям принять ситуацию и ребенка такими, какие они есть.
Часто оказывается, что в основе заявляемых проблем лежит внутренний страх, неуверенность, поэтому работа проводится очень деликатно.
В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают конфликты, осложняются отношения между супругами, родственниками, что сказывается на ребенке. При работе с такими родителями мы стараемся нейтрализовать проблему, гармонизируя детско-родительские отношения.
Как показывает наш опыт, всем семьям, имеющим ребенка с ОВЗ, требуется социально-психологическая поддержка. Необходимо, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, чтобы эта проблема не становилась только личным делом семьи. Важно, чтобы семья не замыкалась, не стеснялась своего ребенка. При адекватно построенной семейной атмосфере, отношении к своему ребенку функционирование семьи сохраняется.
Воспитание ребенка с нарушениями в развитии требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому так важно взрослым сохранить физическое здоровье и душевное равновесие, оптимизм. От того, как дальше поведут себя родители, во многом будет зависеть судьба ребенка и самой семьи. Мы считаем, что наилучший способ помощи детям с ОВЗ – это помощь их родителям, и всегда призываем к этому всех работников нашего учреждения.
Дети, имеющие проблемы в развитии, – сложная и разнообразная группа. Различные нарушения развития по-разному отражаются на формировании социальных связей детей. У родителей необходимо формировать правильное понимание особенностей развития ребенка с ОВЗ. Адекватное понимание родителями причин отклонения от нормального развития ребенка, а также возможных последствий, является необходимым условием для правильно организованного воспитания ребенка.
Помощь детям с особыми образовательными потребностями требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий. Выделяют следующие формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии:
Родители стесняются неполноценности своего ребенка, гипер опекают его, прячут от людей, не посещают общественные места, лишая его жизненных впечатлений. Ребенок развивается медленно, не чувствует себя спокойным и в безопасности, он замкнут, неуверен в себе.
Родители ошибочно считают себя виновными в состоянии ребенка, настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые только расстраивают ребенка, не приносят ему никакой пользы.
3. Родители постепенно приходят к выводу о безнадежности состояния ребенка, отказывают в проявлении к нему каких-либо знаков внимания, любви. Часто такие родители отказываются от воспитания ребенка, передавая его на попечение государства. Если ребенок продолжает воспитываться в семье, то его либо обижают, либо перестают обращать внимание. У ребенка появляется негативизм, подавленное состояние, немотивированное упрямство.
4. Не желая примириться с неполноценностью ребенка, родители преувеличивают его возможности, не хотят замечать недостатков, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным.
5. Родители принимают ребенка таким, каков он есть, не ограничивают круг его общения. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.
Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при качественной коррекционной работе и правильном семейном. Максимально возможного уровня развития ребенка можно достигнуть только при соблюдении ряда условий. К ним относятся:
- раннее начало коррекционной работы,
- благоприятная семейная обстановка,
- взаимодействие детского сада с семьей,
- медицинское сопровождение.
Для полноценного воспитания в семье необходимо соблюдать основные принципы коррекционной работы, поэтому родители не должны самообразовываться, чтобы помочь ребенку с особыми образовательными потребностями.
Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.
Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья делает семью «особой». Семья ребенка с нарушением развития имеет много своих особенностей, так как ее жизненная ситуация совершенно иная, она находится в ином положении в обществе, чем семья здорового ребенка. Это, в свою очередь, накладывает отпечаток на типы семейного воспитания и на психологические проблемы родителей.
От успешности решения проблем в семье зависит гармоничность взаимоотношений и наличие необходимой комфортной микросреды для жизни и развития ребенка.
Психолого-педагогическая и медико-социальная помощь ребенку является наиболее значимой для социальной адаптации детей с ОВЗ. С помощью совместных усилий специалистов и родителей, воспитывающих ребенка с ООП, и готовности социума к оказанию поддержки таким семьям, возможно достичь такого качества жизни, при котором они смогут чувствовать себя полноценной частью нашего общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Организация интегрированного обучения детей с ЗПР в условиях массовой школы
Презентация к выступлению на методсовете...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика класса, в котором обучается ребёнок с ОВЗ по основной образовательной программе ОУ в условиях инклюзии и нуждается в специальном сопровождении. Дается подробная характеристика данного у...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный комплект рабочих материалов содержит психолого-педагогическую характеристику класса, календарно-тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе с планируемыми результатами освоения ...
Конструирование урока при интегрированном обучении детей в сельской школе.
Давайте представим себе – сельская школа, значит , прежде всего гетерогенные классы, в которых учатся дети разных уровней развития и обучаемости. Образовательный процесс в таком классе строится ...
Адаптированная рабочая программа (реализация АООП ООО в рамках интегрированного обучения детей с ОВЗ) для 4 класса
Адаптированная рабочая программа (реализация АООП ООО в рамках интегрированного обучения детей с ОВЗ) для 4 класса по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру, технологи...
Специфика работы учителя общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Комплект рабочих материалов учителя для осуществления обучения учащихся 2 класса с ОВЗ (ЗПР) английскому языку в инклюзивной форме с учетом особенностей контингента учащихся и необходимости реал...
Интегрированное обучение детей с нарушениями речи.
Интегрированное обучение детей с нарушениями речи. ...