Заседание МО на тему «Формирование УУД как фактор повышения качества образования».
материал на тему
В материале раскрыты методы, приемы, формы работы при формировании УУД в начальной школе, даны рекомендации по
обеспечению преемственности в формирование УУД на второй ступени обучения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
заседание МО на тему "Формирование УУД как фактор повышения качества образования". | 38.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание МО на тему «Формирование УУД как фактор повышения качества образования».
26.03.2012
Основные вопросы.
1.Формирование УУД как фактор повышения качества образования (доклад руководителя МО Божковой В.И..).
2.Методы, приемы, формы работы при формировании УУД в начальной школе (выступление учителя начальной школы Даниленко С.А.).
3.Обеспечение преемственности в формирование УУД на второй ступени обучения (выступление учителя истории Леоновой И.Б.).
Слайд 2.
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникает необходимость более пристального изучения тех новых требований, которые выдвигает общество и время. Хочется привести тезис из выступления президента Российской Федерации Д. Медведева на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, состоявшемся 15 октября 2008 года: «Вопрос системных изменений в школе касается практически любого человека в нашей стране и является одним из ключевых элементов национального развития». С чем же связано введение новых образовательных стандартов?
В советский период наше государство обладало блестяще продуманной и отработанной системой образования, четко выполняющей социальный заказ государства и общества, а с точки зрения формирования научного потенциала страны мы были впереди большинства государств. Однако с изменением государственной системы, а отсюда- и общественных отношений и социокультурной среды большинство профессиональных педагогов замечают, что многое из того, что вчера давало ощутимые результаты в образовании, сегодня «не срабатывает» или работает недостаточно неэффективно.
В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а применить их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, не может применить эти знания, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Не случайно современную школу философы называют капканом, выставленным человеком у себя на пути. Передавая детям «ничейные» знания, отчужденные от их собственного опыта, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.
Это понимают не только ведущие ученые, педагоги и психологи, но и разработчики заданий ЕГЭ. В статье газеты «Аргументы и факты», рассказывающей об усложнении в этом году заданий ЕГЭ практически по всем предметам, особенно по математике, отмечается: «Анализируя результаты работ прошлых лет, разработчики заданий пришли к выводу, что логарифмические уравнения наши дети решают лучше, чем простенькие задачки из жизни типа «по графику цены на нефть определить, когда она была наименьшей». Или посчитать, сколько сырков стоимостью 7 рублей 20 копеек можно купить на 60 рублей. Научить подставлять формулы можно и обезьянку. А вот понять условие задачи и жизненную ситуации -это уже совсем другое умение. Другими словами, детям придется не просто выучить, что написано в учебниках, но и суметь применить полученные знания для решения жизненных задач. Чтобы не получилось, как в известном мультфильме, где двоечник решал задачку про землекопов и у него получилось полтора землекопа. Поэтому, обещают авторы ЕГЭ по математике, будет больше реалистических задач, а не матанализа».
Слайд 3
Нельзя сегодня не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них слабая мотивация к получению новых знаний. Ученика уже не устраивает объяснение педагога, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет. Психологи отмечают, что современные дети во многом отличаются от учеников 80-90 годов прошлого века. Во-первых, современные дети более информированы практически по любым вопросам. Если раньше дети ощущали определенный информационный голод, то сегодня через всевозможные источники они практически насильно «загружаются» информацией. Т.к. информация подчас носит противоречивый характер, то это вызывает у современных школьников состояние тревожности и неуверенности. Во-вторых, еще одним качеством современных детей следует назвать ощущение своего «Я» в мире, а следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. В-третьих, дети сегодня более недоверчиво относятся к словам и поступкам взрослых, чем, скажем, лет 15 назад. Поэтому нам нужно быть готовыми психологически к тому, что не все сказанное нами будет приниматься на веру. Отдельно надо отметить, что современные дети в подавляющем большинстве перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизор и всевозможные компьютерные игры. Как следствие- приходят учиться дети, не обладающие навыками общения и практически не социализированные, т.е. плохо понимающие, как вести себя в коллективе сверстников, какие существуют нормы поведения.
Слайд 4.
Перемены, происходящие в современном обществе, стремительное развитие науки и техники, создание новых информационных технологий требуют определения новых целей образования. Темпы обновления знаний сегодня настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Даже закончив вуз, молодой человек сегодня вряд ли сразу начнет работать по специальности, чаще всего после института ему приходится сразу переучиваться, чтобы заинтересовать работодателей. Поэтому непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на "открытие" им нового знания.
Слайд 5.
В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет! Современное, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Слайд 6.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. Целью образования сегодня становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».
Слайд 7.
Сегодня заявлен запрос не просто на человека, а на Личность, которая должна обладать целым набором качеств:
-самостоятельность в принятии решений и выборе;
-умение отвечать за свои решения;
-способность нести ответственность за себя и за близких;
-готовность к действиям в нестандартных ситуациях;
-обладание приемами учения и готовность к постоянной переподготовке;
-обладание набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний и т.д.
Понятно, что задача вырастить за годы школьной учебы личность с такими качествами крайне сложна, но не будем забывать, что другого пути, если мы хотим жить в правовом обществе, у нас нет. А новые цели требуют новых подходов к их реализации.
Слайд 8.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.
Слайд 9.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 10.
Формирование общеучебных действий в прогрессивной педагогике всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Итак, что же дают универсальные учебные действия?
Слайд 11.
Они:
- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Слайд 12.
Универсальный характер УУД проявляется в том, что они:
- носят надпредметный, метапредметный характер;
2) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
3) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
4) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
5) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Слайд 13.
В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить:
-личностные;
-регулятивные;
-познавательные;
-коммуникативные.
Слайд 14.
Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Слайд 15.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:
1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3.Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
4.Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5.Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6.Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Слайд 16.
Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:
1.общеучебные,
2. логические,
3.действия постановки и решения проблем.
Общеучебные универсальные действия включают в себя:
1.самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
3.знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
4. умение структурировать знания;
5. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
Слайд 17.
Универсальные логические действия включают в себя:
1.анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
2.синтез как составление целого из частей;
3.выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
4.подведение под понятия, выведение следствий;
5. установление причинно-следственных связей,
6.построение логической цепи рассуждений,
7.доказательство;
8.выдвижение гипотез и их обоснование.
Слайд 18.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Слайд 19.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Уже введены новые образовательные стандарты на начальной ступени обучения, в ближайшем будущем будут вводиться и новые стандарты основного общего образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Нельзя научить ребенка учиться, не ставя его в активную позицию. Просто лекциями и пересказыванием учебника не обойтись…
«Если хочешь научиться прыгать – надо прыгать». Также и с универсальными учебными действиями. Чтобы учиться планировать, надо планировать, а чтобы научиться систематизировать информацию – необходимо осваивать формы, в которых требуется анализировать и перерабатывать информацию.
Так, меняется роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Хочется вспомнить слова всемирно известного Брюса Ли, который считал: «Учитель не открывает истины, он - проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам. Хороший учитель - лишь катализатор».
Слайд 20.
Всем нам следует перейти «от стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий».
Мы считаем, что в нашей школе обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального общего образования и переход на ФГОС НОО для нашей школы не является "революционным", т.к.:
Во-первых, модель школы, начиная ещё с 1999 года, близка по содержанию к новой модели ФГОС (структура школы, режим, внеурочная деятельность, содержание образования и мн. др.), благодаря внедрению УМК «Гармония». Именно в этом УМК накоплен огромный опыт формирования универсальных учебных действий.
Во-вторых, педагоги школы активно используют современные образовательные технологии, среди них: технологию развивающего и проблемного обучения, технологию продуктивного чтения, технологию личностно ориентированного обучения, технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов), лежащих в основе преподавания по УМК «Гармония».
Слайд 21.
«Гармония» определяет основную цель образования как выращивание функционально грамотной личности.
Для достижения этой цели важнейшую роль играют, по мнению разработчиков и авторов УМК «Гармония», не столько предметные, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. В УМК «Гармония» разработано несколько механизмов развития личностных и метапредметных результатов: во-первых, это формирование УУД средствами продуктивных заданий на различных предметах; во-вторых, на базе использования технологий деятельностного типа; в-третьих, с помощью проектной технологии, учебно-исследовательской деятельности школьников и специально разработанных жизненных (компетентностных) задач; в-четвертых, с помощью внеучебной деятельности.
Наиболее кардинальным изменением современного образования является смена образовательной парадигмы: от авторитарно-репродуктивной к развивающей, личностно-ориентированной. В связи с этим на смену отдельным формам и методам активного обучения приходят целостные образовательные технологии деятельностного типа.
Слайд 22.
Технология проблемно-диалогического обучения, положенная в основу УМК «Гармония», позволяет учителю сегодня целенаправленно работать над формированием ключевых УУД, особенно регулятивных, обеспечивая формирование умения решать проблемы и умения организовывать свою учебную деятельность. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования проблемного диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных. Отмечу, что данная технология универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
В соответствии с данной технологией для эффективного формирования УУД на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. При традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы самим учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания, вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна. При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование самими учениками вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» нового знания учащимися самостоятельно, и следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.
Учителя начальной школы в ходе подготовки к педсовету на своих открытых уроках продемонстрировали хорошее владение данной образовательной технологией для формирования у учащихся универсальных учебных умений. На уроке обучения грамоте в 1Б классе по теме «Буква Ф» учитель Исупова И.Е., используя данную технологию, организовала эффективную деятельность учащихся на каждом этапе. Учащиеся 1–го класса на этапе постановки проблемы, анализируя материал учебника, самостоятельно называют тему урока, определяют цель и задачи своей деятельности, совместно с учителем составляют план по решению основной задачи, т.е. на этом этапе учитель работает над формированием у учащихся регулятивных учебных действий. Именно на этом этапе учитель формирует у учащихся мотивацию к осознанной познавательной деятельности. Поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Работая с букварем, производя звуко-буквенный анализ слов с ф, учащиеся демонстрируют хороший уровень сформированности таких познавательных действий, как извлекать информацию из иллюстраций, слов, обобщать и классифицировать информацию по определенному критерию, представлять ее в другом виде (в виде схемы с помощью карандашей разного цвета) и т.д. Кроме того, в ходе диалога у учащихся формируются коммуникативные учебные действия, т.е. умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными целями.
На открытом уроке в 1А классе ученики Николенко М.И. также продемонстрировали хороший уровень сформированности универсальных учебных действий. Учащиеся умеют определять тему урока, цель своей деятельности, составлять план решения проблемы, На этапе решения проблемы учитель грамотно организует подводящий диалог, учит учащихся действовать в соответствие с составленным планом, сверять результаты своей деятельности с пунктами плана, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Слайд 23.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), успешно применяемая учителями начальных классов на этих уроках, позволяет формировать у учащихся умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счёт обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика.
Слайд 24.
Грамотное использование технологии продуктивного чтения продемонстрировала на открытом уроке литературного чтения в 3Б классе по теме «У каждого свое место в природе…» учитель Сырова Т.П. Данная технология обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения и поэтому является универсальной, может быть применима на любом предметном содержании и любой ступени. На этапе работы до чтения учащиеся учатся извлекать информацию из фрагмента рассказа Д. Мамина-Сибиряка «Медведко», предложенную не только в явном, но и в неявном виде, составлять устное высказывание на основе данной информации, по заголовку высказывать предположение о содержании рассказа. На этапе работы во время чтения учащиеся показали хороший уровень сформированности познавательных учебных действий: умений работать с текстом, извлекать нужную информацию, представлять эту информацию в виде таблицы (например, какими словами описывается медвежонок, как описывается отношение рассказчика к медвежонку). В ходе такой работы учащиеся уясняют главные мысли каждой части прочитанного, выделяют основную и дополнительную информацию в тексте, формулируют его главную мысль, а также приводят факты и примеры, помогающие автору ее раскрыть. На этапе работы с текстом после чтения учащимся предлагаются вопросы: почему рассказчик отдал медвежонка, каким представляете рассказчика, проследите по таблице, как меняется отношение к медвежонку, как понимаете смысл рассказа, какова его главная мысль. Данная технология, таким образом, направлена на формирование коммуникативных УУД, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника, в данном случае автора, умение осознанно читать вслух и про себя тексты художественные и учебные. На уроке Сыровой Т.П. проводилась работа и по формированию у учащихся личностных универсальных учебных действий, т.е. умений давать оценку поступкам героев, по формированию у них чувства ответственности за собственные поступки.
Грамотно использовала все виды перечисленных выше технологий учитель Исаева Е.А. на открытом уроке по окружающему миру в 2А классе по теме «Природные зоны. Тундра». Урок проводился в форме путешествия. Учащиеся 2-го класса обладают хорошим уровнем сформированности регулятивных УУД: на этапе постановки учебной проблемы они совместно с учителем определяют и формулируют тему урока, составляют план решения учебной проблемы. На этапе решения проблемы учитель организует работу по формирования у учащихся познавательных УУД: учащиеся определяют, какой информации не хватает для решения проблемы, работают с текстом, анализируя, сравнивая, обобщая новую для себя информацию. Учитель на уроке использует разнообразные формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективную, групповую, индивидуальную. Работа в группах с «Листами наблюдений» способствует развитию коммуникативных УУД: умения договариваться с другими людьми, умения слушать и понимать других, доносить свою точку зрения. Учитель, используя принцип мини-макса, работает в основном на максимальном уровне сложности. Определяя пищевые связи изучаемой природной зоны, отвечая на вопрос учителя: «Что произойдет, если какое-то звено пищевой цепочки исчезнет?»- учащиеся приходят к выводу, что все в мире взаимосвязано (личностные УУД). Исаева Е.А. показала, что на уроке идет работа над формированием у учащихся не только предметных умений и знаний, но и над развитием метапредметных УУД, а также над личностным развитием детей. Исаева Е.А. обучает учеников и навыкам проектной деятельности: учащиеся работают над созданием общего проекта «Природные зоны».
Таким образом, технологии деятельностного типа (технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология оценивания образовательных достижений) обеспечивают не только высокий уровень усвоения знаний, т.е. высокий уровень предметных результатов, но и формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), что на сегодня является одной из главных задач образования, а следовательно, педагога. Поэтому владение этими технологиями является необходимым условием успешной его работы.
Однако, как показал анализ посещенных мною в этом году уроков в основной школе в ходе различного вида контроля, а также в ходе классно-обобщающего контроля учащихся 5-х и 9-х классов, сегодня значительная часть педагогов использует преимущественно традиционные методы обучения. Например, многие педагоги при применении технологии проблемного обучения на этапах постановки и решения проблемы сами сообщают тему и знания в готовом виде. Меньшая часть педагогов применяет проблемные методы, однако делает это скорее интуитивно, чем осознанно. По этой причине подготовка проблемного урока представляет собой трудоемкий процесс, качество урока находится не на должном уровне, а возможность тиражирования накопленного опыта отсутствует. Кроме того, учителя используют довольно узкий диапазон проблемных методов, чаще всего- проблемно-монологические (сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации; сообщение темы с мотивирующим приемом; сообщение гипотезы и проверки), тем самым снижая обучающий и развивающий эффект этапа введения знаний. Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать универсальные учебные действия не только в начальной школе, но и продолжать эту работу и в средней, и в старшей школе.
Таким образом, противоречие между объективной необходимостью проблемно-диалогического обучения и фактическим его отсутствием в реальной школьной практике ставит перед методической службой школы задачу освоения педагогами технологий деятельностного типа. В рамках ОС «Школа 2100» указанная задача решается таким образом, что в учебно-методические комплекты эти технологии уже заложены. Пользуясь учебником и методическими рекомендациями, учитель может подготовить и успешно провести проблемно-диалогический урок. К сожалению, существует опасность, что осваивая систему «Школа 2100» самостоятельно, педагог возьмет из новых учебников лишь содержание (что и происходит в реальности), проигнорировав методику подачи материала. По этой причине следует провести в школе серию семинаров по обучению педагогов использованию технологий деятельностного типа для формированию УУД.
Слайд 25.
Проблема эта требует скорейшего решения еще и потому, что одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Мы все долгое время считали, что преемственность касается лишь содержания обучения, и удивлялись, почему нашим ученикам переход в пятый класс дается так тяжело. Необходима преемственность между этими этапами и на дидактическом, и на психологическом, и на методическом уровне. Непонимание того, что единая образовательная среда, от первого до выпускного класса-необходимое условие для достижения основной цели образования, приводит к тому, что выпускники школы не обладают достаточным уровнем сформированности УУД, не мотивированы на получения дальнейшего образования.
Слайд 26
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Школа полного дня для учащихся начальных классов как фактор повышения качества образования и сохранения здоровья школьников
Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать ...
Статья "Создание единого информационного пространства школы как фактор повышения качества образования"
Данная статья использовалась как выступление на августовской конференции МО начальных классов, с целью объяснить и показать, что такое пилотный проект "Интел" и как он работает на практике. В пр...
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
«Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важного фактора повышения качества образования младших школьников»
Выступление на ШМО...
Статья на тему: «Формирование мотивации учащихся как фактора повышения качества образования»
У каждого педагога рано или поздно возникает вопрос: "Как мотивировать учащихся?" В своей статье я рассказываю педагогам и родителям о мотвации. Думаю, этот материал поможет многим взглянуть...
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся в учебной и внеурочной деятельности как один из факторов повышения качества образования в условиях ФГОС"
Обобщение педагогического опыта на муниципальном уровне....