Мастер-класс на тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Мартемьянова Елена Ивановна

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс учителя начальных классов МОУ «Архангельская СШ» Шатковского района Нижегородской области Мартемьяновой Е.И.

На тему: "«Читательская грамотность- базовый навык функциональной грамотности младших школьников»"

Цель мастер-класса: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих формирование читательской грамотности  младших школьников на уроках русского языка.

Задачи:

Обучающие:

раскрыть значимость приемов «Ассоциации»,  «Значение слова», «Речевая разминка», «Синонимы»,  «Тема в разных позициях», «Отсроченная загадка», «Доскажи словечко» ; 

  • дать рекомендации педагогам по использованию данных приемов на разных этапах урока русского языка.

Развивающие:

  • популяризировать инновационные идеи, технологии, находки педагога;
  • повышать эффективность образовательного процесса, путём использования приемов работы.

Воспитательные:

  • активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.

Оборудование: 

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

  • получение педагогами представления о творческих приемах по формированию читательской грамотности;
  • внедрение в образовательный процесс преподавателей методов и приёмов активизации речевых способностей детей на уроке русского языка.

Ход мастер–класса

       Слайд 1    При использовании на уроках литературного чтения и русского языка различных  форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления, являющиеся важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Читательская грамотность -способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовыми предметами  для этого являются уроки литературного чтения и русского языка.

     Мною были изучены разные приёмы формирования читательской грамотности.

    Слайд 2 Покажу это  на примере одного  урока русского языка при изучении раздела «Слово в языке и речи» тема «Однозначные и многозначные слова» 2 кл. УМК «Школа России»( скан страницы 2 кл.стр.47-48

Слайд 3 (ассоциации) Первый прием «АССОЦИАЦИИ» Применение данного приема на уроках способствует развитию творческой активности и логического мышления детей. 

Слайд 4 ( страница учебника) Уважаемые коллеги, закройте, пож-та,  глаза и представьте себе ассоциации, которые возникнуть при назывании  слова ЕЛКА

-Что вы себе представили, когда услышали это слово?

-Правильно, ёлку в лесу, елку красиво украшенную  на празднике, елку у дороги и тд.

-А как можно ее назвать другим словом? (дерево.

-Т.е. во всех примерах мы представили Дерево, значит у слова ЁЛКА сколько значений? -одно значение.

 А теперь еще раз закройте глаза и представьте Иглы. А теперь, что вы себе представили?  

-Да,  иглой  мы шьем, иглы  есть у елки, иглы на спине у  ежика.

-В этом случае, как вы считаете,  эти иглы, которые вы мне назвали, они все имеют одинаковые значения? Нет, иглы для шитья – инструмент, иглы у ели -хвоинки, а иглы у ежа-колючий панцирь, который защищает зверька от опасности.

-Как тогда называются такие слова,  у которых много значений?      Многозначные.

-  Прочтите, пож-та, слово, которое у меня в руках: КОРЕНЬ

-Что вы представили себе, когда прочитали это слово? В Математике-кв.корень, в русском-корень слова, в окружающем мире-корень растения

-Какой большой ассоциативный ряд получился.

-В любом классе есть дети, на которых учитель может опереться, я их называю «Палочки-выручалочки»-они же занимают позицию Экспертов при выполнении сложных заданий. -Поэтому  разбор слова Шляпка предлагаю выполнить Экспертам -является ли это слово многозначным и почему словом ШЛЯПКА названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и часть гвоздя.

Слайд 5 (копилка слов)- При выполнении следующего   задания (упр.60 ,  мы затронули прием

 Слайд 6 «КОПИЛКА СЛОВ»- упражнения, направленные на значение слова, позволяющие расширить знания учащихся о разнообразии лексики русского языка.

Представляю вашему вниманию фрагмент урока с данным приемом.

 ( гиперссылка  

Слайд 7. Упражнения с «СИНОНИМАМИ »- позволяют избежать повторения в речи одних и тех же слов

-Среди слов синонимичного ряда дети не назвали еще одно, не подскажете его? Подумайте, мы часто называем дорогу еще  одним словом, встречается это слово часто в известной скороговорке про Сашу? (ШОССЕ

-Давайте произнесем эту скороговорку  все вместе с утвердительной  интонацией:

Слайд 8  (речевая разминка) Шла Саша по ШОССЕ и сосала сушку

-Мы использовали еще один  речевой прием «РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА»- любимый прием  детей, цель которых -организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения.

 

-Чтобы урок   стал продуктивным, ученики должны занимать активную позицию, осуществляя разнообразные мыслительные операции.

Слайд 9 Представляю вашему вниманию прием -«ТЕМА В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ», он заключается в организации работы учащихся в парах или небольших группах

- Занятие с фокус группой

Слайд 10- Я попрошу образовать  фокус группу и  разделиться для  выполнения  задания по упр.61.

1 группа-  «Художники»-прочитайте предложения под цифрой 1, найдите многозначные слова и сделайте к ним рисунки.(листы, фломастеры, учебник

2 группа- «Аналитики»-прочитайте предложения под цифрой 2, найдите   многозначные слова, определите их лексическое значение и проверьте себя  по толковому словарю (учебник.

3  группа - «Эксперты»- прочитайте предложения под цифрой 3, найдите   многозначные слова, определите их лексическое значение и запишите еще свои предложения с этим словом , но с другим лексическим значением.(тетрадные листы, учебник

Работа с залом: по произведению М. Зощенко

-А пока моя фокус группа работает, я хочу поговорить вот о чем.  

Не секрет, что современные дети мало читают, они больше заинтересованы современными гаджетами и телефонами, а это напрямую влияет на речевые возможности детей. Чтобы заинтересовать их чтением книг, я использую прием «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА».

-Разберем ее на примере одного  рассказа

Слайд 11 (отрывок рассказа

Когда я был маленький,  (предлагайте свои варианты продолжения фразы)… Щелчок ………….я очень любил мороженое.

И когда, например, ехал по улице мороженщик со своей тележкой, ……….у меня прямо начиналось головокружение:……………. до того мне хотелось покушать то, что продавал мороженщик.

И мы с ней мечтали,………… что вот, когда вырастем большие, будем ……….. кушать мороженое не менее как три, а то и четыре раза в день.

Но наша мама не позволяла нам его есть……….. Она боялась, что мы простудимся и захвораем. ..

И вот однажды…

-И что же было дальше вы узнаете, если прочитаете рассказ М.Зощенко «Мороженое и калоши».

Слайд 12. Проверим, как  справились мои помощники фокус группы с заданием.

Художники, прочитайте первое предложение и покажите свой рисунок. Назовите лексическое значение слова Колокольчик в этом предложении (это цветок Щелчок

-Правильно, Это травянистое растение по форме похожее на маленький колокол. 

-Прочитайте второе предложение и покажите свой рисунок. Назовите лексическое значение слова Колокольчик в этом предложении (это медный  звонок Щелчок

-Молодцы, Колокольчик -ударный музыкальный инструмент.

-Аналитики,  какое многозначное слово вы разбирали? (пушистый Щелчок

- Прочитайте первое предложение и какое лексическое значение слова 1 или 2 подходит?

 ( 2-очень мягкий, легкий

Хорошо, и второе предложение прочитайте и объясните (1-покрытый мягким пухом, мягкой шерстью

Слайд13.  Молодцы.И группа Экспертов- какое многозначное слово вы разбирали? (Звезда

-Прочитайте первое (второе) предложение и назовите значение слова Звезда. Щелчок

Звезда-небесное тело, звезда-поделка

 -А теперь ваши предложения с другими значениями (звезда- морская,кремлевская, на пагонах, звезда сцены  Щелчок. .

-Сочетание рассмотренных приёмов и заданий  позволяет эффективно построить работу на уроке по формированию читательских умений.

Важно научить младшего школьника учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Слайд 14  Важно помнить, что эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя,  задача учителя, выступать организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда с уверенностью можно будет сказать словами И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».

Слайд 15  В нашей школе ведется кружок функциональная грамотность. Учителями начальных классов была разработана программа, реализовать которую помогают рабочие тетради авторов Буряк М.В., Шейкиной С.А.

Слайд  16  а также берем задания на электронных платформах Яндекс учебника и Учи.ру

 Слайд  17    Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс.Презентация. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Презентация к мастер-классу "Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника."...

Формирование навыков функционального чтения младших школьников как основа развития читательской компетентности на следующей ступени обучения

Международная программа по оценке качества обучения PISA -  это самый весомый и уважаемый мониторинг оценки качества образования в школе, который проводится раз в 3 года и проходит под патронажем...

Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»

Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности  учащихся на уровне начального общего образования»...

Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...

Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности.

В данной статье говорится, что  читательская грамотность является неотъемлемым навыком функциональной грамотности....

«Функциональная грамотность. Методы развития функциональной грамотности»

В данной презентации представлены методы развития функциональной грамотности, которые я регулярно использую на уроках....