Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс учителя начальных классов МОУ «Архангельская СШ» Шатковского района Нижегородской области Мартемьяновой Е.И.
На тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"
Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности младших школьников на уроках русского языка.
Задачи:
Обучающие:
раскрыть значимость приемов «Ассоциации», «Значение слова», «Речевая разминка», «Синонимы», «Тема в разных позициях», «Отсроченная загадка», «Доскажи словечко» ;
- дать рекомендации педагогам по использованию данных приемов на разных этапах урока русского языка.
Развивающие:
- популяризировать инновационные идеи, технологии, находки педагога;
- повышать эффективность образовательного процесса, путём использования приемов работы.
Воспитательные:
- активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование:
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
- получение педагогами представления о творческих приемах по формированию читательской грамотности;
- внедрение в образовательный процесс преподавателей методов и приёмов активизации речевых способностей детей на уроке русского языка.
Ход мастер–класса
Слайд 1 При использовании на уроках литературного чтения и русского языка различных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, являющиеся важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.
Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовыми предметами для этого являются уроки литературного чтения и русского языка.
Мною были изучены разные приёмы формирования читательской грамотности.
Слайд 2 Покажу это на примере одного урока русского языка при изучении раздела «Слово в языке и речи» тема «Однозначные и многозначные слова» 2 кл. УМК «Школа России»( скан страницы 2 кл.стр.47-48
Слайд 3 (ассоциации) Первый прием «АССОЦИАЦИИ» Применение данного приема на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления детей.
Слайд 4 ( страница учебника) Уважаемые коллеги, закройте, пож-та, глаза и представьте себе ассоциации, которые возникнуть при назывании слова ЕЛКА
-Что вы себе представили, когда услышали это слово?
-Правильно, ёлку в лесу, елку красиво украшенную на празднике, елку у дороги и тд.
-А как можно ее назвать другим словом? (дерево.
-Т.е. во всех примерах мы представили Дерево, значит у слова ЁЛКА сколько значений? -одно значение.
А теперь еще раз закройте глаза и представьте Иглы. А теперь, что вы себе представили?
-Да, иглой мы шьем, иглы есть у елки, иглы на спине у ежика.
-В этом случае, как вы считаете, эти иглы, которые вы мне назвали, они все имеют одинаковые значения? Нет, иглы для шитья – инструмент, иглы у ели -хвоинки, а иглы у ежа-колючий панцирь, который защищает зверька от опасности.
-Как тогда называются такие слова, у которых много значений? Многозначные.
- Прочтите, пож-та, слово, которое у меня в руках: КОРЕНЬ
-Что вы представили себе, когда прочитали это слово? В Математике-кв.корень, в русском-корень слова, в окружающем мире-корень растения
-Какой большой ассоциативный ряд получился.
-В любом классе есть дети, на которых учитель может опереться, я их называю «Палочки-выручалочки»-они же занимают позицию Экспертов при выполнении сложных заданий. -Поэтому разбор слова Шляпка предлагаю выполнить Экспертам -является ли это слово многозначным и почему словом ШЛЯПКА названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и часть гвоздя.
Слайд 5 (копилка слов)- При выполнении следующего задания (упр.60 , мы затронули прием
Слайд 6 «КОПИЛКА СЛОВ»- упражнения, направленные на значение слова, позволяющие расширить знания учащихся о разнообразии лексики русского языка.
Представляю вашему вниманию фрагмент урока с данным приемом.
( гиперссылка
Слайд 7. Упражнения с «СИНОНИМАМИ »- позволяют избежать повторения в речи одних и тех же слов
-Среди слов синонимичного ряда дети не назвали еще одно, не подскажете его? Подумайте, мы часто называем дорогу еще одним словом, встречается это слово часто в известной скороговорке про Сашу? (ШОССЕ
-Давайте произнесем эту скороговорку все вместе с утвердительной интонацией:
Слайд 8 (речевая разминка) Шла Саша по ШОССЕ и сосала сушку
-Мы использовали еще один речевой прием «РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА»- любимый прием детей, цель которых -организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.
-Чтобы урок стал продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции.
Слайд 9 Представляю вашему вниманию прием -«ТЕМА В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ», он заключается в организации работы учащихся в парах или небольших группах
- Занятие с фокус группой
Слайд 10- Я попрошу образовать фокус группу и разделиться для выполнения задания по упр.61.
1 группа- «Художники»-прочитайте предложения под цифрой 1, найдите многозначные слова и сделайте к ним рисунки.(листы, фломастеры, учебник
2 группа- «Аналитики»-прочитайте предложения под цифрой 2, найдите многозначные слова, определите их лексическое значение и проверьте себя по толковому словарю (учебник.
3 группа - «Эксперты»- прочитайте предложения под цифрой 3, найдите многозначные слова, определите их лексическое значение и запишите еще свои предложения с этим словом , но с другим лексическим значением.(тетрадные листы, учебник
Работа с залом: по произведению М. Зощенко
-А пока моя фокус группа работает, я хочу поговорить вот о чем.
Не секрет, что современные дети мало читают, они больше заинтересованы современными гаджетами и телефонами, а это напрямую влияет на речевые возможности детей. Чтобы заинтересовать их чтением книг, я использую прием «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА».
-Разберем ее на примере одного рассказа
Слайд 11 (отрывок рассказа
Когда я был маленький, (предлагайте свои варианты продолжения фразы)… Щелчок ………….я очень любил мороженое.
И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, ……….у меня прямо начиналось головокружение:……………. до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик.
И мы с ней мечтали,………… что вот, когда вырастем большие, будем ……….. кушать мороженое не менее как три, а то и четыре раза в день.
Но наша мама не позволяла нам его есть……….. Она боялась, что мы простудимся и захвораем. ..
И вот однажды…
-И что же было дальше вы узнаете, если прочитаете рассказ М.Зощенко «Мороженое и калоши».
Слайд 12. Проверим, как справились мои помощники фокус группы с заданием.
Художники, прочитайте первое предложение и покажите свой рисунок. Назовите лексическое значение слова Колокольчик в этом предложении (это цветок Щелчок
-Правильно, Это травянистое растение по форме похожее на маленький колокол.
-Прочитайте второе предложение и покажите свой рисунок. Назовите лексическое значение слова Колокольчик в этом предложении (это медный звонок Щелчок
-Молодцы, Колокольчик -ударный музыкальный инструмент.
-Аналитики, какое многозначное слово вы разбирали? (пушистый Щелчок
- Прочитайте первое предложение и какое лексическое значение слова 1 или 2 подходит?
( 2-очень мягкий, легкий
Хорошо, и второе предложение прочитайте и объясните (1-покрытый мягким пухом, мягкой шерстью
Слайд13. Молодцы.И группа Экспертов- какое многозначное слово вы разбирали? (Звезда
-Прочитайте первое (второе) предложение и назовите значение слова Звезда. Щелчок
Звезда-небесное тело, звезда-поделка
-А теперь ваши предложения с другими значениями (звезда- морская,кремлевская, на пагонах, звезда сцены Щелчок. .
-Сочетание рассмотренных приёмов и заданий позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.
Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Слайд 14 Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».
Слайд 15 В нашей школе ведется кружок функциональная грамотность. Учителями начальных классов была разработана программа, реализовать которую помогают рабочие тетради авторов Буряк М.В., Шейкиной С.А.
Слайд 16 а также берем задания на электронных платформах Яндекс учебника и Учи.ру
Слайд 17 Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.
Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...
Мастер - класс "Совместная проектная деятельность как средство развития коммуникативных основ личности младшего школьника"
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, т...
Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения
Международная программа по оценке качества обучения PISA - это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем...
Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения
Презентация к докладу...
Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»
Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»...
Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...
Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности.
В данной статье говорится, что читательская грамотность является неотъемлемым навыком функциональной грамотности....