«Семья и школа: единство в традиции»
статья на тему
Сегодня вопрос сотрудничества семьи и школы в единстве традиций опять стал актуальным для педагогов.
Да, несомненно, школа даёт очень многое в плане воспитания обучающихся, но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье. Но родители по-разному воспитывают ребенка в семье, по-разному относятся к школе, поэтому нельзя сказать, что сохранены все единые традиции в воспитании детей.
Необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания. Педагог, психолог П.П.Блонский говорил: «Нельзя воспитывать ребенка, не воспитывая его родителей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antropova_n.n.docx | 33.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семья и школа: единство в традиции»
Подготовила Антропова Н.Н.
учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
МАОУ СОШ№2 УИИЯ,
г.Ноябрьск ЯНАО
Данная тема не нова. Если рассмотреть вопрос о единстве традиций семьи и школы в разрезе темы «Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся», то каждый из вас может назвать ряд действий, которые вы планируете и проводите совместно с учащимися и их родителями. У нас есть теоретические знания и практический опыт.
Из своего опыта работы приведу краткийперечень традиционных дел с родителями и обучающимися в моем классе. Формы их проведения разные, я представляю самые активные.
Совместные праздники | Совместные дела |
Праздник, посвященный Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто». Яркий пример единства детей, семьи и школы в проведении мероприятий к великому празднику Дню Победы. Каждый ученик готовится - это ли рисунки на тему, подарки ветеранам своими руками, проведение концертов для ветеранов, встречи с участниками ВОВ, рассказы о своих родственниках ветеранах ВОВ, возложение цветов к памятнику погибшим. Государство, школа, родители, дети –все в одном направлении: мы едины и мы не победимы! У детей формируются нравственные чувства, патриотизм. Праздники:Первое сентября. Традиционно в этот день дети, их родители, школа, город, вся страна отмечают праздник. У детей формируется гордость за Родину, любовь к своему краю, школе. Прощание с Азбукой, Прощание с начальной школой. Маленькое событие ребенка превращается во всеобщий праздник. У ребенка развивается стремление быть самоустремленным. конкурсные и концертные программы к 8 марта, 23 февраля, ко дню Матери, ко дню семьи, ко Дню защиты детей. спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья»,Соревнования «Будущий олимпиец». «Традиции нашей семьи», «Семейное фирменное блюдо». Долгосрочный проект«Мы за чаем не скучаем» в итоге превращается в общий праздник для детей и их родителей, бабушек, дедушек. Заканчивается он чаепитием с песнями и играми. Ролевые игры «Один за всех и все за одного!» интеллектуальные игры«Край, в котором я живу». | Конкурс поделок из природного, бросового материала; изготовление поделок к Новому году, к 8 марта, 23 февраля, к Пасхе Участие в природоохранной деятельности (уборка территории, посадка деревьев и т.д) Проект на тему: «Когда семья вместе, то и душа на месте». Выставки рисунков, фотографий на темы «Моя семья», «Мой город». Проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы. Помощь пожилым людям, акция «С добрым утром, ветеран» Экскурсии в лес, к озеру Посещение музеев, выставок, фестивалей. «День открытых дверей» |
Понятно, что обо всех традиционных мероприятиях невозможно рассказать сейчас.
Так почему же сегодня вопрос сотрудничества семьи и школы в единстве традиций стал актуальным?
Да, несомненно, школа даёт очень многое в плане воспитанияобучающихся, но все исходные жизненные установки ребёнок получает в семье.
-сегодня система семейного воспитания претерпевает значительные изменения.Многие родители стали всё больше и больше самоустраняться от воспитания своих детей, перекладывая все заботы на государственные учреждения ( детсад, школа).
- разрушение семьи в традиционном понимании усугубляют проблемы семейного воспитания по ряду причин, и мы их видим на слайде:
1. Малодетность семьи уже во многих поколениях; воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыковпо уходу за младшими братьями и сестрами.
2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.
3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и «лежит поперек лавки, а не вдоль».
4. Происходит осложнение семейного воспитания из-за обострения социально-экономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный минимум); сегодняродители занимаются добыванием средств, иногда просто выживанием. Вот те объяснения мы слышим от родителей «Я долго задерживаюсь на работе, не успеваю проверить дом.зад». или наоборот большой достаток в семье и вседозволенность.
5. Зависимость родителей от социальных сетей, когдародители увлекаются просмотром передач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), компьютерные игры, а наобщение с детьми, на их воспитание не хватает времени.
Все эти причины влияют на характер взаимодействия родителей с педагогами. Родители по-разному воспитывают ребенка в семье, по-разному относятся к школе, поэтому нельзя сказать, что сохраненывсе единые традиции в воспитании детей.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России перед нами поставлена четкая цель -создание условий для становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной ценности российского общества.
Поэтому необходимо дифференцированно строить работу с семьей и родителями, не навязывая всем одинаковые формы взаимодействия, а ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания. Педагог, психолог П.П.Блонский говорил: «Нельзя воспитывать ребенка, не воспитывая его родителей».
Средствпсихолого-педагогического просвещения родителейдостаточно много- это использование
-индивидуальных форм работы с родителями:
- Беседы
- Консультации
- Посещение семей
- групповых форм работы с родителями:
- родительские собрания
- дни открытых дверей для родителей
- организация совместных внеклассных мероприятий
- конференции по обмену опытом
- вечера вопросов и ответов
- диспуты
- встречи с учителями, администрацией, специалистами /медиками, психологами, социальными работниками и др.
Одним родителям достаточно услышать совет педагогов, с другиминеобходимо индивидуально работать, а есть те, кому нужно и показать, и доказать или посмотреть на проблему со стороны.
Сегодня я предлагаю вам пополнить копилку в работе с родителями, используя новое направление в обучении родителей - симуляционные игры.
Симуляционные игры (лат. simulare - притворяться).
Игра в легкой и доступной форме предоставляет возможность «ускорить» понимание, выявить проблемы некоторых сторон, изменить отношение к проблеме и сразу найти необходимые решения.
Смысл игры в том, что она дает возможность прожить определенную ситуацию в ускоренном темпе, раскрыть недостатки и показать пути их преодоления. Роли игроков максимально приближены к жизни. Ситуаций много в зависимости от классного коллектива. Например, частые драки детей, причиной которых является наставление родителей «давать сдачи». Ребенку сложно определить, когда дать сдачу! Или есть родители, которые не только своими примерами учат врать, но и говорят ребенку, чтобы он врал и т.д.
Симуляционная игра содержит
- объяснение содержания и условий игры
- подготовку действующих лиц к исполнению своих ролей
-итог (рефлексия).
В игре участвуют:
-ведущий
-исполнители
- эксперты
-зрители
В любой игре соблюдаются правила и регламент.
Цель применения симуляционной игры, как одной из форм работы с родителями - рассмотрев проблему и услышав разное мнение, научить родителей правильно строить отношения с детьми, учителем, разработать единые требования к ребенку в конкретной ситуации и добиться единства стремлений, взглядов на воспитательный процесс.
Из-за недостатка времени, сегодня исполнитель предлагает вопрос по основной нашей теме, не проигрывая ситуацию.
Вопрос простой по нашей теме, но притворимся, что мы можем думать иначе или как родители.
Какова роль традиций в формировании духовно-нравственных ценностей обучающихся?
Ведущий:
Участники разделятся на группы: сегодня мы возьмем ускоренный вариант и разделимся на группы родителей, учителей, выбраны эксперты. Напоминаю, в зале остались зрители, вы в любое время можете высказать свою точку зрения (согласиться или отвергнуть суждение).
Ведущий –регулятор действий у доски.
На столах листы, на которых во время дискуссии вы можете написать ключевые слова или словосочетания слов своего ответа, которые по ходу игры мы будем оформлять на доске.
Игра.1 группаучителя
- Традиции сплачивают школьный коллектив, обогащая его жизнь. Например. ролевые игры «Один за всех и все за одного!», спортивныепраздники «Папа, мама, я — спортивная семья»,
- Организации совместных мероприятий, праздников, акций (Например, «С добрым утром, ветеран») объединяют родителей и детей.
- Традиции способствуют воспитанию ценностного отношения к природе, окружающей среде. Например, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы, экскурсии.
- Традиции хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Например
- В составлении и выполнении единых классных правилах учащиеся чувствуют себя в обстановке своего особого коллективного закона, гордятся им. Например.выполнять графики дежурств.
- Есть такие школьные традиции, которые вызывают гнев и раздражение детей и их родителей. Например. Чествование в школах отдельных учеников в виде слетов отличников и хорошистов. Не все дети могут усвоить программу на «4» и «5», их жалко.
2 группа родители
- Традицииформируют навыки совместной деятельности и общения родителей и детей. Например "Праздник семьи”, конкурс "Семья года”.
- Традиции способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, нравственных чувств. Например, совместные проекты «Когда семья вместе, то и душа на месте».
- Не все традиции в школе нужны родителям. Например, мой ребенок не желает носить школьную форму и быть как все. Мы его поддерживаем.
- Нет времени на семейные традиции всовременной жизни, надо учить ребенка жить, как в стае волков. Учитьзащищать себя, отвоевывать свое.
- Вот семейные традиции служат упрочению семейно-родственных связей и отношений, передаче культурных ценностей. Например- это и уважение старших, почтение бабушек, дедушек, и помощь друг другу, и совместное решение вопросов, и даже чтение сказок перед сном.
Зрители.
- Патриотические традиционные мероприятия, например благотворительные акции, помощь пожилым людям служат благодатной почвой нравственно-ценных привычек.
- Я не согласна свыступающим, есть нормативный документ в школе о единой форме, и говорить хочу или не хочу не уместно.
Вывод. Ведущий. Мы остановим дискуссию, передадим слово экспертам.
Эксперты-аналитики
1.В данной игре столкнулись разные точки зрения, которые можно обсудить на родительских собраниях.
2.Проанализировав высказанные мнения групп, зрителей, мы пришли к выводу, что многие учителя и родители считают, что роль традиций велика. Но некоторые традиционные мероприятия следует продумывать и с осторожностью проводить, потому что они вызывают разные чувства у учащихся и родителей.
Исходя из вышесказанного, мы предлагаем:
1.Терпеливо повышать педагогическую культуру родителей обучающихся.
2.Стимулировать желание стать хорошими родителями.
3.Воспитывать чувство гордости за семью, стремление поддерживать и развивать лучшие семейные традиции, ориентированные на общечеловеческие ценности.
Действительно,школьные традиции объединяет учителей, учеников и их родителей, а, значит,способствует формированию духовно-нравственных ценностей обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание: Единство семьи и школы
Сила воздействия семьи на человека огромна. Всё заложенное в детстве прочно и устойчиво. Привычки, сложившиеся в семье, так сильны, что, даже осознавая порой их отрицательное влияние, человек вс...
Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства
Как классный руководитель я применяю разнообразные формы и методы работы с родителями. Это и проведение общих родительских собраний, и групповые и индивидуальные беседы с родителями...
Единство воспитания в семье и школе
Решение проблемы единство воспитания в семье и школе...
Единство семьи и школы
Как должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании? Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Но всегда ли школе и семье...
Единство семьи и школы в воспитании учащихся
В данной статье раскрывается принципы, на которых строится работа с родителями. Данный материал представлен из опыта работы Сафроновой О.В....
Статья « Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства».
Задача учителя- всеми доступными для него средствами достичь взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально- благоприятного климата , ориентирующего на обще...